Интегрированный урок 3 класс Литературное чтение / ИЗО
И. А. КРЫЛОВ. БАСНИ. ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ БАСНИ «ВОРОНА И ЛИСИЦА». Цели урока: закрепить знания детей о творчестве И.А. Крылова, обогатить их новыми знаниями и умениями. Задачи урока: формирование читательской компетентности; развитие художественно – творческих и познавательных способностей; развитие умения проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; осуществление контроля и оценки своей деятельности. I. Организационный этап. (3-4 мин) 1. – Если вы хотите, ребята, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите сначала ей свою улыбку, своё хорошее настроение. Надеюсь, вы пришли на урок c хорошим настроением. Пусть оно у вас останется надолго! На части не делится солнце лучистое, И вечную землю нельзя разделить, Но искорку счастья – луча серебристого – Ты можешь, ты в силах друзьям подарить! II. Этап проверки домашнего задания. (5-6 мин) 1. Работа в группах. Взаимопроверка. 2. Выразительное чтение басни, выбор лучшего чтеца. 4.Чтение стихотворения «Квартет» актёром – мастером художественного слова Валентином Гафтом. Сравнение результата своей деятельности с эталоном, самооценка. Ш. Подготовка к работе на основном этапе. 1.Чтение стихотворения М. Исаковского подготовленным учеником. - Сейчас вы услышите не менее оригинальное исполнение стихотворения Михаила Исаковского «И.А. Крылову», обратите внимание, какие чувства к великому Крылову переполняли поэта. Кто не слыхал его живого слова? Со школьной парты с ними мы сживались, Кто в жизни с ним не встретился своей? В те дни «Букварь» постигшие едва, Бессмертные творения Крылова И в памяти навеки оставались Мы с каждым годом любим всё сильней. Крылатые крыловские слова. (Слайд)
(обмен впечатлениями об услышанном) 2.Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы урока. Вот и солнышко радуется вашему успеху! Настало время определить тему, цели и задачи урока. Кто готов? - Будем работать с произведениями великого баснописца И.А. Крылова… (варианты ответов). Спасибо, ребята, вы прекрасно справились с заданием. Я только добавлю, что этот урок интегрированный, мы будем рассматривать героев известной нам басни с точки зрения разных мастеров: поэта, композитора и художника. Необходимо поразмышлять и исследовать следующие две проблемы: а) определить, совпадают ли основные характеристики героев басни у трёх мастеров, и какими художественными выразительными средствами они раскрыли характеры басенных героев б) что необходимо на уроке для успешного коллективного сотрудничества? (Слайд) IV. Этап применения знаний и способов действий. 1. Сообщения детей о И.А.Крылове. - Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец, он создал более 200 басен. Крылов был одарённым человеком: драматургом, художником, музыкантом, издателем. - Крылов очень любил свой народ, любил родную природу, любил свой язык, любил русское искусство. Крылов обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными образными выражениями, сравнениями. (Слайд) 2. Об истории создания памятника И.А. Крылову в Санкт – Петербурге. (Слайды) - Впервые в истории был поставлен памятник писателю, средства на его сооружение собрал народ. (Рассказ учителя). Что вам запомнилось из этой истории? Кто был автором проекта? На какие средства был сооружён памятник великому поэту? О чём говорит этот поступок? Чем заслужил Крылов всенародную любовь? (ответы детей) 3. Повторение басен Крылова. Работа в группах. а) Синквейн (ключевое слово «басня»). б) Игра «Лучший книгочей». - Что такое басня? Что такое мораль басни? Олицетворение? Каких баснописцев вы знаете? Запишите фамилии известных вам баснописцев. (Группы выполняют задание, итоги). в) Игра «Аукцион басен И.А. Крылова» - Проверим, кто больше басен знает. Итак, открываем аукцион! (Соревнования групп). Подведение итогов. Оценка. г) Конкурс «Лучший чтец басен» соревнование групп на лучшее исполнение стихов И.А. Крылова; чтение басни «Лебедь, Щука и Рак» мастером художественного чтения; сравнение результата своей деятельности с эталоном, самооценка учащихся. - В чём ценность басен И.А. Крылова? - Высмеивают недостатки в характерах людей. Многие строчки басен Крылова стали поговорками… (Разные варианты ответов). Рефлексия, оценка (самооценка) деятельности групп. д) Игра «Поиск». Кто больше найдёт и назовёт крылатых выражений из басен И.А. Крылова. (Рефлексия и оценка деятельности групп). Музыкальная пауза. Физминутка. 4. Игра «Волшебная шкатулка» - Волшебная шкатулка поведёт нас в мир прекрасных басен И.А. Крылова. Мир этот подобен весенней грозе, где каждое произведение великого поэта созвучно удару грома, вспышке молнии. Ведь после грозы воздух чист. Хотелось великому Крылову, чтоб люди стали чистыми духовно, и не было бы в них лицемерия и лжи. А теперь посмотрим, что предлагает волшебная шкатулка. (Выполнение заданий). Рефлексия, оценка работы групп. 5. Работа с басней «Ворона и Лисица». Чтение басни по ролям. - Прочитайте слова из басни, характеризующие басенных героев. Какой вы увидели Ворону? (Глупой, доверчивой). Какими словами и выражениями И.А. Крылов изобразил глупость Вороны? (Вещунья, на ель Ворона взгромоздясь, каркнула во всё воронье горло); хитрость Лисы? (Плутовка, вертит хвостом; говорит так сладко, чуть дыша). Почему сказано «взгромоздясь», что этим автор хотел показать? Какое впечатление произвела хитрая льстивая речь на Ворону? Почему Лисе удалось выманить сыр у Вороны? Какие строки позволяют «услышать» «голос» и «пение»? Какие слова стали поговоркой? (Ответы детей на все вопросы). Рефлексия, оценка деятельности групп. 6. Прослушивание симфонической сюиты Рената Еникеева на народные мелодии «Четыре басни по Крылову» («Ворона и Лисица»). Послушайте, ребята, музыку к басне и попробуйте «услышать» характеры басенных героев. - В каком месте услышали Ворону, в каком Лису? Как вы это определили? Какими средствами композитор показал характеры героев? (Ответы детей). - Молодцы! Р. Еникеев своей прекрасной музыкой показал нам ярко характеры героев, И.А.Крылов показал образными выражениями, точными определениями, глаголами. (Рефлексия и оценка групповой работы). 7. Иллюстрации к басне «Ворона и Лисица». - А теперь посмотрим на аппликацию по рисунку художника Е. Рачёва. Какие выразительные средства использовал художник, чтобы раскрыть характеры героев басни? (изящное движение тела, опущенные уши, поджатый хвост, вытянутая хитрая мордочка Лисы, она – сама невинность; глупая, доверчивая, неуклюжая и напыщенная Ворона). Нужно сделать иллюстрацию к басне так, чтобы был понятен характер каждого героя. Как в своих рисунках это можете показать? (ответы). Сделайте набросок с лёгкой штриховкой, передайте общую форму, характер, диалог. Самостоятельная работа учащихся в группах. Анализ работ, оценка. V. Результаты исследования проблемных вопросов. Рефлексия. 1. Совпадают ли основные характеристики героев у мастеров? Какими выразительными средствами раскрыли характеры героев? (Каждая группа озвучивает свои варианты). Рефлексия деятельности групп, оценка. 2. Что необходимо на уроке для успешного сотрудничества? (Выбор оптимального варианта ответов. Составление кластера). • оказывать в сотрудничестве взаимопомощь, находить выходы из спорных ситуаций; слышать других, уметь договариваться; • умение формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять рефлексию способов и условий действий; контроль; оценка; • Определённые знания, умения в разных областях; эстетические потребности, ценности и чувства; VI. Этап подведения итогов. Представление тезиса: «Один и камень не сдвинешь, а с друзьями и гору поднимешь». Рефлексия групп, оценка деятельности обучающихся. VII. Домашнее задание. (Дифференцированное) 1.Выучить другую басню наизусть, сделать к ней иллюстрацию. 2. Подготовить выразительное чтение басни, сделать анализ выразительных средств. 3. Сочинить мини – басню на эту же тему |