Программа " Литературное чтение"
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению предназначена для обучающихся 1-х классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.docx | 91.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан
«Рассмотрено» Руководитель МО ________/ Баянова А.М. Протокол №________ от «___»___________2017 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР МБОУ «СОШ №31» ________/ Садыкова Л.Х. «___»___________2017 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №31» ________/ И.А.Габдуллахатов Приказ № _________ от «___»___________2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению в 1Г классе
Основиной Ларисы Юрьевны,
учителя начальных классов высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ №31» НМР РТ
2017-2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена на основе следующих документов:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 года № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, от 29 декабря 2014 г. № 1643.
2.Основная образовательная программа начального образования МБОУ «СОШ №31
3. Учебный план МБОУ «СОШ №31» на 2017-2018 учебный год.
4. Положение о рабочей программе (протокол №1 заседания педагогического совета от 28.08.2017г.)
Рабочая программа «Литературное чтение» разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина «Русская азбука», Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение»в полном соответствии с государственным стандартом и обязательном минимумом содержания по литературному чтению. Рабочая программа учитывает профильное направление МБОУ «СОШ№31» (школа МЧС), поэтому особое внимание уделяется достижению таких целей, как воспитание чувства патриотизма, популяризации здорового и безопасного образа жизни среди учащихся 1 «Б» класса
Изучение курса литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:
- овладение осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым навыком в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретения умения работать с разными видами информации;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными научно-познавательными текстами.
- Воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Задачиобучения литературному чтению:
- Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитания интереса к чтению и книге.
- Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
- Воспитания эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
- Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
Литературное чтение как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте и идёт параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями. Через приобщение в процессе чтения к духовно-нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений. В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и своё отношение к героям и произведению в целом.
Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства. Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.
Национально-региональный компонент необходим для обогащения языка учащихся посредством приобщения учащихся к искусству слова и раскрытия их творческого потенциала на региональном содержании. Именно в младшем школьном возрасте закладывается привязанность к культуре своего народа, развитие национальной гордости.
Введение национально-регионального компонента позволяет младшим школьникам на основе знаний литературы своего региона открыть для себя имена татарских поэтов, писателей, особенности повествования литературных произведений. Развивает художественный кругозор учащихся. Знакомит с жанровым разнообразием литературного наследия Татарстана. Развивает фантазию и образное мышление в непосредственном соприкосновении с местным литературным материалом.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану предмет «Литературное чтение» относится к предметной области «Филология». На изучение литературного чтения выделяется в 1 классе - 33 часа: из них 23 часа (1 час в неделю, 23 учебных недели на обучение грамоте) и 10 часов (1 час в неделю, 10 учебных недель на уроки литературного чтения);
По учебному плану школы отводится на литературное чтение:
1 класс - 2 часа в неделю, 33 недели, всего 66 часов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметныерезультаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
6.Использование знаково-символических средств представления информации.
8.Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
9.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
10.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
11. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
12. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметныерезультаты:
1.Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2.Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3.Понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5. Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, е, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов.чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий.
Чтение.
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Умение находить в тексте необходимую информацию.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Библиографическая культура. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.
Анализ поступков героев. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа.
Озаглавливание, деление текста на части, определение главной мысли всего текста.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации).
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Передача впечатлений из повседневной жизни в рассказе (описание). Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку, использование в письменной речи выразительных средств языка, в мини-сочинениях на заданную тему.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.
Представленность разных видов книг: справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений.
Ориентировка в литературных понятиях: сюжет, тема; герой произведения.
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные).
Рассказ, стихотворение – общее представление о жанре.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
- читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
- различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
- читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
- использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
- ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): определять главную мысль и героев произведения; тему и подтемы (микротемы); основные события и устанавливать их последовательность; выбирать из текста или подбирать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде);
- использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов (делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями, фактам и, опираясь на содержание текста; находить средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет, определяющие отношение автора к герою, событию;
- использовать различные формы интерпретации содержания текстов (формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык; пояснять прямое и переносное значение слова, его многозначность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, соотнося их с содержанием текста);
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-познавательного, учебного и художественного текстов в виде пересказа (полного, краткого или выборочного);
- участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдать правила речевого этикета), опираясь на текст или собственный опыт.
Выпускник получит возможность научиться:
- воспринимать художественную литературу как вид искусства;
- предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
- выделять не только главную, но и избыточную информацию;
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
- определять авторскую позицию и высказывать отношение к герою и его поступкам;
- отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения литературного произведения;
- оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение): с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;
- высказывать эстетическое и нравственно-этическое суждение и подтверждать высказанное суждение примерами из текста;
- делать выписки из прочитанных текстов для дальнейшего практического использования.
Круг детского чтения
Выпускник научится:
- ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;
- самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
- пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Выпускник получит возможность научиться:
- ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
- определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
- писать отзыв о прочитанной книге;
- работать с тематическим каталогом;
- работать с детской периодикой.
Литературоведческая пропедевтика
Выпускник научится:
- сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два-три существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного; распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы).
Выпускник получит возможность научиться:
- сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет);
- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).
Творческая деятельность
Выпускник научится:
- читать по ролям литературное произведение;
- создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
- реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи.
Выпускник получит возможность научиться:
- творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
- создавать иллюстрации по содержанию произведения;
- работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
- создавать собственный текст (повествование–по аналогии, рассуждение – развёрнутый ответ на вопрос; описание – характеристика героя).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Согласно федеральному учебному плану на изучение курса литературное чтение в 1 классе отводится 4 часа в неделю. По учебному плану школы на литературное чтение в 1 классе отводится 2часа в неделю, 33 недели, всего 66 часов. Федеральный стандарт выполняется за счет уплотнения тем. Сокращены учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, а отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.Хотя в программу внесены изменения, логика изложения и содержание авторской программы не нарушена, полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального образования.
№ | Тема/ раздел | Количество часов |
1-10 | Добукварный период | 10 |
11-46 | Букварный период. Обучение чтению. | 36 |
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД (20 Ч) | ||
1-3 | Жили-были буквы | 3 |
4-5 | Сказки, загадки, небылицы | 2 |
6-9 | Апрель, апрель. 3венит капель! | 4 |
10-13 | И в шутку и всерьёз. | 4 |
14-17 | Я и мои друзья. | 4 |
18-20 | О братьях наших меньших. | 3 |
Перечень учебно – методического обеспечения
№ п/п | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 | А.А.Плешаков | Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы | 2011 | Москва «Просвещение» |
2 | Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина | Литературное чтение. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. | 2011 | Москва «Просвещение» |
3 | Э.Н.Золотухина, А.В.Коровина, Л.Ф.Костюнина, Л.В.Котова, В.А.Попова | Литературное чтение. 1 класс: рабочие программы по системе учебников «Школа России» | 2011 | Москва «Просвещение» |
Интернет- ресурсы:
1.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
2.Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1september.ru
3.Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/education
4.Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki/ru
5. Официальный сайт УМК «Школа России». Режимдоступа: http://school-russia.prosv.ru/
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
2 часа в неделю, всего 66 часов
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | ||
план | факт | ||||
I четверть – 18 часов Добукварный период – 10 часов | |||||
1 | Азбука» — первая учебная книга. Речь устная и письменная. | 1 | 01.09 | ||
2 | Предложение. Выделение слов из предложения. Различение слова и предложения. Различение слова и обозначаемого им предмета. Значение слова. Графическое изображение слова в составе предложения. Пословицы о труде и трудолюбии. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок. | 1 | 07.09 | ||
3 | Слово и предложение. Слог как минимальная произносительная единица языка. Деление слов на слоги. Определение количества слогов в словах. Графическое изображение слова, разделённого на слоги. Составление небольших рассказов по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений. Дикие и домашние животные. Забота о животных Составление небольших рассказов повествовательного характера по материалам наблюдений. | 1 | 08.09 | ||
4 | Слог. Ударение Ударный слог. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Обозначение ударения на модели слова (слогоударные схемы). Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений. Семья. Взаимоотношения в дружной семье | 1 | 12.09 | ||
5 | Повторение и обобщение пройденного материала. Гласный звук, а, буквыА, а. Звуки речи. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок. | 1 | 15.09 | ||
6 | Гласный звук о, буквы О. Особенности произнесения звука, его характеристика. Буквы О, о как знаки звука [о]. Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений. | 1 | 19.09 | ||
7 | Гласный звук и, буквыИ, и. Звуки речи. Наблюдение над значением слова. Понимание прочитанного текста при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по материалам собственных наблюдений. | 1 | 22.09 | ||
8 | Гласный звук ы, буква ы. Звуки речи. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Понимание прочитанного текста при его прослушивании. | 1 | 26.09 | ||
9 | Гласный звук у, буквыУ, у. Особенности произнесения нового звука. Характеристика нового звука. Повторение гласных звуков [а], [о], [и], [ы]. | 1 | 29.09 | ||
10 | Повторение и обобщение пройденного материала. Гласные звуки и буквы. | 1 | 03.10 | ||
Букварный период (36 ч) Обучение чтению | |||||
11 | Согласные звуки н, н’, буквы Н, н. Твёрдость и мягкость согласных звуков. Смыслоразличительная функция твёрдых и мягких согласных звуков. Обозначение твёрдых и мягких согласных на схеме-модели слова. Функция букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге. Способ чтения прямого слога (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Чтение слияний согласного с гласным в слогах. Знакомство с двумя видами чтения —орфографическим и орфоэпическим. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Звуки речи. Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Различение гласных и согласных звуков, согласных твердых и мягких. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). | 1 | 06.10 | ||
12 | Согласные звуки с, с’, буквыС, с. Звуки речи. Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Различение гласных и согласных звуков, согласных твердых и мягких. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). | 1 | 10.10 | ||
13 | Согласные звуки к, к’, буквыК, к. | 1 | 13.10 | ||
14 | Согласные звуки т, т′, буквыТ, т. Звуки речи. Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Различение согласных твердых и мягких. Установление числа и последовательности звуков в слове. Формирование навыка слогового чтения. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. | 1 | 17.10 | ||
15 | Согласные звуки л, л′, буквы Л, л. Звонкие и глухие согласные. Формирование навыка плавного слогового чтения. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и короткого текста. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Работа над речевым этикетом: приветствие, прощание, благодарность, обращение с просьбой | 1 | 20.10 | ||
16 | Согласные звуки р, р’, буквы Р, р. Особенности артикуляции звуков [р], [р’]. Формирование навыка плавного слогового чтения. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. | 1 | 24.10 | ||
17 | Согласные звуки в, в’, буквыВ, в. Звуки речи. Функция букв е. Формирование навыка слогового чтения. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Установление числа и последовательности звуков в слове. | 1 | 27.10 | ||
18 | Гласные буквыЕ, е. Букваевначале слов и после гласных в середине и на конце слов. Буквае — показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии. Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. | 1 | 07.11 | ||
19 | Согласные звуки п, п’, буквы П, п.Звуки речи. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. | 1 | 10.11 | ||
20 | Согласные звуки м, м’, буквы М, м. | 1 | 14.11 | ||
21 | Согласные звуки з, з’, буквы З, з. Сопоставление слогов и слов с буквами з и с. | 1 | 17.11 | ||
22 | Согласные звуки б, б’, буквы Б, б.Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. Звуки речи. Различение согласных твердых и мягких, звонких и глухих. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. | 1 | 21.11 | ||
23 | Согласные звуки д, д’, буквыД, д. Установление числа и последовательности звуков в слове. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам наблюдений. | 1 | 24.11 | ||
24 | Гласные буквы Я, я. Звуки речи. Функция буквы я. | 1 | 28.11 | ||
25 | Чтение слов с Еи Я. Звуки речи. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Составление небольших рассказов повествовательного характера по материалам собственных игр, занятий | 1 | 01.12 | ||
26 | Согласные звуки г, г’, буквы Г, г.Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. | 1 | 05.12 | ||
27 | Мягкий согласный звук ч’, буквы Ч, ч. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. | 1 | 08.12 | ||
28 | Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. | 1 | 12.12 | ||
29 | Твёрдый согласный звук ш, буквы Ш, ш.Сочетаниеши. Звуки речи. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. | 1 | 15.12 | ||
30 | Твёрдый согласный звук ж, буквыЖ, ж. Звуки речи. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Составление небольших рассказов повествовательного характера по материалам собственных игр, занятий. | 1 | 19.12 | ||
31 | Сопоставление звуков ж и ш.Чтение слов с Ж и Ш. | 1 | 22.12 | ||
32 | Гласные буквы Ё, ё. Звуки речи. Функция буквы ё. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок. | 1 | 09.01 | ||
33 | Звук j’,буквы Й, й. Звуки речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий. | 1 | 12.01 | ||
34 | Звук х, буквы Х, х. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. | 1 | 16.01 | ||
35 | Твердые и мягкие согласные. | 1 | 19.01 | ||
36 | Гласные буквы Ю, ю. Ё, ё. Звуки речи. Функция букв ё,ю. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. | 1 | 23.01 | ||
37 | Твёрдый согласный звук ц, буквы Ц, ц. Звуки речи. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. | 1 | 26.01 | ||
38 | Гласный звук э, буквыЭ, э. | 1 | 30.01 | ||
39 | Мягкий глухой согласный звук щ’. Буквы Щ, щ. Звуки речи. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. | 1 | 21.02 | ||
40 | Чтение и словарная работа. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. | 1 | 06.02 | ||
41 | Согласные звуки ф, ф’, буквы Ф, ф. Звуки речи. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. | 1 | 09.02 | ||
42 | Буква Ъ. | 1 | 20.02 | ||
43 | Правописание слов с Ъ и Ь. | 1 | 23.02 | ||
44 | Мягкий и твёрдый разделительные знаки. Развитие осознанности и выразительности чтения наматериале стихотворений. Отработка техники чтения | 1 | 27.02 | ||
45 | Русский алфавит. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий. | 1 | 02.03 | ||
46 | Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). | 1 | 06.03 | ||
ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД (20 Ч) Жили-были буквы – 3ч. | |||||
47 | Книга как источник необходимых знаний. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему. В.Данько «Загадочные буквы». И.Токмаков «Аля, Кляксич и буква А». С.Чёрный «Живая азбука» Ф.Кривин «Почему «А» поёт, а «Б» нет» Г.Сапгир «Про медведя» М.Бородицкая «Разговор с пчелой» И.Гамазкова «Кто как кричит?» И.Гамазкова, Е.Григорьева «Живая азбука» С.Маршак «Автобус №26» | 1 | 09.03 | ||
48 | Из старинных книг. | 1 | 13.03 | ||
49 | Урок обобщения по разделу «Жили-были буквы» Проект «Создаем город букв», «Буквы - герои сказок» | 1 | 16.03 | ||
Сказки, загадки, небылицы – 2ч. | |||||
50 | Озаглавливание, деление текста на части, определение главной мысли всего текста. Русская народная сказка «Теремок» Русская народная сказка «Рукавичка» | 1 | 20.03 | ||
51 | Особенности фольклорного текста. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Загадки. Песенки. Потешки. Небылицы. Рифмы Матушки Гусыни. Король Пипин. Дом, который построил Джек. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Русская народная сказка «Петух и собака» | 1 | 23.03 | ||
Апрель, апрель. 3венит капель! – 4 ч. | |||||
52 | Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). А.Майков «Ласточка примчалась…» А.Плещеев «Травка зеленеет.» | 1 | 27.03 | ||
53 | А.Майков «Весна» Т Белозёров «Подснежники» С.Маршак «Апрель» И.Токмакова «Ручей» Л.Ульяницкая Фонарик». Л.Яхнин «У дорожки». | 1 | 30.03 | ||
54 | Е.Трутнева, И.Токмакова «Когда это бывает?» В.Берестов «Воробушки» Р.Сеф «Чудо» А.Майков «Христос Воскрес». Разноцветные страницы. | 1 | 03.04 | ||
55 | Проект «Составляем сборник загадок» Оценка своих достижений | 1 | 06.04 | ||
И в шутку и всерьёз – 4 ч. | |||||
56 | Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. И.Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я.Тайц «Волк» Г.Кружков «Ррры». Н.Артюхова «Саша-дразнилка» | 1 | 10.04 | ||
57 | К.Чуковский«Федотка» О.Дриз «Привет» О.Григорьев «Стук»И.Токмакова «Разговор Лютика и Жучка» И.Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». | 1 | 13.04 | ||
58 | К.Чуковский «Телефон» М.Пляцковский «Помощник». Из старинных книг. К.Ушинский «Что хорошо и что дурно?», «Ворон и сорока», «Худо тому, кто добра не делает никому». | 1 | 17.04 | ||
59 | Обобщающий урок. По теме «И в шутку и всерьез». Оценка своих достижений. | 1 | 20.04 | ||
Я и мои друзья – 4ч. | |||||
60 | Ориентировка в литературных понятиях: сюжет, тема; герой произведения. Ю.Ермолаев «Лучший друг» Е.Благинина «Подарок» В.Орлов «Кто первый?» С.Маршак «Хороший день» | 1 | 24.04 | ||
61 | С.Михалков «Бараны» .Р.Сеф «Совет».И.Пивоварова «Вежливый ослик» В.Берестов «В магазине игрушек» В Орлов «Если дружбой…» Я.Аким «Моя родня» | 1 | 27.04 | ||
62 | По М.Пляцковскому «Сердитый дог Буль» Ю.Энтин «Про дружбу» Д.Тихомирова «Мальчик и лягушки», «Находка». Разноцветные страницы. | 1 | 04.05 | ||
63 | Итоговая диагностика. Оценка своих достижений. Проект «Наш класс - дружная семья» | 1 | 11.05 | ||
О братьях наших меньших – 3ч. | |||||
64 | Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. С.Михалков «Трезор» Р.Сеф «Кто любит собак…» В.Осеева «Собака яростно лаяла» И.Токмакова «Купите собаку» М Пляцковский «Цап Царапыч» Г.Сапгир «Кошка» | 1 | 15.05 | ||
65 | В.Берестов «Лягушата» В.Лунин «Никого не обижай» С.Михалков «Важный совет» Д.Хармс «Храбрый ёж» Н.Сладков «Лисица и ёж» С.Аксаков «Гнездо» | 1 | 18.05 | ||
66 | Обобщающий урок. Из старинных книг. Разноцветные страницы. Оценка своих достижений. | 1 | 22.05 |
Лист изменений в календарно – тематическом планировании
№ записи | Дата | Изменения, внесенные в КТП | Причина | Согласование с зам.директора по УР |
Приложение
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Одуванчики.
Одуванчик похож на солнышко с золотыми лучами. А рядом белеет пушистый шарик.
Таня дунула на шарик. Полетели пушинки. Потому и называется одуванчик.
Танюша пришла домой с золотым веночком на голове.
Вечером уснула девочка. И одуванчики закрыли свои цветочки до утра. (38 слов.)
1. Из каких цветов сплела Танюша венок?
2. Почему венок назван золотым?
3. С чем сравнивается цветок одуванчика?
4. Когда одуванчик становится белым?
5. Почему эти цветы зовут одуванчиками?
(По К. Соколову-Микитову.)
Галка.
Галку и ворону различить совсем не трудно. Галка вдвое меньше вороны, и вся черная, только вокруг шеи серые перышки, будто она серым платочком повязана. А у вороны наоборот: все туловище серое, черные только голова, шея, крылья да хвост. (38 слов.)
(Г Скребицкому.)
1. О каких птицах вы прочитали?
2. Сопоставьте галку и ворону по величине, окраске перьев.
3. С чем у галки сравниваются серые перышки вокруг шеи?
4. С чем можно сравнить серое туловище вороны? (С жилетом.)
Рысь.
В темном лесу, у лесной тропинки, залег зверь. Это рысь — кошка ростом с большую собаку. Хвост у нее короткий, уши с кисточками, шкура в пятнышках.
Лежит рысь на толстом суку и ждет. Она с дерева так и бросится на добычу. (40 слов.)
1. Почему рысь названа большой кошкой?
2. Опишите рысь.
3. Как рысь охотится?
4. Как вы понимаете выражение «так и бросится»? (Внезапно неожиданно бросится)
5. Как вы понимаете слово «залег»? (притаился)
Лесной оркестр.
Звонкими, чистыми голосами поют зяблики, соловьи, певчие дрозды. Скрипят жуки и кузнечики. Барабанят дятлы. Свистят флейтой иволги. Лают лисицы и белые куропатки. Воет волк. Ухает филин. Жужжат шмели и пчелы.
Все лесные жители поют и играют, кто на чем и как умеет. (42 слова.)
(По В. Бианки.)
1. Каких птиц можно отнести к певчим?
2. Как поют певчие птицы?
3. Какие звуки издают жуки, кузнечики, дятлы, куропатки, филины?
4, Какой вывод можно сделать о пении лесных жителей?
5. Почему у рассказа такое название?
б. Почему о жуках и кузнечиках сказано, что они «скрипят», дятлы «барабанят», иволги «свистят флейтой», филин «ухает»?
Хитрая рыба.
Долго сидел я с удочкой на берегу. Не клюют у меня пескари. А дед под кустиком сидит и уже ведерко наловил. Сел и я в тени. Сразу пескари клевать стали. Оказывается, на чистом месте тень от удочки видна. Вот и не шла к крючку хитрая рыба.
(48 слов.)
(По Э. Шиму.)
1. Где сидел дедушка?
2. Почему у него шел лов?
3. Почему у мальчика сначала рыба не клевала?
4. Почему писатель назвал свой рассказ «Хитрая рыба»?
Кит.
Кит — самое большое животное на свете. Он может жить только в океане. Поэтому ни в одном зоопарке мира нет китов. Из жира печени и мяса кита изготовляют нужные нам продукты. Охотиться за китами трудно и опасно. Доверить это дело можно только очень сильным и храбрым людям.
(47 слов.)
1. Какое животное самое большое на свете?
2. Где могут жить киты?
З. Легко ли охотиться на китов?
Летучие мыши.
Летучие мыши очень полезные зверьки. Они поедают вредных насекомых.
Днем летучие мыши заворачиваются в свои широкие крылья, как в плащи, и висят в темных местах вниз головой.
Наступает ночь. Вылетают они на охоту. Многие вредные насекомые летают ночью. Почти все птицы спят в это время. Поэтому «работа» летучих мышей особенно важна.
(51 слово.)
( По Ю. Дмитриеву.)
1. Какую пользу приносит летучие мыши?
2. Как они проводят день?
3. Когда охотятся летучие мыши?
4. Как вы понимаете значение выражения «полезные зверьки»?
Из леса вышла на берег реки медведица с двумя медвежатами. Она схватила одного медвежонка и стала окунать его в речку. Медвежонок визжал и барахтался. Мать искупала его. Другой медвежонок испугался холодной воды и побежал в лес. Медведица догнала его, надавала шлепков и искупала.
Довольные купанием медведи ушли в чащу леса.
(50 слов.)
(По.В. Бианки.)
1. Озаглавьте текст.
2. Кто вышел на берег реки из леса?
З. Как медведица купала первого медвежонка?
4. Почему побежал в лес другой медвежонок?
5. Что сделала с ним его мать?
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Качество усвоения знаний и умений оценивается следующими видами оценочных суждений:
«+» - понимает, применяет (сформированы умения и навыки);
«/» - различает, запоминает, не всегда воспроизводит;
«-» - не различает, не запоминает, не воспроизводит.
Чтение наизусть
«+» - твердо, безподсказок, знаетнаизусть, выразительно читает.
«/» - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности, читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
«-»- нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
«+» - выполнены правильно все требования
«/»- не соблюдены 1-3 требования
«-»- допущены ошибки более, чем по трем требованиям
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова
2. Подбирать правильную интонацию
3. Читать безошибочно
4. Читать выразительно
«+» - выполнены все требования
«/» - допущены ошибки по двум требованиям
«-»-допущены ошибки по трем требованиям
Пересказ
«+» - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
«/»-допускает 1-2ошибки, неточности, сам исправляет их, пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
«-»- не может передать содержание прочитанного.
Тестирование
Качество усвоения предмета, % | Уровень |
95-100 | «+» |
30-94 | «/» |
Менее 30 | «-» |
Нормативы по проверке техники чтения по ФГОС
(количество слов в минуту)
Оценка | Учебные четверти | |||
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | |
Первый класс | ||||
«+» | больше 20 слов | больше 35 слов | больше 40 слов | |
«/» | 16–20 слов | 26–35 слов | 31–40 слов | |
«/» | 10–15 слов | 20–25 слов | 25–30 слов | |
«-» | меньше 10 слов | меньше 20 слов | меньше 25 слов | |
Второй класс | ||||
«5» | больше 45 слов | больше 55 слов | больше 65 слов | больше 70 слов |
«4» | 35–45 слов | 40–55 слов | 50–65 слов | 55–70 слов |
«3» | 25–34 слова | 25–39 слов | 35–49 слов | 40–54 слова |
«2» | меньше 25 слов | меньше 25 слов | меньше 35 слов | меньше 40 слов |
Третий класс | ||||
«5» | больше 70 слов | больше 75 слов | больше 85 слов | больше 90 слов |
«4» | 55–70 слов | 60–75 слов | 70–85 слов | 75–90 слов |
«3» | 40–54 слова | 45–59 слов | 55–69 слов | 60–74 слова |
«2» | меньше 40 слов | меньше 45 слов | меньше 55 слов | меньше 60 слов |
Четвертый класс | ||||
«5» | больше 90 слов | больше 100 слов | больше 110 слов | больше 120 слов |
«4» | 75–90 слов | 85–100 слов | 95–110 слов | 105–120 слов |
«3» | 65–74 слова | 70–84 слова | 80–94 слова | 90–104 слова |
2» | меньше 65 слов | меньше 70 слов | меньше 80 слов | меньше 90 слов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа "Литературное чтение"
программа "Гармония", автор О.В. Кубасова, 2 класс...
Рабочая программа. Литературное чтение для 2 класса. "Начальная школа XXI века".
Рабочая программа по литературному чтению расчитана на 3 часа в неделю (регион Татарстан). Проект "Начальная школа XXI века"....
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Творческие задания по литературному чтению для самостоятельной работы по основным разделам программы "Литературное чтение" 1 класс УМК "Школа России".
Задания по основным разделам программы "Литературное чтение" УМК "Школа России" 1 класс помогут разнообразить работу на уроке. Представлены задания для развития грамотного чтения: ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;
Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения; приобщение ребенка к лите...
Итоговые задания по литературному чтению по основным разделам программы "Литературное чтение" 4 класс УМК "Школа России"
Представлены задания по основным разделам программы "Литературное чтение" УМК "Школа России" 4 класс. С помощью итоговых работ можно проконтролировать, насколько усвоены учащимися программные знания, ...
Рабочая программа "Литературное чтение" для 2 класса по программе "Школа России"
Представлена рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа России" на 2 часа в неделю...