Рабочая программа кружка "Читалочка"
методическая разработка по чтению (1, 2, 3 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_chitalochka.doc | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Йошкар-Олы»
«Рассмотрено» на заседании методического совета МБОУ «СОШ №3 г. Йошкар-Олы» протокол № ___ от «____»______2017г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №3 г. Йошкар-Олы» Хайбуллин В.А. приказ № ___ от «___»____ 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Читалочка»
Возраст детей: 7 – 9 лет
Составили:
учителя начальных классов
Волкова О.Н.
Плотникова Е.Л.
Йошкар-Ола
2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа к курсу «Читалочка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторских методик по скорочтению Ш.Ахмадуллина, С.Г. Зотова, М.А. Зотовой и О.Н. Крыловой «Чтение. Работа с текстом», М.В. Беденко «Смысловое чтение».
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся 1-2 классов. Курс рассчитан на 1 час в неделю: всего-25 ч
Программа курса «Читалочка» реализуется в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.
При составлении программы использованы авторские теоретические и практические материалы.
Значение чтения для успешного освоения учебного материала учащимися состоит в том, что сформированный навык смыслового чтения на основе быстрого и осознанного чтения является фундаментом всех УУД и предметных действий. Через смысловое чтение формируются УУД: поиск, понимание, преобразование, интерпретация, оценка.
Главное при обучении учащихся быстрого чтения - это помочь ученику стать более эффективным в результате освоения навыка скорочтения. Обязательно нужно учитывать, что каждый ученик индивидуален, поэтому необходимо корректировать его обучение.
Обучить детей технике чтения нелегко, но ещё труднее научить понимать и анализировать прочитанное. Помочь преодолеть эти трудности призван используемый на занятиях комплекс заданий и по данному курсу.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
на основе диагностических фактов у учащихся отмечается низкая скорость чтения, они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их, искажают звуковой состав слов – это, в большинстве случаев, затрудняет учащимся понимание прочитанного.
5 основных причин медленного чтения:
- артикуляция (движения губ, языка, у кого-то челюсти, других органов, которые участвуют в процессе чтения)
- регрессии ( возвратное движение глаз при чтении)
- «мало вижу - медленно читаю» ( малое пятно ясного видения). Ученик, который читает медленно, видит за один взгляд от 8 до 12 символов (букв). Владеющий скорочтением, видит несколько слов (от 20 символов) и воспринимает их сразу.
- слабое внимание
- отсутствие плана при чтении
Немаловажное умение для ученика - это умение постигать информацию эффективно, с высоким уровнем освоения содержательных глубин текста. Это умение становится особенно востребованным в среднем школьном звене, когда материал по изучаемым учебным дисциплинам становится объемным. Именно поэтому внедрение технологий обучения скорочтению в школе первой ступени становится оправданным.
Скорочтение — это не просто умение быстро осваивать большие текстовые объёмы информации. От скорости чтения зависит также процесс развития. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность ученика. Поэтому навык скоростного чтения должен быть сформирован еще в начальной школе.
Параллельно с формированием навыка беглого чтения, ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, выразительного чтения, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения.
Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только повысить уровень понимания текста, но и умение его анализировать. На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Новизна представленной программы заключается в том, что ученики имеют возможность в полной мере получить знания не только по быстрому чтению, но и улучшить зрительную и слуховую память, а также освоить смысловое, выразительное чтение, развить свою речь. За счет выполнения разнообразных упражнений концентрируется внимание, расширяется поле зрения, синхронизируются оба полушария. При работе с текстом прослеживается слияние обучения языку и речи: ученик учится видеть и понимать отдельные языковые явления и определять их место в системе языка в целом, учится интерпретировать текст.
Цели реализации программы:
-создание условий для эффективного обучения быстрому чтению, повышения скорости чтения;
-формирование навыков быстрого и устойчивого и осознанного восприятия большого объёма информации;
- создание условий для развития читательских умений и интереса к чтению.
Задачи:
- освоение приёмов и техник скорочтения;
- развитие памяти и внимания;
- учить работать с текстом литературного произведения;
- улучшение понимания прочитанной информации;
- развитие речи;
-развитие познавательной и творческой активности, интеллектуальных способностей;
-создание комфортной обстановки для раскрытия умственных способностей обучающихся;
-развитие навыков воображения, восприятия, умения работать и отдыхать, переключаясь на другое задание;
-формирование практических навыков по скорочтению, умственной и психологической деятельности;
- расширить читательский кругозор;
- способствовать раскрытию творческого потенциала ребёнка.
Основными принципами работы программы являются:
- учет современных требований;
- учет возрастных особенностей;
- доступность;
- последовательность;
- системность;
- эффективность;
- системно-деятельностный подход;
- управляемость образовательным процессом;
Принципы обучения:
- принцип сознательности, творческой активности, самостоятельности ребёнка при руководящей роли педагога;
- принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного обучения скорочтению, улучшению зрительной и слуховой памяти, как выражение комплексного подхода;
- принцип связи обучения с жизнью;
- постоянный поиск новых форм работы и совершенствования технологии.
Приемы и методы обучения:
- словесные: рассказ, объяснение, тренировки, чтение, поощрение
- наглядные: демонстрация
- практические: упражнения, выполнение графических записей
- аналитические: наблюдение, сравнение, самоанализ
Данная программа предполагает тесную теоретическую связь с практикой.
Важным аспектом выполнения программы является обеспечение комфортных условий на занятиях.
Предполагаемый результат:
- увеличение скорости чтения;
-освоение техник запоминания материала, улучшение качества запоминания и понимания прочитанного;
- активизация высших психических функций;
- расширение поля зрения;
- освоение алгоритма рационального чтения;
-осознанное чтение текстов;
-развитие читательских способностей (поиск, выделение нужной информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение информации).
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
-новые знания и умения для организации внимания и памяти для дальнейшей успешной учёбы, активизации познавательной деятельности;
-мотивация к саморазвитию познавательных и творческих способностей;
-умение использовать техники запоминания при работе с учебным материалом;
-положительная самооценка за счёт повышения успешности деятельности;
-умение оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
-способность понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать, выражать свои эмоции;
-высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД: обучающийся научится:
- управлять своим вниманием;
-использовать технику дыхательных упражнений для достижения высокой умственной работоспособности;
- справляться с информационным «завалом»;
- максимально возмещать затраты времени и усилий, вложенные в чтение;
- определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на занятиях;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД: обучающийся научится:
-выделять в тексте самое важное и необходимое;
-логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
- обоснованно делать выводы, доказывать;
- извлекать и анализировать информацию из различных источников;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД: обучающийся научится:
- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
- обоснованно делать выводы, доказывать;
- развивать способность взаимодействия и общения с другими людьми за счет улучшения качества устной речи;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
-выразительно читать и пересказывать текст;
-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Освоение учащимися программы «Читалочка» должно обеспечить следующие предметные результаты:обучающийся научится:
-читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя, со скоростью позволяющей понимать прочитанное;
-свободно читать тексты больших объёмов;
-владеть навыками быстрого «предосмотра» читаемого текста;
- владеть техникой скорочтения;
-читать с применением эффективных стратегий запоминания;
-воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
-осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
-понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
-делить текст на части, озаглавливать части;
-выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
-подробно и выборочно пересказывать текст;
-составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
- размышлять о характере и поступках героя;
-относить произведение к одному из жанров.
Основной показатель качества освоения программы – увеличение скорости чтения и быстрое усвоение необходимой информации, осознанности прочитанного.
Содержание учебного курса
1 часть
Упражнения на внимание
Первое упражнение на внимание — это струп-тест.
Струп-тест — это последовательность слов, описывающих цвета. Например, слова зеленый, красный, синий, фиолетовый и т. д. записаны разными цветами, при этом цвет слова не соответствует цвету, этим словом обозначаемому. То есть слово зеленый желтого цвета, слово красный — зеленого. Ученику нужно внимательно читать про себя и называть не слово, которое написано, а цвет, которым это слово написано.
Следующее упражнение для тренировки внимания — это лабиринты. Здесь никаких особенностей нет, однако очень важно, чтобы ученик не помогал себе пальцем или указкой. Он должен лишь при помощи глаз искать выход из лабиринта, либо соответствие какой-нибудь букве или цифре, в зависимости от того, каково задание. Лабиринты также очень сильно тренируют внимание, заставляют ребенка напрягать его по максимуму. Делаем лабиринты как в прямом, так и в обратном порядке. Лабиринты будут повторяться, и это позволит развить и зрительную память.
Также к упражнениям, тренирующим внимание, относится упражнение «Большие и малые числа». Оно никогда не надоедает, можно одной и той же картинкой пользоваться бесконечное количество раз, работая то в прямом, то в обратном порядке. Необходимо найти цифры от 1 до 99
В чем особенность этого упражнения? Все числа написаны разным шрифтом, они разного размера, и мозгу ученика приходится очень быстро перестраиваться, чтобы выполнить данное упражнение. Вообще, мозг довольно быстро адаптируется. Тренируется он для быстрого переключения. Ученик понимает, что характеристики шрифта — ширина, высота, начертание, угол наклона — меняются и единственным критерием для правильного ответа является форма написания (один пишется так-то, два — так-то).
Упражнение «Разноцветные числа». Одна из вариаций «Больших и малых чисел», но проще. Здесь необходимо искать числа по порядку, чередуя цвет: 1 белое (серое), 1 черное, 2 белое (серое), 2 черное и т. д.
Упражнения на расширение поля зрения
Следующий блок упражнений — на расширение поля зрения. Логично предположить следующее: для того чтобы увидеть достаточно большой объем информации, ученику необходимо видеть ясным взором большую область. Это называется «пятно ясного видения». Одно из лучших упражнений для увеличения пятна ясного видения — это таблицы Шульте. Таблица Шульте состоит из чисел, расположенных в произвольном порядке Есть разные интерпретации: от 3 х 3 (для маленьких детей) до 4 х 4 и 5 х 5.
Как работать с таблицей Шульте? Нужно расположить таблицу так, чтобы расстояние до глаз в 3-4 раза превышало длину ее стороны. То есть если сторона таблицы равна 10 см, то требуемое расстояние составит 30-40 см.
Необходимо, сконцентрировавшись на центре таблицы, боковым зрением находить цифры от 1 до 25.
В процессе тренировки движение глаз будет уменьшаться. Конечно, полностью его исключить невозможно, но ученики смогут свести эти движения к минимуму, потому что пятно ясного видения у них будет большим. Это говорит о том, что данный навык хорошо тренируется и очень важно делать это упражнение честно, особенно на начальных этапах. Честность ученика во многом зависит от учителя, потому что если сильно давить на ученика, есть вероятность, что ему захочется обмануть, показать, что он делает лучше, чем на самом деле. Очень важно дать понять ученику следующее: чем честнее он выполнит упражнение, тем более высоких результатов достигнет.
Следующее упражнение — на расширение горизонтальной и вертикальной составляющей пятна ясного видения, так называемые клиновидные таблицы.
Цель этого задания — глядя на центральную линию, при каждом движении взгляда увидеть цифры или буквы, которые находятся по разным сторонам. Тем самым расширяется поле зрения. При ошибке необходимо вернуться на два шага назад и продолжать
Упражнения на синхронизацию обоих полушарий
Третий блок упражнений — это упражнения на одновременную работу обоих полушарий мозга. То есть если левое полушарие — это последовательность, логика и структура, то правое полушарие — это интуиция, воображение, образы и т. д.
Есть один медицинский факт: за левую часть тела отвечает правое полушарие мозга, а за правую часть, соответственно, левое полушарие. И все мы знаем, что непереученные левши — личности более творческие. Еще один практический вывод заключается в том, что, заставляя синхронно работать оба полушария мозга, можно получать состояние сверхобучаемости, в котором процесс обучения проходит намного легче и намного эффективнее. Поэтому в программу внедрено большое количество упражнений на одновременную работу обоих полушарий мозга.
Рисование обеими руками.
Ученику необходимо нарисовать рисунок двумя руками. Очень важно не давить на него. Ученик показывает хороший результат, если у него получается на 30-40-50 %. Это тот уровень, на котором нужно поддерживать достигнутый результат.
Упражнение «Алфавит» также синхронизирует оба полушария мозга. Выполнять его необходимо следующим образом: ученик произносит громко верхнюю букву в паре и поднимает, соответственно, правую руку, если снизу буква П, и левую руку, если снизу буква JI. Если же это буква О, то одновременно обе руки.
В более сложной интерпретации необходимо поднимать еще и соответствующую ногу.
Упражнение «Устный счет». Необходимо быстро считать в уме и громко произносить ответы. Начинаете решать примеры с любого места. Время решения — 1 минута.
Чтение с указкой
При выполнении чтения в тренинге необходимо читать с помощью указки, ведя ручкой или карандашом под читаемым текстом и избегая возвратных движений. При этом неважно, читает ли ученик вслух или про себя. Указку он ведет непрерывно, не останавливаясь, и постоянно ускоряет свои движения.
В процессе обучения очень важно, чтобы у ребенка накапливались победы: чем больше побед, тем более уверенным человеком он будет и лучшие результаты получит.
Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата (артикуляцию и дикцию)
Дыхательные упражнения
Чтение на выдохе 15 согласных букв одного ряда (звуками).
Работа со скороговорками и чистоговорками
Во время проговаривания всех скороговорок и чистоговорок звуки должны произноситься чётко, ясно, не торопясь. Соединять
скороговорку с различными движениями пальцев: играем пальцами «на
пианино»; загибанием пальцев правой и левой руки; с щелчками пальцев
левой и правой руки.
Скороговорки и чистоговорки необходимы для отработки чистоты произнесения звуков, для выработки правильного дыхания, чувства ритма и для создания радостного настроения.
Замеры скорости чтения.
Используются тексты с различным количеством слов. После каждого текста предлагается ряд вопросов. На начало и конец измерения предлагается один и тот же текст.
Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата (артикуляцию и дикцию)
Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
1. Задуйте свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.
2. Представьте, что на руке стоят 3 свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечку.
3. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как много больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
4. Обрызгайте бельё водой. Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на бельё.
5. В цветочном магазине. Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом. (2-3 раза.)
2 часть
Аудирование
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений).
Работа с разными видами текста
Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания произведения по его названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Работа с научно-популярным, учебным текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста. Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта).
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема | Дата | Примечание |
1 этап | |||
Престижность скорочтения. Замер стартовой скорости чтения. Определение понимания прочитанного. | 07.10 | ||
Секретные упражнения в скорочтении. | 17.10 | ||
Расширение поля зрения. Тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. | 21.10 | ||
Расширение поля зрения. Тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. | 28.10 | ||
Отработка дикции. Чтение с указкой. Расширение поля зрения. Синхронизация обоих полушарий. | 11.11 | ||
Тренировка на быстрое переключение внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. Расширение поля зрения. | 18.11 | ||
Расширение поля зрения. Чтение с указкой. Синхронизация обоих полушарий. Отработка дикции. | 25.11 | ||
Чтение с указкой. Расширение поля зрения. Тренировка внимания. Отработка дикции. | 02.12 | ||
Расширение поля зрения. Тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. | 09.12 | ||
Отработка дикции. Чтение с указкой. Тренировка внимания. Синхронизация обоих полушарий. | 16.12 | ||
Развитие зрительной памяти. Отработка дикции. Чтение с указкой. Тренировка на быстрое переключение внимания. Расширение поля зрения. | 23.12 | ||
Синхронизация обоих полушарий. Отработка дикции. Чтение с указкой. Расширение поля зрения. Тренировка внимания. | 13.01 | ||
Отработка дикции. Чтение с указкой Развитие зрительной памяти. Тренировка внимания. | 20.01 | ||
Синхронизация обоих полушарий Отработка дикции. Чтение с указкой Тренировка внимания. | 27.01 | ||
Тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. Расширение поля зрения. | 03.02 | ||
Отработка дикции. Чтение с указкой. Синхронизация обоих полушарий Развитие зрительной памяти. Тренировка внимания. | 10.02 | ||
Расширение поля зрения. Отработка дикции. Чтение с указкой. | 17.02 | ||
Тренировка на быстрое переключение внимания. Синхронизация обоих полушарий Отработка дикции. Чтение с указкой. | 03.03 | ||
Развитие зрительной памяти. Синхронизация обоих полушарий. Увеличение «пятна ясного видения». Отработка дикции. Чтение с указкой. | 17.03 | ||
Тренировка внимания. Увеличение «пятна ясного видения». Синхронизация обоих полушарий. | 24.03 | ||
Отработка дикции. Чтение с указкой. Тренировка на быстрое переключение внимания. Синхронизация обоих полушарий. | 31.03 | ||
Синхронизация обоих полушарий. Отработка дикции. Чтение с указкой. Тренировка внимания. | 07.04 | ||
Расширение поля зрения. Отработка дикции. Чтение с указкой. Синхронизация обоих полушарий. | 14.04 | ||
Быстрое переключение и тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. Синхронизация обоих полушарий. | 21.04 | ||
Увеличение «пятна ясного видения». Отработка дикции. Чтение с указкой. Контрольные замеры скорости чтения. | 28.04 | ||
2 этап | |||
1 | Понятие «текст». Тема текста. Главная мысль текста. | 07.10 | |
2 | Понятие «текст». Тема текста. Главная мысль текста. | 17.10 | |
3 | Определение типа текста: повествование, описание, рассуждение. Их сравнение. | 21.10 | |
4 | Определение стиля текста: научный, художественный, публицистический. Их сравнение. | 28.10 | |
5 | Общее понимание содержания прочитанного текста. | 11.11 | |
6 | Понимание жанровых особенностей текста. | 18.11 | |
7 | Умение находить информацию, заданную в явном виде. | 25.11 | |
8 | Умение находить информацию, заданную в явном виде. | 02.12 | |
9 | Умение находить информацию, заданную в явном виде. | 09.12 | |
10 | Определение времени и места действия. | 16.12 | |
11 | Значение слова или фразы. | 23.12 | |
12 | Извлечение из текста информации, данной в неявном виде. | 13.01 | |
13 | Извлечение из текста информации, данной в неявном виде. | 20.01 | |
14 | Формулирование на основе прочитанного несложных выводов. | 27.01 | |
15 | Формулирование на основе прочитанного несложных выводов. | 03.02 | |
16 | Установление взаимосвязи между событиями. | 10.02 | |
17 | Установление взаимосвязи между событиями. | 17.02 | |
18 | Понимание использованных в тексте языковых средств, в том числе средств художественной выразительности. | 03.03 | |
19 | Осознание последовательности смысловых частей, т.е. умение составлять план текста. | 17.03 | |
20 | Осознание последовательности смысловых частей, т.е. умение составлять план текста. | 24.03 | |
21 | Умение озаглавливать тексты с точки зрения темы или идеи произведения. | 31.03 | |
22 | Умение понимать общий смысл текста. | 07.04 | |
23 | Определение авторского замысла и основных черт характера главного героя. | 14.04 | |
24 | Умение приводить примеры поступков, подтверждающих характеристику героя. | 21.04 | |
25 | Определение главной мысли теста, авторского замысла и основных черт характера главного героя; умение выражать свои впечатления по прочитанному. | 28.04 |
Материально-технические средства обучения:
1.наглядный материал: таблицы, схемы, образцы;
2.методическая литература: книги, журналы, интернет- сайты;
3.оборудование: книги, ручки, карандаши; секундомер, стакан воды (ученику нужно пить во время занятия)
4.материалы: тексты для чтения, таблицы, рисунки для запоминания
Учебно-методическое обеспечение:
1. Ахмадуллин Ш. Скорочтение для детей: как научить ребенка читать и понимать прочитанное.- М.: Билингва, 2015.- 160 с.
2. Беденко М.В. Формирование навыков смыслового чтения, 2-3 классы, 2013.-80с.
3.Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993.-96с.
4. Жиренко О.Е. смысловое чтение. 1-4 классы. Методические рекомендации, 2017.-192с.
5. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М.: "Просвещение”, 1991. – 32с.
6. Зотов С.Г., Зотова М.А. Повышение скорости чтения, Ростов-на-Дону, изд. «Феникс», 2017.
6. Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом. 2,3 класс. О.Н. Крылова. М.: «Экзамен», 2013.
7. Синицын В.А. Мастерская выразительного чтения. Читаем, слушаем, рассказываем, 2 класс, 2012.-96с.
8. Узорова О., Нефёдова Е. Быстрое обучение чтению, изд. «Астрель», 2002.
9. Федоренко И.Т. Развитие оперативной памяти.
10. Экгардт Р.Н. Книга для обучения детей быстрому чтению, изд. «Рекпол» г. Челябинск, 2011.
Интернет-ресурсы
http://pedsovet.su/
http://www.gcro.ru/
http://www.prosv.ru/
http://www.char.ru/
http://www.proshkolu.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...