К.Паустовский "Стальное колечко". Жанровая принадлежность
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
разработка урока по теме К.Паустовский "Стальное колечко". Жанровая принадлежность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 22.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
Тема: К.Паустовский «Стальное колечко». Жанровая принадлежность.
Количество часов на изучение: 2 часа.
Тип урока: урок- исследование
Формы работы: индивидуальная, групповая
Методы работы: исследовательский, словесный (беседа), практическихумений:(метод работы учащихся с учебником и текстом), наглядный, частично-поисковый.
Технологии: технология деятельностного метода, информационно- коммуникационная,
технология индивидуального и группового обучения, здоровьесберегающая.
Цель урока: формировать у детей умение определять жанровую принадлежность текста (сказка или рассказ)
Задачи: образовательные:-обучение анализу художественного произведения через поступки персонажа и описание картин природы.
Развивающие:- развивать умение работать с текстом, выделять нужную информацию, находить и объяснять смысл прочитанного, развивать познавательный интерес.
Воспитывающие: -содействовать воспитанию чувств сопереживания, сострадания, доброты и милосердия.
Формируемые УУД:
Познавательные: развитие у детей умения пользоваться различными способами поиска информации, умения выделять существенную информацию, умения сравнивать.
Регулятивные: развитие умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия.
Коммуникативные: - формирование у обучающихся:
-навыков сотрудничества со сверстниками;
-умений: выявлять истину в диспуте, выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы, отстаивать свою точку зрения, принимать точку зрения собеседника.
Личностные: ценить и принимать базовые ценности: добро, терпение, родина, природа.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Улыбнулись друг другу, улыбнулись гостям. Вот с таким хорошим настроением начнем наш урок литературного чтения.
2. Вводно-мотивационный этап.
-Мне на глаза попался учебник, по которому обучаются дети 3 класса по УМК «Гармония». Я увидела ,что они тоже будут читать произведение К. Паустовского «Стальное колечко».Там написано , что «Стальное колечко» сказка, а в нашем учебнике рассказ.
О чем мы будем говорить на уроке? В чем нам предстоит разобраться?
(определить жанр произведения)
Рассказ или сказка? Вам интересно ответить на этот вопрос?
/ На слайде: портрет Паустовского : К. Паустовский.
« Стальное колечко»
Рассказ ? Сказка /тема урока/
Значит, сегодня нам предстоит выяснить жанр произведения. / цель урока/
Что для этого нужно, какими мы должны быть?
/ Хорошо знать содержание, быть внимательными, вдумчивыми читателями, быть исследователями./ /задача урока/
3.Операционно-содержательный этап.
- Разобьемся на две группы: группа рассказчиков и группа сказочников. Прежде разберемся, в чем же отличие этих жанров?
Рассказ- небольшое прозаическое произведение повествовательного характера о каком-либо эпизоде из жизни героя.
Сказка- фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантазии, в котором добро обязательно побеждает зло.
Проведем диспут. Каждая группа приводит свои аргументы в защиту своей позиции и подтверждает словами из текста.
1 задание. Прослушивание аудиофрагмента «Стальное колечко». /Слайд. Зима./
Послушаем начало «Стального колечка» и ответим на вопрос: какое произведение- сказка или рассказ – обычно так начинается?/ до ….Почти всегда они проносились…./
- Как называется начало в сказке?
/Зачин/
А в рассказе?
/Вступление/
Рассказ | Сказка |
Это рассказ. Описываются события, которые могли произойти в реальной жизни. Известно, в каком селе живут дед с внучкой,описание окружающей обстановки реальное. | Это сказка. Начало похоже на зачин. Варя уходит из дома, идет через лес и встречает волшебный предмет. |
На доске: К. Паустовский.
« Стальное колечко»
Рассказ? Сказка
Вступление + Зачин +
Сможем только по началу определить рассказ это или сказка?
2 задание. Слайд 3. «Встреча с бойцами»
- Идем дальше. Посмотрите на слайд. О чем мы будем читать?
Чтение по ролям.– Прочитаем эту часть текста по ролям. Нам нужны: - автор
Варюша
Боец с бородой
Второй боец
Из этого сюжета что вы можете сказать о предмете колечко- простое или волшебное?
Обсуждайте в группе и аргументируйте свои позиции.
Рассказ | Сказка |
Простое. Боец так шутит, а Варюша сомневается верить ему или нет. | Волшебное. Как в сказке есть 3 желания: Средний палец- здоровье Безымянный- большая радость Указательный палец- белый свет увидишь. |
На доске: К. Паустовский.
« Стальное колечко»
Рассказ? Сказка
Вступление + Зачин +
Колечко
Простое Волшебное
Физминутка.
3 задание. Слайд 4. «Варюшка в лесу ищет колечко»
- Про какой палец забыл сказать боец?
/Про мизинец/
И что произошло дальше?
/Пересказ текста «Варюшка в лесу ищет колечко» - включается музыкальный отрывок из мультфильма «Стальное колечко»/
-Так какая же Варюша? Что вы можете о ней сказать?
4 задание. Слайд 5. «Воробей Сидор»
- Посмотрите на слайд и скажите, кто изображен на картинке?
/Воробей Сидор/
Чтение по цепочке /…Старый воробей Сидор…. До Вот и весна сказала Варя/
-Как вы думаете воробей Сидор сказочный персонаж или нет?
-Продолжим наш диспут. Обсудите в группе и аргументируйте свои позиции.
Рассказ | Сказка |
Паустовский изобразил обычную птицу. Все, что происходило с Сидором можно увидеть в обычной жизни. | Птица говорит человеческим языком. Это сказочный момент. |
На доске: К. Паустовский.
« Стальное колечко»
Рассказ ? Сказка
Вступление + Зачин +
Колечко
Простое Волшебное
Сидор
Обычный Сказочный
5 задание .
-Читаем дальше.Найдите и прочитайте самостоятельно строчки, в которых описывается, как Варюша увидела весну./Блестели черные……………….доцветы мать- мачехи./
Что за прием использует автор?
/олицетворение/
- Чо такое олицетворение?
/Весна показана как живая/
--А оно свойственно рассказу или сказке?
/и рассказу и сказке/
На доске: К. Паустовский.
« Стальное колечко»
Рассказ ? Сказка
Вступление + Зачин +
Колечко
Простое Волшебное
Сидор
Обычный Сказочный
Олицетворение
+ +
-Посмотрите как художник изобразил весну? / Слайд 6. «Образ Весны»./
6 задание. Слайд 7. «Варя в лесу весной»
-Следующие события вам предстоит восстановить по словам- действиям. Работаем по парам.Каждая пара получает карточки со словами-действиями, восстанавливает хронологию событий , готовит пересказ текста.
Слова- действия: нашла, начала отгребать, блеснул, вскрикнула, присела, не заржавело, схватила, надела, побежала.
- На какой палец надела Варюша колечко?
/на средний/
-Как это характеризует девочку?
/Она любит деда и хочет ему помочь?/
- Что она увидела, когда прибежала домой?
/Дед поправился, выздоровел/
7 задание. Слайд 8. «Дед Кузьма»
-Отчего же поправился дед Кузьма? Обсудите в группе и готовьте защиту.
Рассказ | Сказка |
Варюша нашла колечко. Надела его на средний палец, дед сразу и поправился. | Пришла весна, пригрело солнце- дед сразу поправился. |
На доске: К. Паустовский.
« Стальное колечко»
Рассказ ? Сказка
Вступление + Зачин +
Колечко
Простое Волшебное
Сидор
Обычный Сказочный
Олицетворение
+ +
Дед Кузьма
Пришла весна Колечко помогло
8 задание. Прочитаем 2 последних абзаца.
- О чем узнали?
/Варя верит , что колечко волшебное, но отказывается от исполнения последнего желания./
- Может ли быть подобное в сказке?
/Нет, в сказке все желания исполняются/
- Почему Варя отказалась от исполнения последнего желания?
/Варюша так любила свою деревню, свою маленькую родину, что даже не захотела посмотреть весь белый свет/
Как мы называем последнюю часть в рассказе? В сказке?
-Как вы думаете это заключение как в рассказе или концовка как в сказке?
На доске: К. Паустовский.
« Стальное колечко»
Рассказ ? Сказка
Вступление + Зачин +
Колечко
Простое Волшебное
Сидор
Обычный Сказочный
Олицетворение
+ +
Дед Кузьма
Пришла весна Колечко помогло
Заключение + Концовка –
4. Рефлексивно- оценочный этап.
-Вот мы и закончили наше исследование.
-Как вы думаете, о чем важном автор нам хотел сказать этим произведением?
/Автор хотел нам сказать о добре, о вере, заботе о ближних, любви к Родине/
Вернемся к нашему вопросу. Все-таки это произведение- сказка или рассказ?
/его можно читать и как сказку, и как рассказ/
-Константин Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ.
Послушайте притчу: « Один искатель счастья увидел большой камень, на котором было написано « Переверни и ты обретешь чудо!» Он с огромным трудом старался перевернуть камень. И когда он все же перевернул его, то увидел надпись на обратной стороне «Зачем ты ищешь чудо, если не обращаешь внимания на то, что тебя окружает. Ведь чудеса повсюду, нужно уметь их только видеть и верить в них».
И точно также Константин Паустовский как бы нам напоминает , что рядом с нами всегда есть чудеса, нужно только уметь их замечать.
5. Творческая работа.
- Мы много сделали на уроке.Предлагаю творческое задание. Работаем по группам.
1 группа: Что вы почувствовали, когда читали этот рассказ? Какие картины возникли в вашем воображении? Попробуйте описать ваши впечатления в виде стихотворения, четверостишия.
2 группа: А вы пишете мини- сочинение.
Даются слова: Ручей-соловей, горячей. Просыпается- улыбается, одевается, поднимается, раскрывается. Ярко- жарко. Листочки- на кочках, цветочки, пенечки
6. Домашнее задание по выбору: Слайд 9.Читатель, который понял произведение должен:
1) написать отзыв к произведению К. Паустовского «Стальное колечко»
2) к любому эпизоду произведения нарисовать иллюстрацию и озвучивать ее.
3) написать синквейн про весну.
7. Оценивание.
Учитель: Я довольна вашими ответами, меня радуют ваши знания, старание. Воспользуемся лучиками, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Уходя, прикрепите соответствующий луч к доске:
1. Если все задания вы поняли и вам было интересно – красный (самый яркий).
2. Если иногда были трудности, сомнения –оранжевый.
3. Если нужна помощь учителя или одноклассников – жёлтый.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе "Тропинками народной мудрости. Жанровые особенности произведения о природе Н. Сладкова "Почему ноябрь пегий"
Урок литературного чтения в 3 классе по произведениям Н.Сладкова. В процессе урока учащимся предлагается работа не только по учебным книгам, но и работа в группе на ПК - сборка пазлов ...
Формирование первичного представления о жанровой специфике волшебной сказки.
Цель уроков чтения в начальной школе - научить детей читать художественную литературу, вызвать интерес к чтению и заложить основы грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании - то человек...
Приёмы, раскрывающие жанровое разнообразие волшебной сказки
Цель уроков чтения в начальной школе - научить детей читать художественную литературу, вызвать интерес к чтению и заложить основы грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании - это челове...
Формирование первичного представления о жанровой специфике волшебной сказки.
Цель уроков чтения в начальной школе - научить детей читать художественную литературу, вызвать интерес к чтению и заложить основы грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании - то человек...
Приёмы, раскрывающие жанровое разнообразие волшебной сказки.
Цель уроков чтения в начальной школе - научить детей читать художественную литературу, вызвать интерес к чтению и заложить основы грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании - это челове...
Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе по теме: Жанровые особенности русской народной сказки "Гуси - лебеди"
Методическая разработка урока с приложениями и презентация урока....
Интерактивная игра по русскому языку "Колечко-колечко, выйди на крылечко "для 2 класса на закрепление темы "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне"
Интерактивная игра по русскому языку "Колечко-колечко, выйди на крылечко "для 2 класса на закрепление темы "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне"...