Конспект "Сочинение" И. Пивоварова. 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Зарипова Эльвина Илфатовна

Конспект по литературному чтению на тему: "Сочинение" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_sochinenie._pivovarova.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

Дата:

Школа:        

Класс:

Урок:

Время:

Кабинет:

                 Учитель:

                   Методист:

                                                 Студент: Зарипова Э., 32гр.

Цели деятельности учителя: познакомить с рассказом И. Пивоваровой «Сочинение»;  раскрыть разные стороны смешного в тексте; учить делить текст на смысловые части; совершенствовать умение перечитывать смешные фрагменты; работать над навыком осознанного и выразительного чтения.

Планируемые результаты:

Предметные: 

- формировать навык учебного чтения;

- формировать умение ориентироваться в учебнике;

- оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки;

- формировать умение понимать нравственный смысл произведений.

Личностные:

- проявлять интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;

- проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Тип урока: комбинированный

           

Оборудование: Литературное чтение: 3кл.: Учебник: / Н.А.Чуракова.-М.: Академкнига/ Учебник, 2011.-Ч.2.; презентация, раздаточный материал.

Этап урока

Метод и приемы

 Время

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

 1.

Организационный

Словес.: ответы на вопросы

2

мин.

- Здравствуйте, дети. Присаживайтесь.

Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Меня зовут Эльвина Илфатовна.

- Ребята посмотрите на слайд. (на слайде пословица : «Назвался груздем полезай в кузов».

-  Что это такое? (пословица)

-  В чем смысл пословицы? (Смысл пословицы заключается в том, что решение взять свои слова назад запоздало, даже в случае возникновения трудностей, которые первоначально не предполагались; делу дан ход и от человека требуется только выполнение своего обещания.)

Переключают внимание на учителя. Настраиваются на работу.

Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке.

  1.   2.

Мотивационный

Словесн.: ответы на вопросы

Практич.: чтение по ролям

Словесн.: ответы на вопросы

8 мин.

- Какое домашнее задание у вас было? (Каминский Л. «Сочинение»)

- Объединитесь в группы по 4 человека. Проведем чтение по ролям. Вам нужно распределить роли (автор, мама, Лена и Оля)  и выразительно прочитать.

- На подготовку 5 минут.

- Кто готов?

- Выходите в доске (проверка одной группы).

- Чье чтение вам понравилось?

- Почему?

- Молодцы, ребята!

- Вспомните, какой раздел мы изучаем? (Продолжаем разгадывать секреты смешного)

- Откройте раздел «Содержание». Какое произведение изучали на прошлом уроке? (Л.Каминский «Сочинение»)

- Определите тему сегодняшнего урока. ( И. Пивоварова «Сочинение»).

- Определите цель на урок.

- Свяжите цель урока и тему.

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока.

П: осмысленно читают текст

Р: принимают и сохраняют уч задачу

3.

 Постановка учебной задачи и ее решение

Практич.: заполнение таблицы

10

мин.

Изучение нового материала.

Первичное знакомство с текстом.

 - Что вы знаете об Ирине Пивоваровой?

 - Послушайте ее биографию.
   Ирина Пивоварова – русская писательница, создававшая детские книги, наполненные чудесами, легкостью и добром. Ирина  Пивоварова родилась         в Москве 3 марта 1939         года.  Окончив школу,         она поступила         в Московский текстильный институт  на факультет прикладного искусства.
Несколько лет Ирина работала на Мосфильме и зарекомендовала себя как великолепный художник. А потом вдруг начала писать маленькие рассказы. Печаталась они в не слишком известных журналах, и только спустя некоторое время милые, яркие, добрые стихотворения были изданы в журнале «Весёлые картинки».  

 После этого дети уже не выпускали из своих сердец книги Ирины. Им нравилось все, что она писала.
Самыми известными произведениями в творчестве Пивоваровой являются «Тройка с минусом, или происшествие в 5 А», « Рассказы Люси Синицыной ученицы 3-го класса» «Рассказы Павлика Помидорова, брата Люси Синицыной». В этих произведениях Ирина Михайловна настолько достоверно описывает чувства своих маленьких героев – обычных школьников, что остается только удивляться, как хорошо она знает внутренний мир ребенка.

 - Вспомните, какие произведения И. Пивоваровой вы уже читали?

( стих-ия: «Картина», «Мост и сом», «Жила-была собака»).

 - Сегодня познакомимся с еще одним произведением. Откройте учебники на стр. 51.

 - Как вы думаете, о чем это произведение? Может, это та же история, что и у Л. Каминского?

- Посмотрите на иллюстрации и предположите о чем

- Прочитаем и узнаем. ( Чтение текста по цепочке).

( после чтения 1 части)

- Так о чем этот рассказ? (о девочке, которая в классе писала сочинение на тему  « Я помогаю маме»)

- От чьего лица ведется рассказ?

- Легко ли дается писать сочинение?

- Как помогала девочка? Как вы думаете, часто ли она это делает?

- Почитайте последний абзац. Что удивляет девочку больше всего? (все писали и писали, о чем они пишут?)

( после чтения 2 части)

- Продолжила ли Люся писать сочинение?

- А вы стирали сами скатерть?

- Чем закончился урок? ( Люсе поставили «5»…)

- Почему Люся просила не ходить на родительское собрание? (ей было стыдно)

- Болело ли у нее горло? (нет)

(после чтения  3 части)

- Что произошло утром? (состоялся разговор)

- Что сделала мама? (мама не стала ругать Люсю)

- Продолжила ли девочка врать?

(после чтения 4 части)

- Что произошло дальше?

- Как Люся отнеслась к заданию?

- Как девочка стирала?

- Что ей показалось самым трудным? (вешать занавески)

- Какой плюс она нашла в этом? (пол заблестел как новенький)

- Зачем она поставила кастрюли и сковородки? (из занавесок лилась вода)

-Почему мама сказала про скатерть?

- Как вы думаете, мама осталась довольна? (нет, раз она ходила в галошах по кухни)

Физминутка

(Проводят ученики)

Определять смысл названия произведения.

Читать вслух.

Р: принимают и сохраняют уч задачу

П: осуществляют подвед под понятие

33.

Решение частных задач на основе анализа текста

Словес.: ответы на вопросы

Практический: анализ

Практический: анализ выраз. чтения  

.

≈12

≈3

Анализ образов и подготовка к выразительному чтению.

- Итак, какая история приключилась с девочкой?

- Почему она стала стирать занавески?

- Поругала ли Люсина мама Люсю за то, что девочка написала в сочинении неправду?  (Мама не воспитывает Люсю при помощи наказания или нотаций. Она относится к девочке как к взрослому человеку, который должен нести ответственность за свои слова; должен выполнять то, о чем говорит. Поэтому мама осталась довольна, когда Люся все-таки постирала занавески, несмотря на все сложности.)

- Что она придумала?

- Как вы думаете, что чувствовала мама на собрании? (она была удивлена)

- Маме хотелось бы, чтобы это была правда?

- Как вы думаете, чему эта история научила девочку? (не врать)

- Почему этот рассказ в нашем разделе?

- Какое настроение у вас вызвало это произведение?

- Какая часть показалось вам самой смешной?

-Прочитаем разговор членов клуба «Ключ и заря» с Михаилом Потаповичем на с. 46 и узнаем, какие моменты им показались самыми смешными.

- Прочитайте точку зрения Миши. Вы с ним согласитесь?

 Найдите и перечитайте ту часть текста, которая больше всего понравилась Мише Иванову. (Учащиеся читают: «Пока я натягивала на веревку один кусок занавески, другой сваливался на пол. И в конце концов вся занавеска упала на пол, а я упала на нее с табуретки». Или: «Я подставила под занавески все кастрюли и сковородки, какие у нас были. Потом поставила на пол чайник, три бутылки и все чашки с блюдцами».)

– Какой рассказ вспомнил Миша? (Миша вспомнил рассказ Николая Носова «Мишкина каша». Этот рассказ помещен в хрестоматии по литературному чтению для 3 класса.)

– Прочитайте точку зрения Маши. Вы с ней согласитесь? Найдите и перечитайте тот фрагмент рассказа, который заинтересовал Машу. (В этом фрагменте смешным кажется и то, как Люся постепенно приписывает названия вещей, которые еще можно постирать рать, и то, как эти вещи постепенно увеличиваются в размерах – от носовых платков и чулок (которые Люся действительно иногда стирала) до штор и скатерти.)

– Прочитайте точку зрения Кости. Вы с ним согласитесь? Найдите и перечитайте разговор Люсиных родителей, на который обратил внимание Костя. Что делает смешным этот разговор? (Смешным этот разговор делает то, что Люся ожидала одного (она думала, что мама рассердится и будет ее ругать), а услышала совсем другое (мама сказала, что очень рада тому, что Люся любит стирать занавески, их теперь не придется нести в прачечную)).

- Прочитайте по ролям разговор.

- Сколько понадобится чтецов?

- Сейчас объединитесь в группы по 3 человека. Чтение по ролям – за автора и Люсю читает один человек, т.к. повествование ведется от Люси.

- Как вы думаете, как надо читать за маму? (строго, но с иронией)

- Какой голос должен быть у папы?

- В речи мамы, какие знаки препинания присутствуют? (!)

- С какой интонацией девочка будет все говорить?

- Приступайте к работе.

( выступают 2 -3 группы)

- Чтение какой группы понравилось вам больше?

- Кто смог передать тон и интонацию мамы?  Папы? Люси?

- Молодцы, ребята.

- Как вы думаете, мама Люси хороший воспитатель?

- Сравните рассказы И. Пивоваровой и Л. Каминского.

- Сравните поведение 2 мам.

 

- Какое воспитание вы считаете более действенным – когда человека ругают и наказывают или когда предлагают на деле выполнить то, что он сам о себе наговорил? Представьте себе ситуацию, в которой мама Лены из рассказа Л. Каминского, прочитав ее сочинение, поступает точно так же, как мама Люси Синицыной.

– Как вы думаете, изменилось ли бы представление Лены о том, что можно и чего нельзя писать в сочинении?

- Как вы думаете, о чем спрашивает Мишу Главный Библиотекарь? (на стр. 55). Что он имел ввиду?

-Что бы ответил Михаил? (стр.46)

 (Вопрос, который задает Михаил Потапович Мише Иванову, связан с тем, что Миша хотел почитать такой текст, который вызывает веселый смех, а не грустный (как басни или как рассказ «Сочинение» Л. Каминского)). Поскольку Миша сказал о рассказе И. Пивоваровой, что это «очень смешной рассказ», Михаил Потапович и спросил его: «Ты доволен, Михаил?», на что Миша, конечно же, должен ответить, что он доволен.

- А как вы помогаете маме?

- Что захотелось вам? Хотели бы вы совершить какой-либо поступок?

- Как вы думаете, стала ли девочка лучше?

- Посмотрите на слайд. Как вы думаете, почему я взяла эту пословицу? (Эпиграф урока)

- Бывали  вы в подобных ситуациях?

- Встречали  в рассказах?

- Напишите сочинение «Как я помогаю маме».

Читать выборочно.

Характеризовать героев

Работать самостоятельно

Проводить анализ чтения.

Отвечать на вопросы.

П: анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков;

К: ориентируются на партнера во взаимодействии

П: осмысленно читают худож Т

К: контролируют действия партнера

44.

Рефлексия

Словес.: ответы на вопросы, самоанализ

≈5

- С каким произведением познакомились?

- Кто его автор?

- С каким произведением похожи? (Л. Каминского «Сочинение»)

- Чем похожи произведения?

- Чем отличаются?

- Так в чем же секрет смешного?

- Оцените себя и свою работу на уроке.

-  Если вам все понравилось, и вы хорошо поняли тему урока – закрасьте смайлик зеленым цветом.

 - Если иногда были затруднения, сомнения, не совсем понравилась работа  – закрасьте смайлик желтым цветом.

- Если  не разобрались в теме, и было не очень интересно, закрасьте смайлик красным цветом. 

Делать  нравственный выбор.

Оценивать свои достижения.

П: строят речевое высказывание

П: осуществляют синтез

П: строят рассужд

Р: осуществляют итоговый контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА литературное чтение 2 класс Тема:Устное народное творчество и современная поэзия. И. Пивоварова «Жила-была собака». УМК "Перспективная начальная школа"

Урок проведён во 2 классе. Актуальность и необходимость разработки планируемых результатов обусловлена Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Данный урок...

Презентация к уроку литературного чтения, 2 класс. Тема:Устное народное творчество и современная поэзия. И. Пивоварова «Жила-была собака». УМК "Перспективная начальная школа"

Презентация помогает разобраться в отличии и сходстве устного народного творчества и современной поэзии на примере произведения Ирины  Пивоваровой «Жила-была собака»....

Конспект урока по литературному чтение на тему" Ирина Пивоварова Сочинение" 3 класс

Конспект урока по литературному чтение на тему" Ирина Пивоварова Сочинение"  3 класс...

Конспект урока по литературному чтению И. Пивоварова «Сочинение» 3 класс

Предмет: литературное чтениеКласс: 3-2Тема урока: И. Пивоварова «Сочинение»Цель урока: учить делить текст на смысловые части, находить в тексте строчки, которые вызывают смех; совершенствовать умение ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК: «Гармония» по теме: С. Маршак «Урок вежливости», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Б. Заходер «Очень вежливый индюк».

Цель: через знакомство со стихотворениями С.Я. Маршака «Урок вежливости», И.М. Пивоваровой «Вежливый ослик» и Б.В. Заходера «Очень вежливый ослик» способствовать вежливому, доброжелательному общению и...

Презентация к уроку по литературному чтению 3 класс УМК: «Гармония» по теме: С. Маршак «Урок вежливости», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Б. Заходер «Очень вежливый индюк».

Презентация разработана к уроку по литературному чтению 3 класс УМК: «Гармония» по теме: С. Маршак «Урок вежливости», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Б. Заходер «Очень вежливый индюк»....