Использование скороговорок в работе над качеством чтения
статья по чтению (3 класс) на тему

Скороговорка как тренажер в работе над качеством чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_skorogovorok_2_3_klass.doc294 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ    СКОРОГОВОРОК  В  РАБОТЕ  НАД   КАЧЕСТВОМ  ЧТЕНИЯ.

    «Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой …» -  как часто мы, взрослые, обращаемся к своим  детям с такими назиданиями. К сожалению, достаточно типичная картина: ученик, не считаясь со знаками препинания, не соблюдая пауз, пренебрегая логическими ударениями, бубнит текст. Авторская речь и реплики персонажей звучат совершенно одинаково, сложные описания превращаются в бессмысленное нагромождение слов.

    Невыразительное чтение – верный признак того, что сам читающий остаётся глух к тем мыслям и чувствам, которые пытается донести до него автор. Конечно, он кое-что схватывает – поверхностные сведение о том, что происходит и с кем, но главные прелести художественного слова остаются неведомыми для него. Удивительно ли , что многие дети не любят читать?  

    Конечно, научиться читать выразительно – непросто. Это невозможно без овладения  техникой чтения, к которой мы относим беглость, правильность и сознательность чтения – качества, очень тесно между собой связанные. В  самом деле, можно ли, например, достигнуть понимания прочитанного, если не читаешь хоть в некоторой степени бегло? Разбирая слово медленно, успеваешь забыть предыдущее; содержание в целом не схватывается, текст как бы распадается на отдельные, лишенные связи слова. Таким образом, выработать навыки правильного, выразительного и беглого чтения  - дело очень важное.

    Некоторых родителей смущают довольно высокие требования современной школы к  навыкам чтения. Не получается ли соревнование на скорость? Смогут ли дети при этом получить удовольствие от прочитанного?

    Надо сказать, во-первых, что беглое чтение ничего общего со скоростным чтением не имеет. То, что требуют от учеников начальной школы – нормальное чтение, которое дает возможность перейти в дальнейшем на скорость, обычную при чтении вслух взрослого человека : 130-150 слов в минуту.

    Во-вторых, важно понять, что скорость чтения не рассматривается сама по себе. Ведь имеется в виду беглое и правильное, беглое и выразительное чтение. Даже если при чтении на скорость ученик укладывается в положенные нормы, но при этом часто ошибается, пропускает или искажает слова – читает ли он хорошо? Конечно, нет

    Важно ли умение читать бегло? Безусловно. Если глаз быстро идет по строке, схватывая не отдельные слова, а словосочетания и предложения, то прочитанное усваивается лучше. И наоборот, при плохой технике чтения, когда ребенок спотыкается на каждом слове, ему трудно уловить нить повествования, понять и запомнить текст.

    И что хочется отметить особо, скорость и качество чтения являются одними из самых важных факторов, влияющих на успеваемость учащихся.

    В современной школе применяется огромное число методов и приемов,  способствую-

щих  развитию скорости и качества чтения.

     В этой статье мне хочется поделиться своими  находками и идеями.

     Наш голос – это физический инструмент, который, подобно музыкальному, требует хорошей настройки, заботы о его сохранности. То есть, чтобы быть хорошим чтецом и собеседником, необходимо овладеть некоторыми техническими умениями. Это – дикционно чисто говорить и читать, четко проговаривая все звуки; говорить и читать, повышая или понижая тон голоса; читать, убыстряя или замедляя темп произнесения фразы; говорить и читать, выражая голосом свои чувства, придавая голосу окраску.

     Желая достичь успехов в спорте, мы тренируем различные группы мышц. Но ведь наш язык – это тоже мышечный орган! Давайте потренируем и его.

   

    На помощь нам придут скороговорки. Эти маленькие тексты обычно содержат максимальное количество трудных, скользких для прочтения и произнесения мест, но, благодаря многократному повторению, мы добьёмся чистоты выговора. и будем постепенно наращивать скорость.

     Чтобы добиться видимых успехов в работе над качеством  чтения (беглость, правильность и т.д.), необходимо использовать скороговорки регулярно и в системе.

Работу можно разбить на этапы по годам обучения.

    Начинаем в первом классе, когда все учащиеся овладели навыком чтения. Детям предлагаются наборы, состоящие из небольших и нетрудных скороговорок, которые прочитываются классом  «по-цепочке». На первоначальном этапе знакомства с каждым  новым набором скороговорки прочитываются медленно, очень четко проговаривая каждый звук (на это обращаем самое серьёзное внимание!), обращаем внимание на работу губ, положение языка. Для самоконтроля  можно выполнять упражнения перед зеркалом, если есть возможность. Постепенно наращиваем скорость прочтения знакомых скороговорок (продолжая контролировать правильность и четкость их произнесения), доводим  до чтения их в достаточно быстром темпе. По необходимости заменяем один набор таких скороговорок на следующий (то есть нужно иметь по несколько наборов на каждый этап работы – их легко составить самим).

     Для первого этапа работы можно предложить, например, такие скороговорки:

Веня и Иван не виноваты.

Диван не виден.

У водопада – водопой.

Увидим Вадима и удивим.

У елки иголки колки.

У нас гость унес трость.

У ежа ежата, у ужа ужата.

Вредная ведьма варила варево.

На дворе трава, на траве дрова.

У Бори винт, у Вити бинт.

Дарья дарит Дине дыни.

Слишком много ножек у сороконожек.

Наш Полкан попал в капкан.

Даже ужу ужин нужен.

В гнезде – дрозды.

В вазе у Зои – мимозы и гвоздики.

Суп стыл, стыл и остыл.

Испугали Люсю бабусины гуси.

Влас у нас, Афанас – у вас.

Оса боса и без пояса.

Стоит воз овса, возле воза – овца.

    На следующем этапе, то есть при достаточно качественном овладении чтения коротких скороговорок ( безошибочно и в быстром темпе), можно предложить учащимся  более длинные и более трудные скороговорки. Например,

Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.

От топота копыт пыль по полю летит.

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

Стоит копна с подприкопеночком.

Около кола колокола, около ворот – коловорот.

На меду медовик, а мне не до медовика.

Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.

    Третий этап предполагает продолжить работу над правильностью и быстротой чтения скороговорок, но предлагаю несколько больше внимания уделить обучению детей быть при чтении внимательными. Для этого составляются новые наборы скороговорок. В них могут быть включены как уже известные, встречавшиеся ранее скороговорки, так и новые, но располагать их нужно парами (двойками, тройками – как считаете нужным), чуть меняя слова, порядок слов и т.п. Например:

Мама мыла Милу мылом.

Мыла Милу мылом мама.

Милу мылом мама мыла.

Два щенка щекой к щеке щиплют щетку в уголке.

Два щенка щекой к щеке треплют щетку в уголке.

Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

У чушки щетинка, у щучки чешуя.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.

Купи кипу пик.

Купи кипу пуха.

Карл клал лук на ларь, Клара крала лук с ларя.

Клара-краля кралась с крокодилом к Ларе.

Полили ли лилию? Видели ли Лидию?

Полили лилию. Видели Лидию.

Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски.

Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.

Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски.

Надо колокол переколоколовать, да перевы колоколовать.

    На следующем этапе ( не ранее третьего класса)  используем достаточно сложные и трудные скороговорки. Здесь же можно привлечь и детей к составлению новых наборов для работы, что ученики делают с большим удовольствием, так как читать скороговорки им нравится. Дело в том, что детям нравится то, что приносит положительные результаты.  А в работе над скороговорками положительный эффект достаточно быстро и заметно проявляется. Если первоначально знакомясь с новым набором, дети едва «ворочают языком», то через некоторое время казавшиеся неподатливыми скороговорки прочитываются легко в достаточно быстром темпе. Это занятие оказываются к тому же и очень веселым!  Приведу примеры трудных скороговорок:

    Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.

Бомбардир бонбоньерками бомбардировал бырышень.

Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.

Рододендроны из дендрария подарены родителям.

У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.

Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.

Рапортовал да не дорапортовал, дорапортовывал да зарапортовался.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

    Очень хорошо, если дети будут периодически некоторые из скороговорок , которые вызывают особую трудность при произнесении, учить наизусть. Со скороговорками можно проводить массу интересных и увлекательных мероприятий: собери рассыпанные скороговорки, кто назовет больше, кто произнесет быстрее и четче, составление текстов из скороговорок, выполнение рисунков и т.п.

    Следующий этап предполагает отработку навыков выразительного чтения (при условии, что достаточно проработаны правильность и беглость чтения). Дается задание прочитать предлагаемые скороговорки, как реплики в диалоге: говорящий спрашивает, сомневается, утверждает, а слушающий, понимая цель и интонацию реплики собеседника, отвечает ему, утверждая, снимая опасения собеседника, соглашается или тоже сомневается. Работать можно также, читая  скороговорки «по-цепочке», но один из детей в паре – спрашивает, второй – отвечает.

    Выполняя это упражнение, мы не только еще раз отработаем наиболее трудные буквенные сочетания (добьемся большей дикционной чистоты),  не только  потренируем скорость чтения, но и  будем учиться правильно (логически и интонационно) реагировать на речь собеседника, учиться читать выразительно и артистично.

     Использовать можно уже знакомые детям наборы скороговорок. Но каждая скороговорка прочитывается несколько раз с разными интонациями по заданию учителя .

Например, вопрос – сомнение

                   ответ – утверждение

До поры остры топоры, топоры остры до поры?

Топоры остры до поры, до поры остры топоры.

                   вопрос – удивление

                   ответ – утверждение и восхищение

От топота копыт пыль по полю летит?

От топота копыт пыль по полю летит!

                   реплика – утверждение или восхищение

                   ответ – сомнение, недоверие

На дворе – трава, на траве – дрова. Дрова вдоль двора! Дрова вширь двора!

На дворе – трава? На траве – дрова? Дрова вдоль двора? Дрова вширь двора?

    В дальнейшем по мере прохождения данного этапа, можно предложить учащимся для прочтения на отработку скорости чтения тексты из скороговорок. Они же используются и для  работы над выразительностью и правильностью чтения – прочитай, как информационное сообщение, как историю, похожую на сказку, как поучение и т.п.

     Образец такого текста:

     Из-под Костромы, из-под Костромищи везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет да и скороговорками так и сыплет: мол, тетерев сидел на дереве, от дерева – тень тетерева; мол, у осы не усы, не усищи, а усики; от топота копыт пыль по полю летит; Скороговорил, скороговорил да так всех скороговорок не перевыскороговорил. Вез, вез Сенька Саньку с Сонькой на санках; санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Сеньку в лоб, все в сугроб.

    Такие тексты дети с огромным удовольствием составляют сами!

    В заключении хочу сказать, что в работе используются  как старинные, всем известные народные скороговорки ( в них много незнакомых детям слов, понятий, имен – что требует серьезной словарной работы), так и оригинальных новых, современных, в которых дети встречают привычные для них понятия и явления. Таким образом, систематическая и планомерная работа со скороговорками не только улучшает качество чтения, но и развивает речь детей, расширяет круг их знаний,  воспитывает интерес к учению.

                            СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Захарова А.В., Слободчиков В.И., Мир детства. Младший школьник. Москва,

«Педагогика». 1988.

     

  1. Белов Н.В., Загадки, скороговорки, считалки, потешки, стишки, головоломки, игры. Минск. «Харвест». 2007.

      3.   Антонова Л.Г. Развитие речи. Уроки риторики. Популярное  пособие для  родите-

            лей и педагогов. Ярославль. «Академия развития». 1997.

  1. Сухин И.Г. Веселые скороговорки для непослушных звуков. Ярославль. «Академия  

развития». 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ как средства повышения качества знаний учащихся

В статье раскрываются возможности использования ИКТ на уроке как средства повышения качества знаний....

Исследовательская работа на тему : «Работа над формированием навыков качества чтения младших школьников»

quot;Работа над формированием навыка качества чтения младших школьников"                             ...

Консультация для учителя "Работа над качеством и скоростью чтения"

Консультация для учителя "Работа над качеством и скоростью чтения"...

"Использование межпредметных связей на уроках литературного чтения как средства формирования нравственных качеств младшего школьника".

quot;Использование межпредметных связей на уроках литературного чтения как средства формирования нравственных качеств младшего школьника"....

Использование скороговорок для тренировки и развития речевого аппарата.

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок был здоров, чтобы  вовремя сел, встал, сделал первые шаги, вовремя заговорил, и, желательно, сразу много и понятно. Как необходимо развивать ребен...

Методическая работа по теме: «Повышение качества чтения и письма у младших школьников, имеющих недостатки в звуковом анализе слов».

Статья представляет собой консультация логопеда для педагогов и родителей учащихся начальной школы. В ней обознаачены основные причины возникновения проблем в овладении чтением и письмом у младших шко...