Конспект урока по литературному чтению 3 класс былина «Вольга и Микула»"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Тема: Былина «Вольга и Микула»
Цели:
- продолжить знакомство с былинами, особенностями ее построения;
- познакомить с былиной «Вольга и Микула»;
- расширить представление учащихся о русских богатырях Вольге Святославовиче и Микуле Селяниновиче;
- развивать внимательность при чтении художественных текстов, логику мышления, умение высказывать своё мнение о прочитанном;
- учить соотносить рисунки с текстом и передавать содержание текста по рисункам;
- формировать представление о таких нравственных понятиях как любовь к родине, трудолюбие, доброжелательное отношение к людям
- совершенствовать навык чтения;
- совершенствовать устную речь обучающихся через выразительное чтение.
К конспекту прилагается викторина по прочитанным былинам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx | 28.38 КБ |
viktorina.pptx | 720.48 КБ |
bylina.pptx | 318.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
Педагогический институт
Кафедра начального образования
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе
Выполнил:
студентка 4 курса группы НК-112
Оськина Елена Сергеевна
Методист:
Канакина Валентина Павловна
Владимир 2015 г
Урок по литературному чтению в 3 классе
Тема: Былина «Вольга и Микула»
Цели:
- продолжить знакомство с былинами, особенностями ее построения;
- познакомить с былиной «Вольга и Микула»;
- расширить представление учащихся о русских богатырях Вольге Святославовиче и Микуле Селяниновиче;
- развивать внимательность при чтении художественных текстов, логику мышления, умение высказывать своё мнение о прочитанном;
- учить соотносить рисунки с текстом и передавать содержание текста по рисункам;
- формировать представление о таких нравственных понятиях как любовь к родине, трудолюбие, доброжелательное отношение к людям
- совершенствовать навык чтения;
- совершенствовать устную речь обучающихся через выразительное чтение.
Оборудование:
Л. А. Ефросинина, учебник «Литературное чтение» 3 класс 1 часть;
Л. А. Ефросинина, Рабочая тетрадь по литературному чтению № 1, 3 класс.
Презентация
Интерактивная доска
Ход урока
I.Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Начинаем урок литературного чтения.
II.Актуализация знаний.
- Какой раздел мы изучаем? (Мы изучаем устное народное творчество)
- Какие жанры устного народного творчества вы знаете? (Сказки (русские-народные и авторские), загадки, потешки, пословицы, поговорки, скороговорки, былины)
- Скажите, что такое былина? (Былина – это поэтическое произведение русского фольклора, написанное особым былинным стихом)
- Скажите, о чем повествуется в былинах? (В былинах повествуется о фантастических подвигах богатырей, которые бьются с врагами земли русской. Богатыри наделены необыкновенной силой, ловкостью, умом и бесстрашием)
- Ребята, былины с глубокой древности передавались из уст в уста, их создавал народ.
- Раньше былины не рассказывали, а напевали - "распевали". При этом часто сказители подыгрывали себе на струнных инструментах, например на гуслях. (посмотрите на слайде картина Виктора Михайловича Васнецова «Гусляры»)
- Картина «Гусляры» заставляет перенестись на многие столетия назад. На полотне изображена большая деревянная изба, на широкой лавке восседают трое певцов. Судя по их длинному белому одеянию, певцы – монахи. У каждого из них на коленях размещены гусли.
- С какими былинами вы уже познакомились? (Добрыня и Змея, Илья Муромец и Соловей – разбойник, Алёша Попович и Тугарин Змеёвич)
III. Викторина по прочитанным былинам
- Вы прочитаете отрывки из басен на доске, и должны узнать из какой былины взят отрывок. (Отрывки появляются на интерактивной доске)
1. Помнил Добрыня наказы матушки. Да уж очень жарко в тот день богатырю в поле было. Сбросил платье, в воду кинулся. (Добрыня и Змея)
2. Говорил им ласковый Владимир – князь:
- Гой еси, вы, добры молодцы!
Скажитеся, как вас по имени зовут –
А по имени вам можно место дать,
По отчеству можно пожаловать. (Алеша Попович и Тугарин Змеёвич)
3. Повскакали тут с мест князь с княгинею и все богатыри, поспешили за Ильёй на княжеский двор. Подбежали к Бурушке – Косматушке. (Илья Муромец и Соловей - разбойник)
4. Ищет он Забаву Путятичну среди пленников, отыскать не может. В самой последней пещере запрятанную нашёл. (Добрыня и Змея)
- Вы правильно назвали все былины. Молодцы.
IV. Первичное чтение былины «Вольга и Микула»
- Сегодня мы познакомимся с новой былиной. Прочитайте её название: «Вольга и Микула».
- Открываем учебник на стр. 64. Посмотрите внимательно на название былины. Что необычного вы заметили? (В названии два имени. Возможно это имена главных героев)
- Давайте с вами это проверим. Отложили учебники. Сядьте поудобней, и слушайте внимательно былину.
(В процессе чтения учитель уточняет значение слов)
Расти – матереть – взрослеть, становиться мужественным.
Хоробая (дружина) – храбрая.
Оратай, оратаюшко – пахарь; орать – пахать.
Крестьянствовати – заниматься крестьянским трудом, обрабатывать землю.
Помётывати (бороздки) – размечать .
Гужки (гужи) – кожаные или верёвочные петли, часть конской упряжи.
Сошка (соха) – примитивное (простейшее) сельскохозяйственное орудие для вспахивания земли (обычно деревянное).
Омёшики – металлические наконечники сохи .
Соловенькая (соловая) кобылка – бледно–желтая, со светлой гривой и светлым хвостом.
Нарекают – называют.
Нажну – от слова жать – собирать урожай.
Скирды – сложенные под открытым небом снопы хлеба.
V. Проверка первичного чтения
- Можно ли то, что мы прочитали, назвать былиной? (Да)
Почему? О ком сказывается в былине? (В былине сказывается о богатырях Вольге и Микуле.)
- О чем она? (О великой и несравнимой силе богарыря – пахаря Микулы Селяновиче)
- А как вы представили себе Вольгу? Микулу?
- Откройте учебник на стр. 65. Рассмотрите иллюстрацию. Кого на ней узнали? (Тот, кто пашет – Микула, а воин – Вольга)
VI. Вторичное чтение с установкой и анализ произведения (дети читают)
- Давайте еще прочитаем эту былину, для того чтобы более точно представить образы Вольги и Микулы. Подготовьтесь к чтению. Начинаем читать.
Чтение с остановками.
Часть 1.
- Когда родился Вольга? (Когда воссияло солнце красное на том ли на небе на ясном, тогда родился молодой Вольга)
- Как красиво сказал автор про солнышко «воссияло»
- О чем мечтал молодой Вольга? (Захотелося много мудрости: щукой – рыбою ходить в глубоких морях, птицей-соколом летать, серым волком рыскать)
- Скажите, а что такое мудрость? (Мудрость - это глубокий ум,который человек получает в течении жизни и применяет в жизни при возникновении трудных ситуаций.)
- А в каком смысле здесь написано? (Щукой – рыбою ходить в глубоких морях, птицей-соколом летать, серым волком рыскать – мудрость как мечта)
Часть 2.
- Кого встретил в чистом поле Вольга? (Оратая)
- Кто это был? (Микула)
-Что говорит о силе пахаря? (Пашет, попахивает, пенья-корень вывёртывает, камни валит)
- Ребята, а говорят ли эти слова, что это богатырь? Из этого мы можем сделать вывод, что это был богатырь сильный.
Часть 3.
- Как обращаются друг к другу богатыри Вольга и Микула? (вежливо, ласково, Вольга Святославович, оратай - оратаюшко)
- Зачем позвал с собой Микулу Вольга? (В товарищи)
Часть 4.
- Что вспомнил Микула по дороге? (Вывернути сошку из земли).
- А ведь нельзя было оставлять сошку в земле. После работы ее надо было вытащить из земли.
- Смогли ли пять молодцов дружины Вольги вытащить сошку? (Нет. Они сошку да вокруг вертят, а не могут сошку из земли поднять, бросить сошку за ракитов куст)
- Это говорит о силе, могуществе и о характере настоящего пахаря. Ведь он заботится о инструментах, которыми работает.
Часть 5.
- Кого послал Вольга на помощь? (Дружинушку хоробую)
- Получилось ли у них вытащить из земли сошку? (Нет. (зачитыват))
Часть 6.
- Кому удалось сошку из земли повытряхнуть? (Микуле. )
- От куда появилась кобыла у Микулы? (Зачитывают)
- Как зовут Микулу?(Микула Селянинович)
VII. Работа с иллютрациями в учебнке
- Посмотрите на иллюстрацию на стр. 65. Какой эпизод их былины подходит к иллюстрации. (Выехал Вольга во чисто поле, услыхал он во чистом поле оратая: Как пашет в поле оратай, посвистывает, а бороздочки он да попахивает, а пенья-коренья вывёртывает, а большие-то ками в борозду валит.)
- Откроем стр. 67. Какой эпизод из былины изобразил художник на иллюстрации. (Приезжает дружинушка хоробая, пять молодцев да ведь могучих, ко той ли ко сошке кленовенькой; они сошку да вокруг вертят, а не могут сошку из земли поднять, из омёшиков земельку повытряхнуть, бросить сошку за ракитов куст! )
- Что изобразил художник на рисунке? Перечитайте. (Тут проговорил Вольга Святославович: «Ай же ты, оратай – оратаюшко! Как – то тебя да именем зовут, нарекают тебя да по отчеству?»)
- Посмотрите, какой эпизод изобразил художник Иван Яковлевич Билибин ?
- Молодцы!
VIII. Чтение по ролям
IX. Итог урока
- С какой былиной вы сегодня познакомились? (Мы сегодня познакомились с былиной «Вольга и Микула»)
- Как звали богатырей? (Вольга Святославович и Микула Селянинович)
- Что прославлял народ, рассказывая о Вольге и Микуле? (О Вольге, как защитнике Родины, а о Микуле, как пахаре)
- Кто из героев вам понравился? Почему?
- Спасибо за урок. Урок закончен.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Помнил Добрыня наказы матушки. Да уж очень жарко в тот день богатырю в поле было. Сбросил платье, в воду кинулся. «Добрыня и Змея »
Говорил им ласковый Владимир – князь: - Гой еси , вы, добры молодцы! Скажитеся , как вас по имени зовут – А по имени вам можно место дать, По отчеству можно пожаловать. «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич »
Повскакали тут с мест князь с княгинею и все богатыри, поспешили за Ильёй на княжеский двор. Подбежали к Бурушке – Косматушке . «Илья Муромец и Соловей – разбойник»
Ищет он Забаву Путятичну среди пленников, отыскать не может. В самой последней пещере запрятанную нашёл. «Добрыня и Змей»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Васнецов В.М. «Гусляры»
Билибин Иван Яковлевич
Васильев Константин Алексеевич
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
Конспект урока по литературному чтению УМК "Школа XXI века". Тема: Л.Н. Толстой рассказ "Прыжок", былина "Как боролся русский богатырь".
Материал содержит развернутый конспект урока.Цели: продолжить знакомить детей с творчеством Л.Н.Толстого; продолжить работу с разножанровыми произведениями Л. Н. Толстого ( сказка, басня, былина, расс...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...
Конспект урока по литературному чтению А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»(4 класс,литературное чтение)
Конспект урока по литературному чтегнию для 4 класса...
Конспект урока по литературному чтению 4 класс "Былины"
-Выделить важнейшие признаки былины, доступные для восприятия младших школьников;сравнивать ее со сказкой, вызвать желание читать былины.-Совершенствовать навык чтения целыми словами; показать к...