Внеклассное чтение в начальной школе
статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему
О значимости уроков внеклассного чтения в рамках учебного процесса на этапе начального обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеклассное чтение в начальной школе | 38.5 КБ |
Презентация "Внеклассное чтение-путешествие в мир книг" | 1.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное чтение в начальной школе
Есть у нас в начальной школе странный на первый взгляд предмет - внеклассное чтение. Дополнительного часа на него не выделяется, отдельная оценка не ставится, но при этом мы по нему даем задания и проводим уроки.
Мы хорошо понимаем, что внеклассное чтение - необходимое и важное звено в обучении младших школьников родному языку. Цель этих занятий - обеспечить целенаправленное руководство самостоятельным чтением учащимися доступной им по содержанию разнообразной литературы.
Не секрет, что для ребенка чтение не всегда является приятным занятием. Это трудная и кропотливая работа. Причем необходимо разделить два вида чтения: чтение как раскодирование букв и слогов и чтение как способ восприятия информации. Эти два направления, безусловно, нам приходится соединять, так как одно немыслимо без другого.
С внеклассным чтением мы знакомим ребенка уже в первом классе.
С первого года обучения в кабинете организую книжную полку для чтения и рассматривания книг из библиотечного фонда. В дальнейшем использую в работе «коллективки» (по 14-15 книг одинаковых по содержанию из фонда библиотеки) для коллективного чтения незнакомых текстов и дальнейшего их разбора и пересказа. Со II – III четверти первого класса записываю детей в школьную библиотеку. Один, два раза в четверть проходят «библиотечные часы» (встречи с удивительным и интересным человеком в нашей школе Еленой Алексеевной).
Ежегодно круг произведений расширяем, усложняем, у нас появляется всем родителям хорошо известный список литературы, более неприятный - читательский дневник (как для детей, так и для родителей, одни не знают, что писать, а вторые не понимают, как заполнять). Урок внеклассного чтения для большинства детей превращается в пугающую обязаловку, отбивающую желание читать.
ДЛЯ ЧЕГО ОН НУЖЕН? Роль учителя здесь судьбоносна - он может как помочь ребенку стать самостоятельным читателем, так и навсегда отбить у него желание читать.
Внеклассное - значит вне класса, то есть чтение прежде всего домашнее или чтение вне учебника, который замкнут специфическим набором произведений и представляет собой для ребенка целый мир. Для ребенка существует лишь учебник, никак не связанный в его сознании с миром книг. Провести же связующую нить между этими необходимыми и важными вещами учитель может как раз через внеклассное чтение. А уж как - исключительно наше мастерство и желание.
Вернемся к спискам книг для детей в начальной школе.
Единого требования к нему нет. Есть широкий круг, включающий в себя различные произведения, но выбор книг - зависит исключительно от учителя. Предлагая список литературы своим ученикам, учитель должен учитывать следующие принципы. Во-первых, объем. Во-вторых, текстовую доступность - насколько дети способны воспринимать подобную информацию. В- третьих, актуальность произведения для ребят и для себя.
Что касается нас, то список литературы по внеклассному чтению за четыре года обучения в начальной школы составляется сравнительно небольшой. Ежегодно в него входит 9 - 12 произведений. Это классические произведения детской литературы. Буквально несколько лет назад мы с М. Р. Стали давать 3-4 книги на лето и 9-10 книг на учебный год.
Теперь непосредственно о самой работе с книгой:
-сочетание пересказа с литературным анализом текста
-вопросы по тексту - описательные, на фактологию , на оценку событий, поступков, на анализ психологического состояния героев и самые трудные – творческие
-вопросы со стороны ребят - это показатель понимания ими содержания текста.
-игры, сочинения, рисунки
все это помогает ребенку глубже постигать суть произведений.
По большому счету это и есть литературный анализ, без которого невозможно вхождения в мир художественной литературы.
В методике преподавания внеклассного чтения и критериях ее истинности - масса недоработок и спорных моментов.
В заключении хочется сказать о том, что интерес порождает интерес. А читающий человек порождает читающего. Так что учителю, несмотря на загруженность и усталость, нужно находить время книге, хорошей и умной, которую можно не только прочесть, но и задуматься над ней.
Еще хочу сказать, что родители звонят с благодарностью учителям и школе за то, что у нас имеют место уроки внеклассного чтения. Просят списки книг на лето и учебный год, чтобы ориентироваться в детской литературе данного возраста. Покупают книги в магазинах, записывают детей в городские библиотеки, показывают советские фильмы по одноименным произведениям.
Дети приносят в школу книги худ. литературы или энциклопедии – это о чем то говорит. И если хотя бы несколько человек из класса полюбили книгу, то можно с полной уверенностью сказать, что наши труды не напрасны.
Наш вклад в это неоспорим, приятно осознавать, что мы делаем благое дело и все мы большие молодцы. А значит, уроки внеклассного чтения в школе важны и необходимы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Виды чтения Раскодирование букв и слогов Способ восприятия информации
Принципы выбора книг: Объем Текстовая доступность Актуальность
Способы работы с книгой Пересказ и анализ текста Вопросы по тексту (описательные, на фактологию, на оценку событий или поступков героев, анализ психологического состояния персонажей) Вопросы детей (работа в парах, группах, фронтально) Игры, викторины Творческие работы детей (мини-сочинения, отзывы о прочитанном) Дневники читателя
Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки внеклассного чтения в начальной школе
Уроки внеклассного чтения должны проходить интересно и увлекательно. В своей статье я предлагаю некоторые методы проведения данного урока, а так же конспект урока по внеклассному чтению в 3- м классе ...
«Внеклассное чтение в начальной школе как средство творческого взаимодействия школьника-читателя с текстом литературного произведения»
Одним из важнейших источников знаний для человека является книга. Подсчитано, что в раннем детстве человек задает окружающим до 500 вопросов в день. С годами их число значительно снижается. Это происх...
.Тема: Уроки внеклассного чтения в начальной школе.
К сожалению, у современных детей всё реже возникает желание читать. Приобщить младших школьников к художественному слову, научить различать доступные для них, полезные, интересные книги, ...
«Внеклассное чтение в начальной школе как средство творческого взаимодействия школьника – читателя с текстом литературного произведения»
Работа содержит методические рекомендации по организации системы уроков внеклассного чтения в 1-4 классах. Разработан план совместных мероприятий с городской библиотекой. Разработана программа кружка...
Специфика уроков внеклассного чтения в начальной школе
Специфическими приемами являются: работа с книжной выставкой, сравнительный анализ книг, презентация книги, читательского дневника, отчет об исследовательской деятельности....
Внеклассное чтение в начальной школе
Материал для родителей и учителей начальных классов...
Статья о внеклассном чтении в начальной школе.
Есть в начальной школе такой странный на первый взгляд предмет - внеклассное чтение. Дополнительного часа на него не выделяется , отдельная оценка не ставится, но при этом по нему даются задания и про...