Специфика уроков внеклассного чтения в начальной школе
статья по чтению на тему

Копылова Виктория Борисовна

Специфическими приемами являются: работа с книжной выставкой, сравнительный анализ книг, презентация книги, читательского дневника, отчет об исследовательской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Специфика уроков внеклассного чтения в начальной школе

Книга является важнейшим открытием человечества. Длительная и сложная история ее движения как хранилища знаний прошлого от рукописи к полиграфическому продукту уже на первых этапах отражает потребность в обучении работе с ней,  в формировании читательских умений, которые могли бы школьнику прояснить замысел автора, облегчить ее восприятие читателем. Книга должна была стать объектом изучения в школе и является таковым на уроках внеклассного чтения.

В русской педагогической печати терминологическое словосочетание «внеклассное чтение» появилось во 2-ой половине XIX века на страницах журналов «Учитель», «Воспитание и обучение» и других статьях педагогов и методистов. Официальное же свое закрепление в методике русского языка термин получил  в 1886 г. В лекции В.П. Шереметевского «Вопросы о семейном чтении вслух матерью  и самостоятельном чтении».

Сопоставляя все возможные виды целенаправленного детского чтения, лектор высказывал мысль о том, что «уже в элементарном курсе должно быть положено начало и внеклассному чтению, чтению самостоятельному, но идущему параллельно в известной связи с чтением классным», и делал вывод, что «вопрос о внеклассном самостоятельном чтении – вопрос первостепенной важности…», потому что «без этого подспорья никакое самое образцовое объяснительное чтение вместе с самым образцовым обучением грамматике не даст знания и умения по родному языку, какое должна давать в конце концов общеобразовательная средняя школа…» [1, с. 156].

Время подтвердило объективность и правомерность такой постановки вопроса. За прошедшие с тех пор годы ни один методист не подверг сомнению значимость внеклассного чтения для развития и воспитания младших школьников.

В 60-70 гг. прошлого столетия, несмотря на разнообразие подходов к проведению внеклассного чтения в школе, ученые и педагоги пришли к единому мнению о том, что уроки внеклассного чтения в том виде, как они сложились эмпирически, ожидаемых результатов не дают и ощутимой пользы учащимся не приносят. И хотя все младшие школьники овладевают техникой чтения, все способны прочитать предложенный им текст, а детских книг без побуждения со стороны не читают, общение с книгами по собственной инициативе не становится для них нормой [2].

К сожалению, в школе и учителя, и учащиеся очень много говорят о любви к книгам, к чтению, а настоящей планомерной работой с детскими книгами не занимаются. В начальных классах от учащихся требуется  одно и то же: чтение ребенком дома указанной учителем книги и пересказ  прочитанного в классе [3, с. 56]. Такие уроки стали типичными для 2 половины 20 века, и как показывает реальная практика, остаются они  таковыми и в 21 веке. Однако, как доказала еще в 80 годы Н.Н. Светловская, подобная форма проведения уроков обучения работе с книгой ошибочна и ненаучна, так как обучение учащихся читательской деятельности протекает стихийно, т.е. подменяется неосознанным подражанием читающему учителю и стимулированием у детей интереса к самостоятельному чтению через отметки [4, с. 4-6]. В результате встал остро вопрос о перестройке начального курса обучения чтению, в том числе уроков внеклассного чтения.

Последующая теоретическая разработка и многолетняя экспериментальная проверка содержания методики обучения учащихся работе с детской книгой привели к новой системе проведения уроков внеклассного чтения.

Основная цель внеклассного чтения – познакомить школьников с

книгами из доступного им круга чтения, сформулировать соответствующий возрастным возможностям и индивидуальным особенностям ребенка интерес к книгам, желание и умение их осознанно выбирать и осмысленно читать.

Этой целью обусловлены и вытекающие из нее учебные задачи:

  • расширить круг чтения детей, научить воспринимать книгу как «объект, который… ставит перед читателем вопросы и сам отвечает на них» [5, с. 177];
  • научить работать с учебными и детскими книгами: зная их общие свойства и закономерности, группировать книги, упорядочивать их разнообразие (отбирать те, которые нужны в конкретном случае);
  •  средствами литературы и книжного искусства развить способность мыслить и чувствовать;
  •  сформулировать устойчивый интерес к книгам, привить желание обращаться к ним за недостающим опытом;
  •  вырабатывать привычку к углубленному чтению, умение и для себя «читать, как следует», т.е. применять и совершенствовать в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения.

Решение этих задач приводит к тому, что «у ребенка расширяется круг чтения, он может действовать с книгой, потому что знает её особенности, овладевает инструментом чтения, т.е. умеет читать самостоятельно» [там же, с. 118].        

Итак, результатом грамотно проведенных уроков внеклассного чтения является, во-первых, формирование у ребенка интереса к чтению, к книге, во-вторых, привитию ученику умения «правильно» читать, т.е. формирование типа правильной читательской деятельности, в-третьих, возникновение у ученика «собственно человеческих способностей, а именно читательской самостоятельности при выборе книг и их чтении.  

Читательская самостоятельность – личностное свойство школьника, характеризуется потребностью и способностью ребенка правильно читать книги по осознанному выбору. Читательская самостоятельность – свойство, которое не задается с рождения, а возникает как результат правильно организованного обучения чтению. Оно характеризуется тремя существенными признаками: 1) умением, желанием и привычкой читателя обращаться к книгам с разными целями и всякий раз осознавать свою цель; 2) знанием того, к каким книгам ему надо обратиться, чтобы реализовать именно эту цель; 3) умением найти нужную книгу (или нужные книги) и освоить их содержание на максимально доступном ему уровне с наименьшей затратой времени и оптимально высоким для него на данный момент результатом [1, с. 161].

Как видим, главным мотивом самостоятельного обращения к книгам является интерес к чтению и желание читать. Основой же читательской самостоятельности является знание школьником книг и умение ориентироваться в них. Если ребенок знает книги, то у него непременно возникает и читательская самостоятельность, его не надо будет заставлять читать, он сам будет искать и находить нужные  ему книги в нужное для него время, чтобы прочитать их и спросить учителя о непонятном. И, наоборот, если ребенок не будет знать книг из доступного ему круга чтения, если читательский кругозор у ребенка вовремя не сформируется, то искать и читать книг, нужных и полезных, школьник  просто не будет, даже если его заставлять это делать.  А если он не будет искать и читать книг, то будет угасать интерес к чтению, и ребенок потеряет возможность познавать себя, чтобы развивать данные только ему индивидуальные способности с помощью  своевременного освоения и присвоения накопленного до него и для него в книгах человечеством опыта. Следовательно, учителю необходимо обдуманно строить свою систему работы и подготовить в начальной школе ребенка – читателя, знающего, умеющего и любящего выбирать и читать книги.

        Естественно, читательская самостоятельность формируется в процессе правильной читательской деятельности, концепция которой разработана Н.Н. Светловской [5]. Объективными показателями того, что у ребенка сформирована читательская самостоятельность и тип правильной читательской деятельности, являются определенные читательские умения и навыки. Перечислим основные, которыми должны овладеть младшие школьники в процессе работы с детскими книгами:

  •  умение определять причину и цель обращения к книгам;
  •  умение выбирать  книги в соответствии с поставленной целью;
  •  осознавать содержание книги с опорой на опыт читательской деятельности;
  •  определять тематику содержания книги до чтения по элементам ее оформления и заголовку;
  •  рассматривать и сравнивать различные книги, прежде чем сделать определенный выбор;
  •  обращаться к библиотечно-библиографической помощи и др.

Ученики овладевают этими умениями и навыками по мере накопления индивидуального читательского опыта, включающего освоение предназначенного им круга книг, формирование интереса к книгам, умение в них ориентироваться, желание и привычку к ним обращаться. Процесс формирования основ читательской самостоятельности многоступенчатый, его этапы выглядят следующим образом [2, с. 122]:

Таблица 1

Этапы формирования читательской самостоятельности

Этап обучения (класс)

Качества читателя, которые должны быть сформированы

Подготовительный

(1 класс)

Интерес к книге.

Начальный (2 класс)

Осознанная ориентировка в любой книге. Уверенность в возможности самостоятельно прочитать книгу.

Основной

(3 класс)

Понимание цели чтения исходя из темы книги. Потребность в самостоятельном чтении. Обоснованный выбор книги. Потребность пользоваться публичной библиотекой.

Завершающий

(4 класс)

Потребность в сознании личной библиотеки. Сознательное использование основных и дополнительных источников при подготовке к урокам внеклассного чтения.

Организационно курс внеклассного чтения разбивается на 3 этапа: подготовительный, начальный, основной, которые различаются 1) ведущими задачами и условиями обучения; 2) структурой урока; 3) характером постановки и разрешения учебных ситуаций, 5) количеством времени, отведенным на классно-урочную форму работы с детской книгой; 6) учебным материалом; 7) объемом и содержанием коллективной и индивидуальной читательской деятельности.

На подготовительном этапе школьники коллективно с учителем работают с одной детской книгой. Поскольку цель этого этапа  представить детям, еще не овладевшим грамотой, мир доступных книг и научить ориентироваться в книге  то для достижения цели используются следующие приемы: слушание, рассматривание книг с целью осмысления внешних примет воспринятого на слух содержания (на обложке и в тексте) и литературные игры. При этом рассматривание следует сразу после прочтения и после работы над содержанием.

На начальном этапе учащиеся оперируют 2-4 детскими книгами, обязательна индивидуальная деятельность с книгой по образцу под наблюдением учителя. Цель этого этапа  приучить учащихся самостоятельно рассматривать книгу, чтобы настроиться на чтение  определяет систему приемов работы: коллективное или индивидуальное просматривание книг до чтения,  перечитывание в завершение  беседы по итогам чтения, выборочное индивидуальное чтение вслух обязательный элемент работы с детской книгой, когда дети подтверждают свои высказывания.

На основном этапе превалирует самостоятельная деятельность с художественными и научно познавательными детскими книгами. Главная цель осуществление самостоятельного выбора книги и освоения её содержания в соответствии с заданием. Большая часть самостоятельной читательской деятельности проходит уже вне урока, вне школы. Урок же подводит итог работы детей с книгой, дает возможность детям проконтролировать себя и обеспечивает последовательность и систематичность детского чтения. Специфическими приемами являются: работа с книжной выставкой, сравнительный анализ книг, презентация книги, читательского дневника, отчет об исследовательской деятельности.

Строгое следование системе работы по внеклассному чтению  приводит педагогов к созданию своей собственной методической концепции за счет применения новых приемов и привлечения учебного материала и, соответственно, к формированию у детей «умений творчески выбирать и читать книги, те книги, которые нужны для совершенствования души ребенка сейчас и сегодня, а не превращают их в автоматы беглого раскодирования любого русского текста, в том числе художественного» [6, с.  34].

                              Библиографический список

  1. Львов, М. Р., Рамзаева, Т.Г., Светловская, Н. Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учебное пособие для студентов пед. Вузов [Текст]/  М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. – М. : Просвещение , 1987. – 414 с .
  2. 20.Никифорова, О.И. Психология восприятия художественной литературы: учебное пособие для студентов пед. вузов [Текст] / О.И. Никифорова. – Л.: 21.Просвещение, Ленингр. отд-е , 1982 . – 251 с.
  3. Граник, Г.Г., Бондаренко, С.М., Концевая, Л.А. Как учить школьников работать с учебником [Текст]/  Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая.  – М.: «Знание», 1987. – 80 с.

4.Оморокова, М. И.Чтение в начальных классах: учебное пособие для студентов пед. вузов [Текст] / М.И. Оморокова. – Тула, 1999. – 126 с. 5.Рыбкина, Е.А. Шаг навстречу книге, или Как приобщить ребенка к чтению [Текст] / Е.А. Рыбакина // Начальная школа. – 2009. – № 2. – с. 18-21.

6.Светловская, Н.Н., Пиче-оол, Т.С. Детская книга пришла в школу [Текст] / Н.Н. Светловская, Т.С. Пиче-оол  // Начальная школа. – 2009. – 1. – 14-18.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки внеклассного чтения в начальной школе

Уроки внеклассного чтения должны проходить интересно и увлекательно. В своей статье я предлагаю некоторые методы проведения данного урока, а так же конспект урока по внеклассному чтению в 3- м классе ...

.Тема: Уроки внеклассного чтения в начальной школе.

 К сожалению, у современных детей всё реже возникает желание читать. Приобщить младших школьников к художественному слову, научить различать доступные для них, полезные, интересные книги, ...

Урок внеклассного чтения для начальных классов общеобразовательных школ.Незнайка и другие фантазёры. Рассказы и сказки Н. Н. Носова. 2 класс

Конспект урока внек его лассного чтения для учащихся 2 классов c презентацией. Презентация  знакомит учащихся с  биографией и творчеством Н. Н. Носова, содержит занимательные задания для про...

Урок внеклассного чтения для начальных классов общеобразовательных школ. Сказки Г.Х. Андерсена. 2 класс

Презентация к уроку внеклассного чтения для учащихся 2 класса знакомит с биографией Г. Х. Андерсена,  содержит занимательные задания для проверки знания произведений автора....

Урок внеклассного чтения для начальных классов общеобразовательных школ. Рассказыв о природе Н. И. Сладкова. 2 класс.

Урок внеклассного чтения для начальных классов общеобразовательных школ. Рассказыв о природе  Н. И. Сладкова. 2 класс....

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Основная идея, положенная в организацию рабочего процесса в режиме коллективной мыследеятельности, состоит в том, что обучение ведется в активном взаимодействии обучаемых с педагогом и между собой с т...

тесты для уроков по внеклассному чтению в начальной школе

Тесты готовы для печати с двух сторон, каждому ученику выдается лист формата А5...