А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Герои сказки
план-конспект урока по чтению на тему
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Герои сказки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_91.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор:
Предмет: Литературное чтение
Класс: 4 (программа «Перспектива»)
Технологическая карта урока
Тема | А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Герои сказки |
Цель | Рассмотреть образы героев, научить анализировать их поступки, разделить героев на группы |
Задачи | Образовательные: обогащать словарный запас учащихся. Развивающие: развивать познавательный и эмоциональный интерес к работе с текстом, развивать память, речь, внимание, творческие возможности детей. Воспитательные: воспитывать любовь к книге, к чтению, способствовать формированию положительного отношения к доброте и состраданию, умению отличать истинную красоту от мнимой. |
Оборудование: | Учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, экран, ноутбук, презентация, карточки с заданиями. |
Тип урока | Урок закрепления пройденного материала |
Ход урока:
Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Умение выборочно читать вслух, воспринимать на слух художественное произведение. | Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи урока. Исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимания ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. Коммуникативные УУД: Ответы на вопросы на основе художественного текста учебника. Познавательные УУД: Анализ художественного текста, выделение в нем главных и второстепенных героев, отбор опорных слов для создания характеристики, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге.
| Формирование системы нравственных ценностей, уметь отличать добро от зла, уметь ценить доброе отношение к ближнему. |
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Организационный момент. | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Добрый день, добрый час! Улыбнулись и тихонечко все сели | Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку. |
2. | Речевая разминка. | Каждый день – всегда, везде, (Слайд)
| Учащиеся читают речевую разминку. |
3. | Проверка Д/З | Какое было домашнее задание? (Слайд) Прочитайте интересные сведения о сказке. Проведем словарную работу. Поставьте знак плюс, если толкование слова верно и минус, если задание не выполнено или выполнено не верно. | Прочитать произведение А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Найти интересные сведения о сказке. Узнать значение старинных слов. Чтение интересных сведений о сказке. Чтение по цепочке. Проверяют и оценивают работу. |
3. | Постановка цели и задач. | - Сегодня мы продолжаем изучать творчество А. С. Пушкина. Поработаем над содержанием «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». Охарактеризуем героев (Слайд) | |
4. | Характеристика героев. Работа с текстом. | Какие бывают герои? (Слайд) (Слайд) Итак, начнём работу! Работать будем с карточками, которые лежат перед вами на партах. Определять героев будем в форме разминки для ума. 1. Чтобы расшифровать имя первого героя сказки, надо прочитать только русские буквы. R L w ц g а Y l р J и L Z i ц v Y а Слайд У нас появилось имя первого героя сказки. Царица
В отрывке прозвучали имена ещё двух героев. Каких? – В какую группу отнесёте Царя? Он главный герой или второстепенный? Царь виноват в том, что случилось? – А автор осуждает царя за это? – Давайте найдём строки, подтверждающие ваши слова.(с. 81) - Почему именно царице Пушкин предназначил зеркало? - Чему нас учит зеркальце? Какой герой ЗЕРКАЛО? – А всегда ли нужно говорить правду? – В сказке есть такие строчки «Чёрной зависти полна. Как вы понимаете значение выражения «чёрная зависть»? - К чему привела чёрная зависть в сказке? - Почему царица решила погубить царевну? - Куда поместим Царицу за её дела? 2. Чтобы определить имя следующего героя сказки, вы должны прочесть только подчёркнутые буквы. (Слайд) Прцбьалшрюбеапвшгнщнпра – Найдём в тексте, как говорит поэт о царевне. Стр.79 С чем сравнивает Пушкин царевну? Определим её место в табличке.
Их место в таблице? Переходим к следующему герою сказки. По какому принципу надо прочитать его имя? Ко-Е-ро-ли-ле-сей-вич (Слайд)
Молодцы! Проведём физкультминутку, заодно вспомним тех персонажей, которые не являются главными героями. Но без них сказка была бы не такая интересная. | Герои бывают главные и второстепенные. Положительные и отрицательные. Одушевленные и неодушевленные. Главные - без которых не было бы всех описанных событий. Второстепенные – участвуют в событиях, но не являются основными действующими лицами, помогают свершению действий и событий. Работа по карточкам. У царя умерла жена и царь женился на другой. Чтение отрывка: стр.78-79 Ответы на вопрос. Появились еще царь и зеркальце. Царь второстепенный герой. Положительный и отрицательный. Нет, он не знал, что царица злая. Скорее сочувствует. Чтение отрывка: стр. 81 Только оно могло сказать правду, остальные её боялись. Зеркальце учит говорить правду. Второстепенный, положительный. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. «Черная» зависть – самая страшное и неприятное чувство. Завидовать по-черному – это желать зла тому, кто добился чего-то большего, чем вы. Царица решила погубить царевну. Она завидовала её красоте. Главный, отрицательный. Это царевна. Чтение отрывка стр. 79 С цветком, с ромашкой, так как нежная, а с розой можно сравнить царевну, такую же красивую, но с шипами? Главный, положительный. Царица приказала отвести её в лес и оставить там на съедение волкам. Царевне помогли семь богатырей. Чтение отрывка. Главный, положительный Сначала нечетные слоги, а затем чётные. Он спас царевну, разрушил злые чары царевны-мачехи. Главный, положительный |
4 | Физкультминутка | "Солнышко" (Слайд) Вот как солнышко встает, Выше, выше, выше. (Поднять руки вверх. Потянуться) К ночи солнышко зайдет Ниже, ниже, ниже. (Присесть на корточки. Руки опустить на пол) Хорошо, хорошо, Солнышко смеется. А под солнышком нам Весело живется. (Хлопать в ладоши. Улыбаться) | Повторяют движения за учителем |
5 | Характеристика героев. | Первая подсказка в физкультминутке. (Слайд) Учитель читает загадки: В небе вы не замечали? Был он буквой «О» вначале. Превратился в букву «С», А к утру совсем исчез. (Месяц.) Фырчит, рычит, - Как эти слова-отгадки связаны со сказкой? - Куда их поместим в табличке? - А какие герои сказки остались неназванными? Их куда поместим? | Это солнце. Учащиеся отгадывают загадки. Они помогли найти королевичу невесту, они помощники. Второстепенные положительные. Остались не названы Чернавка, собака Соколко. Собака- второстепенные +;Чернавка –второстепенные + и- |
5 | Итог урока | Итак, табличка заполнена? Мы разделили героев сказки на группы. 1. Главные и второстепенные герои. Главные: Царица, Царевна, семь богатырей, Царевич Елисей. Положительные герои и отрицательные: Царица – отрицательный герой, а остальные положительные. 2.Второстепенные герои – положительные: солнце, ветер, месяц, собака Соколко. Царь и Чернавка - наделены и положительными чертами, и отрицательными. - По какому принципу произвели распределение? - Чтобы определить героев мы работали над содержанием сказки? - Цель, которую мы поставили в начале урока, выполнили? | Распределили по делам и поступкам. Работали над содержанием сказки. Да, выполнили |
6. | Оценивание | Выставление оценок, предварительно прокомментировав ответы учащихся. | |
7. | Домашнее задание | (Слайд) 1. Найти в тексте все эпизоды с участием царицы и царевны. Подготовить их выразительное чтение. 2. Найти в Толковом словаре значение слов: ДОБРО, ЗЛО. | |
8. | Рефлексия. | Ребята, сейчас вы проанализируете свою работу на уроке. Выберете к каждому предложению продолжение: 1. На уроке я работал активно / пассивно 2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3. Урок для меня показался коротким / длинным 4. За урок я не устал / устал 5. Мое настроение стало лучше / стало хуже 6. Материал урока мне был понятен / не понятен 7. Домашнее задание мне кажется интересным / не интересным | Делают выводы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературный турнир по сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Этот материал поможет учителю начальных классов при проведении уроков внеклассного чтения....
Медали к играм и викторинам по сказке А. С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"
Многие из нас проводят игры и викторины. Данный ресурс предназначен для награждения учащихся, за победу и участие в играх и викторинах по сказке А. С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи ...
Интерактивная игра по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"
Интерактивная игра по сказке А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» для учащихся 1-4 классов. Цель: создание условий для внимательного чтения произведений А.С.Пушкина. В игре...
Тест по сказке А.С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"
В работе представлено 30 разнообразных вопросов по "Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях" Александра Сергеевича Пушкина. Работа дается после изучения сказки в 4-ом классе по программе "Школа Ро...
Викторина по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"
Предлагаю викторину по сказке А. С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" для учащихся 1-4 класса, родителей, воспитателей, учителей, которую можно использовать как на уроке, так и во ...
Литературное чтение 4 класс "УМК Школа Росии" Тема: А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев сказки, отношение к ним.
Цель урока: учить анализировать произведение.Педагогические задачи:1) создать условия для формирования умения анализировать поступки главных героев, с целью составления характеристики и выявлени...
Тестовые работы по осмыслению содержания сказки А.С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" как форма проверки и контроля знаний учащихся по литературному чтению
Данные авторские тестовые работы помогут учителю организовать проверку знаний учащихся по осмыслению содержания прочитанной сказки А.С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"....