Консультация для учителя "Работа над качеством и скоростью чтения"
консультация по чтению (2 класс)
Консультация для учителя "Работа над качеством и скоростью чтения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_tempom_i_kachestvom_chteniya.doc | 215.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа над темпом и качеством чтения.
Из опыта работы учителя начальных классов
Мудрак О.В.
Чтение - один из основных способов приобретения информации, поэтому овладение навыком полноценного чтения является для учащихся важнейшим условием обучения в школе по всем предметам. Как особый вид деятельности, чтение предоставляет большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития ребенка. Из этого следует необходимость целенаправленной систематической работы над развитием и совершенствованием навыка чтения.
Цель обучения чтению: сформировать младшего школьника, как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению; владеющего способами работы с читаемым текстом или детской книгой, обладающего определённой начитанностью, нравственно- эстетическим и гражданским развитием.
Сознательная читательская деятельность в свою очередь невозможна без овладения технической стороной чтения: усвоения его форм, видов и способов; правильного воспроизведения и воссоздания читаемого текста.
Без навыка беглого, правильного чтения невозможно развитие других видов читательской деятельности. Преждевременное использование другой деятельности при не сложившемся навыке чтения и раннее переключение навыка чтения на средство обучения тормозит нормальное развитие чтения, как читательской деятельности.
В начальной школе учащиеся осваивают изучающее чтение (равномерно-внимательное). Изучающее чтение требует от ученика определенных технических навыков и понимания информации, степень полноты которого должна достигать 100%. Изучающее чтение вслух предназначенное для слушателя, это четкое внятное чтение целыми словами, без неоправданных пауз, безошибочное, в нормальном темпе и достаточно выразительное.От скорости чтения также зависит процесс развития: совершенствуется оперативная память, устойчивость внимания, повышается умственная работоспособность. Воспитательный аспект оптимального чтения состоит в том, что если выпускники начальной школы плохо читают, то в старших классах падает их успеваемость и начинает преобладать психология троечника – «сколько ни учись, всё равно выше оценку не получишь».
Поэтому необходимо стремиться, чтобы в конце начального обучения большая часть учеников имела скорость чтения не ниже 120 слов в минуту.
С другой стороны в последнее время появился ряд рекомендаций по увеличению скорости чтения. Физиологи и психологи доказали, что увеличение скорости чтения вслух свыше 75-90 слов приводит к нарушению психофизиологических механизмов восприятия текста на слух, к расстыковке зрительных и моторных процессов, отставанию речи и мысли от восприятия. Информация не усваивается полноценно. Главным в чтении является понимание информации, сближение понимания с восприятием. Высокая скорость чтения тормозит эти процессы.
Психологи утверждают что, изучающее чтение вслух и про себя должно быть обстоятельным и неторопливым, поэтому погоня за скорость неоправданна. Определен порог для изучающего чтения - минимальная скорость –50 - 60 слов в минуту (Л. А. Щерба, С. К. Фоломкина). При такой скорости осуществляется достаточно полное понимание, однако это не означает, что при других формах и целях чтения она должна оставаться неизменной. В начальной школе при чтении вслух она колеблется от 70 до 90 слов, а при чтении про себя до 200 слов в минуту. Чтение текста с несвойственной данному ребенку скоростью, увеличенной из-за желания читать как другой ученик, приводит к искажениям слов, повторам и другим ошибкам, а следовательно непониманию содержания текста.
Совершенствование техники чтения не является самоцелью, но, поскольку, от неё зависят другие характеристики навыка чтения (осознанность, выразительность), а также качество знаний по предметам вообще, нужно добиваться правильного чтения в нормальном темпе.
Тем более, что в настоящее время почти 30% младших школьников характеризуются медленным темпом чтения.
Медленное чтение проявляется в низкой скорости произнесения слов и сопровождается частыми более или менее длительными паузами, побуквенным или слоговым чтением, неправильным называнием букв и прочитыванием.
Медленный темп чтения может быть обусловлен разного рода психологическими причинами, которых достаточно много. Не буду заострять на этом внимание, отмечу только, что касается приёмов обучения чтению, то я разделяю позицию, согласно которой необходимо сочетать обучение чтению в процессе многократного целенаправленного перечитывания со специальными заданиями, активно влияющими на становление чтения и развитие способов овладения этой сложной учебной деятельностью.
Управлять процессом формирования навыка чтения можно лишь при соблюдении следующих условий:
- при формировании этого навыка необходимо опираться на развитие таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление;
- навык чтения значительно укрепляется и совершенствуется, если параллельно с ним развиваются и другие виды речевой деятельности (аудирование, говорение, письмо);
- формирование навыка полноценного чтения необходимо рассматривать не только как задачу специального урока, урока чтения, но и как одну из задач других уроков;
- занятия по чтению необходимо строить так, чтобы содержание, формы и методы работы на уроке формировали у учащегося положительную мотивацию интерес к чтению и книге вообще.
В целях предупреждения ошибок связанных с искажением и заменой слов целесообразно:
а) выяснить перед чтением лексическое значение слов, без понимания смысла которых восприятие текста будет затруднено;
б) предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав;
в) создание на уроке обстановки для внимательного чтения текста, четкая формулировка заданий и вопросов;
г) предварительное чтение текста про себя;
д) систематический контроль учителя за чтением учащихся;
е) методически верное исправление ошибки в зависимости от ее характера.
Предложу способы исправления ошибок:
- ошибки в окончаниях слов учитель исправляет сам, не прерывая чтения ученика;
- ошибки, искажающие смысл предложения, исправляют путем повторного прочтения или вопроса к прочитанному;
- ошибки, которые не исказили смысла, учитель отмечает после чтения;
- к исправлению ошибок, связанных с нарушением орфоэпических норм, привлекаются другие ученики.
Учитель замечает и фиксирует все ошибки ученика, но прерывает чтеца лишь в случае искажения, мешающего пониманию текста.
Развитию беглости способствует, прежде всего, заинтересованность учащихся в чтении, желание и потребность читать книги.
На развитие темпа чтения положительное влияние оказывает характер заданий, которые выполняют учащиеся, работая над текстом. Учителю необходимо заранее планировать работу на уроке так, чтобы выполняя различного вида задания, почти все учащиеся в течение урока читали вслух. Задания должны побуждать к перечитыванию текста. Приведу наиболее интересные из них:
- чтение самого на ваш взгляд красивого места в рассказе, стихотворении;
- нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения;
- чтение отрывка, с которым можно соотнести пословицу;
- чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки);
- нахождение предложения (отрывка), который мог бы прочитать вот этот человечек;
- нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, с возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т. д.;
- нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой, многоточием и т. д.;
- нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно;
- нахождение в рассказе самого длинного слова;
- нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске);
- чтение с выписыванием слов для практического словаря, например к теме «Осень», «Зима».
- комбинированное чтение (учитель — учащиеся хором).
Совершенствованию чтения способствуют такие приёмы, как: чтение с чётким проговариванием слогов (для слабо читающих детей); шепотное чтение и чтение для себя; хоровое и групповое; выборочное и комментированное чтение; чтение с использованием метронома или отстукиванием темпа; скандирующее чтение.
Помимо совершенствования чтения в процессе анализа произведения (работы с текстом), можно с этой целью использовать ряд упражнений, оказывающих воздействие на основные параметры чтения. Сочетание работы над текстом со специальными упражнениями дает возможность сформировать у учащихся качественное чтение.
Упражнения проводятся в группах, коллективно и индивидуально. Их можно включать в подготовку к чтению нового текста, помогая освоить правильное произношение, безошибочное чтение, понимание отдельных слов и предложений.
Упражнения можно использовать индивидуально, с учётом того, какой параметр у ученика слабо отработан - произношение, правильность, скорость восприятия, понимание. Строятся они в основном на материале читаемых произведений, также можно использовать дополнительный речевой материал (скороговорки, чистоговорки, загадки, короткие стишки).
Тексты упражнений могут быть вынесены на доску, оформлены в виде карточек (для индивидуальной работы), экран. На уроке они занимают 5-6 минут как подготовительная работа.
Чтобы дети читали правильно, с меньшей затратой сил и быстрее овладевали разными приёмами чтения необходимо давать детям ориентиры в виде правил и памяток.
Для обучения технике чтения выделяют группы упражнений, направленные на: развитие речевого аппарата; расширение оперативного поля чтения; развитие правильности, безошибочности восприятия текста; развитие смысловой догадки на различных уровнях; развитие внимания и памяти в процессе восприятия; преодоление трудностей понимания в разных условиях восприятия текста. Рассмотрим некоторые из них.
Задания для улучшения артикуляции.
1."Произнеси быстро ".
Дается абзац, предложение или строфа стихотворения, скороговорка или чистоговорка, и просят 10 раз подряд произнести ее вслух - без пауз и как можно быстрее, предварительно выделив трудные звуки и сочетания. Все слова должны произноситься при этом очень четко. Выполнять задание ежедневно. Можно засекать время. Сокращение времени произнесения фразы из одного и того же количества букв свидетельствует об улучшении процесса артикулирования. Работая со скороговорками можно менять темп, силу голоса, интонацию, логическое ударение.
2."Произнеси гласные звуки ".
а) Читать можно таблицу гласных по горизонтали, по вертикали, с добавлением согласных, в игровой форме - «дразнилка», «удивление», «радость», «жалоба».
А Э О У Ы
Я Е Ё Ю И
б) Ученикам нужно произнести сочетания гласных звуков [и-э], [и-о], [э-о], [э-у], [э-и] в различных темпах, повышая и понижая голос. Сначала учащиеся хором тренируются в произношении этих гласных по порядку, затем можно дать сочетания.
3."Отчетливо произнесем".
После отра6отки произношения гласных включаем согласные, а также сочетания гласных и согласных: ба, бо, бу, бы, бэ, би; ва, во, ву, вэ, ви. Сначала читаем первые десять согласных, затем — последующие десять. С этой целью можно использовать готовую слоговую таблицу. Чтение проводится хором и индивидуально, в виде соревнования по рядам.
Кроме того, дети должны научиться отчетливо произносить согласные, которые часто слабо дифференцируются (ш - с, ж - с, р –л , с – з) и пары слов, различающиеся одним звуком (мыс-мышь, нож-нос, жарко - жалко и т. д.).
а) З – С – Ж, Ш – Ж – С, Б – Р – С.
б) Б – Р – Р, К – Ш – Ш, Т – Ш – Ш, Т – С – С.
в) ДА – ТА ТА – ДА ДЯ – ТЯ ДЯ – ДЯ
ДО – ТО ТО – ДО ДЕ – ТЕ ТЕ – ДЕ
ДУ – ТУ ТУ – ДУ ДЮ – ТЮ ТЮ - ДЮ
ДЫ – ТЫ Т Ы – ДЫ ДИ – ТИ ТИ - ДИ
г) ТА – ДА – ТА ДО – ТО – ТО – ДО
ДА – ТА – ДА ТО – ДО – ТО – ДО
д) С Т Р А О У Ы Е В Л А Е И УЫ
С К Л Т Р
С П Р Г Р
4. Чтение таблицы согласных.
Делаем глубокий вдох – на выдохе читаем 15 согласных.
Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, как предпосылка правильного чтения.
1."Прочитай быстро " (для развития целостности и дифференцированности восприятия).
Для быстрого восприятия даются пары слов, различающиеся одной или несколькими буквами: близкий - ближний, дедушка - девушка, редкий - резкий, пуховый - пушной, соседний – соседский ( можно использовать разные части речи).
- Трудные слова, громоздкие по структуре должны быть прочитаны до работы над текстом. Для того чтобы прочитать слово безошибочно, оно делится на более лёгкие структуры: зелёный –зеленела - зазеленела; бодрый - ободрился - приободрился.
- Для тренировок в правильности чтения можно использовать приём взаимопроверки: ученик читает 1-2 абзаца своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает ошибки, потом меняются ролями.
4."Сложи слова "
Слова пишутся на двух небольших карточках (на доске) так, чтобы первая половина была написана на одной карточке, а вторая - на другой (например, пе-тух, сапо-ги, тет-радь). Слева кладут карточки с началом слов, а справа - с их вторыми половинками. Нужно сложить карточки так, чтобы получилось осмысленное слово. В более сложных вариантах половинки слов перемешиваются, и ученик сам находит их начало и конец, иногда просят подобрать похожие по написанию слова (например, моло-ко, моло-ток, моло-дец; по-года, по-беда, по-суда; бе-седа, бе-рег, бе-реза).
5. "Найди слова ".
Ученику дают 18-20 карточек, на каждой из которых написано одно слово. Нужно найти слова, которые при написании отличаются одной – двумя буквами. Например: машина-малина, Маша-Миша, Тоня - Толя, стойка - стайка и др.
6. «Мнимое слово».
Учитель неправильно читает слово, окончание – ученик исправляет.
7. Чтение с закладкой слева.
Закладка закрывает прочитанное , помогает избежать повторов.
8. «Эхо».
Дети читают вслед за ведущим - сильным учеником, повторяя за ним слова, словосочетания, предложения, стараясь не допустить
ошибок.
Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память.
1."Мгновенное восприятие слов и словосочетаний".
Для расширения "поля чтения" ученик должен мгновенно охватить глазами столько слов, сколько сможет за одно восприятие, и произнести их, не глядя в текст.
2."Чтение строчек с прикрытой верхней половиной " (увеличение восприятия)
Чистый лист накладывается на текст так, чтобы верхняя часть строчки была прикрыта, а нижняя открыта. Читать приходится и только по нижним частям букв. Желая облегчить себе задачу, ученик, вслух читая верхнюю строчку, будет стремиться одновременно быстро про себя прочитать нижнюю, следующую строчку, пока она открыта.
3. «Словесные столбики».
Учитель быстро открывает и закрывает слова, состоящие из четырех букв, а ученики читает до тех пор, пока не будет схватывать слово за мгновение. Упражнения продолжаются до тех пор, пока ученики не научатся читать слова, состоящие из десяти букв. Примеры слов: отец, поле (4); город, адрес (5); ворона, сирень (6); ботинки, корзи-на (7); карандаш, еолейбол (8); смо-родина, крохотный (9); скворечник, количество (10).
4. «Пирамидка».
Можно вынести на карточки для восприятия на время трудные слова. Аналогичная работа проводится с текстом. Текст показывают сначала на счёт «раз - два - три», до «раз». Упражнения проводятся непосредственно перед чтением текста.
Упражнения в чтении различных слов, сочетаний слов, предложений, небольших абзацев развивают не только внимание к слову, его правильное восприятие, но и способствуют расширению поля чтения ученика и вместе с тем улучшению памяти, внимания. Эту работу можно начать со II класса, давать слова несложные: сначала одно слово, состоящее из двух слогов, затем из трех, потом подключать два слова, постепенно доводя восприятие до 10—12 знаков, например: пришла зима; друг — дружеский; сильный, смелый.. В III классе увеличивается восприятие до трех слов в строку и в столбик, включаются предложения:
ученье
ученый
ученик
въюга, метелъ, поземка, буря
Чтенье — вот лучшее уменъе.
"Пирамидку" строим из слов произведения, которое читалось (при проверке домашнего задания) или используется текст нового рассказа (при подготовке его к чтению).
5. «Скользящее чтение».
Помимо расширения поля чтения, развития зрительного восприятия слов, следует выполнять упражнения, включающие такие целевые установки: читаешь первое слово, смотри сразу на следующее за ним, постарайся сразу его понять. Кроме того, текст рекомендуется читать в разных темпах: медленно, в нормальном темпе, в быстром темпе.
Упражнения следует проводить с опорой на смысловой анализ текста. При этом развиваем одновременно зрительное и слуховое восприятие с опорой на память. Это дает возможность предупредить ошибочность восприятия текста.
6."Словесные горки ".
Ученику предлагается последовательно прочитать 15 слов, записанных одно под другим в виде горки, то есть каждое нижнее слово длиннее верхнего на одну букву, а самое верхнее слово состоит из двух букв, а самое последнее - из 15-16. Чем ниже ученик будет спускаться, тем труднее ему будет читать. Сумеет ли он добраться до самого последнего слова?
- Чтение по таблице – треугольнику (до 3 раз).
- «Прятки».
Учитель читает произвольное предложение, ученик быстро находит его в тексте и продолжает чтение.
- Чтение со средней линией.
зачер стветь
подбод рившись
распустив шийся
прочув ствовал
Средняя линия является опорой.
Упражнение развивает боковое зрение.
Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения (работа над скоростью чтения).
1."Угадай" (для развития смысловой догадки - антиципационного восприятия текста).
а) При чтении затушевываются отдельные буквы, окончания, части слов, целых слов, нижней части текста. Постепенно увеличивается число элементов, которые дети должны антиципировать: кроме окончаний, опускаются также приставки и буквы в корне. Работа идёт, в основном, со связным текстом.
Аленка вылез** из луж* и сказа**: — А вода до чего тепл**!
И побеж*** по ули**, по всем лужи*** и калужинк**. Таня
бросил*** за ней.
Они догон*** друг друга, шлепа** босы** ног*** по воде, под-ним*** весел** брыз**, и смеял***.
б) Антиципация частей поговорок.
Сделал дело ...
Тише едешь ...
Дал слово ...
Лучше поздно ...
Мал золотник ...
Семь раз отмерь ...
2."Финиш" (для развития скорости чтения и умения выделять основную (заданную) информацию).
Учитель называет текст (по учебнику) или раздает карточки с текстом для чтения молча и указывает слово (группу слов), до которого дети должны как можно быстрее дочитать текст (слова подбираются из второй половины текста так, чтобы они встречались в данном тексте только один раз). Дочитав до заданного слова (ответа на вопрос), дети поднимают руку. Учитель проверяет выборочно правильность (дети показывают ему заданное слово).
Чтобы предупредить скольжение по тексту и стимулировать внимательность чтения, нужно обязательно подготовить и задать контрольные вопросы по содержанию прочитанной части текста.
3."Фотоглаз" (для расширения фиксационного поля до размеров слова длиной 5-6 букв).
На прозрачной плёнке (сфотографированы) столбцы четырех-, пяти-, шестибуквенных слов, которые, показывают по одному; время предъявления каждого слова фиксировалось: 1,0; 0,7; 6,5; 0,25 секунды. Дети считывали слова с экрана молча. Для контроля после каждого десятка слов учитель спрашивает, было ли представлено такое-то слово. При этом названное им слово в данном десятке могло и отсутствовать.
В упражнение "Фотоглаз" наряду со словами, состоящими из более чем шести букв, включаются словосочетания из двух-трех слов, состоящее из 7-10 букв, считая также пробел между словами, например: "новый дом", "За два дня" и т.п.
4."Буксир" (для развития скорости и гибкости - умения менять скорость чтения в зависимости от содержания).
Учитель громко читает текст, варьируя темп чтения в соответствии с заранее намеченным планом в пределах скорости чтения учеников. Дети читают этот же текст про себя, стараясь поспевать за учителем, таким образом, они приучаются менять скорость и ритм чтения адекватно содержанию и структуре самого текста. Средняя скорость чтения вслух с учителем должна несколько превышать скорость чтения про себя слабых учеников, побуждая их не отставать от учителя.
Вниманию детей предлагаются слова на карточках( на несколько секунд).
5.«Молния» (для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости молча).
Заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения молча с чтением вслух. Упражнение начинается по команде и продолжается то 20 сек до 2 мин., понескольку раз на каждом уроке.
6.Чтение с "Пленкой" (способствует развитию подвижности зрения, расширению поля чтения и стимуляции периферического зрения).
"Пленка" представляет собой прямоугольник размером 7x10 см, вырезанный из светло-желтого светофильтра. Она накладывается на читаемую страницу книги вертикально таким образом, чтобы ее левая кромка отстояла от начала строк примерно на четыре-пять букв. Ставится задача читать, сознательно воспринимая (видя) только ту часть строки, которая находится под пленкой, а слова слева и справа от краев пленки воспринимать за счет периферического зрения и антиципации. В случае непонимания содержания, читающий может выходить и за пределы пленки.
7.Тренировочное средство "Решетка» (для развития предугадывания при частично перекрытом тексте).
"Решётка" представляет собой комплект четырехугольников, вырезанных из плотной бумаги размером 16x10 см. В каждом четырехугольнике вырезаны окошки размером 6x10 см. Решетки различаются шириной перегородки (4,5,6 мм). Она накладывается горизонтально на читаемую часть страницы и постепенно сдвигается вниз. При наложении решетки на текст перпендикулярные перепонки перекрывают некоторые участки текста (буквы, буквосочетания, слова). Учащиеся должны мысленно восполнять перекрытые участки.
Если логические связи содержания в отдельных местах теряются, можно разрешить сдвигать решетку на 2-3 мм влево или вправо, чтобы увеличить поле видимого участка текста. Для облегчения восстановления перекрытых участков текста можно переходить к чтению вполголоса.
Тренировка чтения с решеткой продолжается не более 5 минут непрерывно и сменяется чтением без решетки в течение 2-3 минут. Общее время ежедневной тренировки не более 10-15 минут. Решетку надо сменить, когда появится ощущение легкого чтения.
Некоторые из перечисленных выше упражнений я использовала на своих уроках. Я выбирала те, которые можно оперативно провести на любом уроке, без специального оборудования, не требующие больших затрат времени на их подготовку, главное, чтобы они были интересными и полезными: работа с разнообразным речевым материалом (скороговорками, потешками), различными таблицами ( слоговой таблицей, таблицей гласных, таблицей согласных). Ребятам нравятся упражнения: «Словесные горки», «Угадай», «Молния», «Финиш». Для чтения полуприкрытых строк мы делали специальные закладки на уроке труда. Использование магнитной доски и кодоскопа помогают более эффективно провести эту работу на уроке, сэкономить время.
8. «Бегущая лента».
По экрану (500 – 200 мм) бежит пословица написанная на бумажной ленте. Дети должны её прочитать.
Хорошим подспорьем в работе по формированию навыка чтения является «Задачник по чтению», учебное пособие для 1 класса, составленный Л. А. Фроловой. Пособие содержит многие из перечисленных выше упражнений и может быть использовано для проведения пятиминуток чтения, тренировочных упражнений, как в классе, так и дома.
Некоторые методисты (Г.П. Сальникова) также считают правильным вынести технические упражнения по формированию навыка чтения на отдельный короткий этап урока (как устный счет на занятиях по математике). Использовать для этого можно тексты, не имеющие большой художественной ценности (инструкции, научные статьи), а основное время урока отводить работе над художественным произведением как произведением искусства.
Сальникова предлагает следующую систему упражнений, основанных на многократном перечитывании тренировочного текста.
Выделяют пять этапов развития техники чтения:
I — начальный (0—10 слов в минуту),
II — развитие кратковременной памяти (10—50 слов в минуту),
III — совершенствование внимания и расширение «поля чтения» (50 - 80 слов в минуту),
IV — уверенное чтение адаптированных текстов (80—120 слов в минуту),
V — беглое чтение любых текстов (более 120 слов в минуту). При этом практикуются следующие виды упражнений:
1) аудирование, прослушивание чтения учителя;
2) чтение за диктором;
3) чтение в паре;
4) пересказ с опорой на текст;
5) многократное чтение;
6) убыстрение темпа чтения;
7) переход на незнакомый текст;
8) чтение с отрывом взгляда от текста.
Чтение за диктором способствует развитию артикуляции и выработке навыка слитного прочтения слов.
Чтение в паре тренирует умение распределять внимание и положительно влияет на улучшение качества чтения слабых учащихся.
Пересказ с опорой на текст приучает ученика быстро ориентироваться в тексте, способствует развитию кратковременной памяти.
Чтение с отрывом взгляда от текста (так называемое учительское чтение) приучает к быстрой ориентировке в тексте за счет расширения «поля чтения».
Многократное чтение способствует ежедневному накоплению в памяти школьника зрительных образов слов, учит правильному, быстрому и выразительному чтению уже на этапе обучения грамоте. Многократность прочтения может быть организована в таком порядке:
1-й раз — медленное чтение с учителем, четкое проговаривание слогов;
2-й раз — повторное прочтение без учителя;
3-й раз — плавное слитное чтение слов;
4-й раз — чтение в темпе разговорной речи (как бы вы сказа-
ли это друг другу);
5-7-й разы — предложение перечитывается с поочередной постановкой логического ударения на каждом знаменательном слове;
8—10-й разы — темп чтения доводится до скороговорки.
Для каждого этапа развития техники чтения характерна своя скорость чтения и система упражнений, что представлено в таблице:
Этап | Темп чтения (слов в мин) | Порядок проведения упражнений |
I. Начальный этап | 0-10 | 1-2-3-5-4 |
II.Развитие кратковременной памяти | 10-50 | 1-2-5-4 |
III. Совершенствование внимания и расширение «поля чтения». | 50-80 | 1-2-3-5-4-6-7 |
IV. Уверенное чтение адаптированных текстов | 80-120 | 3-5-4-6-7 |
V. Беглое чтение | Более 120 | 5-6-8-7 |
При правильной чёткой организации тренировочного чтения к концу второго месяца можно уже добиться значительного результата, главное условие при этом – регулярность занятий и старательное выполнение детьми тренировочных упражнений. Большинство детей, на самом деле, хотят читать быстро и правильно, они привыкают к ежедневным тренировкам и сами напоминают дежурным о том, что нужно раздать книги для тренинга.
Для работы над темпом чтения можно использовать систему упражнений предлагаемых В. Н. Зайцевым, который видит эффективные резервы чтения в следующих приёмах организации работы по формированию навыка чтения.
1. Частота упражнений..
Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. В связи с этим, домашняя тренировка в чтении должна проводиться тремя-четырьмя порциями по 5 минут. Ребенок прочитывает небольшой абзац и пересказывает его содержание. Через час-два еще одна порция. Перед сном еще одна. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтения в течение часа-полутора за один прием.
2. «Жужжащее» чтение дает также хорошие результаты.
Все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью в течение 5 минут.
3. Чтение перед сном.
Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, которые человек спит, он находится под их впечатлением. Яркие впечатления от интересной книги перед сном укрепляют вкус к чтению.
4. Режим щадящего чтения.
Режим щадящего чтения — это такой режим, когда ребенок прочитывает две-три строчки и после этого получает кратковременный отдых. Такой режим имеет место при просматривании диафильма. Полезно читать поочередно: несколько кадров читает ребенок, потом подключаются родители. Хорошо просмотр диафильмов проводить перед сном.
5. Развитие оперативной памяти.
Делается это с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко.
6. Коллективные комплексные упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Все три упражнения проводятся коллективно, т.е. читают одновременно все ученики вполголоса.
Многократное чтение проводится таким образом. Учитель устанавливает для всех детей одинаковый промежуток времени. После того как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано детьми, им предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. По истечении минуты каждый из учеников замечает, до какого слова он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка. Однако более трех раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше на этом же кусочке организовать следующее упражнение - скороговорки.
Чтение в темпе скороговорки предназначено для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности не предъявляются. Зато повышены требования к четкости произношения, проговаривания всех окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд. После этого упражнения на том же отрывке проводится чтение с переходом на незнакомую часть текста.
Чтение с переходом на незнакомую часть текста. Ученикам дается задание читать этот же отрывок, но уже в необходимом темпе, выразительно. Ребята прочитывают знакомую часть до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста.
7. Стимулирование желания читать.
Этому помогает ежедневный учет успехов. Ребята в течение одной минуты читают текст (каждый в своем темпе, вполголоса), замечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в дневнике. Изо дня в день на каждом уроке чтения проводится эта работа. Последующие результаты всегда свидетельствуют о прибавке скорости чтения, что благотворно сказывается на отношении ребенка к тренировочным упражнениям и к чтению вообще.
Некоторые из упражнений я пробовала применять на практике: жужжащее чтение, многократное чтение, «пятиминутки чтения». Все упражнения высокоэффективны и полезны для формирования хорошего навыка чтения.
Считаю полезным также включать в урок элементы риторики с целью формирования навыка беглого, правильного, выразительного чтения. Я неоднократно применяла подобные упражнения на практике и убеждена в целесообразности их использования на уроках чтения.
Правильное дыхание, развитие мимических мышц лица, подвижность языка, развитие дикции, речевого слуха, упражнение в интонации, постановке логического ударения, работа над темпом речи и диапазоном голоса не только положительно влияют на качество чтения учащихся, но и вносят разнообразие в урок. Интересные речевые упражнения в игровой форме делают его более динамичным и интересным, привлекательным для детей и вместе с тем помогают решать учителю сложную задачу формирования навыка чтения.
Совершенствованию дикции способствует: чтение скороговорок, чистоговорок, предложений в различном темпе; произнесение всевозможных сочетаний согласных и гласных звуков с различной постановкой ударения; упражнение «Стон» с подключением сонорных, слушание эталонного чтения (артистов); упражнения «Хоботок», «Болтушка». Внятность речи не только влияет на скорость и правильность чтения, но и придаёт уверенность в себе.
Вот как можно провести работу над скороговоркой:
-Прочитайте запись на доске про себя: « От топота копыт пыль по полю летит»;
-Прочитайте вслух;
-Вместе со мной прохлопайте ритм (1 – 2 раза);
-Прочитаем по очереди 2 раза подряд, увеличивая темп;
-Теперь прочтем тихо, шёпотом;
-Послушайте как звучит колокольчик;
-Прочитайте по одному, так же громко, как звенит колокольчик.
Сформировать сознательного читателя - ребёнка – совсем не простая задача. Чтобы научить ребёнка читать, надо вооружить его техникой чтения, сформировать правильный механизм восприятия детской книги, научить работать с текстом, выработать читательские умения.
Сложность этой задачи в том, что при обучении чтению необходимо учитывать психические процессы, которые включены в чтение, активно влиять на определённые анализаторы (развивать слух – умение слушать своё и чужое чтение), речедвигательный аппарат. Кроме того, ребёнок должен читать и говорить правильно, чётко, внятно, быстро.
При чтении ребёнок должен овладеть упреждающим синтезом, т.е. предвосхищением читаемого, его связей и удержанием их в памяти, видеть опорные слова, несущие смысл.
Овладев инструментом чтения – его техникой – и пониманием текста, ребенок должен продвинуться с подготовительной ступени на основную ступень читательской деятельности.
Умение читать - это особое умение. Все вышеперечисленные методики и системы упражнений интересны и полезны, способствуют развитию нормального чтения вслух и про себя, при этом перед детьми не ставятся непосильные задачи искусственного форсирования темпа чтения.
Виды заданий для многократного перечитывания текста.
- Чтение всего текста.
- Чтение, деление на части. Составление плана.
- Чтение по готовому плану.
- Чтение, после чтения пересказ.
- Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
- Чтение с сокращением текста. (Дети убирают предложения или слова, которые можно опустить.) Подготовка к сжатому пересказу.
- Чтение цепочкой по предложению.
- Чтение цепочкой по абзацу.
- Чтение вполголоса.
- Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
- Чтение, ответы на вопросы.
- Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
- Чтение самого красивого места в рассказе найти в стихотворении.
- Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком.)
- Чтение «выше нормы» (в основном это домашнее задание, когда ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10—15 слов, например: норма чтения незнакомого текста составляет 40 слов, значит, домашний текст ребенок должен прочитать с нормой 50—55 слов в минуту).
- Чтение отрывка, к которому можно подобратъ пословицу.
- Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.
- Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.
- Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).
- Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).
- Чтение, составление сценария к диафильму
- Чтение, подборка звукового оформления «фильма».
- Беседа с сопровождением выборочного текста.
- Нахождение в тексте 3 (5, 7...) выводов.
- Высказывание своих непосредственных суждений прослушанном после чтения учителем или учеником.
- Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.
- Установление путем чтения причинно-следственных связей-
28.Чтение названия рассказа. (Как еще можно назвать?)
29.Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
30.Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов мимики, позы.
31.«Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).
32.Нахождение предложения (отрывка), который мог бы прочитать вот этот человечек:
33.Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, с возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т. д.
34.Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой, многоточием и т. д.
35.Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей на предыдущем конкурсе).
36.Нахождение и чтение образных слов и описаний.
37.Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
38.Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.
39.Чтение стихотворения, расстановка пауз.
40.Чтение стихотворения цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах. ,»,
41.Выразительное чтение отрывка из рассказа (стихотворения) по собственному выбору.
42.Чтение отрывка текста с распространением предложений в нем.
43.Вычленение слова из рассказа к предложенной схеме____чн____,____жи____ и т. д.
44.Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем (учеником) правило.
45.Нахождение в рассказе самого длинного слова.
46.Нахождение двух-, трех-, четырехсложных СЛОВ.
47.Нахождение в рассказе и чтение сочетаний:
а) существительное + прилагательное;
б) существительное + глагол;
в) местоимение + глагол (можно наоборот).
48.Чтение, пометка непонятных слов.
49.Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги (например: мор-ков-ка).
50.Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.
51.Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске).
52.Чтение слов, к которым даны сноски.
53.Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.
54.Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например к теме «Осень», «Зима».
55.Комбинированное чтение (учитель — учащиеся хором).
Памятка.
Учись читать правильно.
- Следи, чтобы глаза двигались по строчке.
- Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.
- При чтении будь внимателен к каждому слову.
- Старайся понять, о чем читаешь.
- Читай ежедневно вслух и "про себя".
Примерный перечень упражнений для речевой гимнастики.
Развитие подвижности языка и мимических мышц.
- «Осанка».
Встаньте прямо. Ноги пятками вместе, носки широко развести в стороны. Без напряжения медленно и плавно поверните голову поочерёдно налево и направо. (7-8 раз).
- «Хоботок».
Вытяните губы в «хоботок», затем в «улыбку» и задержите её на некоторое время (5-7 раз).
- «Болтушка».
Рот закрыт. Нажмите кончиком языка на внутреннюю поверхность правой щеки, затем левой. Следите за движением челюсти и языка (3 – 4 раза медленно,2 – 3 раза быстро).
- «Ступеньки».
Рот приоткрыт. Кончиком языка нажимайте на нижнюю часть зубов, в верхнюю часть зубов, в мягкое нёбо (язык загнуть). Выполняйте плавно и точно, ускоряйте постепенно (до 5 – 7 раз).
Упражнения на постановку дыхания.
- Чередование вдоха и выдоха.
- вдох через нос – выдох через рот
- краткий вдох – глубокий замедленный выдох
- медленный вдох - резкий выдох
- медленный вдох – выдох струёй
- медленный вдох – выдох двумя порциями
- медленный вдох - выдох ровными порциями
- «Свеча».
Глубоко вдохнуть, медленно дуть, чтобы пламя легло медленно и плавно (можно использовать полоску бумаги).
- «Погаси свечу».
Интенсивный, прерывистый выдох, коротко: «Фу – фу – фу!»
- «Надоедливый комар».
Сложите руки перед грудью ладонями друг к другу:
«раз» – вдохнули, развели руки в стороны, глубоко вдохнули через нос;
«два» - медленно выдыхаем и соединяем ладони – «з – з – з»;
«три» – хлопок.
- «Раздуй пламя костра».
- «Сдуй пушинку».
- «Опасность».
Затаи дыхание, затем выдохни с облегчением.
- Имитация звуков: шум ветра (ш – ш – ш), рычание (р – р – р), писк комара (з – з – з), шипение колеса (с – с – с).
- «Укачивание ребёнка».
Напевайте с закрытым ртом (а - А – а, а –А - а).
- «Игра с ребёнком».
Качнув побрасываете вверх (у – у – у – У – У – У, о – о – о – О – О – О – О).
- «Напевность» (для сонорных, последовательно твёрдые и мягкие).
Мма – ммо – мму – ммо - мми –ммымм.
Лла – ллё – ллю – ллё – ллилль.
Лла – лло – ллу – лле – ллылль.
Ммно – ммна – ммны – мммну.
Произнести как одно слово: «Мам, мёду нам! Мам, мам, мам, молока бы нам!» (монотонно).
- Ритмичность дыхания (3 - 5 раз).
Чтение стихов скороговорок, стихов, пословиц, предложнений:
- вдох, пауза, на выдохе строка, строфа, предложение, скороговорка;
- добор дыхания в конце строки и на паузах (в пословицах):
- глубокий вдох – на счёт до 10, медленный выдох;
- медленно вдохнуть, чуть задержать дыхание, выдохнуть толчками на счёт 10.
Упражнения на развитие дикции.
- Отдельные трудные звуки произносить в сочетаниях с гласными ( ша – ща, ши – щи). Произносить чистоговорки и скороговорки с этим звуком.
- Чтение стихов беззвучно артикулируя, четко по слогам, ускоряя темп.
- Многократно произнесение сочетаний гласных звуков (с ударением): ИЭ – ИА – ИУ , ЭО – ЭА – ЭУ.
- Произнесение сонорных в сочетании согласными:
МИ – МА – МЭ – МУ
ЛЕ – ЛЯ - ЛЕ - ЛЮ
- «Стон».
Ммм.
МммАмммОмммУмммЫмм.
БамммБОмммБУммм.
ДанннДОнннДУннн.
- Упражнение в чтении слогов.
ЫК – КЫ – БЫ – ДЫ – МЫ – НЫ
ЫХ – ХЫ – ПЫ – ТЫ – ЛЫ – НЫ
ИН – ЫН, НЫН – НИН, НИ – НЫ
ИР – ЫР, РИ – РЫ, РИС – РЫСЬ
БЫК – ТЫК – СЫН
ТЫЛ – МЫЛ – ПЫЛ
- Разграничение твёрдых и мягких согласных звуков.
МАЛ – МЯЛ МАССА – МЯСО
МЫЛО – МИЛО МОДА – МЁДА
МАТЬ – МЯТЬ ЦЕЛ – ЦЕЛЬ
КОН – КОНЬ БЫЛ – БЫЛЬ
ДАЛ – ДАЛЬ БЫЛ – БИЛ
- Выразительное чтение стихотворных строф.
- Слушание эталонного чтения.
Развитие речевого слуха.
- «Дирижирование».
- Отбивайте такт при чтении стихотворения.
- Обратите внимание на повторяющиеся звуки, сравните звучание коротких и длинных строк.
- Произнесите слово с различной интонацией.
«О!» – удивление, радость, испуг, недовольство.
«А!» – негодование, презрение, радость, сожаление.
«Ах!» - радость, восхищение, сожаление.
- Определи по голосу настроение человека.
- Произнеси скороговорку изменяя темп и ритм, интонацию (с сочувствием, злорадством, констатируя факт).
- Назовите эмоциональный оттенок предложения, отрывка.
- «Слуховая память». Повторение по кругу разрастающейся цепочки слов.
- «Магнитофон». Повтори как можно точнее высказывание товарища.
Работа над темпом речи.
- Подумайте, в каком темпе необходимо читать фрагмент. Попробуйте убыстрить или замедлить темп.
- Работа над скороговоркой.
Выделить трудные звукосочетания. Сложные слова прочитать по слогам: сначала беззвучно, затем шёпотом, потом вслух медленно, потом быстро (помнить о четкости произношения).
Речевая гимнастика.
Комплекс 1.
Основная часть:
- упражнение «Осанка» (7 –8 раз) выполняется стоя;
- упражнение «Улыбка» (5-7 раз);
- повторение правил дыхания (глубокий вдох носом, плечи не поднимать, соблюдайте паузы);
- упражнение в брюшном дыхании (5 раз).
Вариативная часть. Работа над дикцией.
- Научись произносить быстро и чётко:
а) ШУ – ЩУ ШИ - ЩИ
ША – ЩА ШЕ – ЩЕ
б) Щетинка у щучки, чешуя у чушки.
Комплекс 2.
Основная часть:
- упражнение «Осанка» (7 –8 раз) выполняется стоя;
- упражнение «Ступеньки» (5-7раз);
- упражнение на дыхание (спокойный вдох через нос – такой же выдох через рот).
Вариативная часть. Развитие речевого слуха.
«Дирижирование».
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
(З. Александрова)
Комплекс 3.
Основная часть:
- упражнение «Осанка» (7 –8 раз) выполняется стоя;
- упражнение «Болтушка»;
- упражнение на дыхание (выполнить краткий вдох – замедленный выдох 5 раз).
Вариативная часть. Упражнение в интонировании.
- Скажите слово «Привет!» по - разному (ласково, удивлённо, грустно).
Комплекс 4.
Основная часть:
- упражнения «Осанка» - постоянное; «Ступеньки», «Болтушка», «Улыбка» можно чередовать;
- упражнение на дыхание (медленный вдох – резкий выдох).
Вариативная часть. Работа над темпом речи.
- Прочитайте медленно, с убыстрением. Какой темп больше подходит?
Легко дышится в осеннем лесу, и долго не хочется уходить из него.
Комплекс 5.
Основная часть:
- упражнения «Осанка», «Болтушка», «Ступеньки», «Улыбка»;
- упражнение на дыхание (медленный вдох – выдох струёй).
Вариативная часть. Работа над логическим ударением.
- Прочитайте, меняя логическое ударение.
- Что растёт в саду, в лесу?
Комплекс 6.
Основная часть:
- упражнения «Осанка», «Болтушка», «Ступеньки», «Улыбка»;
- упражнение на дыхание (медленный вдох – выдох двумя порциями).
Вариативная часть. Работа над диапазоном голоса.
- -Изобразите гудок паровоза. Он слышится издалека очень тихо, приближается, громче, ещё громче, во весь голос (у – у – у – У – У – У – У - У – У).
Комплекс 7.
Основная часть:
- упражнения «Осанка», «Болтушка», «Ступеньки», «Улыбка»;
- упражнение на дыхание (медленный вдох – выдох толчками).
Вариативная часть. Работа над дикцией, речевым слухом.
Еле – еле Лена ела,
Есть от лени не хотела.
- Какой звук чаще встречается?
- Назовите слова со звуками Л и ЛЬ.
- Расскажите скороговорку, отхлопывая ритм.
- Повторите её тихо, громко, выделяя голосом поочерёдно слова: Лена, ела, есть.
Комплекс 8.
Основная часть:
- упражнения «Осанка», «Болтушка», «Ступеньки», «Улыбка»;
- упражнение на дыхание «Свеча».
Вариативная часть. Упражнение в интонировании.
Ку – ку. Ку – ку. Ку – ку.
Чив! Чив! Чив!
Курлы…Курлы…Курлы…
Кря? Кря? Кря?
- Прочитайте, соблюдая знаки препинания.
Комплекс 9.
Основная часть:
- упражнения «Осанка», «Болтушка», «Ступеньки», «Улыбка»;
- упражнение на дыхание «Погаси свечу».
Вариативная часть. Работа над темпом речи и логическим ударением.
- Прочитайте, сделав паузу, медленно, быстро, меняя логическое ударение.
По семеро в сани уселись сами.
Комплекс 10.
Основная часть:
- упражнения «Осанка», «Болтушка», «Ступеньки», «Улыбка»;
- упражнение на дыхание «Раздуй костёр».
Вариативная часть. Работа над диапазоном голоса.
- Лодка находится на другом берегу. Позовите: «Эге – ге - гей!» (выполняем упражнение по одному, вместе).
Печатные ресурсы:
1.Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах. // Школа, 1999. № 18.
2. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников – М.: 1997.
3. Васильева М.С., Оморокова М. И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. – М., Педагогика, 1997.
4. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М., Просвещение, 1991 г.
5. Козырева А.С., Яковлева В.И. Виды работ над текстом на уроках чтения.// Начальная школа. – 1990. - №3. – с. 67-69.
7. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.: МиМ, 1997. - 286 с.
8. Заика Е.В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников. // Вопросы психологии. – 1995. –№5 – с. 44-54.
9. Яковлева В. И. пути совершенствования уроков чтения. // Начальная школа. – 1996 г. - № 6 – с. 12- 16.
Ресурсы Интернет:
1. Особенности обучения литературному чтению младших школьников http://festival.1september.ru/articles/418713/
2. Обучение чтению младших школьников
http://www.ivanok.ru/spravochnik/chtenie-3.php
3. Проблемы обучения младших школьников чтению
http://www.anuta.org/?q=node/695
4. Нетрадиционные упражнения для формирования навыков чтения у младших школьников
http://festival.1september.ru/articles/310760/
5. Занимательная педагогика.Читать бегло ли осознанно? http://www.zanimatika.ru/neobyiknovennoe-chtenie/chitat-beglo-i-ili-osoznanno.html
6. Деятельностный подход в процессе формирования навыка чтения
Задания для индивидуальной работы. Перфокарты.
№1
- Океан т жело дышт и свирипеет. Он бр сает баржу с в лны на влну. Вдли колеблются злтые гньки берга. Тма гущется. Ураган усиливается. Судно прыгает навлнах.
- Разберите по членам предложения и частям речи последнее предложение.
№2
1.Листя облтели сбрёзы, осталис надубе. Ночю месц свркает и всё свещет. Оснью звёзды светят ярко, но
холдно. Птмнело нхмурилос небо. Дети сбрали букеты
лимоных и красных листев. Скоро ё зберётся внру енота или барсука.
2. Разберите по составу слова: лимонных, холодно, светят, букеты.
№4
Вставьте буквы.
1) змлника
2) дежда
3) сбака
4) учитль
- вдру
- бблотека
- млток
- вёс
- завтрк
- вгон
- псуда
- пльто
№3
Вставьте буквы.
- мдведь
- лпата
- овщи
- споги
- брёза
- звод
- Родна
- рукий
- ветр
- зык
- горд
- крндаш
№5 Повторение в начале года
1.Как проверить безударную гласную в корне слова? Приведи примеры.
2. Какие гласные в корне следует проверять?
3. Вставь нужную гласную и проверь её.
Х…лодный, нал…тел, заст…нал, закр…чал, нак…мил, зат…нул, м…лчаливый, пл…ксивый, ш…ловливый.
№7 Повторение в начале года
- Как проверить непроизносимую согласную в корне слова
- Какие согласные нужно проверять?
- Вставь нужную согласную и проверь её.
Грус…ный, лес…ница, окрес…ный, звёз…ный, опас…ный, со…нце, радос…ный, праз…ник, сер…це.
№6 Повторение в начале года
- Как проверить парную согласную в корне слова? Приведи примеры.
- Какие согласные нужно проверять?
- Вставь нужную согласную и проверь её.
Скре..ка, расска…, ло…ка, морко…ка, но….ка, сколь…кий, голу….ка, ро…кий, укла…ка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа для проверки скорости чтения (начальная школа)
Миниатюрная, простая программа. Три текста на класс, сама считает время, количество слов в минуту. Детям интересно соревноваться с компьютером, поэтому повышается мотивация к чтению и уменьшаются стре...
Формирование ученика как читателя. Качество и скорость чтения
В начальной школе на плечи учителя ложится огромная ответственность за формирование ученика как читателя. Успешность обучения по всем предметам (не только в начальной школе) о...
Уважаемые родители, предлагаю вам серию коррекционно-развивающих заданий, которые улучшат качество любой школьной деятельности за счёт развития внимания, памяти, мышления детей, повышения скорости чтения, формирования навыков самопроверки.
Надеюсь, что эти задания будут для вас полезны и интересны....
Повышаем скорость чтения или 10 волшебных упражнений для развития техники чтения.
Скорость чтения является очень важным аспектом успеваемости, и задача родителей – помочь своему чаду научиться быстро читать. Для этого предлагаю 10 интересных упражнений для развития техники чт...
Консультация для родителей "Увеличение скорости чтения"
Повышение техники чтения волнует многих родителей и педагогов. Приведенные упражнения помогут получить высокие результаты....
Упражнения по динамическому чтению на уроках в начальной школе как средство развития внимания, памяти, речи, скорости чтения учащихся
Чтение – один из важнейших и необходимых компонентов развития речи и условие дальнейшего успешного обучения. В начальной школе дети испытывают большую трудность в овладении навыком быстрого...
Тренажер для повышения скорости чтения и качества усвоения прочитанного, поможет выработать умения анализировать и понимать содержание текстов, развивать речь, мышление, память, внимание.
Тренажер для повышения скорости чтения и качества усвоения прочитанного, поможет выработать умения анализировать и понимать содержание текстов, развивать речь, мышление, память, внимание....