конспект урока обучения грамоте "Согласные звуки б, б'" (1 класс, УМК "Школа России", Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., 1 часть)
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Кокшарова Анастасия Сергеевна

Обучение грамоте "Согласные звуки б, б '"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.docx43.45 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:         14.11.17                                                                                                        Учитель: Шилова Н.А.

Школа: № 148                                                                                                         Студентка: Свинина А.С.,46 гр.

Класс: 1 м                                                                                                                Методист: Галиуллина Н.К.        

Кабинет: 212

                                                                                                                

Конспект урока обучения грамоте

Тема: «Согласные звуки [б], [б’], буква Б, б»

Цели деятельности учителя: познакомить с согласными звуками [б], [б’], буквами Б, б; учить графически обозначать изучаемые согласные звуки на схеме; учить составлять предложения с заменой отдельных слов картинками, читать предложения с нужной интонацией.

Планируемые результаты:

Предметные:

научатся:

- выделять звуки [б], [б’] в процессе слого-звукового анализа;

- определять звуки [б], [б’] на слух, находить их местоположение в слове;

- соотносить звук и обозначающую его букву;

- находить буквы Б, б в текстах;

- соотносить слово, называющее предмет, со схемой-моделью; иметь представление об изменении формы слова.

Личностные:

- научатся осознавать свои возможности в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием; 

- научатся воспитывать дисциплинированность, культуру поведения на уроке.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: УМК «Школа России» (Азбука), презентация, интерактивная доска (экран), компьютер, проектор.

Этап урока

Методы и приёмы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя, выразительное чтение стихотворения

1 мин

Доброе утро, ребята! Меня зовут Анастасия Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте. Покажите всем, что вы уже настоящие ученики.

Вы пришли сюда учиться.

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

А слушаем внимательно.

Если хочешь отвечать -

Руку не забудь поднять!

Если спросят -

Надо встать, громко, чётко отвечать!

Улыбнитесь друг другу. Подарите свою улыбку мне. Пусть наш класс наполнится светом, счастьем и добром! Ведь мы все друзья!

 А раз мы друзья, мы будем работать вместе.

Пожелайте всем хорошего настроения!

Приветствовать учителя.

Проверять готовность к уроку.


Садиться на места.

Воспринимать информацию учителя.

Настраиваться на урок.

Р: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

  1. II. Актуализация знаний и мотивация
  2. Словесный: ответы на вопросы учителя
  3. Игровой: загадка

Динамическая пауза

Практический: выполнение физ. упражнений

3 мин

1 мин

1 мин

- Вспомним буквы, которые мы уже изучили. 
- Какие звуки они обозначают? 
(а, о, у, ы, и, е - обозначают гласные звуки)
- На какие группы можно разделить эти буквы?- 
(а, о, у, ы - указывают на твёрдость впереди стоящего согласного,
и, е - указывают на мягкость впереди стоящего согласного)

- Назовите буквы. Какие звуки обозначают эти буквы? (согласные)
- На какие группы можно разделить эти буквы?
(н, м, л, р, в - буквы, обозначающие звонкие звуки,
п, к, т, с - буквы, обозначающие глухие звуки)

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два!

(Ходьба на месте.) 

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.) 

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.) 

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.) 

Мы колени поднимаем -

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.) 

От души мы потянулись, (Потягивания - руки вверх и в стороны.) 

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.) 

- А теперь ставьте ушки на макушки, слушайте внимательно, загадаю вам загадки, отгадайте обязательно!

1.Рыжий маленький зверёк
По деревьям прыг да скок.
Он живёт не на земле,
А на дереве в дупле.
Рыжий хвостик тут и там
Промелькнул вдруг по кустам
Смотрит в след ей девочка,
Знает это...
(Белка) 
2.Роет землю, словно плуг 
Скромный труженик …
(Барсук) 

- О каких животных вы услышали в этих двух загадках?

А что общего в словах «барсук» и «белка»? (слова начинаются с буквы Б).

- А что мы слышим в начале слова барсук? (звук [б])

- Что мы слышим  в начале слова белка? (звук [б’])

Называть отличительные особенности гласных звуков

Называть признаки согласных, гласных.

Повторять движения за учителем.

Отгадывать загадку. Произносить слово-отгадку.

Размышлять над темой урока и предстоящей деятельностью.

П: формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).

Р: осуществлять самоконтроль учебной деятельности.

Р: ориентир на ЗОЖ.

К: формирование умения оформлять свои мысли в устной форме,

умение делать вывод, обобщение

  1. III. Постановка учебной задачи

Наглядный: иллюстрация

Работа с книгой:

изучение

Словесный: беседа, ответы на вопросы

IV. Открытие нового знания

Словесный: ответы на вопросы

Практический: анализ языкового материала

Динамическая пауза

Практический: выполнение физ. упражнений

Практический: чтение слогов и слов

Словесный: ответы на вопросы

Динамическая пауза

Практический: выполнение физ. упражнений

  1. V. Первичное закрепление знания

VI. Вторичное закрепление

Практический: выполнение упражнения

Языковой анализ: определение темы

2 мин

7 мин

1 мин

2 мин

2 мин

1 мин

3-5 мин

5-7 мин

5 мин

 О каких звуках мы будем сегодня говорить на уроке?

Сегодня мы с вами будем знакомиться со звуками [б], [б’]).

Научимся находить эти звуки в словах, различать их, будем учиться четко, красиво произносить эти звуки.

Познакомимся с новой буквой, которая обозначает эти звуки.

- Откройте стр. 97. Справа вы видите вертикальную черту. Посмотрите на верхнюю картинку. Кто на ней изображен? (Зебра) Произнесем по слогам, для этого обратимся к схеме. (Зеб-ра) Произнесем с ударением (зЕбра). Произнесем первый слог (ЗЕБ-ра). Какой первый звук, охар-м. (Звук [з’] - согл, глух., мягк., слияние согл. с глас. звуком – ЗЕ.) Прознесем б, б, б. Какой это звук? (согл., т.к. есть преграда, зв., т.к. есть голос и шум, тв., т.к. нет смягчения гласным звуком)

- Посмотрите на 2 картинку. Кто на ней изображены? (Голуби). Произнесем слово по слогам, для этого обратимся к схеме. (Го-лу-би) Произнесем с ударением (гОлуби). Произнесем слово и выделим последний слог, в нем звук[б’] (голуБИ). Какой здесь звук б, охар-м? (согл., зв., мягк.)

- Каким цветом на 1 схеме показан звук б, на что это указывает? А на 2 схеме? (Синим и зеленым, на твердость и мягкость)

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог? (Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули…(Пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в разные стороны.)

Покрутили…(Выполняются волнообразные движения кистями рук.)

Постучали…Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладошками друг об

дружку.)

И открыли! (Пальцы расцепились.)

  1. Работа со звуками
  2. -  Если услышите в начале слова звук [б] – хлопайте в ладоши, если услышите звук [б ,] – тишина:

булка, бензин, бинокль, банан, бинт, бант, болт, беда, бык, болото, бегемот.

Знакомство с буквой Б, б.

А как на письме обозначаются звуки? (буквами)

Буква, которая обозначает звуки [б], [б’], называется БЭ.

Палочка и палочка,

Кружочек – оборотик.

Отрастила буква Б «кругленький животик».
- Почему здесь изображены две буквы Б, б?

- Когда они употребляются? (В начале предложения и при написании имен собственных мы пишем заглавную букву, а в остальных случаях - строчную.)

Раз - подняться, подтянуться,

Два - согнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять - руками помахать,

Шесть - за парты сесть опять.

- Давайте прочитаем слоги с этой буквой.

Чтение слогов хором, последовательно.

Ба-бо-бу-бы-бе-би

- С какими гласными дружит твёрдый звук б? (а, о, у, ы)

- С какими гласными дружит согласный мягкий звук [б’]? (е, и)

- Кто может прочитать слоги со звуком [б].

- Охарактеризуй его. Какой он? (согл., зв., тв.)

- А теперь кто может прочитать слоги со звуком [б’].

- Какой он? (согл., зв., мягк.)

- Прочитаем столбик слов следующим образом: 1 раз -  по слогам, 2 раз - с ударением, 3 раз - как говорим.

Прочитайте мне из этих слов:

  1. с буквой б в начале слова;
  2. в середине слова;
  3. слова, которые обозначают 1 животное;
  4. пару слов, которая обозначает одно животное и много.

- В каких случаях в словах буква б обозначает мягкий согласный? А в остальных случаях?

- Прочитайте текст про себя, в слух по цепочке. Прочитайте: где были дети? А как в парке? Что растет в парке? Что делала белка? Где была белка? Как белка отнеслась к детям?

- Эта картинка подходит к тексту? Найдите моменты, подходящие  к ней. А вы видели когда-нибудь белку? Кто может рассказать свою историю?

- Откройте стр. 98. Посмотрите на столбики слогов. Можно ли назвать эти согласные парными? (Можно) Почему? (Парные по звонкости-глухости) Давайте прочитаем их. А в чем их отличие? (Одни образуются от гласными, которые указывают на твердость, а другие образуются от гласных, которые указывают на мягкость.)

Ставить цели урока.

Составление звуковых схем данных слов в паре.

Выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать.

Сверять результаты своей работы с предложенным вариантом на доске и оценивают процесс и результат деятельности.

Повторять движения за учителем.

Отрабатывать звук б, б’, читать слоги со звуком.

Отвечать на вопросы, слушать учителя, сравнивать печатную и письменную букву Б.

Рассматривают букву. Сравнивают букву, её элементы, находят черты сходства, определяют, на что похожа буква, обучающиеся высказывают свои предположения, делают выводы.

Повторять движения за учителем.

Действовать с учетом выделенных учителем ориентиров.

Хором читать слоги.

Читать, находить отличия.

Характеризовать звуки.

Работать со словами со звуком б.

Работать с текстом.

Отвечать на вопросы.

Сравнивать парность согласных звуков.

Отрабатывать, находить отличие твердости- мягкости согласных.

Р: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

К: участвуют в учебном диалоге; формулировать мысли с достаточной полнотой и точностью.

К: участвуют в учебном диалоге; формулировать мысли с достаточной полнотой и точностью.

Р: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

П: подведение под понятие; строить логическую цепь рассуждений.

 

Р: ориентир на ЗОЖ.

К: формирование умения оформлять свои мысли в устной форме,

умение делать вывод, обобщение

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

П: формирование

умения читать слоги с изученной буквой.

П:

формирование умения читать слова с изученной буквой

Р: ориентир на ЗОЖ

П: формирование обобщенных знаний;

структурирование знаний.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу;

К: участвуют в учебном диалоге; формулировать мысли с достаточной полнотой и точностью.

Р: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

П: подведение под понятие; строить логическую цепь рассуждений.

  1. VII. Рефлексия деятельности (по продукту)

Словесный: ответы на вопросы

2 мин

Вы успешно справились со всеми заданиями, и наш урок подошел к концу. С какой новой буквой мы познакомились сегодня?

- Какие звуки обозначает эта буква? Расскажите про них.

- Научились ли мы читать слоги, слова, с буквой б?

- Кому была понятна тема урока и со всеми заданиями справился?

- Кому было трудно?

- Что не получилось?

Воспринимать на слух информацию.

Подводить итог урока.

П: рефлексия способов и условий действий;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока обучения грамоте (литературное чтение) в 1 классе. Тема: "Согласные звуки [т],[т`], буквы Т,т. ФГОС. УМК "Школа России" автор В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкина, Л.А. Виноградская

Тема: "Согласные звуки [т],[т`], буквы Т,т. Педагогическая цель: создать условия для ознакомления учащихся ссогласными звуками [т], [ т\'] , буквами Т,т, развития речи.Тип урока: решение учебной з...

План - конспект урока обучение грамоте «Звуки [й’э], [‘э]. Буквы Е, е» (УМК «Школа России»)

План - конспект урока обучение грамоте (УМК «Школа России») «Звуки [й’э], [‘э]. Буквы Е, е»...

Конспект урока обучения грамоте «Звуки [г], [г\'], буква Г» (УМК "Школа России" 1 класс)

Тема: «Звуки [г], [г'], буква Г»Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о звуках [г], [г'] и обозначении их на письме, формирование знаний о письме слов и предложен...

Конспект урока обучения грамоте: "Звуки [д][д*] и буква Дд (закрепление). Сопоставление букв д т в слогах и словах." ( УМК " Школа России" , 1 класс)

Тема: Звуки [д][д*] и буква Дд (закрепление). Сопоставление букв д т  в слогах и словах.Цели деятельности учителя: формирование знаний о звуках [д] [д*], о букве Дд, развитие умений сопоставлять ...

Конспект урока обучения письму " Звук[ч*]и буква Ч (закрепление).Сочетания ча-чу,чк" (УМК "Школа России", 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о звуке [ч*], и букве Ч; формирования навыка правильного письма сочетания ча-чу, сознательного чтения, формирование орфографического навыкаПланируемые ре...

Конспект урока обучения грамоте "Звуки [з], [з‘]. Буква З з." (УМК Школа России, 1 класс)

Тема: Звуки [з], [з‘]. Буква З з.Цели деятельности учителя: знакомство с новыми звуками и новой буквой; сформировать элементарный навык чтения; развитие фонематического слуха.Планируемые результ...

Конспект урока обучение грамоте "Звук [ж]. Буква Жж" 1 кл. УМК "Школа России"

Конспект урока  обучение грамоте "Буква Жж" 1 кл. УМК "Школа России"...