Конспект урока по обучению грамоте .Звук и буква С .
план-конспект занятия по чтению (1 класс) на тему

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Интересные , игровые задания помогают запомнить букву и звук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukva_s_samoanaliz.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     

Тема урока: Согласные звуки[c],[ с']. Буква С.

Цели урока:

Образовательные: 1. познакомить учащихся с новыми согласными звуками [с], [с'] и буквами С,с;

2. учить давать характеристику изученным звукам и обозначать их буквами;

3. формировать навыки чтения;

4. закреплять знания детей о ранее изученных звуках и буквах.

Развивающие: 1. работать над развитием устной речи учащихся;

2. активизировать познавательную деятельность учащихся через создание игровых ситуаций на уроке, постановку проблемных вопросов;

3. привитие интереса к предмету;

4. работать над развитием внимания, обогащением словарного запаса учащихся.

Воспитывающие: 1. воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение слушать одноклассников, дружить;

2. воспитывать стремление дружить со всеми ребятами класса.

Оборудование урока: компьютер,  презентация к уроку.

Форма урока: изучение нового материала.

План проведения урока:

1.Организационный момент.

2. Повторение пройденного материала. Актуализация знаний.

3.. Постановка темы урока.

4.Работа над новым материалом.

5.Физминутка.

6.Работа по развитию связной речи и навыков чтения.

7.Минутка отдыха.

8.Привитие интереса к предмету.

9.Подведение итогов урока.

1) Личностные УУД:

- внутренняя позиция школьника;

- учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

2)Познавательные УУД:

Общеучебные универсальные действия:

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

Универсальные логические действия:

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

3)Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, способов взаимодействия;

- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

- формирование умения работать в парах.

В сфере коммуникативных УУД ученики смогут: - учитывать позицию собеседника (партнера);

- организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.

4) Регулятивные УУД

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

- коррекция;

- оценка.

                                 Анализ  урока обучение грамоте в 1  классе .

Тип урока: урок открытия нового знания.

         Данный урок представлен по ходу изучения темы «Согласные звуки [c],[ с']. Буква С » курса обучение грамоте в 1 классе по программе «ШКОЛА 2100».Урок изучения нового звука и буквы – это сочетание трёх факторов: обучения, развития, воспитания, с приоритетом развивающих форм обучения. Возрастные и психологические особенности учащихся были учтены на данном уроке. Используются инновационные приемы и техники как условие успешной реализации предметного содержания .  Для формирования мотивации используются различные методические приемы: логичность изложения учебного материала, его новизна и необычность, создание на уроке ситуации успеха, одобрение результатов деятельности, оказание авторитетной помощи детям, высказывающим отличное от других мнение. Урок нацелен на создание такой обстановки в классе, когда все, что связано с индивидуальностью каждого ребенка, его отличием от других, воспринимается положительно и с интересом.

            Следует отметить, что воспитательные цели полностью достигнуты на уроке. Связь с жизнью, знание родного края, воспитывает в детях любовь к ближнему и окружающему миру.

Так же на уроке уделяю внимание здоровью учеников: дозирована учебная нагрузка, своевременно проведены две физминутки.

                  На данном уроке присутствовала доброжелательная, творческая обстановка. При общении с учениками вовлекала в работу всех учащихся, независимо от их знаний и умений, больше внимания уделяла детям, которые стесняются работать на уроке. Учитель выступает в роли пассивного руководителя, предоставляя возможность общения между детьми. При этом диалог на уроке проходил не только между учителем и учениками, а учеников друг с другом. При этом усилия были направлены на формирование у детей коммуникативной грамотности, развитие речи у учеников.

Заключительный этап урока – рефлексия. Вся деятельность учащихся на протяжении урока была оценена самими учениками.

 Показателем выполнения всех задач урока явились правильность и осознанность ответов учащихся в процессе беседы и выполнения заданий на определенных этапах , а также активная и продуктивная деятельность класса в целом.

                                                   

Конспект урока

I.Орг. момент.

II.Повторение пройденного материала. Актуализация знаний.

СЛАЙД1

а)Классификация букв по заданному признаку.

б)Создание проблемной ситуации.

СЛАЙД 2

III.Выделение звука [с],[c].

СЛАЙД4

IV.Определение темы и задач урока.

V. Работа по учебнику страница 60.

Упражнение в чтении слов.

СЛАЙД 5,6

VI. Работа со словами- загадками.

СЛАЙД 7

VII.Звуко - буквенный анализ слова

СОРОКИ.

VIII. Работа с текстом.

IX. Инсценировка.

Работа в парах.

Чтение стихотворения «Покормите птиц зимой».

(СЛАЙД)

Х.Изготовление синий птицы.

СЛАЙД 8

ХI. Итог урока.

СЛАЙД 9,10

XII. Рефлексия.

Посадить детей.

Повторить законы урока.

Какая бывает наша речь?(устная и письменная)

Из чего состоит речь ?(Слов, предложений)

Из чего состоят предложения?(из слов)

Из чего состоят слова ? (из букв)

Из чего состоят буквы? (из звуков)

Какие бывают звуки? (гласные , согласные)

Что можно сказать об этих буквах?

 а  К   П   у о Ы и(письменная)Т

  • обозначают гласные и согласные звуки(а,о,у,и,ы),(к,п,т).
  • Заглавные, строчные.
  • Буква ы записана неправильно , так как нет заглавной буквы ы.
  • Буква и лишняя, так как она письменная, а остальные печатные.

Разделите все буквы на 2 группы

          К  П  Т

           

          А У О Ы И      

Создайте слова из букв 1 строки (нельзя составить слова из одних согласных).

Как же нам выполнить это задание ? (взять буквы второй группы).

Составьте слова (кок, кит, как, тут).

А)Игра «Доскажи словечко».

Угадайте что за птица

Света белого боится

Клюв крючком, глаза пятачком

Ушастая голова, а зовут её …..(СОВА)

-Правильно, в Древне Греции люди называли эту птицу , птицей мудрости.

-Какой первый звук , вы слышите в слове СОВА (звук [с]).

-Охарактеризуйте звук [с] (согласный, глухой, твёрдый).

Б)

Послушайте следующую загадку.

На кормушку возле нашей форточки

Села удивительная птица:

В чёрной шапочке и жёлтой кофточке.

 Птица называется ….Синица

-Назовите 1 звук в этом слове.

Охарактеризуйте его (Согласный, глухой, мягкий).

Что объединяет эти слова (Это живые существа, начинаются на одну и туже букву , но звуки разные).

Определите тему нашего сегодняшнего урока.

1. Знакомство с новой буквой.

2. Задача урока научиться читать слова с буквой эс.

На уроке мы не только будем изучать букву ЭС и звуки [c],

[ с'], но и речь у нас пойдёт сегодня о птицах. Будут вопросы для внимательных. Но прежде чем начать изучать нашу букву , отдохнём.

ФИЗМИНУТКА ПРО СИНИЦУ

-Как выдумаете, на что похожа буква ЭС? (варианты ответов)

1. Полумесяц в небе тёмном      2.Села мышка в уголок    

 Буквой С повис над домом.       Съела бублика кусок.

                    3.Солнце село за селом,

                    Спят синицы, сойки спят

                    Все уж спать давно хотят.

-Дорисуйте схему человечка (Звук глухой, рисуем на голове чёрную шапочку, один башмачок закрашиваем синим цветом - он твёрдый, другой зелёным- так как он мягкий .)

Прочитайте слоги где согласный звук мягкий

НИ, КИ, ТИ,СИ

Дополните слоги до слов.

-Читаем 1 столбик слов (вслух)

Ус

Усы

Усик

Усики

Прочитайте вслух самое длинное слово (усики). Что обозначает это слово(маленькие усы).

- А что обозначает слово ус? (ед.ч,мн.число)

- Какая часть у этих слов одинаковая (ус)?

_ А что мы называем одинаковой частью слова? (Корень.

Общая часть слов – родственников называется корнем. А слова с одинаковым корнем будем называть однокоренными. Корень выделяется дугой.

Выделите корень.

Прочитайте 2 столбик (жужжанием)

Найдите ласковое слово -  СЫНОК.

Прочитайте 3 столбик (девочки)

-Что обозначает слово СТОК- это слив воды.

Прочитайте 4 столбик (мальчики)

- Что такое ТРОС?- это стальной канат.

 

СЫР                    Какой корень в этих словах?

СЫРОК

СТУК                  У кого бывает ступа в сказках как предмет

СТУПА             передвижения? В давние времена в ступе           замешивали тесто на пироги.

ТОРС               Что такое торс?

РОСТ  

Прочитайте слова где есть сразу две буквы ЭС.

СОСНА, УКСУС

 

На земле насчитывается около 10.000 видов птиц.

День птиц был впервые организован в США. В России этот праздник празднуется 1 апреля и называется он «Всемирный день птиц».

Каких птиц вы знаете?

- Сегодня нас интересуют птицы, в которых где есть звук С.

                                         Снегирь ,сойка, соловей,

А)

                                           Стриж, страус, сворец.

Б)Игра «Ваши наблюдения».

Ворона – каркает

Филин –ухает

Воробей –чирикает

Сорока – стрекочет

В) Отгадайте загадку:

Верещунья, белобока, а зовут её - СОРОКА.

Посмотрите на одной стороне нарисованы сороки- птицы и на другой  сороки – девочки.

-Почему девочек назвали СОРОКАМИ?

-А как вы понимаете выражение ?
СОРОКА НА ХВОСТЕ ПРИНЕСЛА - это шутливый , уклончивый ответ.

На столах карточки.

Сколько в этом слове  гласных?(3)

Какое правило мы знаем? (Сколько гласных, столько и слогов).

-Разделите слово на слоги .

Прочитайте 1 слог – СО. Каким цветом будем зажигать фонарики?

Прочитайте 2 слог –РО.(сочетание твёрдого звука)

Прочитайте 3 слог- КИ .(Сочетание мягкого звука)

Поставьте ударение.

- Посмотрите ребята на картинку  Можно по ней сказать о чём сейчас пойдёт речь с тексте. (ответы детей)

1)ЧИТАЮ САМА.

Понравился рассказ?

2)ЧИТАЮТ ДЕТИ ПО ЦЕПОЧКЕ.КАК АРТИСТЫ.

- Почему сороку назвали БЕЛОБОКА (белые бока)(это сложное слово и у него 2 корня БЕЛ и БОК). В старших классах мы будем проходить сложные слова.

-Кто запомнил, чем питается сорока.

Стук в окно (письмо от синички).

 Просьба!.Покормите птиц зимой. Сейчас у нас осень , а скоро наша земля покроется белым снегом и кушать нам будет нечего.

-В первую очередь что нужно смастерить для птиц?(кормушку)

Вам необходимо составить меню для птичьей столовой. Соедините слова – крошки и у вас получатся слова то, что кушают и любят птички.

Яго             СА          кру   па         но              меч

       Ды                ло            пше                се             ки

Прочитайте слова, где встретился  звук с (сало семечки).

Посмотрите , как много птиц собралось у нашей кормушки.

Чтение стихотворения «Покормите птиц зимой».

Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их не счесть

Видеть тяжело

А ведь в нашем сердце есть

И птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

А кто-нибудь слышал пение птиц? Закройте глазки и послушаем пение птиц.

ФИЗМИНУТКА ( аудиозапись песня соловья)

Какие советы мы могли бы дать людям?

*кормить птиц

*чистить кормушки от снега

*не распугивать птиц возле кормушки.

СОВЕТЫ ПТИЦАМ

*Прилетать ближе к жилью человека.

*Не бояться людей.

  А ещё птицы предсказатели погоды.

(На столах по листочку с предложениями. Дети читают .

1 человек -первую часть , 2 человек –вторую часть ) .

*ВОРОБЬИ ПЕРЕЛЕТАЮТ СТАЙКАМИ С МЕСТА НА МЕСТО - перед сильным ветром.

*ГАЛКИ К ВЕЧЕРУ СОБИРАЮТСЯ И КРИЧАТ- к ясной погоде.

*СОВА КРИЧИТ- на холод.

ВЫВОД: по вашим прочитанным наблюдениям , где может находиться буква ЭС.  В начале слова, середине, конце слова.

(СЛАЙД)

Кто из вас видел Синюю птицу? Синюю птицу –называют птицей счастья. Кто в своей жизни хоть раз увидит синюю птицу, на всю жизнь будет счастливым и удачным человеком.

Сегодня на уроке мы сделаем синюю птицу на  вашу удачу.

Пока выполняют работу , включается песня «Птица счастья завтрашнего дня» .

-С какой буквой познакомились? (ЭС)

- О чём сегодня расскажите мамам и папам дома?

- Сколько на земле птиц?(10.000)

-Что особенно понравилось?

На столах у вас лежит солнышко, весёлое – оно обозначает, что у вас всё получились на уроке, а другое огорчённое что-то не получилось, но обязательно получится. Выберите  своё солнышко, и покажите всем ребятам.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте "Звук ш, буквы Ш ш"

Тема:  Звук ш, буквы Ш  ш. Закрепление пройденных букв. Цель: Повторение и закрепление ранее изученных букв. Задачи: 1.Продолжать учить читать  свободно и находить слова с сочетанием ...

Конспект урока по обучению грамоте "Звук [г]. Буквы Г,г

Урок по обучению грамоте в 1 классе...

Конспект урока по обучению грамоте "Звук и буква Д, д".

Урок составлен по УМК "Начальная школа XXI века". В конспекте отражена деятельность учителя, ученика и комментарии к формируемым УУД....

План - конспект урока по обучению грамоте: " Звук [и], буквы И,и."

Конспект  урока по обучению грамоте в 1 классе. Тема:" Звук [и], буквы И, и". УМК " Школа России"....

Конспект урока по обучению грамоте "Звук [йа].Буква Я."

Конспект урока по обучению грамоте "Звук [йа].Буква Я."...

Конспект урока по обучению грамоте " Звук [у]. Буква [у]." 1 класс

Конспект + презентация урока по обучению грамоте " Звук [у]. Буква [у]." 1 класс...