И. Крылов Мартышка и очки
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Филиппова Ирина Фёдоровна

Урок литературного чтения  «Школа России» 3 класс

  «И.А.Крылов. Басни», «Мартышка и Очки»

   

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 36.i._krylov_martyshka_i_ochki.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

                            Урок литературного чтения

УМК «Школа России»

Тема: «И.А.Крылов. Басни»,

              «Мартышка и Очки»

Класс:  3

Авторы учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: комбинированный

Цель:

  - познакомить с жизнью и творчеством И.А. Крылова,

    провести работу над басней «Мартышка и очки».

Задачи:

   -формировать умение определять басню как жанр литературы

          по характерным признакам, находить мораль в произведении;

        - развивать аналитические и творческие способности обучающихся;

        - воспитывать нравственные качества и непримиримое отношение

          к невежеству и глупости.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни, модель басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев; сотносить смысл басни и пословицы.

Используемые методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, частично–поисковый, эвристический.

Формы работы: фронтальная, самостоятельная.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер

                 

Ход урока:

Организационный момент

Слайд 2

 Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Быстренько проверь, дружок:
– Ты готов начать урок?
– Всё ль на месте,
– Всё ль в порядке,
– Ручка, книжка и тетрадки?

Проверка домашнего задания

Слайд 3

Вступительное слово учителя.

Слайд 4 - 5

  • А.С. Пушкин, сказку которого мы закончили читать, очень любил басни И.А.Крылова. Он называл его «истинно народным поэтом».

Иван Андреевич Крылов родился в Москве 2 февраля 1769 года в семье скромного офицера. Мать его была простая женщина «без всякого образования, но умная от природы». Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец его умер и семья осталась без средств к существованию. Напрасно вдова А.П.Крылова хлопотала о пенсии. Семья переезжает из Твери в Москву, а затем в Петербург, где Крылов поступает на службу в Публичную библиотеку. Около 30 лет жизни он там прослужил. Крылов вышел в отставку на 72 году жизни. Он поселился в тихой квартире на Васильевском острове. Первая книга с баснями была издана, когда ему было 40 лет. А всего он создал более 200 басен. Крылов любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Его ласково называют «Дедушка Крылов». Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в согласии и счастье. Его оружие – басни, которые учат жить по справедливости.

Слайд 6

-        Кто первым начал писать басни?

-        Считают, что первым начал писать басни Эзоп, который жил в Греции в IV веке до н.э. Именно в его баснях животные говорят, думают, как люди. Эзоп высмеивает человеческие пороки, приписывая их животным. Такой литературный прием называется аллегорией.

- Что такое аллегория? (Иносказание.)

Многие басни Эзопа стали известны русским читателям благодаря И.А.Крылову. Это он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь. 

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать…»  И.А. Крылов

Слайд 7

-        Что же такое басня?

Викторина по басням.

Слайды  8 - 14

-         Я буду зачитывать из басни мораль или «крылатые выражения», а вы постарайтесь назвать басню.

1. Вот то-то мне и духу придает,

 Что я, совсем без драки,

 Могу попасть в большие забияки.

(Слон и Моська)

2. "Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней,-

Им отвечает Соловей,-

А вы, друзья, как ни садитесь;

Всё в музыканты не годитесь".

(Квартет)

3. «Ты всё пела? это дело:

Так поди же, попляши!»

(Стрекоза и Муравей)

4. Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

(Ворона и Лисица)

5. Чем кумушек считать трудиться,

 Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

(Зеркало и Обезьяна)

6. Когда в товарищах согласья нет,

 На лад их дело не пойдет,

 И выйдет из него не дело, только мука.

(Лебедь, Щука и Рак)

7. К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь,— цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк всё к худу клонит;

А ежели невежда познатней,

Так он ее еще и гонит.

(Мартышка и Очки)

Слайд 15

Изучение басни И.А.Крылова «Мартышка и Очки»

-        Сегодня мы будем работать над басней «Мартышка и Очки»

1. Прослушивание басни.

2. Беседа по непосредственным впечатлениям.

-         Что особенно понравилось в басне?

-         О чём это произведение: о знакомом нам животном или о чём-то ином?

(О том, что Мартышка не знала, как пользоваться очками и сделала вывод, что они бесполезны. А очки очень важны для людей со слабым зрением)

3. Чтение басни  (про себя) для подготовки ответов на вопросы.

Слайд 16

4. Работа над содержанием басни.

-         Почему слова «Мартышка» и «Очки» написаны с большой буквы?

(Они являются главными героями басни)        

-        Почему главным героем басни И.А.Крылов выбрал мартышку?

(Мартышка – животное вертлявое)

-        Рассмотрите внимательно рисунок. Найдите соответствующие слова,

            прочитайте их.

(Вертит Очками так и сяк:

То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет)

-        Кажется ли вам ситуация комичной? Почему?

(Мартышка купила себе полдюжины очков, хотя нужны только одни, нанизывала их на себя куда только можно)

-         Прочитайте мораль басни. Какой вывод можно сделать?

(К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь,— цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк всё к худу клонит;

А ежели невежда познатней,

Так он ее еще и гонит.)

-         Как вы думаете, какие недостатки людей И.А.Крылов высмеивает в этой басне?

(Вывод: В басне высмеивается человек-невежда)

Слайд 17

5. Словарная работа.

«полдюжины» - 6 штук;

«к темю» - ко лбу;

«нанижет» – оденет подряд на нитку;

«невежда» - необразованный, несведущий человек;

 «к худу клонит» – к плохому клонит;

«познатней» – от слова «знать» – в буржуазно-дворянском обществе: высший слой привилегированного класса;

«невежа» – грубый, невоспитанный человек

Слайд 18

6. Работа в группе

Выберите нравственные  качества человека,

которые высмеивает

И.А. Крылов в басне «Мартышка и очки»

  • самоуверенность                ложь                              лень
  • неблагодарность                 жадность                     глупость
  • скупость                              эгоизм                          невежество
  • зазнайство                          хвастовство                назойливость    

Слайд 19

7. Работа над выразительным чтением.

-        Как нужно читать эту басню? Почему?

(Начало – медленно, как сказку.

Место, где Мартышка вертит Очками, нанизывает, лижет – быстро, потому что она очень вертлявая.

Слова Мартышки – с досадой, огорчением, разочарованием.

Мораль – поучительно, медленно)

8. Выразительное чтение по ролям (автор, Мартышка)

Что же такое басня?

1. Краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение.

2. Обычно вымысел, выдумка, пустой разговор.

Басня - вымышленное происшествие, выдумка, рассказ ради красного словца. Иносказательное, поучительное повествование, притча, где принято выводить животных, и даже вещи словесными; ложь, пустословие.

Слайд 20

Близ главной аллеи Летнего сада в Санкт-Петербурге в 1855 году был установлен памятник Крылову. Он представляет собой бронзовую статую сидящего баснописца. Это бронзовая статуя баснописца на гранитном пьедестале, украшенная бронзовыми изображениями лиц и животных — персонажей его басен. И. А. Крылов изображен сидящим на камне и держащим в руках перо и тетрадь.  

Итог урока.

-        Оказался ли сегодняшний урок для вас полезным? Чем?

-        Нужно ли изучать басни? Чему учит басня «Мартышка и Очки»?

        Закончить урок мне хочется так:

Как басня, так и жизнь ценится не за длину,

 а за содержание". Сенека.

Слайд 21

Домашнее задание:

Подготовиться к выразительному чтению басни.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок чтения И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна».

Открытый урок с применением технологии проблемного обучения. проведя мини-исследование, учащиеся приходят к ответу на главный проблемный вопрос:  :" Как удалось И.А. Крылову избежать наказания, х...

И.А.Крылов. Мартышка и очки.

И.А.Крылов. Мартышка и очки....

Урок литературного чтения по теме "И. А. Крылов "Мартышка и Очки"

Урок знакомства с новым литературным жанром - басней. В процессе формирования умения определять басню по характерным признакам происходит развитие субъектности учащихся. Это означает принятие в образо...

Диафильм И. А. Крылов "Мартышка и очки"

Литературное и внеклассное чтение, 1-4 класс. Данный ресурс можно использовать при фронтальной, групповой и индивидуальной работе....

Урок литературного чтения Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»

Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»Цель. Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством И. А. Крылова, расширение читательского кругозора детей.Задачи: Научить определять басню как жанр литератур...

открытый урок чтения И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна».

Открытый урок с применением технологии проблемного обучения. проведя мини-исследование, учащиеся приходят к ответу на главный проблемный вопрос: :" Как удалось И.А. Крылову избежать наказания, хотя он...

«Баснописец И.А. Крылов». И. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет».

Урок литературного чтения, 4 класс, по программе "Начальная школа XXI века". Место и роль урока в изучаемой теме: пятый урок в разделе «Произведения русских баснописцев», ознакомление с жанровыми особ...