Андрей Платонович Платонов «Ещё мама». Нравственный смысл рассказа.
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Урок литературного чтения направлен на осознание детьми нравственного смысла рассказа А.А.Платонова "Ещё мама".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok._a.p.platonov_eshchyo_mama._3_klass.doc | 207 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа №15
имени М.В.Гордеева г.Орла.
Урок
по литературному чтению
во 3 «Б» классе
Андрей Платонович Платонов «Ещё мама».
Нравственный смысл рассказа.
Учитель: Сокиркина Елена Николаевна
2016-2017 уч.год
Андрей Платонович Платонов «Ещё мама». Нравственный смысл рассказа.
Цель: осознание детьми нравственного смысла названия рассказа «Еще мама». Что значит «еще»?
Задачи:
1. Образовательные:
- активизировать познавательный процесс, развитие основных навыков чтения: правильности, выразительности;
- способствовать более вдумчивому восприятию текста, обращая внимание на изобразительно-выразительные средства языка;
- совершенствование устной речи;
- уточнение и обогащение словаря.
2. Развивающие:
- развитие памяти, воображения, мышления, творческих способностей;
- развитие четкой дикции;
- развитие зрительного восприятия.
3. Воспитательные: развитие внимательного, бережного отношения к родителям, уважительного отношения к учителям.
Орг.момент
. Создание психологической обстановки. Слайд №1 — звучит музыка
- Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись мне. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Когда человеку хочется улыбаться? (Когда у него все хорошо, настроение хорошее.) Если у человека хорошее настроение, то и работать интереснее. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.
-Сядьте удобно, расслабьтесь, представьте, что лучик солнышка коснулся вашей головки. Вы чувствуете тепло, словно тёплая мамина ладонь гладит ваши волосы. Скажите себе: «Мне тепло и спокойно».
- Артикуляционная разминка.
-На улице чудесное время года -весна. Вдохните запах весенней свежести. Представьте, что на вашу ладонь упала первая капля дождя, сдуйте её.
Слайд 2. Прочитайте строки на экране: ...Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года....
Прочитать : 1- Про себя, 2- Шёпотом, 3- Громко, 4- Выразительно.
- Как удивительно хороша жизнь! Как мозаика состоит она из разных кусочков впечатлений.
- Разгадайте, какое имя спряталось в шифрограмме:
Слайд вздаглтновьдьчцриычемвйы
пислмваисетывощднбдзотмвб
- Вспомните, как называется произведение этого автора, с которым мы познакомились на прошлом уроке....
- Какую цель мы себе поставим? (Продолжим обсуждение рассказа).
Слайд (тема урока)
- Да, продолжим анализировать рассказ и обратим внимание на его нравственный смысл.
Слайд Андрей Платонов
- Давайте вспомним, что мы узнали об авторе этого произведения, об Андрее Платоновиче Платонове. Слайд (портрет писателя, годы жизни)
Доклад учащегося.
- Платонов Андрей Платонович, настоящая фамилия Климентов, русский прозаик, драматург. Родился августа 1899 в Воронеже. Был старшим сыном в семье .
А.Платонов в детстве познал много горя. В малолетстве ему пришлось нищенствовать, испытать горечь безвозвратных утрат (голодной смертью умирали маленькие братья и сёстры). Так как был старшим сыном в многодетной семье, он вынужден был начать работать с четырнадцати лет, чтобы помочь родителям растить детей. Нежное чувство любви к матери Марье Васильевне пронёс Андрей Платонов через всю жизнь.
Большое влияние на его формирование оказали не только родители, но и первая учительница — Аполлинария Николаевна.
Платонов писал: -“Потом наступило для меня время ученья — отдали меня в церковноприходскую школу. Была там учительница Аполлинария Николаевна, я её никогда не забуду, потому что через неё я узнал, что есть пропетая сердцем сказка про Человека, родимого «всякому дыханию», траве, зверю”.
Сочувствие и сострадание к чужой беде, чужому горю, переживаемому как собственное, свойственно героям А.Платонова. Особенно остро воспринимают мир дети. В изображении писателя дети — это какие-то маленькие взрослые, серьёзные и озабоченные, постоянно думающие о том, как облегчить тяжёлую жизнь не только своих близких — отца, матери, братьев и сестёр, но и дальних, “чужих людей”
Признанием в любви к самым близким людям является рассказ А.Платонова «Ещё мама».
Проверка д/з.
- Дома вы были художниками и рисовали иллюстрацию к произведению . Я думаю, что можно назвать ваши рисунки «Остановись, мгновенье...».
- Кого и как вы изобразили на своих рисунках?
- Да, вы хорошие наблюдатели. Мне очень понравились ваши рисунки.
- Посмотрите, какое интересное название у произведения … «Ещё мама».
- Как ещё можно назвать маму? Давайте попробуем подобрать однокоренные слова к слову мама... МАМОЧКА МАМУЛЯ МАМЕНЬКА МАТУШКА
Работа по теме урока. Анализ произведения.
- К какому жанру относится прочитанное произведение? (рассказ)
- Почему вы так решили? Докажите. (все события следуют одно за другим, есть сюжет)
- Согласны ли вы с утверждением, что школа- это второй дом? Почему?
- Я снова предлагаю вам вернуться в тот мир, в котором живут герои этого интересного рассказа. Откройте учебник.
- Как звали главного героя этого рассказа?
- Хотел ли мальчик идти в школу?
- Что же произдшло, когда Артёму исполнилось семь лет?
- Давайте прочитаем по учебнику, по ролям где об этом говорится. (с.137-138).
- Так почему же Артём не хотел идти в школу? (Мальчик очень любил свою маму и в школу не хотел идти только потому, что боялся оставлять маму одну, боялся, что «она его не дождётся и от тоски помрёт»).
- О чём мальчик просил маму перед уходом? (А ты не плачь по мне, ты не бойся и не умри смотри, а меня дожидайся!)
- Слайд «...жалобный и внимательный взгляд ребёнка означал его постоянный страх; он словно говорил: мама, живи всегда со мной, не умирай никогда»
- Какой наказ давала мать? (Слушаться учительницу, она будет т ебе в школе мамой).
- Почему Артём не хотел соглашаться со словами матери? (Он не мог представить чужую женщину в роли матери).
- Сейчас поработаем в в группах. Составить синквейн-описание мамы.
Слайд Мама – её имя.
2 прилагательных - её описание
3 глагола- её действия
Фраза по тексту из 3-4 слов.
Выразить отношение к маме Артёма одним словом.
Синквейн.
Мама – Евдокия Алексеевна.
Заботливая, добрая.
Провожает, беспокоится, радуется.
- Ну, иди, иди, Артёмушка! Учительницу там слушайся, она вместо меня будет!
Родная.
Ассоциации
- Какое слово произноси человек в самые трудные для него минуты? (Мама)
- Какие ассоциации возникают у вас при слове мама? (тепло, уют, забота, дом, семейный очаг, любовь, нежность, доброта, …)
- Какое желание возникло у Артёма и матери, когда он пошёл далее один? (Им обоим хотелось вернуться домой).
- Почему они не вернулись? (Они оба понимали, что надо идти учиться).
- С какой целью автор описывает путь от дома до школы? (Показать, какие испытания выпали на долю Артёма).
- Как вы думаете, он никогда не ходил по этой улице? Тогда почему же ему всё кажется чужим и враждебным? (Ходил и много раз, но только не один, а с мамой, а теперь идёт один, и ему видится всё чужим, опасным и страшным).
- Представьте, что вы режисёры и снимаете кино, какими качествами должен обладать главный герой? Подберите эпитеты (прилагательные), чтобы описать характер Артёма. В кабинете есть карточки- подсказки (развешаны на стенах) СМЕЛЫЙ, ДОБРЫЙ, ВОСПИТАННЫЙ, ОТВЕТСТВЕННЫЙ, ЗАБОТЛИВЫЙ. (на стенах останутся карточки: высокий, зелёный, широкий, злой, жадный).
Динамическая пауза.
- Я предлагаю вам немножко отдохнуть. Лягте на руку и послушайте, кто и кому может исполнять эту песню?
Слайд. Анна Герман «Колыбельная»
- Мамин голос. Он живёт в тебе, такой знакомый и родной. Его не спутаешь ни с одним другим. Даже когда станешь взрослым.
- Кто ещё для ребёнка является близким человеком? (…. родители...+ учитель в школе)
Работа над содержанием.
- Как учительница встретила Артёма в школе?
- Прочитайте, как автор описывает нам учительницу. (с.140)
- Какой художественный приём использует автор? ( сравнение «как маленькая»)
- Почему Артём почувствовал в ней близког человека? (от неё пахло тёплым хлебом и сухой травой, как от матери).
- Почему Артём не слушал учительницу? (Он думал о матери)
- А как реагировала Аполлинария Николаевна на его невнимание? ( Не ругала, понимала, что он в школе первый раз. Почувствовала его тревогу).
- А сейчас рассмотрим иллюстрацию на стр. 141 (учебник «Литературное чтение»).
Обратимся к изображению главных героев на стр. 141, чтобы точнее передать характер действующих лиц, их настроение, соотнести этот эпизод с описанием в произведении. Иллюстрация помогает увидеть сцену и по позе, выражению лиц героев судить о их переживаниях.
- Кого и как изобразил художник?
- Способствует ли рисунок тому, чтобы точнее передать характеры героев?
Ученик: Да, способствует лучшему пониманию характеров героев (добрая, отзывчивая учительница и любознательный ученик. У учительнице добрые глаза, она улыбается. Аккуратная, опрятная. Артём испугался, а учительница его успокаивает, утешает).
- Какими качествами должна обладать учительница, чтобы её считали мамой? Давайте дадим характеристику учительницы, какой она была?
ДОБРАЯ, УМНАЯ, ЗАБОТЛИВАЯ, ТРУДОЛЮБИВАЯ.ПЕРЕЖИВАЮЩАЯ, ВНИМАТЕЛЬНАЯ, ДУШЕВНАЯ.
- Понравилась учительница Артёму? (Да. Он нашёл в ней опору. Мальчик понял, что у него теперь две мамы: одна дома, а другая в школе).
Сюжетный треугольник.
- У вас на столах лежат конверты с иллюстрацией к произведению. По картинкам нужно выстроить сюжетную линию.
- Какой рисунок оказался лишним? Проверка по слайду.
- Наш урок подходит к концу. Мне хотелось бы, чтобы вы дали оценку нашей совместной работе. Давайте вспомним, с помощью каких слов мы это делаем. Слайд рефлексия.
- А мне бы хотелось поблагодарить вас всех за работу, вы все молодцы! Особенно хотелось отметить........ Вы получаете 5.
- У вас на столах лежат карточки, на которых записано домашнее задание. Задание предлагаю разноуровневое Слайд д.з. : на красной карточке -Придумайте продолжение рассказа , на синей -Перескажите понравившийся эпизод рассказа.
- На этом наш урок закончен. Спасибо! Слайд.
__________________________________________________________________________
- Рассказ в учебнике напечатан в сокращении. Послушайте часть рассказа, не вошедшую в учебник.
Слайд
… И Артём увидел в окне чёрную голову быка. Бык глянул на Артёма одним кровавым глазом и пошёл к школе.
-Мама!- закричал Артём.
Учительница схватила мальчика и прижала его к своей груди.
-Не бойся! -сказала она.- Не бойся, маленький мой. Я тебя не дам ему, он тебя не тронет.
-У-у-у! -прогудел бык.
Артём обхватил руками шею Аполлинарии Николаевны, а она положила ему свою руку на голову.
-Я прогоню быка.
Артём не поверил.
-Да. А ты не мама!
-Мама!.. Сейчас я тебе мама!
-Ты ещё мама?Там мама, а ты ещё, ты тут.
-Я ещё. Я тебе ещё мама!...
Почему Артём не поверил, что учительница может отогнать быка? (Считал, что это может сделать только мама).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Андрей Платонович Платонов сказка "Разноцветная бабочка".
Смысл этой сказки в том, что ради любви, ради ласки близкого тебе человека стоит отдать свою жизнь!...
А.П.Платонов «Еще мама»
Данный урок способствует выработке уважительного отношения к ценностям семьи, помогает учащимся осознать свою роль в жизни общества.Создание условий для организации работы над текстом. Де...
Методическая разработка урока литературного чтения по теме: А. П. Платонов "Ещё мама". ( 3 класс)
УМК:Программа «Школа России», Москва, « Просвещение» 2009 г.Учебник « Литературное чтение» 3 класс 2 часть, автор В.Г. Горецкий, Москва, «Просвещение», 2010 г.Поурочные разработки по литературному чте...
Л. Н. Толстой. Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка
Конспект урока литературного чтения для 1 класса по теме "Л.Н.Толстой. Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка". Урок разработан для обучения по программе "Школа России" и со...
Урок литературного чтения по теме "Нравственный смысл рассказа В.Драгунского "Тайное становится явным", 2 класс, УМК "Школа России"
2 класс Школа "России"...
Конспект урока литературы на тему Рассказ А. Платонов «Ещё мама».
Конспект урока литературного чтения на тему Рассказ А. Платонов «Ещё мама»....
Конспект урока по литературному чтению 3 класс. Тема: Рассказы о детях. А.П. Платонов “Еще мама” УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении А.П. Платонова «Еще мама», о жизни и творчестве писателя.Планируемые результаты:Предметные:знать о жизни и тво...