Повышение интереса к чтению через произведения народного поэта Якутии П.Н. Тобурокова
статья по чтению (3 класс) на тему

Андреева Елена Михайловна

Чтение в жизни каждого человека занимает важное место. Перед учителем встаёт вопрос: кто и почему любит читать или кто и почему не любит читать. Ежегодно школьный порог переступают  первоклассники. В их глазах горит огонёк пытливости, любознательности. Все они хотят учиться. Многие гордятся тем, что уже знают все буквы, умеют складывать слоги, а некоторые даже читать. Возвращаясь, домой, наперебой рассказывают, что было в школе, о чём их спрашивал учитель. Но проходит неделя, другая, месяц, второй, и от бурной радости ничего не остаётся. Это – трудности, которые испытывают многие ученики в период обучения  чтению. Современные дети порой не хотят, а, главное, не умеют работать с книгой. 

Детское чтение - это не только задача педагогов по обучению детей элементарным навыкам чтения, это не только задача родителей заинтересовать ребенка какими-то художественными произведениями, это не только задача библиотекарей показать лучшие книги, дело обстоит гораздо сложнее. Чтение детей - это ключ к жизни в информационном обществе. В моем классе к 100-летию народного поэта Якутии Петра Николаевича Тобурокова проведен литературный классный час совместно с родителями  «Наш любимый поэт».

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Андреева Е.М. учитель начальных классов

 МОБУ «Хатасская СОШ имени

П.Н. и Н.Е. Самсоновых»

ГО «город Якутск»

Повышение интереса к чтению через произведения народного                                                         поэта Якутии  П.Н. Тобурокова

« Чтение - это окошко, через которое

 дети видят и познают мир и самих себя».

В.А. Сухомлинский.

Чтение в жизни каждого человека занимает важное место. Перед учителем встаёт вопрос: кто и почему любит читать или кто и почему не любит читать. Ежегодно школьный порог переступают  первоклассники. В их глазах горит огонёк пытливости, любознательности. Все они хотят учиться. Многие гордятся тем, что уже знают все буквы, умеют складывать слоги, а некоторые даже читать. Возвращаясь, домой, наперебой рассказывают, что было в школе, о чём их спрашивал учитель. Но проходит неделя, другая, месяц, второй, и от бурной радости ничего не остаётся. Это – трудности, которые испытывают многие ученики в период обучения  чтению. Современные дети порой не хотят, а, главное, не умеют работать с книгой.

        За годы педагогической деятельности наблюдаю конкретные причины того, что дети стали меньше читать:

- слишком много отвлекающих моментов (интернет, телевидение, компьютерные игры);

- не хватает свободного времени;

- родители не уделяют должного внимания и не обогащают домашнюю библиотеку.

Еще одна проблема детского чтения - воспитание в семье. Когда родители с книгой, то и дети тоже читают. А когда родители возмущаются, что дети не читают, но при этом сами этого не делают, то какие претензии можно предъявлять ребёнку? Естественно,  такой ребёнок не читает.

Детское чтение - это не только задача педагогов по обучению детей элементарным навыкам чтения, это не только задача родителей заинтересовать ребенка какими-то художественными произведениями, это не только задача библиотекарей показать лучшие книги, дело обстоит гораздо сложнее. Чтение детей - это ключ к жизни в информационном обществе. В моем классе к 100-летию народного поэта Якутии Петра Николаевича Тобурокова проведен литературный классный час совместно с родителями  «Наш любимый поэт».

Петр Тобуроков всю жизнь проработал учителем и не случайно стал одним из известных детских писателей. Стихотворения его с удовольствием учат наизусть. В школе читают «Собрания букв», также сказки «Чанчый Чачах». Стихи Петра Николаевича отличаются самобытностью, простотой стиля, юмором, выразительностью и жизнерадостностью. Сборник стихов Петра Тобурокова «Ытанньах герой буолбат», «Куннуун оонньуур куорэгэйдэр» являются нашей настольной книгой. Мы выросли, читая стихи нашего якутского поэта П.Н. Тобурокова. Участвуя в проекте «Семейное чтение» в классе проводим читательские дни. Родители могут найти для детей скороговорки, стишки и песенки на якутском языке. При заучивании стихов и песен дети улучшают свое произношение и речь, и это является из основных компонентов методики преподавания.

В своей работе  использую  различные методы и приёмы. Такие как чтение сказок, путешествия, аукционы, инсценирование, викторина, игра.  Задачи моего урока обучения чтению следующие:

- создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором, усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы;

 - больше уделять внимания словарной работе и речевому развитию вообще;

-  чаще использовать творческие задания;

-   сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке;

- учить умению самостоятельно работать с полученной из книги информацией.

           

Я практикую следующие формы внеклассных занятий:

  • коллективное чтение;
  • беседа;
  • реклама книги;
  • литературный праздник;
  • литературная игра;
  • литературная гостиная;
  • театральные конкурсы.

          Центральным звеном в работе по развитию читательского интереса младших школьников является организация литературных игр и литературных праздников.

          Литературные игры, внеклассные занятия интересны и полезны младшим школьникам. В основе литературных игр лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, постановка и разгадывание каверзных вопросов по прочитанным произведениям, отгадывание имен литературных героев,  фамилий авторов, названий книг и произведений по серии вопросов, воспроизведение героев и книг по описанию и т. д.

           В определенный срок (месяц или больше — в зависимости от объема читаемого материала) предлагаю детям самостоятельно прочесть то или иное литературное произведение. По окончании этого срока провожу литературную  игру. Ребятам очень нравится принимать участие в таких мероприятиях, и они с нетерпением ждут того дня, когда будут подводиться итоги прочитанного.  С огромным желанием пробуют они свои силы в составлении игровых заданий для одноклассников. В процессе литературных игр подобного рода развиваются интеллектуальные, творческие качества личности играющих, проявляется и совершенствуется кругозор и творческие способности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация регионального компонента на уроках литературного чтения через произведения В. Бианки

Научная работа. Можно использовать как методическое пособие при изучении произведений Бианки, содержит биографию, комплекс мероприятий....

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ЧЕРЕЗ ЛИТЕРАТУРНУЮ ИГРУ И ТВОРЧЕСТВО

Г. Н. КОЗЛОВАФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ЧЕРЕЗ ЛИТЕРАТУРНУЮ ИГРУ И ТВОРЧЕСТВОВ знаменитой книге В.А.Сухомлинского: «Сердце отдаю детям»  есть глава, в  которой великий педагог пишет: «Уче...

Повышение интереса к чтению у младших школьников на уроках литературного чтения.

Предложение некоторых форм работы с учащимися начальных классов на уроках литературного чтения для повышения читательского интереса....

Развитие у обучающихся интереса к чтению через использование различных форм и методов индивидуальной и массовой работы

В статье рассматриваются различные формы и методы работы с учащимися на уроках чтения...

Развитие интереса к чтению через проект «Книжка-малышка»

из опыта работы по теме Проект "Книжка -малышка"...

Открытый урок по литературному чтению по произведениям русских поэтов «Снежок порхает, кружится… Поэзия зимы» для учащихся 2 классов.

сценарий литературной гостиной по произведениям русских поэтов «Снежок порхает, кружится… Поэзия зимы» для учащихся 2 классов.ЦЕЛЬ:Ознакомление учащихся с произведениями русских поэ...

Повышение интереса к чтению через решение логических задач

В данной статье рассмаьривается тема повышения интереса к чтению через развитие логического мышления....