Конспект "Сочинение" И. Пивоварова. 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Конспект по литературному чтению на тему: "Сочинение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_sochinenie._pivovarova.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения
Дата: Школа: Класс: Урок: Время: Кабинет: | Учитель: Методист: Студент: Зарипова Э., 32гр. |
Цели деятельности учителя: познакомить с рассказом И. Пивоваровой «Сочинение»; раскрыть разные стороны смешного в тексте; учить делить текст на смысловые части; совершенствовать умение перечитывать смешные фрагменты; работать над навыком осознанного и выразительного чтения.
Планируемые результаты:
Предметные:
- формировать навык учебного чтения;
- формировать умение ориентироваться в учебнике;
- оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки;
- формировать умение понимать нравственный смысл произведений.
Личностные:
- проявлять интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;
- проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: Литературное чтение: 3кл.: Учебник: / Н.А.Чуракова.-М.: Академкнига/ Учебник, 2011.-Ч.2.; презентация, раздаточный материал.
№ | Этап урока Метод и приемы | Время | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД |
1. | Организационный Словес.: ответы на вопросы | 2 мин. | - Здравствуйте, дети. Присаживайтесь. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Меня зовут Эльвина Илфатовна. - Ребята посмотрите на слайд. (на слайде пословица : «Назвался груздем полезай в кузов». - Что это такое? (пословица) - В чем смысл пословицы? (Смысл пословицы заключается в том, что решение взять свои слова назад запоздало, даже в случае возникновения трудностей, которые первоначально не предполагались; делу дан ход и от человека требуется только выполнение своего обещания.) | Переключают внимание на учителя. Настраиваются на работу. | Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке. |
| Мотивационный Словесн.: ответы на вопросы Практич.: чтение по ролям Словесн.: ответы на вопросы | 8 мин. | - Какое домашнее задание у вас было? (Каминский Л. «Сочинение») - Объединитесь в группы по 4 человека. Проведем чтение по ролям. Вам нужно распределить роли (автор, мама, Лена и Оля) и выразительно прочитать. - На подготовку 5 минут. - Кто готов? - Выходите в доске (проверка одной группы). - Чье чтение вам понравилось? - Почему? - Молодцы, ребята! - Вспомните, какой раздел мы изучаем? (Продолжаем разгадывать секреты смешного) - Откройте раздел «Содержание». Какое произведение изучали на прошлом уроке? (Л.Каминский «Сочинение») - Определите тему сегодняшнего урока. ( И. Пивоварова «Сочинение»). - Определите цель на урок. - Свяжите цель урока и тему. | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. | П: осмысленно читают текст Р: принимают и сохраняют уч задачу |
3. | Постановка учебной задачи и ее решение Практич.: заполнение таблицы | 10 мин. | Изучение нового материала. Первичное знакомство с текстом. - Что вы знаете об Ирине Пивоваровой? - Послушайте ее биографию. После этого дети уже не выпускали из своих сердец книги Ирины. Им нравилось все, что она писала. - Вспомните, какие произведения И. Пивоваровой вы уже читали? ( стих-ия: «Картина», «Мост и сом», «Жила-была собака»). - Сегодня познакомимся с еще одним произведением. Откройте учебники на стр. 51. - Как вы думаете, о чем это произведение? Может, это та же история, что и у Л. Каминского? - Посмотрите на иллюстрации и предположите о чем - Прочитаем и узнаем. ( Чтение текста по цепочке). ( после чтения 1 части) - Так о чем этот рассказ? (о девочке, которая в классе писала сочинение на тему « Я помогаю маме») - От чьего лица ведется рассказ? - Легко ли дается писать сочинение? - Как помогала девочка? Как вы думаете, часто ли она это делает? - Почитайте последний абзац. Что удивляет девочку больше всего? (все писали и писали, о чем они пишут?) ( после чтения 2 части) - Продолжила ли Люся писать сочинение? - А вы стирали сами скатерть? - Чем закончился урок? ( Люсе поставили «5»…) - Почему Люся просила не ходить на родительское собрание? (ей было стыдно) - Болело ли у нее горло? (нет) (после чтения 3 части) - Что произошло утром? (состоялся разговор) - Что сделала мама? (мама не стала ругать Люсю) - Продолжила ли девочка врать? (после чтения 4 части) - Что произошло дальше? - Как Люся отнеслась к заданию? - Как девочка стирала? - Что ей показалось самым трудным? (вешать занавески) - Какой плюс она нашла в этом? (пол заблестел как новенький) - Зачем она поставила кастрюли и сковородки? (из занавесок лилась вода) -Почему мама сказала про скатерть? - Как вы думаете, мама осталась довольна? (нет, раз она ходила в галошах по кухни) Физминутка (Проводят ученики) | Определять смысл названия произведения. Читать вслух. | Р: принимают и сохраняют уч задачу П: осуществляют подвед под понятие |
33. | Решение частных задач на основе анализа текста Словес.: ответы на вопросы Практический: анализ Практический: анализ выраз. чтения . | ≈12 ≈3 | Анализ образов и подготовка к выразительному чтению. - Итак, какая история приключилась с девочкой? - Почему она стала стирать занавески? - Поругала ли Люсина мама Люсю за то, что девочка написала в сочинении неправду? (Мама не воспитывает Люсю при помощи наказания или нотаций. Она относится к девочке как к взрослому человеку, который должен нести ответственность за свои слова; должен выполнять то, о чем говорит. Поэтому мама осталась довольна, когда Люся все-таки постирала занавески, несмотря на все сложности.) - Что она придумала? - Как вы думаете, что чувствовала мама на собрании? (она была удивлена) - Маме хотелось бы, чтобы это была правда? - Как вы думаете, чему эта история научила девочку? (не врать) - Почему этот рассказ в нашем разделе? - Какое настроение у вас вызвало это произведение? - Какая часть показалось вам самой смешной? -Прочитаем разговор членов клуба «Ключ и заря» с Михаилом Потаповичем на с. 46 и узнаем, какие моменты им показались самыми смешными. - Прочитайте точку зрения Миши. Вы с ним согласитесь? Найдите и перечитайте ту часть текста, которая больше всего понравилась Мише Иванову. (Учащиеся читают: «Пока я натягивала на веревку один кусок занавески, другой сваливался на пол. И в конце концов вся занавеска упала на пол, а я упала на нее с табуретки». Или: «Я подставила под занавески все кастрюли и сковородки, какие у нас были. Потом поставила на пол чайник, три бутылки и все чашки с блюдцами».) – Какой рассказ вспомнил Миша? (Миша вспомнил рассказ Николая Носова «Мишкина каша». Этот рассказ помещен в хрестоматии по литературному чтению для 3 класса.) – Прочитайте точку зрения Маши. Вы с ней согласитесь? Найдите и перечитайте тот фрагмент рассказа, который заинтересовал Машу. (В этом фрагменте смешным кажется и то, как Люся постепенно приписывает названия вещей, которые еще можно постирать рать, и то, как эти вещи постепенно увеличиваются в размерах – от носовых платков и чулок (которые Люся действительно иногда стирала) до штор и скатерти.) – Прочитайте точку зрения Кости. Вы с ним согласитесь? Найдите и перечитайте разговор Люсиных родителей, на который обратил внимание Костя. Что делает смешным этот разговор? (Смешным этот разговор делает то, что Люся ожидала одного (она думала, что мама рассердится и будет ее ругать), а услышала совсем другое (мама сказала, что очень рада тому, что Люся любит стирать занавески, их теперь не придется нести в прачечную)). - Прочитайте по ролям разговор. - Сколько понадобится чтецов? - Сейчас объединитесь в группы по 3 человека. Чтение по ролям – за автора и Люсю читает один человек, т.к. повествование ведется от Люси. - Как вы думаете, как надо читать за маму? (строго, но с иронией) - Какой голос должен быть у папы? - В речи мамы, какие знаки препинания присутствуют? (!) - С какой интонацией девочка будет все говорить? - Приступайте к работе. ( выступают 2 -3 группы) - Чтение какой группы понравилось вам больше? - Кто смог передать тон и интонацию мамы? Папы? Люси? - Молодцы, ребята. - Как вы думаете, мама Люси хороший воспитатель? - Сравните рассказы И. Пивоваровой и Л. Каминского. - Сравните поведение 2 мам.
- Какое воспитание вы считаете более действенным – когда человека ругают и наказывают или когда предлагают на деле выполнить то, что он сам о себе наговорил? Представьте себе ситуацию, в которой мама Лены из рассказа Л. Каминского, прочитав ее сочинение, поступает точно так же, как мама Люси Синицыной. – Как вы думаете, изменилось ли бы представление Лены о том, что можно и чего нельзя писать в сочинении? - Как вы думаете, о чем спрашивает Мишу Главный Библиотекарь? (на стр. 55). Что он имел ввиду? -Что бы ответил Михаил? (стр.46) (Вопрос, который задает Михаил Потапович Мише Иванову, связан с тем, что Миша хотел почитать такой текст, который вызывает веселый смех, а не грустный (как басни или как рассказ «Сочинение» Л. Каминского)). Поскольку Миша сказал о рассказе И. Пивоваровой, что это «очень смешной рассказ», Михаил Потапович и спросил его: «Ты доволен, Михаил?», на что Миша, конечно же, должен ответить, что он доволен. - А как вы помогаете маме? - Что захотелось вам? Хотели бы вы совершить какой-либо поступок? - Как вы думаете, стала ли девочка лучше? - Посмотрите на слайд. Как вы думаете, почему я взяла эту пословицу? (Эпиграф урока) - Бывали вы в подобных ситуациях? - Встречали в рассказах? - Напишите сочинение «Как я помогаю маме». | Читать выборочно. Характеризовать героев Работать самостоятельно Проводить анализ чтения. Отвечать на вопросы. | П: анализируют объекты с выделением сущ-х признаков; К: ориентируются на партнера во взаимодействии П: осмысленно читают худож Т К: контролируют действия партнера |
44. | Рефлексия Словес.: ответы на вопросы, самоанализ | ≈5 | - С каким произведением познакомились? - Кто его автор? - С каким произведением похожи? (Л. Каминского «Сочинение») - Чем похожи произведения? - Чем отличаются? - Так в чем же секрет смешного? - Оцените себя и свою работу на уроке. - Если вам все понравилось, и вы хорошо поняли тему урока – закрасьте смайлик зеленым цветом. - Если иногда были затруднения, сомнения, не совсем понравилась работа – закрасьте смайлик желтым цветом. - Если не разобрались в теме, и было не очень интересно, закрасьте смайлик красным цветом. | Делать нравственный выбор. Оценивать свои достижения. | П: строят речевое высказывание П: осуществляют синтез П: строят рассужд Р: осуществляют итоговый контроль |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА литературное чтение 2 класс Тема:Устное народное творчество и современная поэзия. И. Пивоварова «Жила-была собака». УМК "Перспективная начальная школа"
Урок проведён во 2 классе. Актуальность и необходимость разработки планируемых результатов обусловлена Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Данный урок...
Презентация к уроку литературного чтения, 2 класс. Тема:Устное народное творчество и современная поэзия. И. Пивоварова «Жила-была собака». УМК "Перспективная начальная школа"
Презентация помогает разобраться в отличии и сходстве устного народного творчества и современной поэзии на примере произведения Ирины Пивоваровой «Жила-была собака»....
Конспект урока литературного чтения "И.Пивоварова "Мы пошли в театр", 4 класс, ПНШ
Конспект урока лит.чтения...
Конспект урока по литературному чтение на тему" Ирина Пивоварова Сочинение" 3 класс
Конспект урока по литературному чтение на тему" Ирина Пивоварова Сочинение" 3 класс...
Конспект урока по литературному чтению И. Пивоварова «Сочинение» 3 класс
Предмет: литературное чтениеКласс: 3-2Тема урока: И. Пивоварова «Сочинение»Цель урока: учить делить текст на смысловые части, находить в тексте строчки, которые вызывают смех; совершенствовать умение ...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК: «Гармония» по теме: С. Маршак «Урок вежливости», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Б. Заходер «Очень вежливый индюк».
Цель: через знакомство со стихотворениями С.Я. Маршака «Урок вежливости», И.М. Пивоваровой «Вежливый ослик» и Б.В. Заходера «Очень вежливый ослик» способствовать вежливому, доброжелательному общению и...
Презентация к уроку по литературному чтению 3 класс УМК: «Гармония» по теме: С. Маршак «Урок вежливости», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Б. Заходер «Очень вежливый индюк».
Презентация разработана к уроку по литературному чтению 3 класс УМК: «Гармония» по теме: С. Маршак «Урок вежливости», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Б. Заходер «Очень вежливый индюк»....