Патриотическое воспитание учащихся начальной школы на уроках ИЗО
методическая разработка (1 класс)
В статье раскрываются вопросы патриотического воспитания в школе как одной из приоритетных задач воспитательной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_uchashchihsya_nach.shkoly_na_urokah_izo.docx | 25.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание учащихся начальной школы на уроках ИЗО
январь 2023
Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения тесно связано не только с изучением истории, традиций народа, но и с привитием учащимся нравственного и эстетического восприятия окружающего мира. Именно на это и направлена образовательная область искусства, изучаемая учащимися в современной школе. Патриотическое воспитание посредством искусства рассматривается, как дифференцированный процесс, с учётом возрастных особенностей учащихся и осуществляется, как в учебное время, так и во внеурочное время.
Трудно выделить тематику занятий по изобразительному искусству, приоритетной задачей которых являлось бы патриотическое воспитание, воспитание любви к Родине, так как почти все занятия имеют такие задачи. Так, например: темы направлены на знакомство учащихся с художественными материалами, на которых учащиеся знакомятся с произведениями искусства русских художников, учатся их анализировать, проводя аналогии с окружающим миром, знакомятся с творчеством русских мастеров, их ролью в мировом искусстве. Все темы занятий косвенно или напрямую связаны не только с изучением творчества художников, но и с изучением традиций, обычаев, культуры разных народов (в том числе и русского народа), что позволяет развивать любовь к Родине, своему народу и культуре.
Помимо занятий по изобразительному искусству учащиеся посещают выставки, музеи, с ними проводятся беседы о культуре, истории родного края, народов, населяющих Россию, поддерживаются богатейшие традиции.
В целях повышения познавательной активности учащиеся занимаются и поисковой деятельностью. Дети изучают историю родного края, архитектуру, творчество художников-земляков, знакомящих детей с культурой Родины и развивающих чувство гордости за свой край.
Патриотизм – нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и верность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, желание оберегать интересы Отечества. Любовь к родине выражается в чувстве гордости за успехи родной страны, в уважении к историческому былому своего народа, в бережливом отношении к народной памяти и национально-культурным обычаям.
Федеральный государственный стандарт определяет патриотизм как сформировавшуюся позицию верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, где гражданин родился и рос.
Стало актуальным внедрение инновационных форм в патриотическое воспитание детей и юношества, привлечение учащихся образовательных учреждений к сбору информации и оформлению материалов о Великой Отечественной войне в форме компьютерных презентаций.
Для формирования нравственных, патриотических, гражданских качеств личности необходимо включать детей в социально значимые дела и акции, чтобы у них возникло чувство причастности к судьбе родного края, страны. Становится традицией в канун Дня Победы организовывать праздничную почту для участников войны, «трудовые десанты» в помощь ветеранам ВОВ и труженикам тыла.
Вовлекая детей в мероприятия духовно-нравственного, социально-патриотического направления, создаются условия для развития у обучающихся активной гражданской позиции, патриотизма и социальных ценностей.
В младшем школьном возрасте патриотическое воспитание может осуществляться эффективно, так как дети в этом возрасте легко внушаемы, отличаются эмоциональной отзывчивостью и искренностью чувств. Полученные знания, пережитые глубокие эмоции и яркие впечатления в этом возрасте запоминаются детьми на долгое время. В младшем школьном возрасте развивается способность наблюдать, анализировать происходящие события и явления, устанавливать причинно-следственную связь, сравнивать и оценивать поведение, уметь обобщать и делать соответствующие выводы, выражать собственное отношение к происходящему.
Именно эти способности у младших школьников будут являться психологической основой для патриотического воспитания. На мой взгляд, уроки изобразительного искусства обладают большим потенциалом в воспитании патриотизма у младших школьников. Уроки изобразительного искусства способствуют развитию у младших школьников не только умений лепки, рисования, создания аппликаций, но и ориентированы на восприятие образов окружающей действительности.
С точки зрения Б.М. Неменского, автора программы «Изобразительное искусство», задача уроков изобразительного искусства в начальной школе состоит в создании образной культуры обучающихся, как необходимой части патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание относится к воспитанию духовно-нравственных ценностей, и эти ценности считаются высшими ценностями человеческой культуры, которые обретают свое выражение в произведениях искусства. Выразительные средства изобразительного искусства способствуют развитию умения мыслить, исследовать жизнь, создавать предположения, что-то показывать, придумывать, проникать в замысел автора, в мир его эмоций, идей.
Необходимым условием патриотического воспитания младшего школьника, формирования у него способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, является наблюдение и переживание окружающей реальности, осознание своих собственных переживаний, своего внутреннего мира.
На уроках изобразительного искусства дети знакомятся с творчеством известных русских художников И.И. Шишкина, И.И. Левитана и др.
На уроках изобразительного искусства необходимо показывать детям величие и красоту России, воспитывать в детях любовь к родному краю, городу. Помимо демонстрации картин учитель может показать памятники архитектуры и природные достопримечательности родного края в процессе проведения выездных экскурсий или демонстрации презентации, видеофильма на уроке изобразительного искусства.
Воспитание любви к Родине начинается с воспитания любви к родному краю, к городу, к селу, к его славному прошлому и прекрасному будущему, к его людям. В начальных классах используются различные формы внеклассной краеведческой работы: классные часы, экскурсии, праздники, индивидуальный и коллективный поиск, встреча со знатными земляками и т.д.
Эти формы работы применяются на занятиях внеурочной деятельности «Мой родной край», одним из направлений которого является ознакомление с родным краем.
Таким образом, приобщение к изобразительному искусству родного края является обязательным условием воспитания чувства патриотизма у младших школьников. Поэтому на уроках изобразительного искусства в начальной школе необходимо рассказывать о памятниках архитектуры, достопримечательностях родного края в процессе проведения выездных экскурсий, а также демонстрировать презентации и видеофильмы о родном крае. Благодаря этому уроки изобразительного искусства являются эффективным средством патриотического воспитания младших школьников.
Патриотическое воспитание в школе является одной из приоритетных задач воспитательной работы. Патриотизм является темой сложной и актуальной в современном образовательном пространстве. Патриотическое воспитание посредством искусства рассматривается, как дифференцированный процесс с учётом возрастных особенностей учащихся и осуществляется, как в учебное время, так и во внеурочное время.
Спросите у ребенка «С чего начинается Родина?», он гордо ответит: «С пейзажа». Нет ни одного народа в мире, который так тепло и поэтично любил бы свою природу, свою родину, свой край, как русский человек.
Приобщение школьников к творчеству изобразительного и декоративно‐прикладного искусства пробуждает и воспитывает у них мировоззренческие, эстетические, нравственные, патриотические чувства и убеждения, позволяет им правильно осмыслить свое отношение к окружающему миру.
Художественное воспитание в данном случае «рассматривается как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его».
Искусство, активно помогает воспитать в школьниках доброту, жизнерадостность, любовь к Родине, показать сплоченность народов, пробудить патриотизм к своей стране. Учитывая особо важную роль изобразительного и декоративно‐прикладного творчества в патриотическом воспитании школьников, многим становится понятной целесообразность изучения и использования сегодня в современной школе не только произведений мастеров изобразительного искусства, скульптуры, архитектуры, памятников истории и культуры, но и произведений народного творчества.
Большой творческий потенциал и педагогическое значение народного искусства, многообразие действенных средств и создание необходимых условий для их использования способствуют повышению эффективности патриотического воспитания школьников. Процесс патриотического воспитания юного художника «невозможно рассматривать в отрыве от эстетическо‐нравственного воспитания, от формирования его мировоззрения, во многом определяющего всю его дальнейшую жизнь».
Патриотическое воспитание детей на уроках изобразительного искусства развивает целостный взгляд творческой личности на окружающий мир. Воспитание патриотизма на уроках изобразительного искусства имеет огромное значение, ведь речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши молодые современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально.
Изобразительное и декоративно‐прикладное искусство, воздействуя на эмоциональную сферу сознания учащихся, помогает воспитанию мировоззренческих чувств, формирует отношение к окружающему миру, к миру прекрасного. Тенденция патриотического воспитания и развития художественного образования требует совершенствования уроков изобразительного искусства на основе рационального сочетания форм и методов, создания условий, направленных на постижение патриотических и общечеловеческих ценностей, основ отечественной и мировой культуры, раскрывающих целостную картину мира, и личностно‐значимое его осмысление учащимися школ.
Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, научить детей эмоционально воспринимать произведения искусства, уметь выражать свои чувства, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний и умений.
Искусство, безусловно, предполагает духовное общение – значит на уроках изобразительного искусства и во внеклассной работе по предмету, как нигде лучше можно воспитывать духовность и нравственность. Урок должен стать местом и временем, где дети будут учиться понимать, почему человек в конкретном случае поступил так, а не иначе.
Именно на уроке нужно учить нравственным законам и принципам, отвечающим представлениям об истинной человечности и доброте, культурной полноценности в восприятии мира, которыми дети будут руководствоваться в жизни. Высокий уровень развития патриотизма у учащихся достигается за счет предметов школьных дисциплин, которые в себе содержат средства, способствующие патриотическому воспитанию.
Ученику, для того чтобы быть патриотом своей страны, нужно подняться на духовно‐нравственную высоту. Подняться на эту высоту помогает искусство, и, прежде всего, уроки изобразительного искусства. Обучение изобразительному искусству предполагает общее развитие творческих способностей, активное формирование эстетического восприятия, целенаправленное формирование приёмов реалистического изображения и навыков художественного выражения.
Художественное творчество младших школьников – это чаще всего рисование карандашами и красками, лепка, аппликация. Воспитание – это питание души и сердца ребенка всем самым возвышенным, благородным и прекрасным. Культура, если она впитана с детства, становится неотъемлемым достоянием человека, она как бы пропитывает его нервную систему и руководит в дальнейшем его поступками.
Детство самое актуальное время чтобы сформировать у детей патриотические чувства, которые помогут сформировать у детей в будущем такие качества как сочувствие, любовь к Родине, желание помогать другим людям, лучше понять свою историю и лучше всего этому способствует рисование.
Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у учащихся гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Таким образом, патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства имеет определенный смысл и свои особенности, а также свои формы отражения в сознании развивающейся личности. Их определяет сочетание понятий «патриотическое» и «восприятие чувства величия и красоты окружающего мира – Родины посредством изобразительного искусства».
Патриотическое воспитание младших школьников, да и более юного возраста должно стать силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поколение, которое сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Задачи современной жизни – раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание порядочного и патриотического человека, личности, готовой к жизни в конкурентном мире.
Формируя у детей созидательное отношение к общечеловеческим ценностям: человеку, природе, культуре, мы определим их место в окружающем мире. А чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым, мог лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь представление о разных сторонах своего «Я», уметь разбираться в чувствах и переживаниях, адекватно на них реагировать и находить способы выражения своего отношения к действительности, понимать ее ценности и научиться оберегать их. Инновационный подход к патриотическому воспитанию – единственный путь, который позволит нашему обществу стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам.
Список литературы:
- Бондарев А. Личное отношение к Родине // Искусство в школе. – 2018. – № 2.
- Дубровин В.М. Патриотическое воспитание школьников в системе художественного дополнительного образования: Монография. – М.: МГПУ, 2015.
- Буровкина Л.A. Декоративно-прикладное искусство в системе средств эстетического воспитания учащихся в художественной школе: Монография. – М.: МГПУ, 2016.
- Малахова Р.Г. Социально-психологическая адаптация первоклассников к школе на уроках изобразительного искусства // Начальная школа. – 2016. - № 2.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Рисунок, живопись, народное искусство, декоративное искусство, дизайн. – М.: Академия, 2017.
- Рощин С.П. Формирование профессионально-личностных потребностей художника-педагога. – М.: МПГУ, 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ в патриотическом воспитании учащихся начальной школы
Основная воспитательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать мультисенсорную интерактивную среду воспитания с почти неограниченными потенциальными возможностями, о...
Патриотическое воспитание учащихся начальной школы
Значимость патриотического воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. К сожалению, дефицит нра...
Доклад «Воспитательная система класса как основа системно-деятельностного подхода в процессе гражданско-патриотического воспитания учащихся начальной школы»
Обобщение опыта по теме...
Методическая разработка по проведению занятий кукольного театра . Патриотическое воспитание учащихся начальной школы средствами народного творчества при организации школьного Кукольного театра.
Данные учебно-методические разработки содержит систематизированные и обобщенные теоретические сведения по проведению занятий кукольного театра в условиях реализации в начальной школе, техн...
Обобщение опыта по теме: «Патриотическое воспитание учащихся начальной школы»
Работая с детьми в данном направлении, своей основной целью ставлю формирование у подрастающего поколения любви к Родине, к родному краю, бережного отношения к народным традициям, обычаям, уважения к ...
Программа нравственно-патриотического воспитания учащихся начальной школы «Юные патриоты»
Целью Программы является воспитание духовно – развитой, свободной, творческой личности с активной гражданской позицией, обладающей высоким уровнем самосознания, развитым интеллектом, ведущей здо...
«Разговор о важном»- как ресурс патриотического воспитания учащихся начальной школы»
В статье говорится о важности и нужности проведения классных часов "Разговор о важном"...