А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Герои сказки
план-конспект урока по чтению на тему

Кравченко Екатерина Максимовна

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Герои сказки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_91.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор:

Предмет: Литературное чтение

Класс: 4 (программа «Перспектива»)

Технологическая карта урока

Тема

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Герои сказки

Цель

Рассмотреть образы героев, научить анализировать их поступки,  разделить героев  на группы

Задачи

Образовательные: обогащать словарный запас учащихся.

Развивающие: развивать познавательный и эмоциональный интерес к работе с текстом, развивать память, речь, внимание, творческие возможности детей.

Воспитательные: воспитывать любовь к книге, к чтению, способствовать формированию положительного отношения к доброте и состраданию, умению отличать истинную красоту от мнимой. 

Оборудование:

Учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, экран, ноутбук, презентация, карточки с заданиями.

Тип урока

Урок закрепления пройденного материала

Ход урока:

Планируемые  результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Умение выборочно читать вслух, воспринимать на слух художественное произведение.

Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи урока. Исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимания ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Коммуникативные УУД: Ответы на вопросы на основе художественного текста учебника.

Познавательные УУД: Анализ художественного текста, выделение в нем главных и второстепенных героев, отбор опорных слов для создания характеристики, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге.

 

Формирование системы нравственных ценностей, уметь отличать добро от зла, уметь ценить доброе отношение к ближнему.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели

Улыбнулись и тихонечко все сели
Руки? На месте! 
Ноги? На месте! 
Локти? У края! 
Спина? Прямая! 

Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку.

2.

Речевая разминка.

Каждый день – всегда, везде,  (Слайд)
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

  1. Прочитайте шёпотом.
  2. Прочитайте выразительно.
  3. С вопросительной интонацией.
  4. Выделите интонацией выделенные слова.

Учащиеся читают речевую разминку.

3.

 Проверка  Д/З

  Какое было домашнее задание? (Слайд)

Прочитайте интересные сведения о сказке.

Проведем словарную работу.

Поставьте знак плюс, если толкование слова верно и минус, если задание не выполнено или выполнено не верно.

Прочитать произведение А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи  богатырях». Найти интересные сведения о сказке. Узнать значение старинных слов.

Чтение интересных сведений о сказке.

Чтение по цепочке.

Проверяют и оценивают работу.

3.

Постановка цели и задач.

- Сегодня мы продолжаем изучать творчество А. С. Пушкина. Поработаем над содержанием  «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».  Охарактеризуем героев (Слайд)

4.

 Характеристика героев. Работа с текстом.

Какие бывают герои?

(Слайд)

(Слайд)

Итак, начнём работу! Работать будем с карточками, которые лежат перед вами на партах. Определять героев будем в форме разминки для ума.

1. Чтобы расшифровать имя первого героя сказки, надо прочитать только русские буквы.

R L w ц g а Y l р J и L Z i ц v Y а

Слайд

 У нас появилось имя первого героя сказки. Царица

  • Как же царица-мачеха появилась в сказке? 
  • Давайте подтвердим ваши высказывания словами из сказки.

В отрывке прозвучали имена ещё двух героев. Каких? 

– В какую группу отнесёте Царя? Он главный герой или второстепенный?

Царь виноват в том, что случилось?

– А автор осуждает царя за это? 

– Давайте найдём строки, подтверждающие ваши слова.(с. 81)

-  Почему именно царице Пушкин предназначил зеркало? 

- Чему нас учит зеркальце? 

Какой герой ЗЕРКАЛО? 

– А всегда ли нужно говорить правду? 

– В сказке есть такие строчки «Чёрной зависти полна. Как вы понимаете значение выражения «чёрная зависть»?

- К чему привела чёрная зависть в сказке?

- Почему царица решила погубить царевну? 

- Куда поместим Царицу за её дела?  

2. Чтобы определить имя следующего героя сказки, вы должны прочесть только подчёркнутые буквы. (Слайд)

Прцбьалшрюбеапвшгнщнпра 

– Найдём в тексте, как говорит поэт о царевне. Стр.79

С чем сравнивает Пушкин царевну? 

Определим её место в табличке. 

  • Вы помните, что случилось с царевной?
  • Кто помог царевне, кто приютил её в своём тереме?
  • Подтвердите свой ответ словами из текста. С. 82 -83

Их место в таблице? 

Переходим к следующему герою сказки. По какому принципу надо прочитать его имя?

Ко-Е-ро-ли-ле-сей-вич     (Слайд)

  • В чём заслуга этого героя?
  • Его куда поместим? 

Молодцы! Проведём физкультминутку, заодно вспомним тех персонажей, которые не являются главными героями. Но без них сказка была бы не такая интересная.

Герои бывают главные и второстепенные. Положительные и отрицательные. Одушевленные и неодушевленные.

Главные - без которых не было бы всех описанных событий.

Второстепенные – участвуют в событиях, но не являются основными действующими лицамипомогают свершению действий и событий.

Работа по карточкам.

У царя умерла жена и царь женился на другой.

Чтение отрывка: стр.78-79

Ответы на вопрос. Появились еще царь и зеркальце.

Царь второстепенный герой. Положительный и отрицательный.

Нет, он не знал, что царица злая.

Скорее сочувствует.

Чтение отрывка: стр. 81

Только оно могло сказать правду, остальные её боялись.

Зеркальце учит говорить правду.

Второстепенный, положительный.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

«Черная» зависть – самая страшное и неприятное чувство. Завидовать по-черному – это желать зла тому, кто добился чего-то большего, чем вы.

Царица решила погубить царевну.

Она  завидовала её красоте.

Главный, отрицательный.

Это  царевна.        

Чтение отрывка стр. 79

С цветком, с ромашкой, так как нежная, а с розой можно сравнить царевну, такую же красивую, но с шипами?

Главный, положительный.

Царица приказала отвести её в лес и оставить там на съедение волкам.

Царевне помогли семь богатырей.

Чтение отрывка.

Главный, положительный

Сначала нечетные слоги, а затем чётные.

Он спас царевну, разрушил злые чары царевны-мачехи.

Главный, положительный

4

Физкультминутка

"Солнышко" (Слайд)

Вот как солнышко встает,

Выше, выше, выше.

(Поднять руки вверх. Потянуться)

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже.

(Присесть на корточки. Руки опустить на пол)

Хорошо, хорошо,

Солнышко смеется.

А под солнышком нам

Весело живется.

(Хлопать в ладоши. Улыбаться)

Повторяют движения за учителем

5

Характеристика героев.

Первая подсказка в физкультминутке.  (Слайд)

Учитель читает загадки:

В небе вы не замечали?

Был он буквой «О» вначале.

Превратился в букву «С»,

А к утру совсем исчез. (Месяц.)

Фырчит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает,
Людей с ног сбивает,
Слышишь его,
Да не видишь его. 
(Ветер.)

- Как эти слова-отгадки связаны со сказкой? 

- Куда их поместим в табличке?  

- А какие герои сказки остались неназванными? 

Их куда поместим? 

Это солнце.

 Учащиеся отгадывают загадки.

Они помогли найти королевичу невесту, они помощники.

Второстепенные положительные.

Остались не названы Чернавка, собака Соколко.

Собака- второстепенные +;Чернавка –второстепенные + и-

5

Итог урока

Итак, табличка заполнена? Мы разделили героев сказки на группы.

1. Главные и второстепенные герои.

Главные: Царица, Царевна, семь богатырей, Царевич Елисей.

Положительные герои и отрицательные: Царица – отрицательный герой, а остальные положительные.

2.Второстепенные герои – положительные: солнце, ветер, месяц, собака Соколко.

Царь и Чернавка - наделены и положительными чертами, и отрицательными.

- По какому принципу произвели распределение?

- Чтобы определить героев мы работали над содержанием сказки?

- Цель, которую мы поставили в начале урока, выполнили?

Распределили по делам и поступкам.

Работали над содержанием сказки.

Да, выполнили

6.

Оценивание

Выставление оценок, предварительно прокомментировав ответы учащихся.

7.

Домашнее   задание

(Слайд) 1. Найти в тексте все эпизоды с участием царицы и царевны. Подготовить их выразительное чтение.

2. Найти в Толковом словаре значение слов: ДОБРО, ЗЛО.

8.

Рефлексия.

Ребята, сейчас вы проанализируете свою работу на уроке.  Выберете к каждому предложению продолжение:

1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3. Урок для меня показался

коротким / длинным

4. За урок я

не устал / устал

5. Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был

понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным

7. Домашнее задание мне кажется

интересным / не интересным

Делают выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный турнир по сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Этот материал поможет учителю начальных классов при проведении уроков внеклассного чтения....

Медали к играм и викторинам по сказке А. С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

Многие из нас проводят  игры и викторины. Данный ресурс предназначен для награждения учащихся, за победу и участие в играх и викторинах по сказке А. С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи ...

Интерактивная игра по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

Интерактивная игра по сказке А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» для учащихся 1-4 классов. Цель: создание условий для внимательного чтения произведений А.С.Пушкина. В игре...

Тест по сказке А.С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

В работе представлено 30 разнообразных вопросов по "Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях" Александра Сергеевича Пушкина. Работа дается после изучения сказки в 4-ом классе по программе "Школа Ро...

Викторина по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

Предлагаю викторину по сказке А. С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" для учащихся 1-4 класса, родителей, воспитателей, учителей, которую можно использовать как на уроке, так и во ...

Литературное чтение 4 класс "УМК Школа Росии" Тема: А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев сказки, отношение к ним.

Цель урока: учить анализировать произведение.Педагогические задачи:1) создать условия для формирования умения анализировать поступки главных героев, с целью составления  характеристики и выявлени...

Тестовые работы по осмыслению содержания сказки А.С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" как форма проверки и контроля знаний учащихся по литературному чтению

Данные авторские тестовые работы помогут учителю организовать проверку знаний учащихся по осмыслению содержания прочитанной сказки А.С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"....