Конспект урока по обучению грамоте "Звук [йа].Буква Я."
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Гень Оксана Владимировна

Конспект урока по обучению грамоте "Звук [йа].Буква Я."

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Урок обучения грамоте в 1-м классе

Тема урока: Гласные буквы Я,я, звуки [ЙА ], [А ]

Тип урока: изучение нового материала

Цели:

Образовательные:

-формировать умение находить в словах букву Я;

- знать, какие звуки она обозначает;

- читать слова с этой буквой;

- совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом ,

отвечать на вопросы по содержанию;

способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе.

-  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать ответы на вопросы.

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

 - Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.( Слайд 3)

-Давайте .улыбнёмся друг другу.  Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Настраиваемся хорошо и слаженно работать Проверяем правильно ли мы сидим за партой.(слайд4)

2. Актуализация знаний

- В начале урока мы  повторим то, что уже знаем. Итак..

    1)звуки бывают гласные  и… (согласные)

        твёрдые  и…(мягкие)

        звонкие   и…(глухие)      

     2). Звуки мы слышим, а  буквы…(пишем)

     3). В слове столько слогов, сколько… .(гласных)

     4). После твёрдых согласных пишутся гласные.. ( а,о,ы,у).

  1. После мягких согласных пишутся гласные… ( и,е)

3. Речевая разминка Читаем чистоговорки (медленно,быстро,громко,тихо)(слайд 5)

Что вы знаете о букве Е?

В каких случаях эта буква обозначает 2 звука? Какие буквы мы называем хитрыми? ( Е) (слайд 6) Почему? (В начале слова и после гласной обозначают два звука.) 

  1. Постановка учебной задачи

Сегодня вы познакомитесь с новой буквой- подругой буквы Е (слайд 7)

Отгадайте эту букву (слайд 8)

Загадки:

-Он гуляет в паре с мамой,

Учится пастись в отаре

«Бе» зовет друзей ребенок

Потому, что он  …(ягненок)

Бабка эта кривонога,

И горбата,как клюка

Нос крючком и грубовата

Это бабушка …(Яга)

Птица сверху налетает

И цыплят внизу хватает.(Ястреб)

Чем похожи эти слова ? С какой буквы начинаются эти слова ?(слайд 7)

Я (слайд 9)

Тема урока:

 Звуки [й],[а],буквы Я,я.(слайд 10)

 5 .Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1.Знакомство с буквой я, (слайд 11)

  1.     2.Изучение новой буквы Буква Я  — (слайд 12) буква Я гласная (Почему? Давайте попоем букву Я) Буква Я  тридцать третья и последняя буква русского алфавита. Читать слова  с буквой Я легко, если она в начале слова и после гласной, надо просто назвать букву. Называйте букву. На что похожа буква Я?. Буква Я в начале слов, после гласного звука, а также после ь и ъ обозначает два звука: [Й][А]. Буква Я после согласной смягчает эту согласную и обозначает гласный звук [А].

  2.     Мы с вами  видим на слайде большую и маленькую букву Я,я.
  3.      Когда мы видим заглавную,большую букву? Строчную?
  4.       3. Слого-звуковой анализ слова (слайд 13)

  5. – Давайте выполним слого-звуковой анализ слов, сначала выполним анализ имени нашей помощницы Бабы Яги.(слайд 14)

  6. – Произнесите слово Яга 
    по слогам.
  7. – Сколько слогов в слове?
  8. – Какой первый?
  9. – Какой второй?
  10. – Медленно произнесите первый слог [й’а].
  11. Он состоит из двух  звуков. Два звука, образовавшие слияние йа, принято обозначать не двумя буквами, а одной.
  12.  Послушайте пословицу, в чем ее смысл? (слайд 15)
  13. Слого-звуковой анализ слова — моя (слайд 16)
  14. Буква Я  после гласного звука, а также после ь и ъ обозначает два звука: [Й][А]
  15. Слого-звуковой анализ слова — семья (слайд 17)
  16. Буква Я  после ь и ъ обозначает два звука: [Й][А]
  17. Слого-звуковой анализ слова  - мята (слайд 18)
  18. Буква Я после согласной смягчает эту согласную и обозначает гласный звук [А].

  19. Итак: мы с Вами убедились,что буква Я в начале слов, после гласного звука, а также после ь и ъ обозначает два звука: [Й][А]. Буква Я после согласной смягчает эту согласную и обозначает гласный звук [А].(слайд 19)
  20. Яга — 2 слога,3буквы,4 звука
  21. Моя — 2 слога,3 буквы,4 звука (слайд 20)
  22.  Физкультминутка (слайд 21)
  23. 4. Чтение слогов-слияний (слайд 22)
  24. 5. Работа с учебником стр.111 (слайд 23)
  25. 6. Закрепление знаний и способов действий.
  26.  - Выберите картинку где есть буква Я(слайд 24)
  27. -  Прочитайте пословицы, в чем смысл, найдите слова с буквой  Я (слайд 25)
  28. -  Составьте из слов предложения (слайд 26,27)
  29. - Зашумленные картинки .Найдите и обведите красным карандашом букву я
  30. Где на ленте букв находится буква Я? Когда буква я обозначает 2 звука? (слайд 28)
  31. Послушайте сказку про букву Я (слайд 29)

VI. Итог урока

– С какой буквой познакомились?

– – Что нового вы узнали на уроке?

– Что особенно вам понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

  • Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

Оцените свою работу (слайд 30)

– Вы сегодня все молодцы!

– Спасибо за урок.

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по обучению грамоте "Согласные буквы Ф,ф", УМК "Школа России"

Данный конспект урока содержит элемент групповой работы, которая является одной из форм активации учащихся на уроках....

План-конспект урока по обучению грамоте "Строчная буква д" программа 2100 1 класс

Урок по обучению грамоте в 1 классе по программе 2100. Включает в себя презентацию....

конспект урока по обучению грамоте (чтение) Буква Лл. Закрепление.

Урок посвящён  закреплению всего изученного  ранее и, особенно, буквы Лл. Созданы условия для чтения  слогов, слов , составление  слов и предложений, чтение  текста. Уро...

Конспект урока по обучению грамоте. Тема: «Буква Ю, ю и звуки, которые она обозначает.»

Конспект урока по обучению грамоте.Тема: «Буква Ю, ю и звуки, которые она обозначает.»...

конспект урока по обучению грамоте: "Согласная буква Х"

конспект урока по обучению грамоте: "Согласная буква Х"...

Конспект урока по обучению письму " Заглавная буква Ж", 1 класс, "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с элементами заглавной буквы «Ж», обучение детей письму заглавной буквы «Ж». Планируемые результаты: Предметные:...

Конспект урока по обучению грамоте. Тема: « Буква Т. Звука [т], [т‘].

Конспект урока по обучению грамоте.Тема: « Буква Т. Звука [т], [т‘]....