Урок рефлексии. Б. Житков. Про обезьянку.
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Конспект урока рефлексии в 3 классе по программее "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_refleksii.docx | 143.86 КБ |
pro_obezyanku.ppt | 2.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
рефлексии
Предмет: литературное чтение
Класс:3
Авторы УМК: «Школа России». Л. Ф. Климанова. В. Г.Горецкий
Тема урока: Б. Житков . « Про обезьянку» (3 урок)
Тип урока: урок рефлексии
Цели урока:
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Содержательная цель:закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.
Личностные УУД:
- формировать умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
- 2формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- 3) формировать умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Регулятивные УУД:
1) формировать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формировать умение прогнозировать предстоящую работу
4) формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
1) формировать умение слушать и понимать других;
2) формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формировать умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формировать умение работать в паре.
Познавательные УУД:
1) формировать умение извлекать информацию из опорных слов, иллюстраций, текстов;
2) формировать умение представлять информацию в виде схемы ;
3) формировать умение выявлять сущность, особенности героев произведения;
4) формировать умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формировать умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формировать умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрации.
Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал (индивидуальные карточки), листы оценивания обучающихся.
Цели: продолжить знакомство с жизнью и творчеством В. Бианки; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению.
Планируемые результаты: обучающиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; пересказывать произведение на основе плана; придумывать свои рассказы о животных.
Технологическая карта урока
I этап: Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности; (психологический настрой на урок)
Задача этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к выполнению нормативных требований учебной деятельности.
Деятельность учителя по реализации данной задачи:
- создание условий для пробуждения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
- актуализация требований (мотивация) учебной деятельности («мне надо»);
- определение степени сложности учебной деятельности («смогу»).
II этап: Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Задача этапа: актуализация знаний через пробное учебное действие.
Деятельность учащихся:
- анализ действий по заданной теме;
- определение наиболее оптимальных способов выполнения заданий;
- обоснование выбора способов действий.
Деятельность учителя:
- активизирует мыслительную деятельность обучающихся по выбору способов действий;
- проводит проверку домашнего задания в пределах развивающего обучения или предлагает задания, которые приближают обучающихся к восприятию новых знаний;
- организует работу по определению темы учебного занятия;
- совместно формулируют цели учебного занятия.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
2 | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности и мотивация на новый способ деятельности Урок данного типа проводится в конце изучения рассказа, затруднение в индивидуальной деятельности связано с необходимостью систематизации изученных способов действий. Затруднение фиксируется в речи. «Мы в ответе за тех, кого приручили». ТЕСТ на понимание прочитанного рассказа | (П) осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы (К) формулировать собственное мнение и позицию Учащиеся внимательно слушают учителя, комментируют эпиграф урока, вырабатывают на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. «хочу» - учиться «надо» – чтобы не было конфликтов «могу» - учиться и добывать знания самостоятельно и с помощью одноклассников. Постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала, умение планировать и оценивать свои действия (Р). Умение анализировать языковой материал (П). Умение выявлять затруднения в выборе (Р). Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника (К). Умение анализировать языковой материал (П). Умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса (К). |
III этап локализации индивидуальных затруднений;
Задача этапа: обеспечение систематизации знаний и способов действий в памяти учащихся.
Деятельность учащихся:
- осознание иерархии тем в разделе учебного предмета;
- выстраивание связей в изученном разделе;
- определение межтемных связейв изученном разделе;
- определение места данного раздела в учебном предмете как в науке.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
3 | Этап локализации индивидуальных затруднений. | Цель: формировать у учащихся способности к новому способу действия, разным формам организации деятельности ;систематизировать и обобщить знания по композиции рассказа. — Как вы думаете, почему мальчик взял обезьянку к себе? — Хорошо ли было Яшке в этой семье? — А живущим в этой семье каково было рядом с обезьянкой? — Может ли дикое животное жить рядом с человеком? Чтение текста на слайде про макак. Чем же привлекает меня этот рассказ? | Умение самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания, обобщать и делать выводы; умение анализировать языковой материал (П). Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения (К). Подведение к выводу (Л). (К) Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (Р) Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. (П) устанавливать причинно-следственные связи |
ФИЗМИНУТКА
Вы сегодня обезьянки.
По - английски просто манки.
Покривляемся немножко
И похлопаем в ладошки.
Головой кивнём друг другу
И пожмём соседу руку.
Сядем – встанем и прыжок.
Ты же манки, мой дружок.
Рано утром, на полянке,
Так резвились обезьянки:
Левой ножкой топ-топ!
Правой ножкой топ-топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
Все присели, снова встали.
Мы резвиться не устали?
IVэтаппостроения проекта коррекции выявленных затруднений; реализации построенного проекта;
Задача этапа:формирование учебной деятельности на основе системы знаний об окружающей действительности.
Деятельность обучающихся:
- выявление границ применимости системы знаний;
- самостоятельное составление заданий по изученным темам раздела;
- выводы о применимости знаний в окружающем мире и рекомендации по применению знаний.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
4 | Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; реализации построенного проекта; | Цель:. включение нового способа действия в систему знаний и применение на практике Организуется аналогичная деятельность для связи изученных способов действий в единую систему и определения критериев применимости . Книги Житкова ставят вопрос об ответственности человека за свои поступки…” – Какие факты подтверждают то, что Яшка был умной обезьянкой? (Когда мальчик попросил у Яшки лапу, тот протянул ему «свою ручку»; когда Яшка обиделся на отца мальчика, он решил его «проучить»: наломал со стенки известки, разложил по краям ступенек, а сам прилег, притаился на лестнице, как раз у отца над головой.И когда тот шел по лестнице, Яшка тихонько толкал «ножкой» штукатурку и так ловко примерял, что прямо отцу на шляпу; когда Яшку привязали однажды на ночь за жилет к ножке стола, он расстегнул пуговицы на жилете, удрал с привязи и забрался спать в кровать к мальчику.) – А что в поведении Яшки вам не нравится? | Самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания, обобщать и делать выводы; умение анализировать языковой материал (П). Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения (К). Подведение к выводу (Л). (К) Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (Р) Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. (П) Устанавливать причинно-следственные связи |
Vэтап обобщения затруднений во внешней речи; этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
Задача этапа: закрепление учащимися системы знаний через способы действий.
Деятельность обучающихся:
- самостоятельное выполнение заданий с опорой на систему знаний;
- обоснование способов действий с формулированием проблем.
Работа в группе:
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
5 | Этап обобщения затруднений во внешней речи; самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | Цель:. Включение нового способа действия в систему знаний и применение на практике Организуется аналогичная деятельность для связи изученных способов действий в единую систему и определения критериев применимости . Правила совместной работы:
— Что нужно сделать, чтобы получился краткий рассказ?(Для этого нужно составить краткий план.План в краткой форме передает основное содержание произведения). План: 1. Знакомство с обезьянкой. 2. Жизнь и приключения Яшки в семье мальчика. 3. Как Яшка стал царём во дворе. 4. Расставание. *краткий пересказ одним учащимся по желанию – Хотелось бы вам узнать, что будет с Яшкой дальше? | Самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания, обобщать и делать выводы; умение анализировать языковой материал (П). Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения (К). Подведение к выводу (Л). (К) Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (Р) Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. (П) устанавливать причинно-следственные связи Представление группами краткого пересказа по частям. 1. Как – то раз мальчик принёс домой обезьянку. Её отдал ему одноклассник. Обезьянка оказалась маленькой. “Мордочка сморщенная, старушечья, а глазки живые, блестящие.”Её звали Яшка. Яшка очень любил сладости: конфеты, сахар. 2. В первый же день он показал свой характер. На ночь его пришлось привязывать верёвкой к ножке стола, потому что он был неуправляемым.Уж столько попадало за эту обезьянку герою рассказа! Яшка был такой озорной. Один раз в тетради напроказил: наставил чернильных клякс. В другой раз испортил причёску даме, которая пришла в гости. 3.Яшка оказался грозой двора: его боялись и огромный рыжий пёс Каштан, и злющий кот, живший при конторе. Летом Яшка пропадал во дворе, дома стало спокойнее. 4. Но вот настала осень, и все в доме стали требовать отдать Яшку. Первое время без Яшки все очень скучали, хотя и не хотели в этом признаваться. |
VI этап: Рефлексия учебной деятельности.
Задача этапа:самооценка результатов своей деятельности на уроке и соотнесение самооценки с оценкой учителя.
Деятельность обучающихся:
- соотнесение цели урока и результатов собственной деятельности;
- оценка полученных результатов обучающимися и учителем, установление степени их соответствия.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
6 | Рефлексия учебной деятельности | Цель:. самооценка учащимися своей деятельности, метода преодоления затруднений, оценка нового способа действия. Систематизация предметного содержания (понимать и самостоятельно выбирать интонацию предложения с целью более точной передачи его смысла ).
| (Л):- стремление к речевому самосовершенствованию. (Р) : Умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном, выявлять отличия от эталона; контроль в форме сличения результата с оригиналом; адекватно воспринимать оценку учителя; Оценка деятельности; саморегуляция (Л):- способность к самооценке. Умение выражать свои мысли (К ). (П) устанавливать причинно-следственные связи Л:понимают значение знаний для человека и принимают его. Р:прогнозируют результаты усвоения изученного материала; выполняют самооценку. |
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
7 | Домашнее задание по выбору |
| ( Л) : широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы (Р): целеполагание , принимать и сохранять учебную задачу |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Знают все, что обезьяны Любят сладкие бананы, По деревьям ловко скачут И как малыши не плачут. Непрерывно корча рожи Всем зевакам и прохожим, Потому что все мартышки, Как девчонки и мальчишки, Непоседливые слишком! Прочитайте «птичьим базаром», удивлённо, с восхищением, Скороговоркой.
Критерии оценивания:
Приветствуется : М – мудрость А – активность С – счастье Т – творчество Е – единство Р – результат У У Д
«Мы в ответе за тех, кого приручили». А.Сент-Экзюпери
Проверка : 1 – С 2 – А 3 – А 4 – А 5 - А 6 – А 7 – В 8 – С 9 - А 10 – В 11 – С 12 – А ОЦЕНИМ ПО ШКАЛЕ взаимно (шкала на карточке)
Макаки - человекоподобные обезьяны средней величины с крепким туловищем и сильными конечностями. Их густая шерсть окрашена в серо-коричневый цвет, однако порою бывает и чёрной. На продолговатой морде волосяной покров отсутствует. У некоторых видов на голове имеются заметные «шапки» либо своеобразные бороды. Важным отличительным признаком является длина хвоста: он полностью отсутствует, у некоторых видов он куцый, а у остальных почти такой же длинный, как всё туловище. Величина тела у макак достигает 80 см, а вес колеблется от 6 до 15 кг. Самцы в среднем в два раза тяжелее самок.
Чем же привлекает меня этот рассказ? Я думаю, что отношением автора к своему герою - Яшке. Житков любит животных и учит этому своих читателей. На шаловливую обезьянку нельзя было долго сердиться. Когда хитрый Яшка хотел что-нибудь вкусное выпросить, то он становился очень ласковым, залезал на плечо и начинал в голове искать. Это означало, что он вас любит. Писатель говорит об этом с ласковым юмором. В рассказе также чувствуется редкое знание повадок и привычек обезьянки. Оказывается, это связано с детством писателя. Сестра Житкова В.С.Арнольд, рассказывала, что в семье Житковых у детей всегда были ручные животные… У Бориса были черепахи, ручные домашние мыши, была весёлая обезьянка Яшка и ручной волк”.
Мы сегодня обезьянки. По - английски просто манки. Покривляемся немножко И похлопаем в ладошки. Головой кивнём друг другу И пожмём соседу руку. Сядем – встанем и прыжок. Ты же манки, мой дружок. Рано утром, на полянке, Так резвились обезьянки: Левой ножкой топ-топ! Правой ножкой топ-топ! Руки вверх, вверх, вверх! Кто поднимет выше всех? Все присели, снова встали. Мы резвиться не устали?
Правила совместной работы: Работать дружно. Работать по алгоритму (плану). Своевременно выполнять работу. Качественно . Каждый защищает своё дело и общее.
План.
«Про обезьянку» (краткий пересказ) 1 . Как – то раз мальчик принёс домой обезьянк у . Её отдал ему одноклассник. Обезьянка оказалась маленькой. “Мордочка сморщенная, старушечья, а глазки живые, блестящие.” Её звали Яшка. Яшка очень любил сладости: конфеты, сахар.
2. В первый же день он показал свой характер. На ночь его пришлось привязывать верёвкой к ножке стола , потому что он был неуправляемым. Уж столько попадало за эту обезьянку ! Яшка был такой озорной. Один раз в тетради напроказил : наставил чернильных клякс. В другой раз испортил причёску даме, которая пришла в гости.
3. Яшка оказался грозой двора: его боялись и огромный рыжий пёс Каштан, и злющий кот, живший при конторе. Летом Яшка пропадал во дворе, дома стало спокойнее.
Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… Оценивание по шкале работы групп, класса. УУД
Домашнее задание: 1. краткий рассказ о своём животном; 2. выразительное чтение одной части; 3. краткий пересказ текста «Про обезьянку»: 4. прочитать другой рассказ Б. Житкова.
Спасибо за урок !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока Тема: «Б. Житков Про обезьянку» урок 1
Для учащихся 3 класса...
Конспект урока Тема: «Б. Житков Про обезьянку» урок 2
Для учащихся 3 класса...
Конспект урока Тема: «Б. Житков Про обезьянку» урок 3
Для учащихся 3 класса...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс. Тема: Б.Житков "Про обезьянку" Урок 1.
Тема: Б.Житков "Про обезьянку" Урок 1....
Конспект урока по литературному чтению 3 класс. Тема: Б.Житков "Про обезьянку" Урок 2.
Тема: Б.Житков "Про обезьянку" Урок 2....
Конспект урока. Тема: "Б. Житков "Про обезьянку" 3 класс УМК "Школа России"
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Б.Житков "Про обезьянку"" 3 класс...