Тема: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев. 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Знакомство со сказкой А.С. Пушкина; развитие умения анализировать поступки героев; обучение грамотному, выразительному чтению; формирование умения анализировать литературное произведение, аргументируя свой ответ, учиться видеть скрытый смысл, заключенный в сказках, воспитывая культуру речи, культуру слушания, культуру высказывания, культуру эмоций; умения различать положительных и отрицательных героев, давая краткую характеристику главных героев, оценку их поступкам; обучать умению работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст, развивать память, логическое мышление, речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_a.s._pushkin_skazka_o_mertvoy_tsarevne_i_o_semi_bogatyryah._harakteristika_geroev.docx | 39.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, 4 класс
Дедушева Н.М.
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев.
Цели: Продолжение знакомства учащихся с жизнью и творчеством А.С. Пушкина, знакомство с его «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях».
Задачи: познакомить со сказкой А.С. Пушкина; учить анализировать поступки героев; обучать грамотному, выразительному чтению; формировать умение анализировать литературное произведение, аргументировать свой ответ, учить видеть скрытый смысл, заключенный в сказках; воспитывать культуру речи, культуру слушания, культуру высказывания, культуру эмоций; учить различать положительных и отрицательных героев, давать краткую характеристику главных героев, оценку их поступкам; обучать работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст, развивать память, логическое мышление, речь.
Оборудование: портрет А. С. Пушкина, выставка книг писателя, видеозапись мультипликационного фильма по сказке А. С. Пушкина (или аудиосказка с картинками).
ХОД УРОКА
І. Актуализация знаний учащихся.
Жизнь Александра Сергеевича Пушкина трагически оборвалась более полутора веков назад, но свет его ума, тепло и задушевность его поэзии согревают наши души и сегодня.
Слайд №2.
II. Проверка домашнего задания.
Проверка домашнего задания. Выразительное чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина “Няне”. Слайд №2.
1. Беседа по первичному восприятию “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях” А.С. Пушкина.
Слайд №3.
- Ребята, расскажите, какие факты жизни и творчества Александра Сергеевича Пушкина вам известны?
Сказки в русском народном духе Пушкин писал на протяжении всей своей жизни, с 1814 по 1834 г. Пушкин старался понять интересы народа, мечты, идеалы, нашедшие отражение в УНТ. Он записывал песни и народные обряды, просил няню снова и снова сказывать сказки, знакомые ему с детства. Пушкин не ограничивался задачей пассивного изучения народной поэзии: он стремился проникнуть в неё, творчески овладеть её содержанием и формой. И это ему удалось настолько, что некоторые его произведения в народном духе (например, “Песни о Стеньке Разине”) принимали за подлинно народные.
Слайд №4.
- Дайте определение “сказки”, расскажите, какие они бывают, из чего состоят.
2. Разгадывание кроссворда.
https://learningapps.org/16110355
Слайд №5
- И вот сейчас мы с вами посмотрим, насколько хорошо вы знаете сказки Александра Сергеевича Пушкина.
- Докажите, что эти произведения – сказки.
Слайд №6
III. Изучение нового материала.
Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
- Тема нашего сегодняшнего урока
“Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях” А.С. Пушкина”. Запишите тему в тетрадь.
- Сегодня на уроке мы должны проанализировать образы царевны и царицы в сказке и понять в чем смысл противопоставления героинь, каково отношение автора к героиням, ну и, конечно, рассмотреть ваше отношение к данным образам.
Слайд №7.
1.- Вы говорите, что в сказках обязательно идет борьба добра и зла. Есть ли эта борьба в “Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях” А.С. Пушкина? И между кем она идет?
2. Анализ содержания сказки.
- С нашими героинями мы знакомимся с самого начала сказки. - Откройте сказку в учебнике стр.70
Выразительное чтение отрывка из сказки от слов.
- Назовите слова и выражения “Царь с царицею простился...” до слов “И к обедне умерла”, свойственные народной речи. (1-Снарядился, в путь-дорогу, ждёт-пождёт, глядючи, милого, валится, белёшенька, издалече, тяжелёшенько).
Данному отрывку свойственна особая интонация. Создаётся впечатление, что рассказ ведёт старая няня.
– Как в описании проводов царя и ожидания его царицей подчёркивается грустное настроение царицы? (2-Ожидание царицы томительно: она “ждёт-пождёт”, “Очи разболелись глядючи”. Зимний пейзаж подчёркивает грустное настроение героини.)
Выразительное чтение отрывка от слов “Правду молвить, молодица...” до слов “Гордо в зеркальце глядясь”.
- Какие слова передают отношение автора к другой царице? (3-Горда, ломлива, своенравна, ревнива).
- Объясните лексическое значение слова “ломлива”? (Капризная, кривляющаяся).
- Что хотела услышать царица, обращаясь к зеркалу? Почему? (“Ты, царица, всех милее...” Царица тщеславна, она считает себя самой красивой и постоянно хочет слышать подтверждение этому. Однако при всей своей красоте она не уверена в себе. Зеркальце необходимо ей для самоутверждения. Таким образом, автор показывает внутреннюю несостоятельность и обречённость зла.)
- Какова роль повторов в данном фрагменте сказки?
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться подбочась.
(Слова, соединённые повторяющимся союзом “и”, раскрывают самые разные значения слова “ломлива”. Царица любуется собой, она подвижна и весела).
Слайд №8.
3. Лексическая работа
https://learningapps.org/display?v=pnc02gstn22
- Скажите, как вы понимаете слова:
- Нрав – характер, душевные качества.
- Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.
- Гордый – сознающий своё превосходство.
- Ломлива (от глагола “ломаться”) – упряма, капризна.
- Своенравный – упрямый, поступающий так, как вздумается.
- Ревнива – здесь: мучительно желающая быть лучшей.
- Какие качества вы еще можете добавить от себя каждой героине? Назовите.
- А какие общие черты их соединяют?
- Ребята, скажите, почему повествование о царевне поэт начинает с противительного союза НО?
- Какие средства выразительности использует автор, показывая образы царицы и царевны? СРАВНЕНИЕ, АНТИТЕЗА.
- Давайте прочитаем следующий эпизод и проанализируем его.
4. Выразительное чтение эпизода от слов “Чёрт ли сладит с бабой гневной?” до слов “За невестой молодой”.
- Что в сказке противопоставлено злобе царицы?
- В каких словах проявляется отношение автора к царице?
- Что происходит с царевной в лесу?
5. Обращение к иллюстрации
- Как Соколко встретил царевну? Почему?
6. Выразительное чтение фрагмента от слов “И царевна очутилась...” до слов “И тихонько улеглась”.
- О каких качествах героини рассказывает этот эпизод?
Слайд №9.
Слово учителя.
Царевна в сказке больше всего похожа на крестьянскую девушку, скромную, добрую, хорошо воспитанную и, главное, любящую и умеющую трудиться. Попав в незнакомый пустой терем, “дом царевна обошла, всё порядком убрала, засветила Богу свечку, затопила жарко печку...”.
Пушкин, перевоплотившись в народного рассказчика, уверенного, что именно так ведут себя “хорошие” царевны, продолжает: “Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали...”. Подробно развивается эпизод пребывания красавицы царевны в доме семи богатырей, “румяных усачей”, которые скоро полюбили её.
7. Выразительное чтение отрывка от слов “Братья милую девицу полюбили...” до слов “Стали жить да поживать”.
- Какие идеалы народа нашли отражение в этом эпизоде сказки? (Целомудрие – строгая нравственность, чистота).
- Как злой царице удалось узнать о том, что царевна жива?
- О том, что же было дальше, мы узнаем, просмотрев фрагмент мультфильма по данной сказке.
Слайд №10.
8. Просмотр мультфильма до Елисея!
Мультфильм
- Почему автор так внимательно следит за каждым движением героини? В каких строчках проявляется отношение автора к героине?
- Найдите в указанном отрывке существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую роль они выполняют в тексте?
- Каким настроением проникнута сцена прощания богатырей с названой сестрицей?
- Чем заканчивается сказка? Краткий пересказ.
IV. Подведение итогов урока.
- Ребята, мы увидели, что царица-мачеха противопоставлена царевне. Чем отличаются героини? Есть ли между ними сходство? Каков смысл противопоставления? (Между царевной и царицей есть внешнее сходство: обе прекрасны.
- Рассказывая о доброте и кротости юной царевны, автор подчёркивает, что красота души важнее всего.
- Изображая ломание и кривляние царицы-мачехи, её гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как отвратителен может быть внешне привлекательный человек, если он лишён красоты внутренней.
Доброта доверчива и наивна, она нуждается в защите; зло коварно, подло и жестоко, но изначально обречено.
Слайд №11.
- Обобщите образы в синквейне о царице и о царевне.
Проверка, зачитывание 2 синквейнов с места.
Слайд №12.
Тест по “Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях” А.С. Пушкина.
V. Рефлексия
С каким настроением Вы заканчиваете урок? Почему? За что бы Вы себя похвалите сегодня?
Vl. Домашнее задание.
Выучить наизусть фрагмент сказки на выбор:
- от слов “За невестою своей...” до слов “Или след её заметил” стр.85-86;
- от слов “Тёмной ночки Елисей...” до слов “Не печалься же, прощай” стр.86-87;
- от слов “Елисей, не унывая...” до слов “В том гробу твоя невеста” стр.87-88,
Ответить на вопросы стр. 90-91
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тест по “Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях” А.С. Пушкина.
Выполните тест, обведите в овал правильный ответ.
1. Царевна родилась под Рождество:
ДА НЕТ
2. Волшебное зеркальце новой царицы умело петь:
ДА НЕТ
3. В приданое царевна получала семь городов и сто сорок теремов:
ДА НЕТ
4. Чернавка не сгубила царевну, потому что та пообещала девушке щедрый подарок:
ДА НЕТ
5. “Одному женою быть, прочим ласковой сестрою...”. Эти слова принадлежат младшему из семерых братьев-богатырей:
ДА НЕТ
6. Царевна подала нищей монахине хлеба:
ДА НЕТ
7. Кличка пса, который охранял царевну, - Соколко:
ДА НЕТ
8. Братья положили царевну в золотой гроб:
ДА НЕТ
9. Елисей спрашивал про свою невесту у деревьев:
ДА НЕТ
10. Мачеха умерла от тоски, когда узнала от волшебного зеркальца, что царевна жива:
ДА НЕТ
Ответы
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Да | Нет | Да | Нет | Нет | Да | Да | Нет | Нет | Да |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок совершенствования и углубления знаний и умений. Литературное чтение.3 класс.«Волшебство в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Закрепление знаний обучающихся о волшебных и авторских сказках, совершенствование умений работать с текстом произведения, узнать, в чем заключается сила и красота волшебного мира сказок А.С. Пушкина...
Конспект по модулю "Слушание". 3 класс. А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".
Конспект уроока по модулю "Слушание",так же можно использовать на литературное чтение. А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". УМК "Начальная школа 21...
Литературное чтение 4 класс "УМК Школа Росии" Тема: А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев сказки, отношение к ним.
Цель урока: учить анализировать произведение.Педагогические задачи:1) создать условия для формирования умения анализировать поступки главных героев, с целью составления характеристики и выявлени...
«Волшебство в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Цели урока:1) развивать стойкий интерес к литературе, диалогическую и монологическую речь, воображение;2) накапливать читательский опыт;3) закрепить понятия: авторская сказка, волшебная сказка, ...
Технологическая карта по литературному чтению на тему А.С. Пушкин " Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" ( 4 класс)
Знаменитая пушкинская "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" - история прекрасной царевны и ее злой мачехи - завистливой Царицы, которая решила извести красавицу-падчерицу ...
Проект урока литературного чтения по теме: «А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Особенности литературной сказки».
Разработка урока по теме: «А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Особенности литературной сказки»....
Тест по литературному чтению. 2 класс. А.С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. (тест 1)
Тест по литературному чтению. 2 класс. А.С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. (тест 1)...