| Название этапа урока
| Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока |
1 | Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) | Включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | Фронтальная | Приветствует учащихся. - Прозвенел звонок, начинается урок. На меня все посмотрели и за парты тихо сели! - Проверим готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Организуют рабочее место. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова приветствия учителя. |
2 | Актуализация знаний
Проверка домашнего задания. | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Фронтальная | – Произведения какого жанра мы изучаем на последних уроках? (басни) – Что такое басня? (- Басня – короткие занимательные рассказы в стихах или прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы. Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием). - Почему басню мы не спутаем ни с каким другим произведением? Назовите особенность басен. (- В басне всегда есть мораль). – Что такое мораль басни? - Над какими человеческими пороками смеются авторы басен? (- Высмеивают такие недостатки, как лень, хитрость, жадность, грубость, невежество).
| Высказывают предположения, отвечают на вопросы.
| - самопроверка, оценивание своего ответа.
- поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание.
- анализ объектов с целью выделения признаков. |
Индивидуальная работа | - Дома вы готовили выразительное чтение басни «Кукушка». Кто автор? - И сейчас мы прочитаем эту басню. Все внимательно слушают и оценивают чтение. - Какова мораль басни? | Чтение басни учащимися. Оценивание. | - адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей. - умеют ориентироваться в своей системе знаний. |
3 | Подготовка к основному этапу урока.
| Прогнозирование содержания, постановка учебной задачи. |
| Называет тему урока. - О чем вы хотели бы узнать на уроке? (познакомиться с новой басней; узнать новых героев басни; научиться выразительно читать новую басню)
| Высказывают предположения, отвечают на вопросы. Формулируют учебную задачу.
| - прогнозируют содержание текста. - умеют формулировать учебную задачу. - формулируют собственное мнение и позицию |
4 | Усвоение новых знаний и способов действий.
| Понимание текста на уровне содержания, морали; оценивание поступков героев. Развитие интереса к чтению. Осознанное, правильное, выразительное чтение | Фронтальная. | - Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством И.А.Крылова. Еще раз обратимся к его произведениям, почитаем, подумаем над их значением, и чему нас они учат. Познакомимся с басней И.А.Крылова «Квартет». - Что такое квартет? Где можно уточнить значение слова? Квартет – музыкальное произведение для четырёх исполнителей. Где четыре музыканта Замечательно играют, Этот маленький оркестрик Все квартетом называют.
- А сейчас, ребята, вы послушаете «Квартет» композитора Бородина, который исполняют профессионалы своего дела – музыканты. - Сядьте удобнее, расслабьтесь. - Какая прозвучала музыка? (нежная, спокойная) - Какое настроение вызвала у вас эта музыка? - Мы услышали, как звучит музыка в исполнении талантливых музыкантов, а каков был Квартет в басне узнаем, послушав басню в исполнении актера В. Гафта. - Слушая басню, определите, сколько действующих лиц участвуют в ней? Прослушивание басни в исполнении актера. - Так, сколько же действующих лиц в басне «Квартет»? - А можете их назвать? - О ком и о чём эта басня? (о зверях, которые решили сыграть квартет) |
Отвечают на вопросы.
Слушают басню. Отвечают на вопросы. | - высказывают свое отношение к поступкам героев. - правильно и выразительно читают, отвечают на вопросы учителя. - устанавливают причинно-следственные связи. - высказывают свое мнение. |
Самостоятельная работа.
| Самостоятельная работа с учебником: - Откройте учебник, страница 50-52, определите границы частей басни. - Где заканчивается 1 часть? - это основное повествование - Прочитайте мораль басни. Рассматривание иллюстрации к басне. - Кто изображён? - Сколько животных? Назовите их. Словарная работа - Назовите незнакомые вам слова? - Какой словарь нам нужен для того, чтобы выяснить значения слов (Толковый словарь) Пленять – увлекать. Чинно – строго по правилам. (Уселись чинно в ряд) Лад – согласие, порядок. Прима — втора (первый — второй голос) Анализ басни - Где происходит действие басни? (Сели на лужок под липки) - Верит он в то, что у них что-нибудь получится? (“...ударили в смычки, дерут, а толку нет») - Как относится И. Крылов к своим героям? - Почему эти звери собрались вместе? (- «затеяли сыграть Квартет…»; - «пленять своим искусством свет …») - Достигли ли они своей цели? - Почему? - Какие советы дают друг другу горе – музыканты? - В каких строках басни заключена мораль? Кто произносит эти слова? - Как вы думаете, почему ее произносит Соловей? (Соловей - самая музыкальная птичка) - Так чего же не хватает героям для осуществления мечты? (Нужно учиться) - Какие недостатки высмеиваются в этой басне? |
Ориентируются в тексте басни.
Пользуются разными видами чтения; осуществляют анализ и синтез, делают выводы.
| - поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста.
|
|
| Парная работа. | - Возьмите карточки. Задание: Дайте характеристику героям нашей басни. - На карточке нужно соединить стрелками название героя басни с его характеристикой (с его особенностями) Проказница- Мартышка |
| упрямый, туповатый | Козел | неуклюжий увалень с хрупким музыкальным инструментом. | Осел | существо несерьезное, вертлявое, неусидчивое, | Косолапый Мишка | лишенный всяких музыкальных способностей |
Сверяют с эталоном. | Работают в парах. Проверка: сверяют со слайдом. | - контроль, оценка, коррекция. - управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. |
|
| Групповая работа.
| - А сейчас поработаем в группах, почитаем басню по ролям. - Речь каких животных звучит в басне? (Cоловей, Мартышка, осел.) + автор - Почему именно к Соловью обратились герои басни? (Соловей - самая музыкальная птичка.) - Имеет ли право этот герой поучать всех остальных? - Ребята, в чём пытается убедить Соловей героев басни? (Учитель нацеливает учащихся на тон и цель чтения.) мартышка: читать быстро, интонация поучительная, несколько хвастливая. осел: читать громко, но медленно, в тоне должна звучать грубость и самоуверенность невежды. соловей: читать спокойно, в тоне – поучение, осуждение, насмешка. Чтение по ролям – 1 группа. | Читают басню «Квартет» по ролям в группах. | - ориентация в социальных ролях и межличностных отношений, работа в команде одноклассников.
- умение работать в группе, взаимодействуя с товарищами. |
|
| Формулирование главной мысли произведения. Понимание текста на уровне содержания, морали; оценивание поступков героев.
|
| - Еще одно произведение Крылова – басня «Мартышка и Очки». (Уч. с.49) - Прочитайте название басни. Почему слова Мартышка и Очки написаны с большой буквы? (Это герои басни) - Можно ли по названию определить, о чём будет произведение? (О мартышке и о том, как она пыталась примерить очки) Словарная работа - Чтобы текст басни был понятен, поработаем над лексическим значением слов: мартышка (маленькая обезьянка), дюжина (12), полдюжины (6), темя (верхняя часть головы), нанижет (оденет подряд на нитку, проволоку), к худу клонит (к плохому), невежда (необразованный, несведущий человек), невежа (грубый, невоспитанный человек), познатней (знать - в буржуазно-дворянском обществе: высший слой привилегированного класса). - Послушайте басню в исполнении актёра, постарайтесь представить себе те лица, о которых идёт речь. - Понравилось ли вам исполнение басни? (Очень понравилось, хотелось читать вместе с актёром, очень ярко представилась мартышка, когда она вертела очки и так, и сяк). - Подумайте, почему баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку. - Обратите внимание на те действия, которые совершала Мартышка с очками. Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками? Почему Мартышка решила, что люди её обманули? Кто виноват в том, что очки не действовали? - В чём комичность ситуации? Что вас в басне забавляет, смешит? - Перечитай мораль басни и сделай вывод. Подтверди примерами, что твой вывод правилен, что он очень важен для сегодняшнего дня. - - С каким человеческим пороком боролся Крылов, создавая эту басню? (С необразованностью). - - Что же автор хотел сказать нам, читателям? (Надо учиться, чтобы быть образованными, стыдно быть невеждами). Работа над выразительным чтением басни. - Как читаем первые строчки? (Спокойно). - Прочитайте выразительно, как Мартышка примеряла очки. Чтение басни в парах, выразительное чтение басни индивидуально. | Отвечают на вопросы.
Слушают басню. Отвечают на вопросы.
Учатся находить мораль и понимать, что хотел сказать автор им, читателям.
| - высказывают свое отношение к поступкам героев. - правильно и выразительно читают, отвечают на вопросы учителя. - устанавливают причинно-след-ственные связи. - высказывают свое мнение |
5 | Применение знаний и способов действий | Создание условий для выполнения задания. | Индивидуальная работа | Работа с очерком С.В.Михалкова «Слово о Крылове».
Выполнить задание в Т.с.26 (таблица)
- Проверим работу.
| Заполняют таблицу по очерку С. В. Михалкова «Слово о Крылове».
Читают свои записи по очереди. | - осуществляют анализ, сравнение; заполняют таблицу. - принимают участие в проверке, - корректируют свою деятельность. |
6 | Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. | Фронтально-индивидуальная | - Давайте подведем итог нашего урока, используя фразы: было интересно… было трудно… я научился… у меня получилось … меня удивило… мне захотелось…
- Как вы оцените свою работу на уроке:
- Активно работали… - Красиво и правильно выражали свою мысль… - Внимательно слушали своих одноклассников… - Показали, как умеют читать по ролям… | Подводят итог, самооценку работы на уроке.
| - осуществляют оценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
|
Комментирует домашнее задание. Дома: выучить басню (по выбору) Уч.с.49-52 Т.с.23-24 Спасибо за урок | Записывают домашнее задание. | - принимают и сохраняют учебную задачу. |