Оптимальное чтение и пути его достижения
статья по чтению (1 класс) на тему
Оптимальное чтение и пути его достижения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
optimalnoe_chtenie_i_puti_ego_dostizheniya.docx | 17.18 КБ |
Предварительный просмотр:
«Оптимальное чтение и пути его достижения»
Оптимальный темп-150 слов в минуту.
Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками. Если скорость чтения будет повышена, например, если ученик будет читать в темпе скороговорки\ со скоростью 180 и более слов в минуту/, то, естественно, понимание текста при этом ухудшается. Ухудшается понимание текста и при пониженной скорости чтения. При скорости чтения до 120 слов в минуту ученику часто необходимо прочитать текст дважды, а то и трижды. Диапазон же оптимального чтения\ когда скорость чтения находится в пределах от 120 до 150 слов в минуту\- это тот диапазон, к которому в течение столетий приспособилось мышление человека, приспособился его артикуляционный аппарат.
Ребенок, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ему будет неинтересно на уроках, он будет неусидчив, он не будет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения- это не столько удовольствие, сколько мука.
Надо отметить, что скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость.
Как же выйти на этот уровень, как добиться этой скорости- скорости оптимальной, какие резервы обучения можно здесь использовать?
Если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения.
Жужжащее чтение было одним из основных элементов обучения чтению в Павлышевской школе, школе В.А. Сухомлинского. Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее.
Ежеурочные пятиминутки чтения. У каждого на парте лежит книга. И в любой урок- будь то чтение, пение, рисование, математика- начинается с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу и дальше идет обычный урок.
Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к такому состоянию.
Развитие технике чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Например, ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего-четвертого слова, забыл первое слово. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью. Делается это с помощью зрительных диктантов. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Существует три типа упражнений: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
Проводится это практически таким образом. После того как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано, осмыслено учениками, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжить его в течение одной минуты. По истечении одной минуты каждый из учеников отмечает, до какого слова он успел дочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ученик снова отмечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать еще один раз. Однако больше трех раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание на чтение в темпе скороговорки.
При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающее друг друга задачи. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем учитель начинает третье упражнение, обращаясь к ребятам так : « Теперь, пожалуйста, снова читайте текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно».
Дети читают знакомую часть текста до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят в незнакомую часть текста. И вот здесь совершается маленькое чудо. Ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста в повышенном темпе чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же темпе. Через некоторое время, через две-три недели, чтение ребенка заметно улучшится.
Еще мы используем схемы. В конце недели дети с родителями производят замер скорости чтения. Отмечают в схеме уровень. Через несколько недель на схеме- наглядный результат. Ребенок постоянно видит свое приближение к цели.
Для развития фонетического слуха и артикуляции проводим «речевую зарядку», используя пословицы, поговорки, скороговорки.
Чтение невозможно без звуко-буквенного анализа-ему уделяем большое внимание.
На всех уроках чтения обязательна работа над трудными словами и сочетаниями, иначе не устранить «спотыканий».
Необходимо использовать хоровое чтение.
С первого класса мы знакомим детей с книгами по внеклассному чтению, стараемся заинтересовать ими, приносим книги из дома, обмениваемся, посещаем библиотеку, обсуждаем прочитанное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение оптимальному чтению. Технология В.Н. Зайцева
Обучение оптимальному чтению детей младшего школьного возраста по технологии В. Н. Зайцева.Применение зрительных диктантов, таблиц Шульте, упражнение Федоренко-Пальченко......
Формирование навыков оптимального чтения как основы успешного учения младших школьников.
Ты ищешь знаний, мудрости земной,Ты ищешь смысла жизни во вселенной?Найди на полке книгу и раскрой,Источник мысли чистый, вдохновенный... ...
Родительское собрание "Овладение навыками оптимального чтения-залог успешного обучения"
В презентации даны рекомендации о том, как повысить технику чтения....
Обучение оптимальному чтению детей с нарушением речи.
Чтение - это труд и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным - большая задача учителя-логопеда. Всем хорошо знаком эффект. В выпускном классе начальной школы 60-70 проценто...
Обучение оптимальному чтению детей с нарушением речи.
Чтение - это труд и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным - большая задача учителя-логопеда. Всем хорошо знаком эффект. В выпускном классе начальной школы 60-70 проценто...
Обучение оптимальному чтению детей с нарушением речи.
Чтение - это труд и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным - большая задача учителя-логопеда. Всем хорошо знаком эффект. В выпускном классе начальной школы 60-70 проценто...
Совершенствование навыков чтения младших школьников посредством использования технологии оптимального чтения.
Совершенствованиенавыков чтения младших школьников посредствомиспользования технологии оптимального чтения....