Рабочая программа по литературному чтению 2 класс УМК "Перспектива"
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему

Субботина Елена Владимировна

Рабочая программа литературному чтению для 2 класса (предметная область «Русский язык и литературное чтение») составлена на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Литературное чтение» М.: Просвещение, 2015, 149с. (УМК "Перспектива"), и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, утверждённому приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373,  образовательной программы МОУ гимназии «Школа искусств» им. А.А. Цветкова г. Талдома.

 Рабочая программа  составлена на основе Примерной  программы Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной 2015 г. в полном соответствии.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_2_klass.doc384.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия  «Школа  искусств» им. А.А. Цветкова

города Талдома

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ гимназии
«Школа искусств» им.

А.А. Цветкова г. Талдома

_____________________________

М.В. Петрова

«___» ______________201__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению

2 класс

СОСТАВИТЕЛЬ:

Субботина Елена Владимировна

учитель начальных классов

высшей категории                                                            

2017 – 2018 учебный год

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа литературному чтению для 2 класса (предметная область «Русский язык и литературное чтение») составлена на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Литературное чтение» М.: Просвещение, 2015, 149с. (УМК "Перспектива"), и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, утверждённому приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373,  образовательной программы МОУ гимназии «Школа искусств» им. А.А. Цветкова г. Талдома.

 Рабочая программа  составлена на основе Примерной  программы Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной 2015 г. в полном соответствии.
Место предмета в базисном учебном плане:

В 2 классе на изучение литературного чтения отводится 35 учебных недель,  (4 ч в неделю) 140 ч в год. 

Литературное чтение — один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отражённые в его названии, — изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам.

Литературное чтение, которое обеспечивает единство обучения и воспитания, создаёт условия для освоения детьми позитивной модели общения, построенной на уважении, доброжелательности и бесконфликтном стиле общения.

Отмеченные особенности предмета определяют основные цели обучения литературному чтению:

  • развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;
  • приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
  • обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
  • введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.

Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, то есть в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.

2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Решение этой задачи способствует развитию у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; умения работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.

Выполнение этой задачи связано с пониманием художественного произведения как особого Вида искусства, с формированием умения воссоздавать художественные образы литературного произведения, развитием творческого и ассоциативного воображения учащихся; развиваются умения определять художественную ценность произведения и производить анализ (на доступном уровне) средств выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств; накапливается эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, развивается поэтический слух детей; обогащается чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе.

4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-эстетические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни, создает условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, обогащает нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.

Общая характеристика курса

Литературное чтение как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте и идёт параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями. Через приобщение в процессе чтения к духовно-нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений. В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и своё отношение к героям и произведению в целом.

Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства.

Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.

Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:

  • Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.
  • Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.
  • Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность.
  • Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.

Первый раздел программы — «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения»— ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения.

Программа предусматривает поэтапное формирование навыка чтения: от громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения про себя, которое как умственное действие протекает во внутреннем плане. От плавного слогового чтения вслух учащиеся постепенно переходят к активному освоению приёмов целостного (синтетического) чтения в пределах слова (чтение целыми словами). Затем они овладевают умением интонационно объединять слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое обеспечивает лучшее понимание прочитанного, осваивают смысловое чтение, наращивают скорость чтения (беглое чтение), овладевают чтением про себя.

Содержание курса включает формирование умения слушать речь (высказывание), основой которого являются внимание к речи собеседника, способность её анализировать, выделять главное, задавать уточняющие вопросы.

Развитие умения говорить (высказывать своё мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог и строить монолог) обеспечивается включением в содержание литературного чтения материала о правилах речевого этикета, ситуациях и условиях общения (кто, что и кому говорит? как и зачем?). Учащиеся учатся ставить перед собой цель (что я хочу сказать?), корректировать и контролировать своё высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника.

Программа обеспечивает развитие выразительности устной.

Следующий раздел — «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность».

Программа предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление плана, умения кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами), а также решение различных коммуникативно-речевых задач. Содержание данного раздела направлено на освоение различных видов текстов (текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование), формирование умений соотносить заглавие и содержание текста, различать учебные, научно-познавательные и художественные тексты, определять их роль в процессе общения. Учащиеся будут наблюдать, как изменяются цели общения при

создании художественного и познавательного текстов (с помощью учителя).

Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность» нацелен на развитие художественно эстетической деятельности, формирование нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы. Дети будут учиться различать способы изображения мира в художественных и познавательных тестах (с помощью учителя), понимать различия в познании мира с помощью научно-понятийного и художественно-образного мышления, осмысливать особенности художественного и научно-познавательного произведений, создавать собственные тексты.

Программа предусматривает знакомство детей не только с лучшими образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства. Учащиеся научатся понимать и ценить художественное произведение, отличать его от произведений научно-познавательного содержания. Они узнают, что художественное произведение — произведение словесного искусства и что его автор, раскрывая через художественно-образную форму всё богатство окружающего мира и человеческих отношений, стремится приобщить читателя к своим духовно-нравственным и эстетическим ценностям, пробудить в человеке чувство прекрасного, красоты и гармонии.

В содержание литературного чтения включён элементарный анализ художественного произведения, который строится по принципу «синтез—анализ—синтез»: учащиеся сначала воспринимают текст целиком, потом его читают и анализируют, а затем вновь обращаются к тексту в целом, сравнивая его начало и конец, главную мысль с заглавием и содержанием текста, давая ему художественно-эстетическую оценку.

Программа определяет для разбора только те средства художественной выразительности, которые доступны младшим школьникам, помогают им почувствовать целостность художественного образа и полноценно осмыслить его.

В содержание литературного чтения включены доступные детям элементарные представления о теме и проблематике художественного произведения, его нравственно-эстетических ценностях, словесно-художественной форме и построении (композиции) произведения.

Программой предусмотрен анализ произведения на разных уровнях: уровень сюжета (разбор событий и знакомство с героями); уровень героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя); уровень автора (отношение автора к своим героям, его замысел и общий смысл прочитанного). Это помогает сохранять целостный взгляд на произведение и не терять его основную линию. Многоступенчатый путь анализа произведения, свое образное восхождение читателя на вершину так называемой смысловой пирамиды, открывает новые горизонты понимания словесного искусства, обогащает учащихся интеллектуально, нравственно и эстетически. В процессе такого анализа, который связан с многократным обращением к тексту, дети, проникая в тайны художественного творчества, осмысливают морально-нравственные ценности (дружба, уважение, забота о других, доброжелательность), получают радость и удовольствие от чтения, учатся выражать своё отношение к героям через выразительное чтение.

В содержание программы включено развитие умений, связанных с наблюдением за миром природы и поведением животных. Введение в содержание литературного чтения такого материала определяется тем, что характер и полнота восприятия младшим школьником литературного произведения зависят не только от его умения воссоздавать словесные образы в соответствии савторским замыслом, но и от накопленного им опыта восприятия окружающего мира. Такой опыт помогает ребёнку полнее и ярче воссоздавать содержание художественных текстов при чтении.

В содержание курса с целью развития и стимулирования творческой активности учащихся вводятся приёмы театральной драматизации произведений. Они обеспечивают более глубокое понимание сюжетных линий произведения, поступков героев (их мотивы), смысла прочитанного, развивают чувство сопереживания и отзывчивости.

Раздел «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности»

определяет содержание и выбор книг для чтения. В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков (художественные и научно-познавательные), произведения детской литературы современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества из золотого фонда детской литературы (сказки, былины, песенки, пословицы, загадки и пр.). Художественно-эстетическая направленность содержания литературного чтения позволяет учащимся накопить опыт художественно-эстетического восприятия и понимания художественных произведений.

Тематические разделы программы отражают разнообразие интересов детей младшего школьного возраста. Их содержание не только стимулирует развитие познавательных интересов, но и привлекает внимание учащихся к различным сторонам жизни: взаимоотношениям детей со сверстниками и взрослыми, приключениям, природе, истории и культуре разных национальностей нашей Родины, а также даёт возможность сравнивать произведения на одну и ту же тему разных авторов. Разнообразие тематики обогащает социально-нравственный опыт, расширяет познавательные интересы ребёнка, развивает читательскую самостоятельность, формирует культуру чтения. Произведения, включённые в круг детского чтения, имеют большое значение для нравственно-эстетического воспитания и духовно-нравственного развития младших школьников.

Круг детского чтения от класса к классу расширяется и углубляется по мере развития читательских способностей детей, их знаний об окружающем мире. Постепенно формируется библиографическая культура учащихся.

Курс литературного чтения благодаря художественно-эстетической и нравственно-мировоззренческой направленности значительно расширяет границы читательской компетентности. У учащихся формируется готовность эффективно использовать знания, читательские умения и навыки для реализации учебных целей и решения конкретных жизненных ситуаций, расширяются границы коммуникативно-речевого общения, совершенствуется читательская культура (умения глубоко проникать в смысл читаемого, выбирать книгу для чтения, постоянная потребность в чтении художественной литературы). Культура чтения сказывается на нравственно-духовном и эстетическом развитии личности младшего школьника.

Таким образом, реализация содержания курса «Литературное чтение» обеспечит развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, введение детей в мир художественной литературы, воспитание читательской компетентности и культуры чтения.

        Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

  1. Климанова Л. Ф., Виноградская Л. А., Горецкий В. Г. Учебник "Литературное чтение" в 2 ч. 2015 г.
  2. Климанова Л. Ф ., Коти Т. Ю. Творческая тетрадь "Литературное чтение" 2017 г

  1. Планируемые результаты.

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

В  результате формирования личностных универсальных учебных действий  к окончанию   2   класса  у ребенка будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения,  ориентация на содержательные моменты школьной действительности;
  • мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения;
  • первоначальные представления о нравственных понятиях («добро», «доброжелательность», «терпение», «уважение», «дружба, друг», «товарищ», «приятель»), отраженных в литературных произведениях;
  • умение отвечать  на  следующие жизненно важные для себя и других вопросы  «Кого можно назвать другом», «Что такое настоящая дружба»; «Как найти друзей»; «Что значит поступить по совести»;
  • умение свято хранить   традиции своей семьи; своей родины;
  • умение видеть и наслаждаться  красотой родного края благодаря произведениям литературы и живописи известных писателей и художников; гордиться красотой своей страной; любить свою страну.
  • умение понимать ценность книги;  нравственный и исторический смысл возникновения книг на земле;
  • умения оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  • способность выражать свои эмоции посредством выразительного чтения;
  • стремление  к успешной учебной деятельности;
  • умение проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Учащиеся 2  класса получат возможность для формирования:

  • умения определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову;
  • умения понимать, что значит поступать  по совести, жить по совести, с чистой совестью;
  • умения понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор.

Метапредметные результаты

Результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:

  • ориентироваться в учебнике по литературному чтению; находить нужную главу в содержании учебника;
  • знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий;
  • предполагать на основе чтения названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном  разделе;
  • понимать, принимать и сохранять учебную задачу: проговаривать вслух возможный план решения задачи; определять  систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела;
  • принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой  самостоятельно поставленной на основе вопросов учебной задачей.
  • проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему  вопросов, рассматриваемую на уроке;
  • составлять  возможный план решения  вопросов  совместно с учителем;
  • умения работать   в соответствии с заявленным планом;
  • умения  корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.

Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:

  • самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными способами;
  • выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;
  • группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);
  • сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям);
  • осуществлять поиск необходимой информации  для выполнения заданий  на основе алфавитного каталога; в справочной литературе для детей, с помощью друзей и родителей.

Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:

  • умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;
  • самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.

 Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:

  • задавать вопросы и отвечать  на вопросы по прочитанному произведению;
  • следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой деятельности; проявлять интерес к общению;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственным мнением.

Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:

  • составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;
  •  умения владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные результаты 
 Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Виды речевой и читательской деятельности»)  будут являться  следующие  умения:

  • читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;
  • самостоятельно определять  тему   прочитанного произведения;
  • под руководством учителя определять главную мысль произведения;
  • задавать самостоятельно  и под руководством учителя вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
  • пересказывать текст на основе картинного  плана, простого плана, составленного под руководством учителя;
  • характеризовать героя произведения под руководством учителя (кто он? Какой он?);
  • делить текст на части под руководством учителя;  определять микротемы, озаглавливать части, готовить текст к пересказу;
  • находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам;
  • Сравнивать произведения живописи и произведения литературы;
  • Сравнивать прозаический и поэтический текст;
  • Наблюдать, как с помощью красок автор передает свои чувства и настроения, выраженные в репродукции картин известных художников.

Учащиеся 2  класса получат возможность для формирования:

  • читать текст про себя  и понимать прочитанное;
  • самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
  • задавать самостоятельно  вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
  • самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части;
  • пересказывать текст на основе плана подробно, кратко;
  • самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;
  • находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.

Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Круг детского чтения»)  будут являться  следующие  умения:

  • характеризовать представленную на выставке книгу;
  • умение  организовывать  выставку книг в классе по заданным учителем параметрам и под руководством учителя;
  • Находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке

Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:

  • Составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;
  • Самостоятельно составлять аннотацию;
  • Самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;
  • Пользовать алфавитным и систематическим каталогом.

Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Литературоведческая пропедевтика»)  будут являться  следующие  умения:

  • Определять особенности сказочного текста; находить отличия сказки от сказки о животных;
  • Характеризовать героя произведения;
  • Самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа;
  • Отличать произведения живописи и произведения литературы;
  • Отличать  прозаический и поэтический текст;
  • Наблюдать, как с помощью художественных средства автор передает читателю свои чувства  и настроение, выраженные в прозаическом и поэтическом тексте;
  •  Находить в тексте сравнения  с помощью слов будто, как;
  • Находить в тексте лирического стихотворения средства художественной выразительности: эпитеты,  олицетворения под руководством учителя.

Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:

  • Сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;
  • Выявлять особенности  героя художественного рассказа;
  • Выявить особенности юмористического произведения;
  • Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;
  • Наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;
  • Выявлять развитие настроения в художественном тексте.

Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Творческая деятельность»)  будут являться  следующие  умения:

  • Придумывать рассказ по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями;
  • Читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств;
  • Инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства выразительности

Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:

  • Умения выразительно читать, выявляя  авторское отношение к изображаемому,  передавать настроение при чтении;
  • Умения составлять самостоятельно тексты разных жанров;
  • Умения  писать отзыв на книгу.

  1. Содержание учебного курса

Раздел «Любите книгу» - 9 ч

«Любите книгу» 2 часа

«Книги из далёкого прошлого» 3 часа

«Мы идём в библиотеку» 1 час

«Мои любимые художники – иллюстраторы» 3 часа

Раздел «Краски осени» - 13 часов

«Краски осени» 4 часа

«Осень наступила» 4 часа

«Мы идём в библиотеку. Сказка Габдуллы Тукая «Шурале» 3 часа

«Наш театр» 1 час

«Маленькие и большие секреты страны Литературии» 1 часа

Раздел «Мир народной сказки» - 17 часов

«Мир народной сказки» 1 час

«Битый небитого везёт, битый небитого везёт» 4 часа

«У страха глаза велики» 4 часа

«Мы идём в библиотеку» 2 часа

«Ближе матери друга нет» 4 часа

«Наш театр» 1 час

«Маленькие и большие секреты страны Литературии» 1 часа

Раздел «Весёлый хоровод» - 10 часов

«Весёлый хоровод» 3 часа

«Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши, весёлые стихи, которые создали авторы» 4 часа

«Небывальщина» 1 час

«Маленькие и большие секреты страны Литературии» 1 час

«Праздник, праздник у ворот» 1 час

Раздел «Мы – друзья» - 10 часов

«Мы друзья» 3 часа

«Хорошая горка получилась» 3 часа

«Друзья познаются в беде» 2 часа

«Наш театр» 1 час

«Маленькие и большие секреты страны Литературии» 1 часа

Раздел «Здравствуй, матушка Зима!» - 11 часов

«Готовимся к празднику» 3 часа

«Чародейкою Зимою околдован лес стоит…» 3 часа

«Зимние праздники» 3 часа

«Загадки зимы» 1 час

«Праздник начинается, конкурс предлагается» 1 часа

Раздел «Чудеса случаются» - 16 часов

«Чудеса случаются» 4 часов        

«Герои литературных сказок» 5 часов

«Мы идём в библиотеку» 2 часа

«Мои любимые писатели» 3 часа

«Наш театр» 1 часа

«Маленькие и большие секреты страны Литературии» 1 час

Раздел «Весна, весна! И всё ей радо!» - 10 часов

«Весна, весна! И всё ей радо!» 2 часа

«В душу уже просится весна…» 2 часа

«Мы идём в библиотеку» 4 часа

«Наш театр» 1 часа

«Маленькие и большие секреты страны Литературии» 1 часа

Раздел «Мои самые близкие и дорогие» - 8 часов

«Мои самые близкие и дорогие» 2 часа

«Нет лучше дружка, чем родная матушка» 2 часа

«Если был бы я девчонкой» 2 часа

«Наш театр» 1 час

«Маленькие и большие секреты страны Литературии» 1 часа

Раздел «Люблю всё живое» 16 часов

«Люблю всё живое» 4 часа

«Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу идёт» 2 часа

«Нелегко снимать зверей» 4 часа

«Мы идём в библиотеку» 2 часа

«О чём плачет синичка?» 2 часа

«Наш театр» 1 часа

«Маленькие и большие секреты страны Литературии» 1 часа

Раздел: «Жизнь дана на добрые дела» - 14 часов

«Жизнь дана на добрые дела» 2 часа

«Кто добро творит, того Бог благословит» 3 часа

«Кто скоро помог, тот дважды помог» 4 часа

«Мы идём в библиотеку» 3 часа

«Наш театр» 1 час

«Маленькие и большие секреты страны Литературии. Сказка. Аддулла Алиш «Болтливая утка »1 час

Повторение изученного -1 час

 


4.Тематическое планирование

п/п

Наименование раздела

программы, количество часов

Тема урока

Планируемые результаты

Метапредметные, личностные, предметные.

1

 «Любите книгу»  

Введение. Знакомство с учебником. Знакомство с названием раздела. Ю. Энтин «Слово про слово. В. Боков «Книга - учитель». Г. Ладонщиков «Лучший друг». Пословицы о книге. М. Горький о книгах. Книги из далекого прошлого. Книги из пергамента в форме книги. Складная книга Древнего Востока. Книги из деревянных  дощечек. Рукописные книги Древней Руси. Н. Кончаловская «В монастырской келье…». Мы идем в библиотеку. Выставка книг. Энциклопедии. Справочная литература для детей. Мои любимые художники-иллюстраторы: В. Лебедев, А. Пахомов, Е. Чарушин. Самостоятельное чтение. Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка». Главная мысль стихотворения. Семейное чтение. Сокровища духовной народной мудрости. Пословицы и поговорки о добре.

Познавательные умения:

— определять значение и смысл новых слов и понятий;

— осмысливать прочитанный текст, определять тему, главную мысль и обосновывать своё мнение;

— определять значимость книги, её иллюстраций и обосновывать своё мнение;

— составлять пословицу о книге и объяснять её смысл;

— использовать приобретённые умения в презентации прочитанного произведения.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание, используя алгоритм;

— выполнять задание по плану;

— адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Коммуникативные умения:

— формулировать собственное мнение и позицию;

— взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— согласовывать позиции с партнёром и выражать собственное мнение.

2

 «Краски осени»

Знакомство с названием раздела. Основные понятия: сравнение, сборник. Осень в художественных произведениях А.С. Пушкина, С. Аксакова. Осень в произведениях живописи В. Поленова., А. Куинджи. А. Майков «Осень». С. Есенин «Закружилась листва золотая…», Ф. Васильев «Болото в лесу». И. Токмакова «Опустел скворечник…», А. Плещеев «Осень наступила…». Произведения УНТ об осени. Пословицы и поговорки. Народные приметы. Осенние загадки. Мы идем в библиотеку. Сборники стихотворений и рассказов о природе. Самостоятельное чтение. Цвета осени. С. Маршак «Сентябрь», «Октябрь», Л. Яхин «Осень в лесу», Н Сладков «Сентябрь». Семейное чтение. С. Образцов «Стеклянный пруд». Создание текста по аналогии. Наш театр. Инсценирование произведения Н. Сладкова «Осень». Маленькие и большие секреты страны Литературии. Наизусть любимое стихотворение об осени. Обобщение по разделу. Проверочная работа.

. Познавательные умения:

— определять тему, главную мысль текста и обосновывать своё мнение;

— сравнивать произведения литературы и живописи, обосновывать своё мнение;

— определять в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения и обосновывать своё мнение;

— определять смысл народных примет и пословиц и обосновывать своё мнение;

— использовать разные источники информации для выполнения учебного задания;

— анализировать ситуацию и определять порядок действий при подготовке к школьному празднику;

Регулятивные умения:

— выполнять учебное действие по плану; выполнять учебное задание, используя алгоритм;

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— формулировать собственное мнение и позицию;

— строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.

3

«Мир народной сказки»  

Знакомство с названием раздела. Основные понятия: сказка, сказочный персонаж, вымысел. Собиратели РНС: А.Н. Афанасьев, В.И. Даль. РНС «Заячья избушка». РНС «Лисичка-сестричка и волк». Корякская сказка «Хитрая лиса». Сравнение героев сказок. РНС «Зимовье». Чтение сказки по ролям. РНС «У страха глаза велики». Составление плана сказки. Белорусская сказка «Пых». Сравнение сказок. Мы идем в библиотеку. Русские народные сказки. Самостоятельное чтение. Хантыйская сказка «Идэ». Главная мысль сказки. Семейное чтение. РНС «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Нанайская сказка «Айога». Выразительное чтение диалога. Ненецкая сказка «Кукушка». Сравнение событий сказки. Наш театр «Лиса и журавль». Инсценирование сказки. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Сочинение сказки о животных. КВН по сказкам.

Познавательные умения:

— определять тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;

— определять виды народных сказок и обосновывать своё мнение;

— определять особенности сказок и проводить их сравнение по плану;

— определять структуру сказки и обосновывать своё мнение;

— формулировать вопрос и адекватно на него отвечать;

— использовать приобретённые знания и умения при сочинении собственной сказки.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное действие по плану;

— выполнять учебное задание, используя алгоритм;

— выполнять учебное

задание в соответствии с целью;

— осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— излагать понятно для партнёра основное содержание сказки, используя иллюстрации или план;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.

— использовать речевые средства для представления результата.

4

«Весёлый хоровод»  

Знакомство с названием раздела. Основные понятия: закличка, небылица, прикладное искусство, перевод. Б. Кустодиев «Масленица». Устное сочинение по картине. Проект «Музеи устного народного творчества». Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши. Переводная литература. Небылицы, перевертыши, веселые стихи. Обенности авторских произведений, созданных на основе народных. Мы идем в библиотеку. Справочная литература для детей. Самостоятельное чтение. Д. Хармс «Веселый старичок», «Небывальщина». Семейное чтение. К. Чуковский «Путаница». Небылица. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Проект «Веселый хоровод» подготовка осеннего праздника.

Познавательные умения:

— определять отличительные признаки малых жанров устного народного творчества и обосновывать своё мнение;

— сравнивать произведения фольклора разных жанров;

— отвечать на поставленные вопросы;

— создавать свой текст любого малого жанра устного народного творчества, используя аналогию;

— использовать приобретённые знания для составления сценария праздника «Весёлый хоровод».

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.

5

 «Мы – друзья»  

Знакомство с названием раздела. Основные нравственные понятия: доброжелательность, терпение, уважение. Пословицы о дружбе. Стихотворения о дружбе. М. Пляцковский «Настоящий друг». В. Орлов «Я и мы». Сочинение «Мои друзья».  Н. Носов «На горке». Подробный пересказ от имени героя. Мы идем в библиотеку. Рассказы о детях. Самостоятельное чтение С. Михалков «Как друзья познаются». Главная мысль. Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья». Обсуждение проблемы «Как найти друзей». Семейное чтение А. Гайдар «Чук и Гек». Обсуждение содержания рассказа. Наш театр И.А. Крылов «Стрекоза и муравей». Инсценирование. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

Познавательные умения:

— определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё мнение;

— подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор;

— сопоставлять героев разных произведений;

— использовать приобретённые знания и умения для составления правил дружеских отношений.

Регулятивные умения:

— работать с текстом произведения, используя алгоритм;

— осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания;

Коммуникативные умения:

— излагать понятно для партнёра основное содержание произведения, используя иллюстрации или план;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания

6

 «Здравствуй, матушка Зима!»  

Знакомство с названием раздела. Основные понятия:  выразительное чтение. Учим стихи о зиме наизусть для новогоднего праздника. Лирическое стихотворение о зиме: А. Пушкин «Вот север тучи нагоняя…». Ф Тютчев «Чародейкою Зимою…». С. Есенин «Береза», «Поет зима - аукает...». средство художественной выразительности: эпитет, сравнение. Праздник Рождества Христова. Саша Черный «Рождественское». К. Фофанов «Еще те звезды не погасли…». Рассказ о празднике. К. Бальмонт «К зиме». Выразительное чтение. С. Маршак «Декабрь». Средства художественной выразительности: олицетворение. А. Барто «Дело было в январе». Сказочное в лирическом стихотворении. С. Дрожжин «Улицей гуляет…». Выразительное чтение. Загадки зимы. Соотнесение отгадки и загадки. Проект «Праздник начинается, конкурс продолжается». Проверочная работа за 1 полугодие.

Познавательные умения:

— определять тему и главную мысль поэтического текста и обосновывать своё суждение;

— определять отличительные признаки лирических произведений и обосновывать своё мнение;

— сравнивать содержание лирических произведений разных авторов и обосновывать своё мнение;

— определять способы создания загадок и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания и умения для подготовки творческого сюрприза.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание по плану;

— осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— формулировать высказывания, используя новые термины;

— представлять собственное мнение и позицию;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

7

«Чудеса случаются»  

Знакомство с названием раздела. Основное понятие: литературная сказка. Любимые писатели. Сказки А.С. Пушкина. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Герои сказки. Особенности литературной сказки. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Чему учит сказка? Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». Герои сказки. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». Чему учит сказка? Дж. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик». Особенности литературной сказки. Д. Мамин-Сибиряк, Дж. Харрис. Сравнение литературных сказок. Э. Рапсе. Из книги «Приключения барона Мюнхгаузена». Особенности литературной сказки. Мы идем в библиотеку. Литературные сказки. Мои любимые писатели. Сказки К. Чуковского. Самостоятельное чтение. К. Чуковский. Из книги «Приключения Бибигона». Семейное чтение. Л. Толстой «Два брата». Наш театр К. Чуковский «Краденое солнце». Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Проверочная работа.

Познавательные умения:

— определять тему, главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;

— описывать героя, его характер и обосновывать своё мнение;

— сравнивать героев сказок и обосновывать своё мнение;

— определять особенности литературной сказки и обосновывать своё мнение;

— анализировать содержание иллюстраций к сказке;

— использовать приобретённые знания и умения для создания словесного портрета литературного героя для викторины.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание по алгоритму;

— осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.

8.

«Весна, весна! И всё ей радо!»  

Знакомство с названием раздела. Основные понятия: олицетворение, воображение. Ф. Тютчев «Зима недаром злится».  Прием контраста в лирическом стихотворении. Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева,  Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи. Картины весны в произведениях А. Чехова., А. Фета, А. Барто. Мы идем в библиотеку. Стихи русских поэтов о весне наизусть. Самостоятельное чтение. Стихи о весне. С. Маршак, И. Токмакова, Саша Черный. Устное сочинение по картине И. Левитана «Ранняя весна». Семейное чтение А. Майков «Христос воскрес». К. Крыжицкий «Ранняя весна».  Наш театр. С. Маршак «Двенадцать месяцев». Инсценирование. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Проверочная работа.

Познавательные умения:

— определять тему и главную мысль лирического произведения и обосновывать своё суждение;

— определять особенности лирического произведения и обосновывать своё мнение;

— определять средства выразительности текста и обосновывать своё мнение;

— определять отношение автора к герою и обосновывать своё мнение;

— анализировать содержание репродукции, иллюстрации;

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— выполнять учебное задание, используя алгоритм;

— осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— формулировать высказывания, используя новые термины;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.

9.

 «Мои самые близкие и дорогие»  

Знакомство с названием раздела. Основные нравственные понятия: семья, согласие, ответственность. Стихи о маме и папе. Р. Рождественский, Ю. Энтин, Б. Заходер. Выразительное чтение.  А. Барто «Перед сном» . Р. Сеф «Если ты ужасно гордый…». Рассказ о маме. Дж. Родари «Кто командует?». Главная мысль. Мы идем в библиотеку. Книги о маме. Составление каталога по теме. Самостоятельное чтение. Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», «Разгром». Б. Заходер «Никто». Семейное чтение. Л. Толстой «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек». Наш театр. Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить». Инсценирование. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

Познавательные умения:

— определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё суждение;

— определять жанр произведения и обосновывать своё мнение;

— определять отношение автора к герою и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания для оформления совета Ване и Домовёнку и составления рассказа о добром поступке.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание, используя алгоритм;

— выполнять учебное задание, используя правило мудрости;

— осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— формулировать высказывание, используя термины;

— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе.

10.

 «Люблю всё живое»

Знакомство с названием раздела. Основные нравственные понятия: Знакомство с названием раздела. Основные нравственные понятия: сочувствие, сопереживание. Саша Черный «Жеребеок». Авторское отношение к изображаемому. С. Михалков «Мой щенок». Дополнение содержание текста. Г. Снегирев «Отважный пигвиненок». Поступки героев. М. Пришвин «Ребята и утята». Составление плана.. Е. Чарушин «Страшный рассказ».  Составление плана на основе опорных слов. Сравнение художественного и научно-познавательного текстов. Ню Рубцов «Про зайца». Заяц  (из энциклопедии). Проект  «Создание фотоальбома о природе» В. Берестов  «С фотоаппаратом». Мы идем в библиотеку. Рассказы и сказки о природе В. Бианки. Мои любимые писатели. В. Бианки «Хитрый Лис и умная Уточка». Составление плана на основе опорных слов. Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова. Составление рассказа на основе серии картинок. Семейное чтение. В. Сухомлинский «Почему плачет синичка?». Г. Снегирев «Куда улетают птицы на зиму?». Постановка вопросов к тексту. Наш театр. В. Бианки «Лесной колобок – колючий бок». Инсценирование. Шутки – минутки. В. Берестов «Заяц- Барабанщик», «Коза». Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Проверочная работа.

Познавательные умения:

— определять тему, главную мысль художественного произведения и обосновывать своё мнение;

— определять характер героя, его настроение и чувства, отношение автора и обосновывать своё мнение;

— сравнивать содержание научно-познавательного и художественного текстов и обосновывать своё мнение;

— анализировать содержание репродукции картины, иллюстрации;

— использовать приобретённые знания при составлении текста (научно-познавательного, художественного) о любимом животном или питомце и для участия в конкурсе творческих работ на тему «Братья наши меньшие».

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— формулировать высказывания, используя новые термины;

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.

11.

«Жизнь дана на добрые дела»

Знакомство с названием раздела. Основные нравственные понятия: взаимопонимание, трудолюбие, честность, сочувствие. Какие дела самые важные. С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах». Заголовок. Л. Яхин «Пятое время года», «Силачи». Заголовок. В. Осеева «Просто старушка». Смысл заголовка. Кого можно назвать сильным человеком. Э. Шим «Не сммей!». А. Гайдар «Совесть». Е. Григорьева «Во мне сидят два голоса…». Соотнесение содержания рассказа, стихотворения с пословицей. Работа со словом. Дискуссия на тему «Что значит поступать по совести».  В. Осеева «Три товарища». И. Пивоварова «Сочинение». Составление рассказа на тему «Как я помогаю маме». Мы идем в библиотеку. Рассказы Н. Носова. Самостоятельное чтение. Н. Носов «Затейники». Подбор заголовка. Н. Носов «Фантазеры». Чтение по ролям. Семейное чтение. И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак». Смысл басни. Наш театр. С. Михалков «Не стоит благодарности». Обобщение по разделу. Итоговая проверочная работа. Повторение изученного за год.

Познавательные умения:

— определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё мнение;

— определять отличительные признаки лирического произведения и обосновывать своё мнение;

— описывать героя, его характер и обосновывать своё мнение;

— сравнивать произведения разных авторов и обосновывать своё мнение;

— соотносить смысл произведения и пословицы и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания для составления правил дружной семьи и рассказа о семье.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— выполнять учебное задание, используя алгоритм;

— осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— формулировать высказывание, используя термины;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога

Проекты.

Название

1.

«Музеи устного народного творчества».

2.

«Веселый хоровод»

3.

«Праздник начинается, конкурс продолжается».

4.

«Создание фотоальбома о природе»

4.Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

В том числе на:

уроки

наизусть

сочинения

проверочные работы

проекты

1

Раздел «Любите книгу»  

9 часов

9 часов

2

Раздел «Краски осени»  

13 часов

11 часов

1

1

3

Раздел «Мир народной сказки»  

17 часов

16 часов

1

4

Раздел «Весёлый хоровод»  

10 часов

7 часов

1

2

5

Раздел «Мы – друзья»  

10 часов

9 часов

1

6

Раздел «Здравствуй, матушка Зима»

11 часов

8 часов

1

1

1

7

Раздел «Чудеса случаются»  

16 часов

15 часов

1

8

Раздел «Весна, весна! И всё ей радо!»  

10 часов

7 часов

1

1

1

9

Раздел «Мои самые близкие и дорогие»  

8 часов.

8 часов.

10

Раздел «Люблю всё живое»

16 часов.

14 часов.

1

1

11

«Жизнь дана на добрые дела»

15 часов

 14 часов

1

ИТОГО:

136 ч.

119 ч.

3 ч.

4 ч.

6 ч.

4 ч

СОГЛАСОВАНО  

Протокол  заседания методического объединения   учителей   начальных классов № _____

 от «___» _________201__г.

СОГЛАСОВАНО

                 Зам. директора по УВР

        ________________

                                          О.В.Долгова

Приложение к рабочей программе

по литературному чтению

Календарно-тематическое планирование

2 класс

№№

Дата

Тема урока

План

Факт

1

04.09

Введение. Урок-игра «Крестики-нолики».

2

05.09

Знакомство с учебником. Знакомство с названием раздела. Ю. Энтин «Слово про слово». В. Боков «Книга - учитель».

3

06.09

Г. Ладонщиков «Лучший друг». Пословицы о книге. М. Горький о книгах.

4

07.09

Книги из далекого прошлого. Книги из пергамента в форме книги. Складная книга Древнего Востока. Книги из деревянных  дощечек. Рукописные книги Древней Руси.

5

11.09

Н. Кончаловская «В монастырской келье…».

6

12.09

Мы идем в библиотеку. Выставка книг. Энциклопедии. Справочная литература для детей.

7

13.09

Мои любимые художники-иллюстраторы: В. Лебедев, А. Пахомов, Е. Чарушин.

8

14.09

Самостоятельное чтение. Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка». Главная мысль стихотворения.

9

18.09

Семейное чтение. Сокровища духовной народной мудрости. Пословицы и поговорки о добре.

10

19.09

Знакомство с названием раздела. Основные понятия: сравнение, сборник.

11

20.09

Осень в художественных произведениях А.С. Пушкина, С. Аксакова.

12

21.09

Осень в произведениях живописи В. Поленова., А. Куинджи.

13

25.09

А. Майков «Осень». С. Есенин «Закружилась листва золотая…», Ф. Васильев «Болото в лесу».

14

26.09

И. Токмакова «Опустел скворечник…», А. Плещеев «Осень наступила…».

15

27.09

Произведения УНТ об осени. Пословицы и поговорки.

16

28.09

Народные приметы. Осенние загадки.

17

02.10

Мы идем в библиотеку. Сборники стихотворений и рассказов о природе.

18

03.10

Самостоятельное чтение. Цвета осени. С. Маршак «Сентябрь», «Октябрь», Л. Яхин «Осень в лесу», Н Сладков «Сентябрь».

19

04.10

Семейное чтение. С. Образцов «Стеклянный пруд». Создание текста по аналогии.

20

05.10

Наш театр. Инсценирование произведения Н. Сладкова «Осень».

21

09.10

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Наизусть любимое стихотворение об осени. Обобщение по разделу.

22

10.10

Проверочная работа.

23

11.10

Знакомство с названием раздела. Основные понятия: сказка, сказочный персонаж, вымысел.

24

12.10

Собиратели РНС: А.Н. Афанасьев, В.И. Даль.

25

16.10

РНС «Заячья избушка».

26

17.10

РНС «Лисичка-сестричка и волк».

27

18.10

Корякская сказка «Хитрая лиса». Сравнение героев сказок

28

19.10

РНС «Зимовье». Чтение сказки по ролям.

29

23.10

РНС «У страха глаза велики». Составление плана сказки.

30

24.10

Белорусская сказка «Пых». Сравнение сказок.

31

25.10

Мы идем в библиотеку. Русские народные сказки.

32

26.10

Самостоятельное чтение. Хантыйская сказка «Идэ». Главная мысль сказки.

33

07.11

Семейное чтение. РНС «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

34

08.11

Нанайская сказка «Айога». Выразительное чтение диалога.

35

09.11

Ненецкая сказка «Кукушка». Сравнение событий сказки.

36

13.11

Наш театр «Лиса и журавль». Инсценирование сказки.

37

14.11

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

38

15.11

Сочинение сказки о животных.

39

16.11

КВН по сказкам.

40

20.11

Знакомство с названием раздела. Основные понятия: закличка, небылица, прикладное искусство, перевод.

41

21.11

Б. Кустодиев «Масленица». Устное сочинение по картине.

42

22.11

Проект «Музеи устного народного творчества».

43

23.11

Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши.

44

27.11

Переводная литература. Небылицы, перевертыши, веселые стихи. Особенности авторских произведений, созданных на основе народных.

45

28.11

Мы идем в библиотеку. Справочная литература для детей.

46

29.11

Самостоятельное чтение. Д. Хармс «Веселый старичок», «Небывальщина».

47

30.11

Семейное чтение. К. Чуковский «Путаница». Небылица.

48

04.12

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

49

05.12

Проект «Веселый хоровод» подготовка осеннего праздника.

50

06.12

Знакомство с названием раздела. Основные нравственные понятия: доброжелательность, терпение, уважение. Пословицы о дружбе.

51

07.12

Стихотворения о дружбе. М. Пляцковский «Настоящий друг». В. Орлов «Я и мы».

52

11.12

Сочинение «Мои друзья».  

53

12.12

Н. Носов «На горке». Подробный пересказ от имени героя.

54

13.12

Мы идем в библиотеку. Рассказы о детях.

55

14.12

Самостоятельное чтение С. Михалков «Как друзья познаются». Главная мысль.

56

18.12

Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья». Обсуждение проблемы «Как найти друзей».

57

19.12

Семейное чтение А. Гайдар «Чук и Гек». Обсуждение содержания рассказа.

58

20.12

Наш театр И.А. Крылов «Стрекоза и муравей». Инсценирование.

59

21.12

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

60

25.12

Знакомство с названием раздела. Основные понятия:  выразительное чтение.

61

26.12

Учим стихи о зиме наизусть для новогоднего праздника.

62

27.12

Лирическое стихотворение о зиме: А. Пушкин «Вот север тучи нагоняя…». Ф Тютчев «Чародейкою Зимою…».

63

28.12

С. Есенин «Береза», «Поет зима - аукает...». средство художественной выразительности: эпитет, сравнение.

64

09.01

Праздник Рождества Христова. Саша Черный «Рождественское». К. Фофанов «Еще те звезды не погасли…». Рассказ о празднике.

65

10.01

К. Бальмонт «К зиме». Выразительное чтение.

66

11.01

С. Маршак «Декабрь». Средства художественной выразительности: олицетворение.

67

15.01

А. Барто «Дело было в январе». Сказочное в лирическом стихотворении. С. Дрожжин «Улицей гуляет…». Выразительное чтение.

68

16.01

Загадки зимы. Соотнесение отгадки и загадки.

69

17.01

Проект «Праздник начинается, конкурс продолжается».

70

18.01

Проверочная работа.

71

22.01

Знакомство с названием раздела. Основное понятие: литературная сказка.

72

23.01

Любимые писатели. Сказки А.С. Пушкина.

73

24.01

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Герои сказки. Особенности литературной сказки.

74

25.01

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Чему учит сказка?

75

29.01

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». Герои сказки.

76

30.01

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». Чему учит сказка?

77

31.01

Дж. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик». Особенности литературной сказки.

78

01.02

Д. Мамин-Сибиряк, Дж. Харрис. Сравнение литературных сказок.

79

05.02

Э. Рапсе. Из книги «Приключения барона Мюнхгаузена». Особенности литературной сказки.

80

06.02

Мы идем в библиотеку. Литературные сказки.

81

07.02

Мои любимые писатели. Сказки К. Чуковского.

82

08.02

Самостоятельное чтение. К. Чуковский. Из книги «Приключения Бибигона».

83

12.02

Семейное чтение. Л. Толстой «Два брата».

84

13.02

Наш театр К. Чуковский «Краденое солнце».

85

14.02

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

86

15.02

Проверочная работа.

87

29.02

Знакомство с названием раздела. Основные понятия: олицетворение, воображение.

88

20.02

Ф. Тютчев «Зима недаром злится».  Прием контраста в лирическом стихотворении.

89

21.02

Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева,  Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи.

90

22.02

Картины весны в произведениях А. Чехова., А. Фета, А. Барто.

92

26.02

Мы идем в библиотеку. Стихи русских поэтов о весне наизусть.

93

27.02

Самостоятельное чтение. Стихи о весне. С. Маршак, И. Токмакова, Саша Черный.

94

28.02

Устное сочинение по картине И. Левитана «Ранняя весна».

95

01.03

Семейное чтение А. Майков «Христос воскрес». К. Крыжицкий «Ранняя весна».  

96

05.03

Наш театр. С. Маршак «Двенадцать месяцев». Инсценирование.

97

06.03

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Проверочная работа.

98

07.03

Знакомство с названием раздела. Основные нравственные понятия: семья, согласие, ответственность.

99

12.03

Стихи о маме и папе. Р. Рождественский, Ю. Энтин, Б. Заходер. Выразительное чтение.  

100

12.03

А. Барто «Перед сном» . Р. Сеф «Если ты ужасно гордый…». Рассказ о маме. Дж. Родари «Кто командует?». Главная мысль.

101

14.03

Мы идем в библиотеку. Книги о маме. Составление каталога по теме.

102

15.03

Самостоятельное чтение.  Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», «Разгром». Б. Заходер «Никто».

103

19.03

Семейное чтение. Л. Толстой «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек».

104

20.03

Наш театр. Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить». Инсценирование.

105

21.03

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

106

22.03

Знакомство с названием раздела. Основные нравственные понятия: Знакомство с названием раздела. Основные нравственные понятия: сочувствие, сопереживание.

107

02.04

Саша Черный «Жеребеок». Авторское отношение к изображаемому.

108

03.04

С. Михалков «Мой щенок». Дополнение содержание текста.

109

04.04

Г. Снегирев «Отважный пигвиненок». Поступки героев.

110

05.04

М. Пришвин «Ребята и утята». Составление плана.

111

09.04

Е. Чарушин «Страшный рассказ».  Составление плана на основе опорных слов.

112

10.04

Сравнение художественного и научно-познавательного текстов. Ню Рубцов «Про зайца». Заяц  (из энциклопедии).

113

11.04

Проект  «Создание фотоальбома о природе» В. Берестов  «С фотоаппаратом».

114

12.04

Мы идем в библиотеку. Рассказы и сказки о природе В. Бианки.

115

16.04

Мои любимые писатели. В. Бианки «Хитрый Лис и умная Уточка». Составление плана на основе опорных слов.

116

17.04

Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова. Составление рассказа на основе серии картинок.

117

18.04

Семейное чтение. В. Сухомлинский «Почему плачет синичка?».

118

19.04

Г. Снегирев «Куда улетают птицы на зиму?». Постановка вопросов к тексту.

119

23.04

Наш театр. В. Бианки «Лесной колобок – колючий бок». Инсценирование.

120

24.04

Шутки – минутки. В. Берестов «Заяц- Барабанщик», «Коза».

121

25.04

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Проверочная работа.

122

26.04

Знакомство с названием раздела. Основные нравственные понятия: взаимопонимание, трудолюбие, честность, сочувствие.

123

28.04

Какие дела самые важные. С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах». Заголовок.

 123

03.05

Л. Яхин «Пятое время года», «Силачи». Заголовок.

124

07.05

В. Осеева «Просто старушка». Смысл заголовка.

125

08.05

Кого можно назвать сильным человеком. Э. Шим «Не смей!».

126

10.05

А. Гайдар «Совесть». Е. Григорьева «Во мне сидят два голоса…». Соотнесение содержания рассказа, стихотворения с пословицей.

127

14.05

Работа со словом. Дискуссия на тему «Что значит поступать по совести».  В. Осеева «Три товарища».

128

15.05

И. Пивоварова «Сочинение».

129

16.05

Составление рассказа на тему «Как я помогаю маме».

130

17.05

Мы идем в библиотеку. Рассказы Н. Носова.

131

21.05

Самостоятельное чтение. Н. Носов «Затейники». Подбор заголовка.

132

22.05

Н. Носов «Фантазеры». Чтение по ролям.

133

23.05

Семейное чтение. И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак». Смысл басни.

134

24.05

Наш театр. С. Михалков «Не стоит благодарности». Обобщение по разделу.

135

28.05

Итоговая проверочная работа.

136

29.05

Повторение изученного материала за год.

137

30.05

Повторение изученного материала за год.

138

Резерв.

139

Резерв.

140

Резерв.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...