Внеклассное мероприятие " Красна речь пословицей"
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему
Занятие посвящено пословицам. Пословица - крылатая мудрость любого народа. Едва ли найдется человек, который не пользуется мудрыми изречениями.Недаром в народе говорится: "Без угла дом не строится, без пословицы речь не молвится"
Пословицы - бесценное наследие нашего народа. Они накапливались веками, задолго до появления письменности и устно передавались от поколения к поколению. Это древнейший жанр фольклора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеклассное мероприятие о пословицах | 17.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Красна речь пословицей
Цели.
– обобщение знаний учащихся о жанре фольклора – пословицах; обогащение словарного запаса учащихся;
– умение оформлять свои мысли в устной речи, готовить выступление, отвечать на вопросы;
– высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, слушать других;
– развитие памяти, артистических способностей;
– воспитание уважения к истокам культуры своего народа, истории русского народа
Ход занятия.
« Все великие люди, от Пушкина до Суворова
и Петра, благоговели перед нашими пословицами».
Н. В. Гоголь
Учитель. Сегодня наше занятие посвящено пословицам. Пословица - крылатая мудрость любого народа. Едва ли найдётся человек, который не пользуется мудрыми изречениями. Недаром в народе говорится: « Без угла дом не строится, без пословицы речь не молвится. Эпиграфом нашего занятия будут слова великого русского писателя Н.В. Гоголя. ( слайд)
Ученики
1. Пословицы – бесценное наследие нашего народа. Они накапливались веками, задолго до появления письменности и устно передавались от поколения к поколению. Это древнейший жанр фольклора.
2.Трудно сказать, с каких времен берут начало пословицы – устные краткие изречения. Можно предположить, что их возникновение уходит корнями в глубокую древность, во времена язычества или в те времена, когда появилась человеческая речь.
3. Возможно, первые пословицы были изображены на стенах, в виде картинок – ведь уже тогда человек нуждался в передаче своих наблюдений и умозаключений. Для людей, не владеющих грамотой, пословицы наряду с поговорками, сказками, притчами стали своеобразной формой сохранения и передачи своих наблюдений, своего жизненного опыта, который передавался из уст в уста из поколения в поколение.
4. Они прочно вошли в жизнь человека, благодаря тому, что легко запоминаются, что красят речь, делая её выразительной и образной, благодаря своей краткости, меткости изложения. Поскольку зародились пословицы в простой народной речи, то и отразили они различные этапы народной жизни.
5. Пословицы рождались из наблюдений над действительностью, на основе народного опыта, связи с трудом и бытом народа. Пословицы отображают жизнь народа той эпохи, когда создана эта пословица.
6. Существует много пословиц на разные темы, и рассказывают они о разных сторонах жизни человека. Пословицы учат честности и доброте, смелости, мудрости, внимательности, воспитывают любовь к Родине, родителям, уважение к старшим. Они же могут высмеивать жадность, трусость, глупость. Знание пословиц обогащает нашу речь, заостряет ум и развивает память.
Учитель О самих пословицах народ сложил много пословиц. Вот некоторые из них. (чтение пословиц с доски).
- Так что же такое пословица? ( слайд)
Учитель Крупнейший собиратель фольклора В. И. Даль во второй половине XIX века сформулировал такое определение пословицы:
« Пословица – коротенькая притча. Это суждение, приговор, поучение».
- Можно в Толковом словаре встретить и такое пояснение:
Пословица – это краткое изречение, в которой выражены жизненные наблюдения и правила житейской мудрости, имеющие законченное суждение.
Примеры: Сделал дело – гуляй смело. Гусь свинье не товарищ.
Учитель
Сегодня на нашем занятии мы выявим лучших знатоков пословиц
1.Конкурс
«Закончи пословицу»
1 команда.
Труд человека кормит,( а лень портит).
Кто много говорит,( тот мало делает).
Повторенье – (мать ученья).
Тот никогда не ошибается, (кто ничего не делает).
2 команда.
Не спеши языком – (торопись делом).
Сделал дело – (гуляй смело).
Ученье-свет,( а неученье – тьма).
Куй железо, (пока горячо).
2 Конкурс
« Вспомнить пословицы или поговорки о следующих предметах».
( дети из мешка достают предметы)
Книга. (С книгой жить – век не тужить.)
Иголка. (Куда иголка, туда и нитка.)
Шило. (Шила в мешке не утаишь.)
Яблоко. (Яблоко от яблони недалеко падает.)
Камень. (Под лежачий камень вода не течёт.)
Перо. (Что написано пером – не вырубишь топором.)
Ложка. (Дорога ложка к обеду. Один с сошкой, семеро с ложкой.)
3 Конкурс
«Магическая цифра».
Число 7 – символ обновления. Через 7 месяцев прорезываются зубы у младенца, в 7 лет обновляются зубы у ребёнка.
Большое значение числу семь придаёт христианская религия. «Бог создал мир за 7 дней», посвятив седьмой день отдыху. На Руси применялось в колдовстве и заклинаниях, лечили больных приёмами многократного повторения «святой» семёрки. «Сделай настой из семи трав на семи водах, пей семь дней по семь ложек».
- Назовите пословицы, в которых встречается число 7:
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Семеро одного не ждут.
Семь пятниц на неделе.
Тайна за семью печатями.
Семеро с ложкой, а один с сошкой.
Семь бед – один ответ.
У семи нянек дитя без глазу.
Семеро – не один, в обиду не дадим.
Лук от семи недуг.
Семь ворот, да все в огород.
4 конкурс
«Собери части пословицы».
– сколько волка ни корми
– век живи
– любишь кататься
– лучше поздно
– семь бед
– за спрос
– он все в лес смотрит
– век учись
– люби и саночки возить
– чем никогда
5 Конкурс
«Угадайка…»
- В этом конкурсе вы должны по иллюстрации отгадать пословицу.( слайды)
Домашнее задание: каждая команда иллюстрирует две пословицы
6 Конкурс
«Найди ошибку».
1 команда.
Два сапога – тара.
Ус хорошо, а два лучше.
Один в золе не воин.
2 команда.
Трус своей лени боится.
Нашла коза на камень.
Не зная броду, не суйся в моду.
7.Конкурс
Инсценирование пословицы
Ведущий:
-На этом наше занятие заканчивается
вы еще раз убедились:
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают.
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
Подведение итогов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Красна речь пословицей
Красна речь пословицейХод занятия1. Сообщение темы урока–Сегодня на уроке мы поговорим об очень интересном явлении в русском языке, которое называется…-Ах, ка...
Интеллектуальная игра по русскому языку "Красна речь пословицей" (2-3 класс)
Перед проведением интеллектуальной игры, на уроках русского языка ведётся подготовительная работа: изучаются тематические группы пословиц. Класс делится на 4 команды. Каждая к...
Конспект урока по литературному чтению «Красна речь пословицей и поговоркой»
laquo;Красна речь пословицей и поговоркой»Цели:1.Обобщить знания учащихся о народных пословицах.2.Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками, уточнить значения некото...
Презентация"Красна речь пословицей и поговоркой"
Презентация"Красна речь пословицей и поговоркой". Презентацию можно использовать по литературному чтению, а также во внеурочной деятельности....
Устный журнал по теме «Красна речь пословицей. Пословица недаром молвится»
Устный журнал по теме «Красна речь пословицей. Пословица недаром молвится»...
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 2 класса "Красна речь пословицей"
Перед проведением внеклассного мероприятия, на уроках русского языка ведётся подготовительная работа: изучаются тематические группы пословиц. Класс делится на 4 команды. Каждая команда выбирает назван...
Урок литературного чтения "Красна речь пословицей".
Обобщение знаний учащихся о пословицах, как одном из видов устного народного творчества....