Что заслуживает описания? (К. Паустовский «Мой дом»)
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Гребень Людмила Юрьевна

План-конспект урока по теме "Что заслуживает описания? (К. Паустовский «Мой дом»)", 3 класс, "Школа-2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_39_moy_dom.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 39. К.Г. Паустовский «Мой дом».

Цель. Научить анализировать эпическое произведение, используя рассказ К. Паустовского «Мой дом».

Задачи.

  1. Составление таблицы отличий лирики и эпоса.
  2. Составление образов персонажей по описанию и поступкам.
  3. Описание места действия, характеристика образов-персонажей, описание действий героев как способа выражения идеи произведения.
  4. Обсуждение финала и заголовка как способа подчеркнуть идею произведения.

Урок 16.

Часть

Ход урока

1

Подготовка к восприятию.

Проверка д/з.

Сегодня мы с вами поиграем в игру «брейн-ринг». Правила игры следующие. Вы разделитесь на команды по 5-6 человек, выберите себе капитана. Вам будут предложены задания, после обсуждения капитан команды может ответить самостоятельно или дать слово одному из участников. Капитан команды должен обладать хорошей реакцией, право голоса будет отдаваться той команде, капитан которой быстрее поднимет руку для ответа. За ответ присуждается 1 балл.  Если команда дала неполный ответ, то пол бала присуждается команде, которая дополнит ответ. В случае, если ответ первой команды совсем далёк до полного ответа, то команда может получить или пол балла за свой ответ, или не получить ничего (на усмотрение класса, учителя).

Выигравшая по количеству очков команда получает пятёрки.

Продолжая наш разговор об осени, скажите, только ли с помощью стихотворений писатель может выразить своё отношение к осени?

А если писатель не поэт, каким образом он может рассказать читателю свои мысли? (написать эпическое произведение: повесть, рассказ, миф, сказка, баллада, былина, басня; лирическое отступление).

Задание для команд.

Выделите в командах отличия эпоса от лирики и составьте таблицу сравнения. (1 мин.).

На доске учитель заполняет таблицу под диктовку учащихся (ученики записывают в тетрадь).

Линии сравнения

Лирика

Эпос

Цель

Идея, основная мысль

Что это?

Изображение чувств, душевного состояния

Повествование, рассказ, история

Основа выражения

Картина

Сюжет

Действующее лицо

Автор, лирический герой

Образ-персонаж (главный герой, второстепенный герой)

Место действия

Внутренний мир действующего лица

Согласно сюжету

Действительно писатель может выразить своё отношение и через эпическое произведение, но продукт его творчества будет выглядеть иначе.

Рассмотрите страничку 179. Прочитайте, как называется произведение, с которым предлагают нам познакомиться авторы учебника? (Мой дом).

Знакомо ли вам имя писателя? (Да, Константин Георгиевич Паустовский).

Кто-нибудь читал это произведение раньше? (учитель отмечает для себя кто читал, чтобы при выполнении задания *** отстранить его из группы, а потом при проверки стать судьёй)

Задание для команд.

Назовите отличительные особенности творчества К.Г. Паустовского (что его отличает как писателя), можете пользоваться рабочими тетрадями.

Учитель на доске записывает «Творчество К.Г. Паустовского» (во время обсуждения команд, после под диктовку капитанов команд записывает особенности произведений). Дети также делают запись в тетрадь.

Творчество К.Г. Паустовского:

- эпические произведения;

- рассказы о природе и животных;

- любовь к природе;

- открывает удивительный мир природы;

- олицетворение животных;

- «искусство видеть мир»;

Одно очко команде назвавшей наибольшее количество характеристик.

Задание для команд (***).

Скажите, как вы думаете, касательно нашей общей темы «Глухая пора листопада», о чём может рассказать нам К.Г. Паустовский в своём произведении «Мой дом»? Составьте «Предсказание» по плану.

Место действия: (правильный ответ: старый дом в Мещёрах, о котором автор писал раннее, можно добавить беседка в глубине сада).

Герои произведения: (животные, птицы, образы природы и старого дома)

Сюжет: (…).

Учитель кратко фиксирует на доске ответы команд (опрос по вопросам параллельно).

2

Целевая установка на слушание

Прослушаем внимательно 1 главу рассказа и посмотрим верными ли оказались наши предсказания по поводу места действия, героев произведения и сюжета. При прочтении нам встретятся незнакомые слова. Мещёра (область в центральной части России, «неповторимая страна лесов, изумрудных болот и озёр, неторопливых рек и янтарных сосняков, наполненных чистейшим воздухом»), тёс (доски, от слова тесать, обрабатывать доски т.о., чтобы делать их гладкими), частокол (забор, где колья или доски расположены близко друг к другу – часто, а щели между ними узкие), кукан (приспособление для сохранения и переноса выловленной рыбы; представляет собой прочный шнур с проволочной петлёй на конце. Пойманную рыбу, сняв с крючка, сажают на кукан. Для этого петля продевается в отверстие, сделанное ножом в мягкой ткани рта рыбы, около нижней челюсти, и рыба осторожно опускается в воду. Верхний конец шнура на берегу прикрепляют к вбитому в берег колышку).

3

Первичное восприятие

Чтение текста учителем (1 глава).

4

Выявление специфики восприятия

Верен ли оказался прогноз относительно места действия?

Задание для команд.

Какая команда докажет? (чтение отрывка из текста) – ½-1 балл.

Задание для команд.

Как изменяется дом осенью?

Докажите по тексту – 1 балл.

Что значит «трещат печи»? Почему в комнатах становится светло? Какими звуками автор наполняет описание осени? (щебет птиц, треск затопленной печи). Запахами (пахнет яблоками, вымытыми полами).

Какие команды сделали правильный прогноз? (учитель проставляет плюсики перед правильными ответами команд).

5

Постановка учебной задачи на анализ

Задание для команд.

Составьте схему произведения, в которой отразите всех действующих лиц, их отношения между собой.

6

Перечитывание и анализ

Обсуждение ответа первой команды. Можно зарисовать схему.

Далее всем классом обсуждение.

Опишите действующих лиц. (Коты, разных цветов, разбойничают, хотят сорвать кукан с рыбой; хозяин дома – автор, высоко подвешал кукан, отпугивает котов, синицы, щебечут, поглядывают на хлеб)

6-е задание для команд.

Найдите доказательства  по тексту (по 1 баллу за каждый персонаж).

Дополнительные вопросы отвечающей команде.

Коты. Опишите, как ведут себя коты, почему, найдите в тексте. Почему автор применяет именно такие слова как: «шныряют», «подвывают»? Что они означают, какое качество подчёркиают? (коты-разбойники в добром смысле слова).

Синицы. Опишите, как ведут себя синицы, почему, найдите в тексте.

Хозяин дома. Опишите, как ведёт себя хозяин дома, почему вы так считаете, найдите в тексте.

Схема произведения (на доске и в тетрадях)

Как отличатся поведение животных?

Как автор относится к животным? (по-доброму, над котами смеётся, замечает их желания, жалеет).

Почему автор упомянул о котах? (описывая дом, упомянул о частоколе и вспомнил историю с котами; как мы, описывая что-либо, вспоминаем забавные истории, связанные с этим).

Задание для команд.

Составьте план главы.

1. Описание дома.

2. Западня для котов.

а) осада котов;

б) вечернее происшествие.

3. Осенний дом.

4.Синицы.

7

Целевая установка на слушание

Прочитаем вторую главу. Ответьте на вопрос: куда собирается хозяин дома?

8

Первичное восприятие

Чтение второй главы (учителем).

9

Выявление специфики восприятия

Куда собирался хозяин дома?

10

Постановка учебной задачи на анализ

Рассмотрим, где же происходят действия

11

Перечитывание и анализ

Задание для команд.

Опишите место действия, выберите из текста ключевые слова для описания.

Оказывается, что мест действия пять: старая беседка, сад, старый дом – баня, у калитки, река.

При ответе команды, необходимо, чтобы отвечающие зачитали из текста описание места действия.

Все места действия фиксируются на доске и в тетради.

Беседка:

старая,

заросшая виноградом,

разноцветная осенняя листва,

тени листьев на потолке.

Утренний сад:

шуршит туман,

падают листья,

звуки рожка.

Баня:

пустая,

пение сверчка,

шаги,

звон чашек.

У калитки:

светает;

спящий пёс.

Река.

туман,

розовый восток,

безмолвие воды,

заросли ив.

Задание для команд.

Опишите действия автора в каждом месте, найдите ключевые слова для записи в схему мест действия.

В итоге должно получиться так:

Место:                                 Действие главного героя:

Беседка                                 Ночюет, читает

Утренний сад                            Обливается водой

Баня                                   Пьёт чай

У калитки                                      -

Река                                Плывёт на лодке (рыбачит, прогуливается).

Задание для команд.

Есть ли в данной главе другие герои, кроме главного?

Найдите по тексту второстепенных героев произведения и опишите их.

Воробьи:

любопытные.

Часы:

тикание,

на круглом столе.

Ночная бабочка:

как комок шёлка-сырца.

Лягушка:

в ведре.

Рожок пастуха:

далёкая песня.

Сверчок:

громкая песня,

непугливый.

Пёс Дивный:

цепной пёс.

Задание для команд.

Что же делают второстепенные герои (докажите по тексту)?

При обсуждении учитель и ученики делает параллельно запись, получается следующее.

Место:                   Действие главного героя:      Действия второстепенных героев

Беседка                   Ночюет, читает                  Часы: тикают,

                                                                              Воробьи: заглядывают, занимают

                                                                              часы, слушают тикание, клюют

                                                                              Ночная бабочка: садится на книгу,

                                                                               оставляет пыльцу.

Утренний сад          Обливается водой             Лягушка: выпрыгивает из ведра.

Баня                         Пьёт чай                       Сверчок: поёт, не обращает внимание.

У калитки                     -                                      Дивный: спит, виляет хвостом,

                                                                              привык, зевает, вздыхает.

Река                  Плывёт на лодке                                   -

                     (рыбачит, прогуливается).

Можно обратить внимание, какими частями речи являются описательные слова, а какими частями речи слова, описывающие действия.

Задание для команд.

Мы с вами не зря построили данную схему. Посмотрите таблицу отличительных особенностей лирики и эпоса и на нашу схему и ответьте на вопрос, как К.Г. Паустовский смог воссоздать картины происходящего в тексте.

(Цементирующая основа эпоса – сюжет, т.е. действия, история, двигателем сюжета является герой, главный, второстепенный. Портрет героя, его действия, а также описание места действия способствуют воссозданию картины).

Задание для команд.

Есть ли в тексте описание чувств автора? (Зачитайте).

Зачитайте последний абзац.

Задание для команд.

Как называется в литературе отступление автора от сюжета, когда он описывает свои чувства и мысли? (Лирическое отступление).

Задание для команд.

Почему прочитав только лирическое отступление в повести, рассказе нам не будет понятна мысль автора? (Т.к. это лишь вывод, а доказательства, аргументы автора изложены через сюжет, сюжет/история – основа эпоса).

Задание для команд.

Посмотрите опять на таблицу отличительных особенностей и скажите, какова цель написания произведений автором? (Донести основную идею, мысль до читателя, разговор автора с читателем).

Задание для команд.

Как вы думаете, в чём основная мысль автора? (счастье, испытываемое автором в период осени).

Задание для команд.

Что помогает автору описать осеннее счастье? (сюжет, описание места действия, герои произведения).

Задание для команд.

Почему автор назвал произведение «Мой дом»? (потому что через описание места, героев его дома, и происходящие события в доме и на реке автор смог донести основную мысль – испытываемого им осеннего счастья).

Задание для команд.

До этого, мы с вами знакомились с творчеством поэтов: А.С. Пушкиным, К. Бальмонтом, Ф. Тютчевым. Скажите, с кем близок по своему отношению к осени К.Г. Паустовский и почему? (С А.С. Пушкиным, К.Г. Паустовскому также очень нравилась осень, он испытывал счастье в этот период года).

Подведение итогов брейн-ринга.

Д/з

Сделать план второй главы (можно сделать в группе). Пересказ текста от имени автора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок по чтению и музыке. 4 класс. К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками.Великий сказочник и музыкант Э. Григ" ."

Бинарный урок по чтению и музыке. 4 класс. К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками.Великий сказочник и музыкант Э. Григ"...

рассказ К.Г. Паустовского «Заячьи лапы» (знакомство с произведением К.Г. Паустовского «Заячьи лапы»)

Урок посвящен знакомству с произведением К.Г. Паустовского «Заячьи лапы». Рассказ содержит фрагменты описания лесного пожара. В урок литературного чтения включается материал, который помогает формиров...

Родительское собрание "Унас такие дети - которых мы заслуживаем"

Родительское собрание по программе "Путь к успеху"...

У нас такие дети, каких мы заслуживаем

Родительское собрание во 2 классе на тему "У нас такие дети, каких мы заслуживаем"...

Учебное занятие по литературному чтению в 3 классе по теме "Что заслуживает описания" К. Паустовский "Мой дом"

Тема: Что заслуживает описания?    К. Паустовский «Мой дом». Цель:1.Познакомить учащихся с произведением К.Г. Паустовского “Мой дом”.2. Учить анализировать текст, составлять план р...

Конспект урок литературного чтения "Что заслуживает описания?" (К. Паустовский «Мой дом»)

На уроке дети знакомятся с произведением К.Г. Паустовского “Мой дом”, учатся анализировать текст, составлять план рассказа, понимать красоту речи в произведении, выявлять авторскую точку з...