Внеклассное мероприятие по русскому языку для 2 класса "Красна речь пословицей"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
Перед проведением внеклассного мероприятия, на уроках русского языка ведётся подготовительная работа: изучаются тематические группы пословиц. Класс делится на 4 команды. Каждая команда выбирает название-пословицу, делает эмблемы. Во время игры команды выполняют интересные задания, связанные с пословицами. Оценивает работу команд жюри. За каждое задание команды получают определённое количество ягод, которые складывают в кузовок. Выигрывает та команда, которая лучше знает русский язык и наберёт больше ягод в кузовок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shirokih_ig_krasna_rech_poslovitsey_2_klass_metodich._razrabotka.zip | 1.01 МБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ» Г.САРАТОВА
КРАСНА РЕЧЬ ПОСЛОВИЦЕЙ
Методическая разработка
внеклассного мероприятия по русскому языку
2 класс
учитель: Широких Ирина Геннадиевна
САРАТОВ
2021
1.Программа: Н.В.Нечаева. Русский язык. 1-4 класс
2.Учебник: Н.В.Нечаева.Русский язык.2 класс
3.Дополнительная литература:
В.И.Даль. Пословицы русского народа. – М.: Олма-пресс, 1997
В.В.Волина. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
Т.В.Ходова. Подготовка к олимпиадам по русскому языку.2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2008.
4.Тип урока: обобщение и систематизация знаний
5.Форма урока: деловая игра
6.Цели урока:
1) Обогатить речь детей пословицами и поговорками; учить уместно употреблять их в различных речевых ситуациях; обобщить знания учащихся о пословицах.
2) Способствовать развитию речи, памяти, внимания и мышления.
3) Воспитывать культуру речи, интерес к предмету, чувство товарищества.
7.Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска.
Дидактический материал: мультимедийная презентация; 4 кузовка с ягодами; портрет В.И.Даля; В.И.Даль. Пословицы русского народа; эмблемы команд с названием пословицей; карточки с заданиями для каждой команды; берестяные грамоты.
План урока
Этап урока | Формируемые УУД |
Организация класса. | Личностные: действие смыслообразования, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Познавательные: анализ объектов с выделением их признаков, постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. |
Актуализация знаний. Постановка целей урока. | Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. |
Закрепление изученного (работа в группах). | Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, объективно оценивать себя и других, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность. Регулятивные: умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция. |
Рефлексия | Личностные: формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение) Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике. Коммуникативные: объективно оценивать себя и других. Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения. |
8. Ход урока.
I. Самоопределение к учебной деятельности. (2 мин)
- Сегодня на уроке вам предстоит выяснить, насколько хорошо вы овладели знаниями, полученными за год. Надеюсь, что сегодняшняя работа будет такой же успешной, как и на прошлых уроках! А если у кого-то ещё остались вопросы, вы сможете сегодня их для себя разрешить. Желаю вам удачи!
Слайд 2.
II. Постановка темы и целей урока. (3 мин)
- Прочитайте предложения. Что их объединяет?
Один за всех и все за одного.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
- Что называется пословицей? Сформулируйте тему.
Слайд 3.
-Тема нашего урока «Красна речь пословицей». Как вы её понимаете?
- Сформулируйте цель урока.
- Какой русский учёный в середине прошлого века собрал и издал 31 000 русских пословиц?
Слайд 4,5.
- Даль изъездил всю Россию в поисках неизвестных ему слов, выражений. Он узнавал их в походе, в крестьянской избушке, на ярмарке, на корабле, в рыбацкой артели. Владимир Иванович записывал их в тетради. Он отмечал, из какой местности слово, толковал смысл каждой пословицы, поговорки. Собранные сокровища он поместил в четырёх томах большой книги – словаре. Даль сберёг для народа живой русский язык.
- Найдите лишнюю пословицу.
Слайд 6.
- Девизом нашей игры будет пословица «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка». Сегодня каждая команда будет собирать ягодки в свой кузовок. Кто соберёт больше ягод, тот и выиграет. А я вам советую: «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».
III. Представление команд. (5 мин)
Слайд 7.
- Настало время познакомиться с командами. Каждая команда представляет своё название – пословицу и объясняет её выбор.
1 команда – «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»
2 команда – «Один за всех и все за одного»
3 команда – «Человек без друзей, что дерево без корней»
4 команда – «Нет друга – ищи, а нашёл – береги»
Подведение итогов конкурса. Каждая команда кладёт в свой кузовок 1-2 ягоды.
IV. Этапы соревнования.
Слайд 8.
1.Разминка. Игра «Кузовок». (5 мин)
- Каждый ученик записывает на полоске бумаги пословицу. Учитель по очереди подходит к каждой команде с кузовком, ученики называют пословицы и кладут их в кузовок со словами: «Я кладу в кузовок пословицу …»
Подведение итогов. Каждая команда кладёт в свой кузовок столько ягод, сколько было названо разных пословиц.
Слайд 9.
2.Пословицы «шутят». (5 мин)
Пословица, тебя мы знаем,
Но не такою ты была:
Неужто буква озорная
Вновь чьё – то место заняла?
Слайд 10.
- Узнайте пословицы и объясните смысл.
Задание 1.
Один в золе не воин.
(Ответ: Один в поле не воин.)
Задание 2.
Терпение и пруд всё перетрут.
(Ответ: Терпение и труд всё перетрут.)
Задание 3.
Сашу маслом не испортишь.
(Ответ: Кашу маслом не испортишь.)
Задание 4.
Лось человека не красит.
(Ответ: Ложь человека не красит.)
Подведение итогов конкурса. Каждая команда кладёт в свой кузовок по ягодке за правильный ответ.
Слайд 11.
3.Собери пословицы. (5 мин)
- Соедините начало и конец пословиц.
1) Любишь кататься – | ы) там и радость. |
2) Делу – время, | о) а врозь скучно. |
3) Труд человека кормит, | д) а его добрые дела. |
4) Вместе тесно, | ц) а нашёл – береги. |
5) Не одежда красит человека, | м) люби и саночки возить. |
6) Нет друга – ищи, | о) а потехе час. |
7) Где труд, | л) а лень портит. |
Подведение итогов конкурса. Прочитайте слово в правом столбце, расставив буквы по порядку. (Должно получиться слово молодцы.) Каждая команда кладёт в свой кузовок по ягодке за верно выполненное задание.
Слайд 12,13.
4.Отгадайте существительное, загаданное тройкой пословиц – подсказок. (5 мин)
Задание 1.
Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.
Как его ни корми, он всё в лес глядит.
Его ноги кормят.
(Ответ: волк.)
Задание 2.
Он поёт месяц, а ворона каркает круглый год.
Ласточка день начинает, а он кончает.
Не нужна ему золотая клетка, лучше зелёная ветка.
(Ответ: соловей.)
Задание 3.
Оно дороже богатства.
Его сгубишь – новое не купишь.
Чистота – залог его.
(Ответ: здоровье.)
Задание 4.
Без него и колокол нем.
Он болтает, а голова отвечает.
Он до Киева доведёт.
(Ответ: язык.)
- Прочитайте с отгаданным словом все пословицы. Объясните смысл одной из них.
Подведение итогов конкурса. Каждая команда кладёт в свой кузовок по 2 ягодки за правильный ответ.
Слайд 14.
5.Конкурс капитанов. (3 мин)
- Доскажи пословицу.
Задание 1.
Красна птица пером, а человек …
- лицом;
б) умом;
в) одеждой
(Ответ: умом.)
Задание 2.
Ласковое слово – что …
- весенний день;
б) летний день;
в) осенний день
(Ответ: весенний день.)
Задание 3.
Чтение – вот лучшее …
- развлечение;
б) обучение
в) учение
(Ответ: учение.)
Задание 4.
Маленькое дело лучше …
- большого праздника;
б) большого безделья;
в) большого дела
(Ответ: большого безделья.)
Подведение итогов конкурса. Капитаны команд кладут в свой кузовок по 2 ягодки за правильный ответ.
Слайд 15.
6.Вставьте пропущенные антонимы в пословицы и поговорки. (5 мин)
Задание 1.
Больше думай, _______________ говори.
(Ответ: Больше думай, меньше говори.)
Задание 2.
Век долог, да час _____________.
(Ответ: Век долог, да час короток.)
Задание 3.
Горькая правда лучше __________ лжи.
(Ответ: Горькая правда лучше сладкой лжи.)
Задание 4.
Новых друзей наживай, а _______________ не теряй.
(Ответ: Новых друзей наживай, а старых не теряй.)
Подведение итогов конкурса. Каждая команда кладёт в свой кузовок по ягодке за правильный ответ.
Слайд 16.
7.Отгадайте пословицу по картинкам. (5 мин)
Ответ: Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Слайд 17.
Ответ: Волка ноги кормят.
Слайд 18.
Ответ: Ученье – свет, а неученье – тьма.
Слайд 19.
Ответ: Один в поле не воин.
Подведение итогов конкурса. Каждая команда кладёт в свой кузовок по ягодке за правильный ответ.
Слайд 20.
8.Прочитайте пословицу. (5 мин)
- Отыщите непрерывную ломаную линию, которая обошла бы все буквы, нигде не пересекаясь, не пропуская ни одной буквы и никуда не заходя дважды и притом так, чтобы, следуя за этой линией можно было бы прочитать пословицу.
З А Д Я Н Д Н
М У В С И О О
Я З А Ь Н О Г
А Ц Й Ш Е П О
М О Г И А М Й
И П О Н Е Ш Ь
Слайд 21.
(Ответ: За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.)
Подведение итогов конкурса. Каждая команда кладёт в свой кузовок по 3 ягодки за правильный ответ.
V.Рефлексия. (4 мин)
- Какой теме был посвящён урок?
- Какую цель поставили?
- Достигли ли мы её? Докажите.
- Какую роль играют пословицы и поговорки в нашей речи?
- Кто считает, что он усвоил тему урока? Хлопните в ладоши.
- У кого остались вопросы?
- Оцените работу своей команды на уроке.
- Капитаны, сосчитайте ягодки в кузовке.
Награждение команд.
Слайд 22.
- Молодцы, все команды показали хорошие знания русского языка.
- Кончил дело - гуляй смело.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Жемчужины речи"
Чтобы лучше понять историю и характер русского народа мы совершим увлекательное путешествие в прошлое, в историю языка. С давних времен в нашем языке сохранилось множество слов и выра...
Внеклассное мероприятие по русскому языку. Части речи.
Знакомство с частями речи в игровой форме....
Внеклассное мероприятие по русскому языку. "КВН по русскому языку" 4 класс
Методическая разработка представляет собой сценарий внеклассного занятия по русскому языку и предназначена для учителей начальных классов...
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 2 класса "Путешествие в Страну русского языка"
Внеклассное моровприятие с использованием игровых технологий, занимательного материала для 2 класса....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Мы сохраним тебя, русская речь..."
Данное мероприятие проводится с целью формировать коммуникативные умения, научить рассуждать, показать красоту и богатство русского языка, научить владеть речью....
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ «ВОЛШЕБНИЦА - РЕЧЬ»
Наш родной язык - русский. «Язык – это история народа. Поэтому изучение и сбережение русского языка является насущной необходимостью» (А.И.Куприн) Знать свой язык обязан каждый человек. Давайте ...