План-конспект урока по обучению грамоте буква я
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Дата: 3 февраля 2016 г.
Класс: 1 «Д»
Предмет: обучение грамоте
Тип урока: открытие нового знания
Тема: Строчная буква я, обозначающая звуки [й, а], [а]
Цели:
Деятельностная: формировать умение писать строчную букву я, научить выделять изучаемые звуки в потоке речи, формирование способности выполнять звуко-буквенный анализ слова.
Образовательная: познакомить с новой буквой, дать понятие о звуках, обозначаемых этой буквой.
Развивающая: развивать фонематический слух учащихся, глазомер, мелкую моторику руки, внимание, развивать усидчивость.
Воспитательная: воспитывать интерес к изучению грамоте и чувство коллективизма.
Методы и приемы: современный звуковой аналитико-синтетический метод, беседа, наглядный, практический, копировальный, генетический, линейный, показ и комментирование написания, письмо в воздухе, анализ элементов.
Наглядность и оборудование: учебник, прописи, раздаточные материалы, мультимедийное оборудование, письменные принадлежности.
Практикант: Фокина Мария Андреевна.
Учитель: Поликарпова Юлия Владимировна
Методист: Рогова Рамзия Закиевна
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Самоопределение к деятельности | 1)Приветствие Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Мария Андреевна. Сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте. 2)Проверка готовности к уроку - Проверьте, всё ли есть на партах: учебник, пропись, ручка. - У всех есть? 3)Мотивация к уроку Надеюсь, что вы будете активно работать на нашем уроке. - Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего дня. - Приготовьте ушки, приготовьте глазки, чтобы всё услышать, чтобы всё увидеть, чтобы всё запомнить. - Я вам тоже желаю всем успехов. - Давайте начнем наш урок. | Встают для приветствия учителя. Проверяют свою готовность. Улыбаются и желают друг другу хорошего дня. Гладят свои глазки, ушки. Садятся на свои места. |
II.Актуализация знаний и выполнение пробного учебного действия | - Ребята, а сейчас попробуйте отгадать загадки: Круглое, румяное, Я расту на ветке; Любят меня взрослые И маленькие детки. (Яблоко) Она, как змейка, В траве мелькает, Хвостом виляет. Хвост потеряет - Другой вырастает. (Ящерица) Молодцы! Что общего во всех словах? -А какой звук слышите? -Ребята, проговорим хором эти слова, чтобы услышать звук [йа]. -Сделаем звуковую схему слова ЯЩЕРИЦА . - Ребята, кто закончил поднимите руки? Сделаем звуко-буквенный анализ слова ящерица. Каждый по одной букве. - Молодцы. Теперь слово ЯБЛОКО. - Хорошо, молодцы. – На какие буквы начинаются слова? -Как вы думаете, всегда ли буква я обозначает два звука? | Яблоко. Ящерица.
Они начинаются с буквы Я. [йа]. Хором проговаривают слова. Два ученика выходят к доске. Поднимают руки. Дают полную характеристику по 1 звуку. я [й'] - согласный, мягкий [`а] - гласный, ударный щ [щ'] - согласный, мягкий е [и] - гласный, безударный и [и] - гласный, безударный а [а] - гласный, безударный [й'`ащ'ир'ица]. 7 б., 8 зв. Выходит к доске. Выполняет звуко-буквенный анализ. я [й'] – согласный, мягкий [а] - глас.,ударн. б [б] – согласный, твердый л [л] – согласный, твердый о [а] - глас.,безударн. к [к] - согл., твердый о [а] - глас.,безударн. 6б.,7зв. Они начинаются на букву я. Предположения детей. |
III.Выявление затруднений | - Ребята, а что мы не знаем еще об этой букве? - Тема нашего урока? | Как пишется и соединяется с другими буквами. Строчная буква я. |
IV.Построение проекта выхода из затруднения | - Давайте составим цель нашего урока. - Первым делом, что мы делаем? - Дальше что делаем? - Затем мы будем учиться писать эту букву. - После этого, что мы сможем сделать? | Знакомимся с этой буквой. Уточним, какие звуки она обозначает. Читать слоги и слова с буквой я. |
V.Реализация проекта с сопутствующим закреплением 1.Сравнение письменной и печатной буквы я 2.Показ и комментирование написания 3.Письмо в воздухе 4.Работа по формированию правильного написания соединения строчной буквы я
5.Чтение слогов и словосочетаний Физминутка | - Ребята, посмотрите на экран, сравните печатную и строчную букву я. Чем отличается от печатной? - На что похожа строчная буква я? - А теперь посмотрите на доску, я буду показывать, как правильно писать строчную букву «я» -Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки. Округляя коснувшись нижней линии пишем вверх вправо, закругляем влево, доводим овал, возвращаемся по написанному до верхней линии рабочей строки, доводим безотрывно, и проводим линию с закруглением внизу. - Теперь возьмите ручки и давайте попробуем написать строчную букву «я» в воздухе. Получилось? -Тогда откройте свои прописи. - Обведите правильную букву в рамочке . - Посмотрите на первые две строчки. Из каких элементов состоит эта буква? Назовите их. – В каких буквах эти элементы встречаются? - Возьмите ручку, положите правильно пропись. Допишите элементы буквы я на первой строчке. -Обведите элементы буквы на третьей строчке, а затем допишите до конца строчки и вторую строчку букву «я». - На четвертой строчке написан слог «ям». Сколько звуков дает буква «я»? - Правильно. А какое здесь соединение? -Посмотрите как я запишу на доске этот слог. - Запишите рядом этот слог. -После слога «ям» написан следующей слог, прочитайте его. - Сколько звуков дает буква я? Какие? - Какое соединение у букв Я и В? -Посмотрите как я запишу на доске этот слог. - Запишите рядом этот слог. - Рядом написан слог «яр» Какое соединение у букв Я и Р? -Допишите слово до конца строки. -Запишите на пятой строке слова: яма и моя рядом с этими словами. -Составьте звуковую схему слов. Два ученика выходят и работают у доски с магнитами. Остальные на местах работают в прописи. -Ребята, в каких случаях буква может давать 2 звука? - Какие еще буквы могут в этих случаях обозначать 2 звука? -Прочитайте слово на следующей строке. Запишите его рядом два раза. - Откройте учебники на стр.83 . - Посмотрите наверху в первой строчке что дано? – Прочитайте слова про себя. - Что вы заметили здесь? У вас на партах лежат листочки, там написано предложение. Давайте его прочтем. (выбор ученика для чтения предложения) - Что вы видите в конце предложения? - Правильно, это значит, что Вы должны закончить предложение одним словом, в котором будет присутствовать буква «я». Например, яблоки. Сколько звуков дает буква «я»? - Сколько слов будет в предложении? - С какой буквы мы начинаем записывать предложение? А что поставим в конце предложения? - А какие еще знаки препинания вы знаете? Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп | Учащиеся говорят свои предположения. Отличается наклоном, у печатной буквы линия прямая без крючка, а строчная с крючком. Варианты детей. Внимательно смотрят на учителя. Берут ручку в руки. Пробуют писать в воздухе. Обводят. Из наклонной прямой с закруглением внизу влево, овал и наклонная прямая с закруглением внизу вправо. - и, л, м, н. Прописывают элементы буквы в прописи. - Два, [йа]. -Нижнее. Записывают. -яв. Два, [йа]. - Верхнее. -Верхнее. Дописывают. Записывают.
Ё и Е Пятно. -Слова. Читают (Яша, Яна, ясли, яблоки, ясный,Яков, яма, ядра, яблони, яркий). Они начинаются с буквы я, а со звуков [й, а]. - В саду созрели … -Многоточие. Буква я дает два звука. Дописывают слово. - Четыре. - С заглавной. Точку.
- Запятую, вопросительный и восклицательный знаки. Хлопки над головой высоко поднимаем колени головой вперед назад подвигать . руки поднять, опустить присесть и подпрыгнуть |
VI.Включение изученного в систему знаний и повторение | На листочках есть задание. Нужно прочитать вопрос и ответить на него так, что бы в ответе была буква я. У вас есть подсказка. - Что растет в саду? - Какое слово нас интересует больше всего? - В этом слове две буквы «я», так что будьте внимательны при ответе на мой вопрос. Сколько слогов в этом слове? - Сколько звуков дает буква «я» в первом слоге? - А в третьем? -Почему? -Молодцы. А теперь запишите предложение на листочек. | Читают про себя вопрос. - В саду растет яблоня. - Яблоня.
- Три. - В первом слоге буква я дает два звука ЙА. - Один, А -Стоит после согласного. |
VII. Подведение итога урока | - С какой буквой мы познакомились? - Сколько звуков может обозначать буква я? -Когда буква обозначает два звука? - А когда один звук? - Что показалось особенно интересным? - Какие задания показались трудными? | Ответы учащихся. -Один и два. -В начале слова. - После согласного. Ответы детей. |
VIII.Рефлексия | Оцените свою работу на уроке. Интересно узнать, кто из вас понял все на уроке, у кого остались сомнения, а кто не понял тему нашего урока. - У вас на партах лежат смайлики. Весёлый – «Я понял всё». Грустный - «Я не понял». - Возьмите нужный смайлик и поднимите его. | Оценивают себя . |
Учитель:_________
Методист:________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация урока по обучению грамоте "Буква З"
Конспект урока обучения грамоте по программе "Пнрспектива" и презентация к уроку....
Конспект урока по обучению грамоте "Буква В, звуки [в], [в`].
Урок составлен по УМК "Школы России" к азбуке Горецкого....

План - конспекты для занятий по обучению грамоте для будущих первоклассников
Предшкольная подготовка...
План-конспект урока по обучению грамоте буква м
План-конспект урока по обучению грамоте буква м...
План-конспект урока по обучению грамоте буква э
План-конспект урока по обучению грамоте буква э по ФГОС...

План-конспект открытого урока по обучению грамоте на тему "Письмо слов и предложений с изученными буквами" (1 класс)
Открытый урок по письму в 1 классе...