И. Крылов Мартышка и очки
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Урок литературного чтения «Школа России» 3 класс
«И.А.Крылов. Басни», «Мартышка и Очки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
УМК «Школа России»
Тема: «И.А.Крылов. Басни»,
«Мартышка и Очки»
Класс: 3
Авторы учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: комбинированный
Цель:
- познакомить с жизнью и творчеством И.А. Крылова,
провести работу над басней «Мартышка и очки».
Задачи:
-формировать умение определять басню как жанр литературы
по характерным признакам, находить мораль в произведении;
- развивать аналитические и творческие способности обучающихся;
- воспитывать нравственные качества и непримиримое отношение
к невежеству и глупости.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни, модель басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев; сотносить смысл басни и пословицы.
Используемые методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, частично–поисковый, эвристический.
Формы работы: фронтальная, самостоятельная.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер
Ход урока:
Организационный момент
Слайд 2
Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Быстренько проверь, дружок:
– Ты готов начать урок?
– Всё ль на месте,
– Всё ль в порядке,
– Ручка, книжка и тетрадки?
Проверка домашнего задания
Слайд 3
Вступительное слово учителя.
Слайд 4 - 5
- А.С. Пушкин, сказку которого мы закончили читать, очень любил басни И.А.Крылова. Он называл его «истинно народным поэтом».
Иван Андреевич Крылов родился в Москве 2 февраля 1769 года в семье скромного офицера. Мать его была простая женщина «без всякого образования, но умная от природы». Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец его умер и семья осталась без средств к существованию. Напрасно вдова А.П.Крылова хлопотала о пенсии. Семья переезжает из Твери в Москву, а затем в Петербург, где Крылов поступает на службу в Публичную библиотеку. Около 30 лет жизни он там прослужил. Крылов вышел в отставку на 72 году жизни. Он поселился в тихой квартире на Васильевском острове. Первая книга с баснями была издана, когда ему было 40 лет. А всего он создал более 200 басен. Крылов любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Его ласково называют «Дедушка Крылов». Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в согласии и счастье. Его оружие – басни, которые учат жить по справедливости.
Слайд 6
- Кто первым начал писать басни?
- Считают, что первым начал писать басни Эзоп, который жил в Греции в IV веке до н.э. Именно в его баснях животные говорят, думают, как люди. Эзоп высмеивает человеческие пороки, приписывая их животным. Такой литературный прием называется аллегорией.
- Что такое аллегория? (Иносказание.)
Многие басни Эзопа стали известны русским читателям благодаря И.А.Крылову. Это он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» И.А. Крылов
Слайд 7
- Что же такое басня?
Викторина по басням.
Слайды 8 - 14
- Я буду зачитывать из басни мораль или «крылатые выражения», а вы постарайтесь назвать басню.
1. Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
(Слон и Моська)
2. "Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней,-
Им отвечает Соловей,-
А вы, друзья, как ни садитесь;
Всё в музыканты не годитесь".
(Квартет)
3. «Ты всё пела? это дело:
Так поди же, попляши!»
(Стрекоза и Муравей)
4. Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
(Ворона и Лисица)
5. Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
(Зеркало и Обезьяна)
6. Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
(Лебедь, Щука и Рак)
7. К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь,— цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.
(Мартышка и Очки)
Слайд 15
Изучение басни И.А.Крылова «Мартышка и Очки»
- Сегодня мы будем работать над басней «Мартышка и Очки»
1. Прослушивание басни.
2. Беседа по непосредственным впечатлениям.
- Что особенно понравилось в басне?
- О чём это произведение: о знакомом нам животном или о чём-то ином?
(О том, что Мартышка не знала, как пользоваться очками и сделала вывод, что они бесполезны. А очки очень важны для людей со слабым зрением)
3. Чтение басни (про себя) для подготовки ответов на вопросы.
Слайд 16
4. Работа над содержанием басни.
- Почему слова «Мартышка» и «Очки» написаны с большой буквы?
(Они являются главными героями басни)
- Почему главным героем басни И.А.Крылов выбрал мартышку?
(Мартышка – животное вертлявое)
- Рассмотрите внимательно рисунок. Найдите соответствующие слова,
прочитайте их.
(Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет)
- Кажется ли вам ситуация комичной? Почему?
(Мартышка купила себе полдюжины очков, хотя нужны только одни, нанизывала их на себя куда только можно)
- Прочитайте мораль басни. Какой вывод можно сделать?
(К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь,— цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.)
- Как вы думаете, какие недостатки людей И.А.Крылов высмеивает в этой басне?
(Вывод: В басне высмеивается человек-невежда)
Слайд 17
5. Словарная работа.
«полдюжины» - 6 штук;
«к темю» - ко лбу;
«нанижет» – оденет подряд на нитку;
«невежда» - необразованный, несведущий человек;
«к худу клонит» – к плохому клонит;
«познатней» – от слова «знать» – в буржуазно-дворянском обществе: высший слой привилегированного класса;
«невежа» – грубый, невоспитанный человек
Слайд 18
6. Работа в группе
Выберите нравственные качества человека,
которые высмеивает
И.А. Крылов в басне «Мартышка и очки»
- самоуверенность ложь лень
- неблагодарность жадность глупость
- скупость эгоизм невежество
- зазнайство хвастовство назойливость
Слайд 19
7. Работа над выразительным чтением.
- Как нужно читать эту басню? Почему?
(Начало – медленно, как сказку.
Место, где Мартышка вертит Очками, нанизывает, лижет – быстро, потому что она очень вертлявая.
Слова Мартышки – с досадой, огорчением, разочарованием.
Мораль – поучительно, медленно)
8. Выразительное чтение по ролям (автор, Мартышка)
Что же такое басня?
1. Краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение.
2. Обычно вымысел, выдумка, пустой разговор.
Басня - вымышленное происшествие, выдумка, рассказ ради красного словца. Иносказательное, поучительное повествование, притча, где принято выводить животных, и даже вещи словесными; ложь, пустословие.
Слайд 20
Близ главной аллеи Летнего сада в Санкт-Петербурге в 1855 году был установлен памятник Крылову. Он представляет собой бронзовую статую сидящего баснописца. Это бронзовая статуя баснописца на гранитном пьедестале, украшенная бронзовыми изображениями лиц и животных — персонажей его басен. И. А. Крылов изображен сидящим на камне и держащим в руках перо и тетрадь.
Итог урока.
- Оказался ли сегодняшний урок для вас полезным? Чем?
- Нужно ли изучать басни? Чему учит басня «Мартышка и Очки»?
Закончить урок мне хочется так:
Как басня, так и жизнь ценится не за длину,
а за содержание". Сенека.
Слайд 21
Домашнее задание:
Подготовиться к выразительному чтению басни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок чтения И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна».
Открытый урок с применением технологии проблемного обучения. проведя мини-исследование, учащиеся приходят к ответу на главный проблемный вопрос: :" Как удалось И.А. Крылову избежать наказания, х...
И.А.Крылов. Мартышка и очки.
И.А.Крылов. Мартышка и очки....
Урок литературного чтения по теме "И. А. Крылов "Мартышка и Очки"
Урок знакомства с новым литературным жанром - басней. В процессе формирования умения определять басню по характерным признакам происходит развитие субъектности учащихся. Это означает принятие в образо...
Диафильм И. А. Крылов "Мартышка и очки"
Литературное и внеклассное чтение, 1-4 класс. Данный ресурс можно использовать при фронтальной, групповой и индивидуальной работе....

Урок литературного чтения Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»
Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»Цель. Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством И. А. Крылова, расширение читательского кругозора детей.Задачи: Научить определять басню как жанр литератур...

открытый урок чтения И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна».
Открытый урок с применением технологии проблемного обучения. проведя мини-исследование, учащиеся приходят к ответу на главный проблемный вопрос: :" Как удалось И.А. Крылову избежать наказания, хотя он...

«Баснописец И.А. Крылов». И. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет».
Урок литературного чтения, 4 класс, по программе "Начальная школа XXI века". Место и роль урока в изучаемой теме: пятый урок в разделе «Произведения русских баснописцев», ознакомление с жанровыми особ...