Приёмы, раскрывающие жанровое разнообразие волшебной сказки.
статья по теме
Цель уроков чтения в начальной школе - научить детей читать художественную литературу, вызвать интерес к чтению и заложить основы грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная в нём потребность как средстве познания мира и самопознания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznoobrazie_volshebnoy_skazki.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приёмы, раскрывающие жанровое разнообразие волшебной сказки.
И.В.Алексеева
Учитель начальных классов МОУ «Гимназия №21»
Л.В.Михайлова
Учитель начальных классов МОУ «Гимназия №21»
С.С. Останина
Учитель начальных классов МОУ «Гимназия №21»
Цель уроков чтения в начальной школе - научить детей читать художественную литературу, вызвать интерес к чтению и заложить основы грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная в нём потребность как средстве познания мира и самопознания. Мир, который открывают для себя дети, читая произведения фольклора - это мир отношения человека и природы, воплощённые в едином духовном пространстве. Он велик и многообразен и в то же время един. Когда и где бы ни жили люди, в произведениях фольклора разных народов отчётливо видно, что в человеке ценились трудолюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и верность, а неприятие вызывали леность, скупость, глупость. Таким образом, произведения фольклора эмоционально близки ребёнку и помогают увидеть мир как единство прошлого ( мифа, истории, корней, памяти), настоящего (актуального общения, впечатлений и переживаний) и будущего (мечты, воображения, надежды и фантазии). В связи с этим необходимо раскрыть мир волшебной сказки в полном жанровом многообразии, дать первоначальные навыки анализа. Открывая разные пути исследовании, мы способствуем развитию мира восприятия переживаний младшего школьника, что представляет собой новый этап в его художественном развитии.
Сказка - эпический жанр, прозаический, имеющий развёрнутый сюжет. У неё особого типа композиция, которая отличается сосредоточением действия на герое, повторением ситуаций;
1.Наиболее доступен и понятен младшим школьникам сюжетно-образный анализ. Он позволяет учителю совместно с учащимися наблюдать за особенностями композиции, сюжета, языка. Анализ волшебной сказки начинается с рассмотрения её композиции. Обращается внимание на цель присказки: подготовить аудиторию к слушанию сказки. Также выделяются зачин, наличие в основной части типовых структурных элементов, концовки, которая, как и присказка, отграничивает сказку от реальной жизни и возвращает слушателя к действительности.
2.Далее приступаем к анализу сюжета, его основным компонентов, характеристики главных и второстепенных конфликтов. При этом задача учителя - найти вместе с детьми черты целостности в каждой части произведения. Анализ событий в их последовательности близок младшим школьникам и не представляет для них трудности, тем более что большинство сказок учебниках начальной школы невелики по объёму и просты по композиции. При проведении этого вида анализа нужно стремиться к тому, чтобы в воображении детей как можно полнее, ярче была воспроизведена картина, «нарисованная» в сказке.
3.Обращается внимание на сказочное пространство, определяем два мира и границу между ними, кем и чем она представлена, что символизирует.
4. Характеризуется сказочное время, его неопределенность. Обращается внимание на слова как: «давным-давно, скоро сказка сказывается да не скоро дело делается». И т.д.
5.При анализе образов сказочных персонажей, производится их деление на положительные и отрицательные. Осуществляется характеристика, словесное рисование (с использованием текста) , выявляются мотивы поведения героев( с учетом исторических корней волшебной сказки, языческих и христианских обрядов).
При данном анализе используется проблемный анализ- анализ проблемных ситуаций вопросов. Постановка проблемных вопросов целесообразна при чтении тех произведений, в которых встречаются ситуации, предполагающие различное понимание героев, их действий и поступков.
Высказав свои мнения, дети должны сделать вывод и доказать его примерами из текста. Также при анализе сказочных персонажей используется приём анализа художественных образов - это работа не столько над словом, сколько над образами в их взаимодействии. В процессе разбора учащиеся должны понять и характеристику образа (героя, пейзажа и т.д.), и его смысл, т.е. нагрузку, которую он несет в общей структуре произведения.
Анализ художественных образов имеет следующую последовательность:
-проводится работа над характером героя с опорой на сюжет, так как характер проявляется только в действии;
-рассматривается взаимоотношения героев. При этом необходимо, чтобы дети поняли мотивацию, причины поведения персонажей, которые кроются либо в личных качествах характера, либо в сложившихся обстоятельствах.
- если в произведении имеется описание пейзажа или интерьера, рассматривается их роль в тексте;
-на основе взаимодействия образов выявляется идея произведения. Понимание идеи вплотную приближает к осознанию позиции создателя, потому что идея- это то, что именно хотел сказать народ своим произведением;
- выявляется личное отношение читателя к образу героев.
При анализе героя волшебной сказки приоритетными являются следующие вопросы:
-Какое положение он занимает в семье? Любят его представители волшебного мира, вредят ему родственники или члены той семьи, где он живет (если герой сирота)
Какой он по возрасту? ( Всегда младший, если детей трое, то младший по возрасту).
Каков он по внешнему виду?
Герой отмечен какой-нибудь недостаточностью.
Есть ли у него связь с миром предков животных?
Кто оказывает ему помощь и почему?
Ему помогают представители волшебного мира, поскольку они являются его настоящими тотемными предками.
Как его зовут: почему в имени используются уменьшительно-ласкательные суффиксы? Этой формой подчеркивается то, что он младший.
Способен ли он совершать чудеса без волшебного помощника? Народная сказка слишком древний жанр. Герой там побеждает благодаря своей связи с волшебным миром. Анализ образа героя учит разбираться в том, как изображаются действующие лица: мысли и чувства персонажей, черты их характеров. Нужно научить детей судить об основных качествах персонажей, оценивать героя не только по поступкам, но и по мотивам, их вызвавшим.
7. По мере анализа сказки учитель должен обратить внимание детей на языковые особенности сказки.
Во многих сказках есть присловья- прозвища героев. Например: « Свинка - золотая щетинка», «Кочеток- золотой гребешок».
Наиболее употребляемым приемом является использование постоянных эпитетов. Дети сами могут подобрать пару:
В сказках всегда
Небо - ……….(ясное)
Солнце -………(красное)
Море -…………(синее)
Дети дополняют этот список из тех сказок, которые читают дома: руки белые, тело белое, красна девица и т.д.
Немаловажная роль во время исследовательской работы над сказкой отводится работе над фразеологизмами. Они объясняются, группируются, дополняются синонимами («Не бросай меня, товарищ, друг, не покинь»),
парными объединениями слов, выражающих одно понятие , («встречают хлебом» и т.д.), разнообразными сравнениями («помчался как вихрь, волк побежал стрелой» и т.д.)
При анализе пословиц и поговорок в сказке обращается внимание на представления древних людей. Можно предложить для анализа и поговорку:
Наговорил семь верст до небес - и все лесом.
В этой поговорке, осуждающий вруна, отражаются представления древних людей о том, что неправда, вымысел- это принадлежность «другого» мира.
Небесного, лесного, не земного, не человеческого. Речь вруна - необыкновенно длинная (семь верст), устремленная через ложный мир (лес), в другой такой же ложный, нечеловеческий мир (небеса).
Лексических и синтаксических повторов (в правую дорогу идти - добра не видать, в левую дорогу идти - живому не бывать)
Стилистический (языковой) анализ показывает, как в подборе слов – образов проявляется отношение к сюжету. Толковаться должны не слова, а образы, созданные из этих слов. Работа должна быть направлена на то, чтобы помочь детям уяснить смысл произведения. Поэтому для языкового анализа выбираются слова и выражения, которые помогают лучше понять образы произведения.
Большоё значение в анализе сказки имеет определение роли победе добра над злом, символика чисел, цвета, растительного мира и т. д.
Выяснение идеи конечная цель анализа произведения. Раскрытие идеи объединяет все компоненты анализа (работу над образом, композицией, художественно-изобразительными средствами). Итак, учителю начальных классов необходимо владеть всеми видами анализа сказок, чтобы полнее и достовернее донести идею произведения до детей, воспитывать интерес и уважение к народному творчеству.
Работая в начальной школе над волшебной сказкой, ребенку показывается, что мир целостен и един. Время, в котором живет наше сознание, не линейно, в нем все представлено одновременно. В мире ценностей нет ничего, что осталось в прошлом. И природа, и искусство и люди - вечны и прекрасны, и нуждаются в защите. Красота растворена повсюду: нужно только воспитывать в себе художественный глаз, чтобы это обнаружить.
Литература
- Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов: /Н.Н. Велецкая.- М.:Наука, 1978.-308с.
- Мелетинский Е.М. Поэтика мифа.:/Е.М. Мелетинский.- М.:Наука, 1976.
- Пропп В.Я.Морфология сказки. Исторические корни волшебной сказки.: Сборник научн. трудов/ В.Я.Пропп.-М.:Лабиринт,1999.-
- Свиридова Е.В, Волшебные сказки и приемы их анализа/ Е.В. Свиридова// Начальная школа.-2004.-№6.-с.12-15
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование первичного представления о жанровой специфике волшебной сказки.
Цель уроков чтения в начальной школе - научить детей читать художественную литературу, вызвать интерес к чтению и заложить основы грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании - то человек...
Приёмы, раскрывающие жанровое разнообразие волшебной сказки
Цель уроков чтения в начальной школе - научить детей читать художественную литературу, вызвать интерес к чтению и заложить основы грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании - это челове...
Формирование первичного представления о жанровой специфике волшебной сказки.
Цель уроков чтения в начальной школе - научить детей читать художественную литературу, вызвать интерес к чтению и заложить основы грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании - то человек...
Учебно-методический комплект к уроку литературного чтения "Особенности волшебной сказки. Начало пути: волшебные предметы и помощники."
Особенности волшебной сказки. Начало пути: волшебные предметы и помощники....
Курсовая работа "Жанровое разнообразие в произведениях современных композиторов города Челябинска"
Курсовая работа "Жанровое разнообразие в произведениях современных композиторов города Челябинска"...
Конспект урока литературного чтения на тему «Особенности волшебной сказки. Начало пути: волшебные предметы и помощники.»
Урок литературного чтения на тему «Особенности волшебной сказки. Начало пути: волшебные предметы и помощники.» (ПНШ)...
Конспект урока по теме "А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки."
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки.Цель:а) показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, комп...