Рабочая программа по чтению 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основе Программы начального общего образования общеобразовательной организации МБОУ СОШ №1, Майкопского района, п. Тульского, на основе Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования (приказ Министерства образования и науки РФ №17785 от 6 октября 2009 г.), Концепции - духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования и авторской программы Климановой Л.Ф.
Программа обеспечена учебно-методическим комплектом: учебник «Литературное чтение», автор – Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова М.: Просвещение, 2013.
Методическое пособие. Поурочные разработки по литературному чтению. С.В.Кутявина, Е.С.Гостимская, М.И.Байкова, Москва, «ВАКО», 2012
Тематическое планирование рассчитано на 2 учебных часа в неделю, что составляет 68 учебных часов в год.
Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа с текстом художественного произведения, работа со схемами-опорами, заданиями, предложенными в учебнике. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся. На уроках литературного чтения осуществляются внутрипредметные и межпредметные связи с предметом Изо и музыкой.
Рабочая программа по литературному чтению состоит из следующих основных разделов: «Летописи, былины, сказания, жития», «Чудесный мир классики», «Поэтическая тетрадь», «Литературные сказки», «Делу время, потехе час», «Страна детства», «Природа и мы», «Родина», «Страна фантазия», «Зарубежная литература».
Общая характеристика учебного предмета
Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
Литературное чтение — это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.
Изучение литературного чтения на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
- овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
-воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Задачи обучения :
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечить достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Курс литературного чтения для 1—4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.
Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребенок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы — одного из сложнейших видов искусства.
Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ.Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
Литературоведческий принцип идет на смену лингвистическому анализу текста, имевшему место в начале обучения, когда предметом рассмотрения становились лишь отдельные средства художественной выразительности, «выпадавшие» из образной ткани произведения.
Работа над художественным произведением не должна сводиться к разбору отдельных эпитетов, сравнений и других средств художественной выразительности. В начальной школе анализ образных средств языка должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.
Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике, нравственно-эстетической идее, художественной форме, композиции.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.
Развитие навыка чтения предполагает: на четвером году обучения — наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения.
Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: при чтении человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением воссоздать словесные образы в соответствии с авторским текстом.
. Место предмета в учебном плане
В учебном плане на изучение курса литературного чтения в 4 классе отводится 2 часа в неделю при 34 недельной работе. За год на изучение программного материала отводится 68 часов
Результаты обучения
В конце 4 класса обучающиеся должны знать:
• наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
• названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;
• не менее 6 – 7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).
Обучающиеся должны уметь:
• осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
• понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;
• передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение;
• использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы);
• составлять план к прочитанному;
• делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;
• определять тему и главную мысль произведения;
• озаглавливать иллюстрации и тексты;
• вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
• выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
• полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
• ставить вопросы к прочитанному;
• самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;
• оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Учащиеся должны
• освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, живые картины (индивидуальные и групповые);
• принимать участие в конкурсах чтецов;
• владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 80 слов в минуту;
• понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу:
Знать/ понимать:
♦ названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
Уметь:
♦ различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
♦ читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
♦ определять тему и главную мысль произведения;
♦ пересказывать текст (объем не более 1, 5 стр.);
♦ делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
♦ составлять небольшой монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
♦ читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
♦ создавать небольшой устный текст на заданную тему;
♦ приводить примеры произведений фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки);
♦ различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
♦ приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
♦ самостоятельного чтения книг;
♦ высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
♦ самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
♦ работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
Место предмета в учебном плане.
Авторская программа составлена из расчета 4 часа в неделю, 136 часов за год. В соответствии с учебным планом школы, введением регионального компонента, уроки литературного чтения в 4 классе рассчитаны на 3 часа в неделю. Следовательно общее количество часов составило - 102 часа .
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации
и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности
научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.
Планируемые результаты
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.
В конце 4 класса обучающиеся должны знать:
• наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
• названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;
• не менее 6 – 7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).
Обучающиеся должны уметь:
• осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
• понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;
• передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение;
• использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы);
• составлять план к прочитанному;
• делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;
• определять тему и главную мысль произведения;
• озаглавливать иллюстрации и тексты;
• вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
• выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
• полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
• ставить вопросы к прочитанному;
• самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;
• оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Обучающиеся должны:
• освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, живые картины (индивидуальные и групповые);
• принимать участие в конкурсах чтецов;
• владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 80 слов в минуту;
• понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.
Результаты обучения литературе в начальной школе представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Контрольно-измерительные материалы
№ ур | Вид работы | Тема |
1 | Стартовая диагностическая работа | Констатирующая диагностика |
6 | Тест № 1 | Летописи, былины, жития |
8 | Проверка навыка чтения | Входная диагностика |
25 | Тест № 2 | Чудесный мир классики |
26 | Проверка навыка чтения | Промежуточная диагностика |
27 | Контрольная работа № 1 | Чудесный мир классики |
7 | Тест № 3 | Чудесный мир классики |
8 | Контрольная работа № 2 | Поэтическая тетрадь |
19 | Диагностическая работа | Констатирующая диагностика (за 1 полугодие) |
20 | Проверка навыка чтения | Констатирующая диагностика (за 1 полугодие) |
21 | Контрольная работа № 3 | Литературные сказки |
9 | Контрольная работа № 4 | Делу время - потехе час |
16 | Тест № 4 | Страна детства |
17 | Контрольная работа № 5 | Страна детства |
22 | Контрольная работа № 6 | Поэтическая тетрадь |
2 | Тест № 5 | Природа и мы |
4 | Контрольная работа № 7 | Природа и мы |
9 | Проверка навыка чтения | Промежуточная диагностика |
10 | Контрольная работа № 8 | Поэтическая тетрадь |
15 | Контрольная работа № 9 | Родина |
20 | Контрольная работа № 10 | Страна Фантазия |
28 | Проверка навыка чтения | Итоговая диагностика |
29 | Итоговая диагностическая работа | Итоговая диагностика |
4. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
1. Учебник для общеобразовательных учреждений по литературному чтению «Литературное чтение» для 4 класса. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Москва: «Просвещение», 2013 год.
2. Программа УМК «Школа России» к курсу «Литературное чтение» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. Авторы: Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Москва: «Просвещение», 2010 год.
Список литературы
1 Волина В.В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1994
2. Библиотека мировой литературы для детей / Отв. ред. Л. П. Серебрякова. - М: Детская литература, 1982. Т. 25. - 720 с.
3. Библиотека мировой литературы для детей / Отв. ред. А. Н. Печёрская. - М: Детская литература, 1985. Т. 29, кн. 3. - 576 с.
4. Ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал. Начальная школа плюс До и После. - № 8. - 2003.
5. Еженедельная газета Издательского дома «Первое сентября». Приложение «Начальная школа». - № 4. - 1997; № 11. - 2005.
6. Полная хрестоматия для начальной школы. С методическими подсказками для педагогов и родителей: в 2 кн. Кн. 2 / сост. Е. В. Посашкова. - Екатеринбург: У-Фактория, 2003. - 624 с.: ил.
7 Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л. В. Занкова. - М„ 2001.
8. Справочник для младших школьников. - Екатеринбург: ЛИТУР,2003.-160с.
9. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Литература. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.
Программное и учебно-методическое обеспечение ГОСа
Учебная дисциплина | Класс | Программа, кем рекомендована и когда | Тип программы (государственная, авторская) | Кол-во часов в неделю, общее кол-во часов | Базовый учебник | Методическое обеспечение | Дидактическое обеспечение |
Литературное чтение | 4 класс | Программа авторов: Л.Ф.Климанов М.В.Голованова В.Г.Горецкий «Родная речь» Рекомендо- вано Мини- стерством образования и науки РФ. | Государственная. | 2 часа в неделю 68 часов в год. | «Родная речь» Л.Ф.Климанов М.В.Голованова В.Г.Горецкий | 1. С. В. Кутявина «Поурочные разработки по литературному чтению» 2. С. В. Кутявина «Поурочные разработки по внеклассному чтению». | Набор таблиц по развитию речи. |
Тематическое планирование
№ темы | Раздел темы | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Вид контроля | УДД | Дата по плану | Дата по факту | ||||||
1. | «Летописи, былины, сказания, жития» 5часов | Знакомство с учебником «Родная речь». Летописи. | 1 | Фронтальный опрос | Л1 И2 И4 П6 Л9 К8 Л6 | |||||||||
2. | «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». | 1 | Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений | Выразительное чтение | Л1 И2 И4 П6 Л9 К8 Л6 | |||||||||
3. | «И вспомнил Олег коня своего». Сравнительный анализ летописи | 1 | Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Выразительное чтение | Л1 И2 И4 П6 Л9 К8 Л6 | |||||||||
4. | «Ильины три поездочки». | 1 | Связь произведений литературы с другими видами искусств Тема, главная мысль, события, последовательность | Выразительное чтение | ||||||||||
Л1 И2 И4 П6 Л9 К8 Л6 | ||||||||||||||
5. | «Житие Сергия Радонежского» Проверь себя! | 1 | Образные языковые средства | Выразительное чтение | Л1 И2 И4 П6 Л9 К8 Л6 | |||||||||
6. | «Чудесный мир классики» 11 часов | П. П. Ершов «Конек - горбунок» | 1 | Различные виды чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста Герой произведения, иллюстрация и ее | Выразительное чтение | |||||||||
Л1 И2 И4 П6 Л9 К8 Л6 | ||||||||||||||
7. | А. Слонимский. «О Пушкине» А.С. Пушкин «Няне» | 1 | Герои произведения, восприятие и пони- | Л1 И2 И4 П6 Л9 К8 Л6 | ||||||||||
8. | А.С. Пушкин «Туча». «Унылая пора! Очей очарование». | 1 | Чтение наизусть | Л1 И2 И4 П6 Л9 К8 Л6 | ||||||||||
9. | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» | 1 | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Л1 И2 И4 П6 Л9 К8 Л6 | ||||||||||
10. | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» | 1 | Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Выразительное чтение | Л1 И2 И4 П6 Л9 К8 Л6 | |||||||||
11. | Творчество А.С. Пушкина. Викторина по сказкам. | 1 | Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей | Л4 | ||||||||||
12. | А. Шан - Гирей «Воспоминания о Лермонтове». «Дары Терека» | 1 | Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний | Выразительное чтение | Л1 И2 И4 П6 Л9 К8 Л6 | |||||||||
13. | М. Ю. Лермонтов «Ашик - Кериб» (турецкая сказка) | 1 | Чтение по ролям Устное изложение Участие в диалоге Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Пересказ | ||||||||||
Л1 И2 И4 П6 Л9 К8 Л6 | ||||||||||||||
14. | С. Толстой. «Как я увидел Льва Николаевича» Л. Толстой «Детство» | 1 | Тема, главная мысль, события, последовательность | Л1 И2 И4 П6 Л9 К8 Л6 | ||||||||||
15. | Л. Толстой. Басня «Как мужик убрал камень» | 1 | Выразительное чтение | Л1 И2 И4 П6 Л9 К8 | ||||||||||
16. | А.П. Чехов «Мальчики» | 1 | Понимание основного содержания услышанного. Участие | Пересказ | ||||||||||
Л1 И2 И4 П6 Л9 К8 Л6 | ||||||||||||||
17. | «Поэтическая тетрадь» 7 часов | Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко» | 1 | Различение жанров | Чтение наизусть | Л1 И2 И4 П6 Л9 К8 Л6 | ||||||||
18. | А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка» | 1 | Настроение лирического героя Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Выразительное чтение | Л1 И2 И4 П6 Л9 К8 Л6 | |||||||||
19. | Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист». «Где сладкий шепот» | 1 | Связь произведений литературы с другими видами искусств. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Выразительное чтение | Л1 И2 И4 П6 Л9 К8 Л6 | |||||||||
20. | А. Н. Плещеев «Дети и птичка» | 1 | Осознанность и выразительность чтения | Чтение наизусть | Л1 И2 И4 П6 Л9 К8 Л6 | |||||||||
21. | И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями». | 1 | Осознанность и выразительность чтения | Выразительное чтение | Л1 И2 И4 П6 Л9 К8 Л6 | |||||||||
22. | Н. А. Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки нянины сказки» | 1 | Образные языковые средства | Выразительное чтение | Л1 И2 И4 П6 Л9 К8 Л6 | |||||||||
23. | И. А. Бунин «Листопад» | 1 | Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Выразительное чтение | Л1 И2 И4 П6 Л9 К8 Л6 | |||||||||
24. | «Литературные сказки» 5 часов | В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | 1 | Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | ||||||||||
Л1 И2 И4 П6 Л9 К8 Л6 | ||||||||||||||
25. | В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» | 1 | Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией | Пересказ | ||||||||||
Л1 И2 И4 П6 Л9 К8 Л6 | ||||||||||||||
26. | П. П. Бажов «Серебряное копытце» | 1 | Участие в диалоге при обсуждении произведения | Чтение по ролям | ||||||||||
Л1 И2 И4 П6 Л9 К8 Л6 | ||||||||||||||
27. | А.С. Аксаков «Аленький цветочек» | 1 | Оценка иллюстрации | Краткий пересказ | ||||||||||
Л1 И2 И4 П6 Л9 К8 Л6 | ||||||||||||||
28. | Литературные сказки. | 1 | Участие в диалоге при обсуждении произведения Выражение личного отношения к прочитанному | Фронтальный опрос | Л1 И2 И4 П6 Л9 К8 Л6 | |||||||||
29. | «Делу время – потехе час» | Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени. | 1 | Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного | Краткий пересказ | Л1 И2 И4 П6 Л9 К8 Л6 | ||||||||
30. | В. Ю. Драгунский «Главные реки» | 1 | Рассказ. Осознанность и выразительность чтения | Выразительное чтение | ||||||||||
31. | В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка» | 1 | Создание небольших письменных ответов на поставленный | Л1 И2 И4 П6 Л9 К8 Л6 | ||||||||||
32. | В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел» | 1 | Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Л1 И2 И4 П6 Л9 К8 Л6 | ||||||||||
33. | «Страна детства» 4 часа | Б. С. Житков «Как я ловил человечков» | 1 | Пересказ | Л1 И2 И4 П6 Л9 К8 Л6 И14 | |||||||||
34. | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | 1 | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Связь литературы с музыкой | Выборочное чтение | ||||||||||
Л1 И2 И4 П6 Л9 К8 Л6 | ||||||||||||||
35. | М. М. Зощенко «Елка» | 1 | Участие в диалоге | Пересказ | Л1 И2 И4 П6 Л9 К8 Л6 И14 | |||||||||
36. | Проверь себя! | 1 | Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению | Фронтальный опрос | Л4 И 14 | |||||||||
37. | «Поэтическая тетрадь» 4 часа | В.Я. Брюсов. «Опять сон» В.Я. Брюсов. «Детская». | 1 | Декламация произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Чтение наизусть | И14 | ||||||||
38. | С.А. Есенин «Бабушкины сказки» | 1 | Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией | Выразительное чтение | Л1 И2 И4 П6 Л9 К8 Л6 | |||||||||
39. | М. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…». М. Цветаева «Наши царства». | 1 | Тема, главная мысль. Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу | Выразительное чтение | Л1 И2 И4 П6 Л9 К8 Л6 | |||||||||
40. | Устный журнал по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 | Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией | Фронтальный опрос | Л1 И2 И4 П6 Л9 К8 Л6 Л4 | |||||||||
41. | «Природа и мы» 8 часов | Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш» | 1 | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения | ||||||||||
Л1 И2 И4 П6 Л9 К8 Л6 | ||||||||||||||
42. | А. И. Куприн «Барбос и Жулька» | 1 | Понимание содержания литературного произведения | Л1 И2 И4 П6 Л9 К8 Л6 | ||||||||||
43. | М. М. Пришвин «Выскочка» | 1 | Понимание содержания литературного произведения | Пересказ | Л1 И2 И4 П6 Л9 К8 Л6 | |||||||||
44. | Е. И. Чарушин «Кабан» | 1 | Рассказ о своих впе- | Выборочное чтение | Л1 И2 И4 П6 Л9 К8 Л6 | |||||||||
45. | В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип» | 1 | Понимание содержания литературного произведения Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления | Составление плана пересказа | ||||||||||
Л1 И2 И4 П6 Л9 К8 Л6 | ||||||||||||||
46. | Проверь себя! | 1 | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения | Фронтальный опрос | Л4 | |||||||||
47. | «Поэтическая тетрадь» (5 ч) | С. А. Клычков «Весна в лесу» | 1 | Сопоставление произведений художественной литературы | Выразительное чтение | Л1 И2 И4 П6 Л9 К8 Л6 | ||||||||
48. | Б. Л. Пастернак «Золотая осень». | 1 | Связь произведений литературы с другими видами искусства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Выразительное чтение | Л1 И2 И4 П6 Л9 К8 Л6 | |||||||||
49. | Д. Б. Кедрин «Бабье лето» Н. М. Рубцов «Сентябрь» | 1 | Декламация произведений Умение выразительно читать наизусть стихи перед аудиторией | Мини – сочинение Чтение наизусть | Л1 И2 И4 П6 Л9 К8 Л6 Л4 И14 | |||||||||
50. | С. А. Есенин «Лебедушка» | 1 | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Л1 И2 И4 П6 Л9 К8 Л6 | ||||||||||
51. | Проверь себя! | 1 | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения | Фронтальный опрос | Л1 И2 И4 П6 Л9 К8 Л6 | |||||||||
52. | «Родина» 5 часов | И. С. Никитин «Русь» | 1 | Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам и событиям | Выразительное чтение | Л1 И2 И4 П6 Л9 К8 Л6 | ||||||||
53. | С. С. Дрожжин «Родине» | 1 | Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Чтение наизусть | Л4 И14 | |||||||||
54. | А. В. Жигулин «О, Родина!» | 1 | Декламация произведений. Связь литературы с другими видами искусства | Выразительное чтение | Л1 И2 И4 П6 Л9 К8 Л6 | |||||||||
55. | Б. А. Слуцкий «Лошади в океане» | 1 | Умение выразитель- | Л1 И2 И4 П6 Л9 К8 Л6 | ||||||||||
56. | Проверь себя! | 1 | Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения | Фронтальный опрос | Л4 | |||||||||
57. | «Страна фантазия» 4 часа | Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника» | 1 | Различение жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Л1 И2 И4 П6 Л9 К8 Л6 | |||||||||
58. | Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника» | 1 | Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитан- | Пересказ | Л4 | |||||||||
59. | Кир Булычев «Путешествие Алисы» | 1 | Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитан- | Л1 И2 И4 П6 Л9 К8 Л6 | ||||||||||
60. | Проверь себя! | 1 | Фронтальный опрос | Л4 | ||||||||||
61. | «Зарубежная литература» 8 часов | Д. Свифт «Путешествие Гулливера» | 1 | Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления | Л1 И2 И4 П6 Л9 К8 Л6 | |||||||||
62. | Д. Свифт «Путешествие Гулливера» | 1 | Краткий пересказ | Л4 | ||||||||||
63. | Г. Х. Андерсен «Русалочка» | 1 | Герои произведения – восприятие и пони- Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на вопросы | Л1 И2 И4 П6 Л9 К8 Л6 | ||||||||||
Г. Х. Андерсен «Русалочка» | 1 | Составление плана пересказа Пересказ | ||||||||||||
Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Л1 И2 И4 П6 Л9 К8 Л6 | |||||||||||||
64. | М. Твен «Приключения Тома Сойера» | 1 | Взаимоотношения людей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (про- | Л1 И2 И4 П6 Л9 К8 Л6 | ||||||||||
65. | Характеристика персонажей в соответствии с авторским замыслом. М. Твен. «Приключения Тома Сойера» | 1 | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Л1 И2 И4 П6 Л9 К8 Л6 | ||||||||||
66 | Сельма Лагерлеф «Святая ночь» | 1 | Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления | Л1 И2 И4 П6 Л9 К8 Л6 | ||||||||||
67. | Сельма Лагерлеф «В Назарете» | 1 | Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления | Л1 И2 И4 П6 Л9 К8 Л6 | ||||||||||
68. | Проверь себя! | 1 | Тест | Л4 | ||||||||||
Список литературы по реализации программы.
I Для учителя:
- А.Ф.Климанова, М.В.Голованова, В. Г.Горецкий «Родная речь» 4 класс.
2. С. В. Кутявина «Поурочные разработки по чтению»
3. С. В. Кутявина «Поурочные разработки по внеклассному чтению 4 класс»
II Для ученика: А.Ф.Климанова, М. В. Голованова, В. Г. Горецкий
«Родная речь» 4 класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа для 2 класса по программе ПНШ литературное чтение
Программа разработана на основе авторской программы по литературному чтению Н.А.Чураковой, О.В.Мпалаховский "Программы по учебным предметам".Программа составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО...
Рабочая программа по чтению 3 класс, составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение»
Рабочая программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;
Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения; приобщение ребенка к лите...
Рабочая программа по: чтению. Класс: 3
Рабочая программа по: чтению. Класс: 3...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...