Открытый урок Литературное чтение 4класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Открытый урок в 4 классе по теме "Былины. Знакомство с произведением Илья Муромец и  Соловей -  разбойник".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka._literaturnoe_chtenie_4klass.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе.

(«Литературное чтение. 4 класс.» часть 1. УМК «Перспективная начальная школа». Автор-Малаховская О.В.)

        

Тема урока: Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Цель урока: 

  • обучать работе с произведением, формировать навыки полноценного восприятия и анализа произведения;
  • учить составлять план произведения при помощи моделирования.

Задачи:

  • Образовательные:

- Познакомить школьников с былиной «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

- Выделить важнейшие признаки былины, доступные для восприятия младших школьников; вызвать желание читать былины.

  • Воспитательные:

- Показать связь содержания былин с русской историей. Использовать возможности былин для воспитания чувства патриотизма.

- Показать отражение «богатырской» темы в живописи и музыке.

  • Развивающие:

- Продолжить развитие общего и литературного образования детей через чтение былин.

- Продолжить развитие логического мышления, навыков анализа и синтеза обучающихся через выявление сходства и отличия былин и сказок.

- Продолжить развитие культуры речи.

Основное содержание темы, термины и понятия:

-  работа с понятиями «былина», «повторы», «преувеличение», «сказитель-былинщик»;

 - чтение былины (1и2часть) и анализ содержания; характеристика героев,

 - определение авторского отношения к изображаемому;

 - работа с разными источниками текстовой информации;

 

Планируемые результаты:

Личностные:

  -проявление творческого отношения к процессу обучения;

  -осознание школьниками меры ответственности за судьбу народа, Родины через поступки и действия былинных героев.

Метапредметные:  

Познавательные:

Умение:

 - перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

 -находить сходство и различие между былиной и сказкой;

-  находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 - давать оценку своим действиям, оценивать результат;

Регулятивные:

Умение:

  -работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

  Ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно школьнику, и того, что еще неизвестно;

  -составлять совместно с учителем план действий;

 - контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца.

Коммуникативные:

Умение:

  -оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

 - сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и ее результат, слушать мнения других.

Предметные:  

Умение:

  -правильно, осознанно, выразительно читать былины;

  -применять в речи литературоведческие понятия «былина», «зачин», «повторы», «преувеличение», «сказители-былинщики»;

  -выделять признаки былины, сравнивать ее со сказкой.

 

  Формы работы:

  • фронтальная форма
  • индивидуальная форма
  • работа в паре

Ход урока.

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Формируемые УУД

Организационный момент

Создание рабочей атмосферы, эмоционального настроя.

- Прочитайте слова, которые являются эпиграфом нашего урока.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле!

Не топтать их коням землю русскую!

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит – не шелохнется!

Читают слова

 Личностные:

Проявление интереса к жанру былин.

 Актуализация знаний. Целеполагание

Задание 1. Форма работы: фронтальная.

Учитель. Произведения устного народного творчества вы читали в 1-3  классах. Давайте проверим ваши знания. Объясните каждое слово в названии темы. Почему «устное»?

Учитель. Почему «народное»?

Учитель. Почему «творчество»?

Учитель. Какие произведения устного народного творчества вы знаете?

Учитель. Почему Илья Муромец стал героем многих былин?

Учитель. Знаете ли вы, что местом рождения Ильи Муромца называют село Карачарово под городом Муромом во Владимирской области? Прошло почти 500 лет, как появились первые упоминания о герое, но память о нем живет и сегодня. Гробница с мощами богатыря находится в Киево-Печерском монастыре.

 

На берегу реки Оки стоит памятник Илье Муромцу.

  В краеведческом музея города Мурома лежит гигантских размеров дубовый пень, на котором написано: «По преданию Илья Муромец такие дубы с корнем вырывал, да в Оку их кидал и изменил русло реки».

Определение темы урока и плана работы.

Прочитайте название былины в учебнике .

Самые важные вопросы урока напечатаны на листе. Будем учиться отвечать на них. Познакомьтесь с планом нашего рассуждения.

.

О. Передавали тексты сказок, былин и др. произведений из уст в уста, письменности не было.

О. Автором был не один человек, а народ.

О. Люди придумывали, творили, сочиняли

 О. Перечисляются произведения.

Загадки, скороговорки, пословицы, потешки, небылицы…

О. Русский богатырь.

Опорный лист:

  «Исцеление Ильи Муромца»

  «Илья Муромец и Калин-царь»

  «Илья Муромец и Идолище»

  «Илья Муромец и дочь его»

  «Илья Муромец в ссоре с Владимиром»

  «Илья Муромец и татарчонок»

  «Илья Муромец с Добрыней на Соколе-корабле»

О. Народ его любил за силу, справедливость, борьбу с врагами. Он совершал подвиги ради народа, Родины, охранял труд мирных людей.

План

1.  Кто является главным героем былины?

2.  Как народ изображает Илью Муромца?

3.  Мог ли проявить трусость былинный герой?

3.  Какая связь существует между былинами и историческими событиями? Какие средства языка помогают передать образ богатыря?

4.  Что означает слово «былина»?

5.  Чем былины интересны для современного читателя?

О. Ответы детей

Личностные:

 Проявление интереса к жанру былин.

Регулятивные:

  Умение учиться работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные:

  Умение учиться перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные:

  Умение учиться оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения.

II Изучение нового

Учитель. Текст былины записан со слов сказителя – человека, который рассказывал былины, – более ста лет тому назад. Для нас их сберегли собиратели былин. Они ездили по городам и сёлам и записывали былины от простых крестьян-сказителей.

В старину былины назвались песнями. Их действительно «пели», распевно читали под гусли

Чтение былины-1часть

Анализ текста былины в форме ответов на вопросы для проверки первичного восприятия былины. 

Форма работы: фронтальная

.Учитель. Как встретились Илья Муромец и Соловей-разбойник? Что случилось с природой от соловьиного посвиста?

Учитель. Чем закончилась эта встреча?

Учитель. Почему ослушался Илья Муромец жителей Чернигова?

Учитель. Как называется приём преувеличения силы богатыря?

Учитель. Как в былине показано превосходство Ильи Муромца над дружинниками князя Владимира?

Задание 2. Чтение былины учащимися .

Учитель. Что подумал Илья, увидев Соловья-разбойника?

Когда произошла встреча Ильи с Соловьём-разбойником? Сразу как он уехал служить Владимиру, после помощи мужичкам Черниговским?

Учитель. Какой же он, былинный герой?

Как он побеждает врага? Сам или с помощью волшебных предметов и помощников?

Словарная работа по ходу чтения:

 а) прочитать сноску

Учитель. Чью точку зрения, чьи мысли отражает былина?

Учитель. Что обозначает слово «былина»?

Действительно, Русь боролась с многочисленными врагами. Русский народ показывал на поле брани чудеса храбрости. В былинах встречаются исторически точные описания одежды, обуви. На дне Ильмень-озера нашли такой сапожок, какой точно был описан в былине про Микулу Селяниновича. Кроме того, в былинах упоминаются точные названия русских городов.

Учитель. Давайте вместе дадим определение былине.

Задание 3.

Подчеркните в тексте преувеличения  – то, чего в жизни не может быть. Объясните, с какой целью они используются.

Задание 4.

Найдите повторяющиеся эпизоды и скажите, с какой целью они используются.

О. Ответы детей

О. Высказывают свою точку зрения.

О. Оказывается, не мог проявить трусость удалой былинный герой.

О. В былине есть слова, указывающие на то, что Илья успел состариться: «старый казак», «Не ко мне ли старому да подбираешься?»

Чтение 2 части 

Попробуем мы силу богатырскую – поборемся, будем сражаться.

Что значит побрататься?

О. Быть как братья, заключить братский союз, стать побратимами.

О. Народную.

О. Былина – это быль, рассказ о том, что было на самом деле, т.е. правдивое повествование.

Итак, былины – это героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли-богатырей.

Форма работы: в парах 

О. Гиперболы делают более заметными и яркими подвиги, силу, мужество героя.

Форма работы: в парах

Вопросы на карточке:

- Назовите известных по былинам героев, изображенных на картине.

- Кто из богатырей больше всего привлекает наше внимание?

- Почему?

- Что общего в изображении Ильи Муромца в былине и на картине?

О. Высказывают свою точку зрения.

Личностные:

  Проявление интереса к жанру былины и к былинному герою.

Регулятивные:

  Умение действовать по плану, давать оценку своим действиям, оценивать результат.

Коммуникативные:

  Умение сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и ее результат, слушать мнения других.

Предметные:

  Усвоение литературного понятия «былина».

  Умение определять характерные признаки былины.

  Умение сравнивать былину со сказкой, находить черты сходства и отличия.

  Умение выразительно читать былину.

III Закрепление

Диагностика качества освоения темы.

Задание 1.

Восстановите план текста былины, расположив события в нужной последовательности.

Форма работы: индивидуальная.

Опорный лист:

1.  Побраталися да два богатыря

2.  Тяжело ходить коню богатырскому

3.  Встреча Ильи Муромца с Соловьём-разбойником.

4.  Положил Илью да он к себе в карман

Личностные:

  Осознание значимости изучаемой темы для себя.

Регулятивные:

  Умение высказывать свое предположение, оценивать свои действия, выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Познавательные:

  Умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате индивидуальной работы и совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

  Умение слушать других, формулировать свои мысли вслух

Итог урока.

Рефлексивная деятельность

Домашнее задание:

Почему современному читателю нужно знать и читать былины?

 Как вы считаете, как вы поработали на уроке? Оцените свою работу.

Научиться читать былину с выражением нараспев.

Каждый  высказывается одним предложением, выбирая начало фразы

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Самоанализ и самооценка ученика:

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 4класс "Школа 2100"

Этот  урок  проводится двумя преподавателями: учителями 4  и 5-ого класса. Для тех кого интересует  преемственность. ...

Презентация к уроку литературного чтения 4класс

Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе по системе Л.В.Занкова. "Былина"...

Урок литературного чтения. 4класс И. А. Бунин «Листопад» (отрывок)

Урок литературного чтения. 4классИ. А. Бунин «Листопад» (отрывок)...