Развитие интереса к чтению и формирование читательской самостоятельности младших школьников
статья по чтению на тему
Предварительный просмотр:
«Развитие интереса к чтению и формирование читательской самостоятельности младших школьников».
В последнее время отношение к книге изменилось. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Теперь для того, чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем не обязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается рассказами из
«Азбуки» и хрестоматии, а впоследствии - попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте.
Сегодняшний мир — иной. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению? Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает.
Основная моя задача как педагога - воспитывать любовь к книге, воспитывать талантливых читателей.
Поэтому, моя тема самообразования: «Развитие интереса к чтению и формирование читательской самостоятельности младших школьников».
Цель: создание условий для развития читательского интереса у младших школьников.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
- развитие потребности в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности;
- развитие читательской компетентности учащихся через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации;
- стимулирование творчества детей.
Под читательской компетентностью понимают необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению. В качестве критериев интереса рассматриваю:
- активную познавательную направленность ребенка на тот или иной предмет или явление действительности (в частности, чтение детской литературы);
- положительное эмоционально-окрашенное отношение к чтению;
- творческие проявления в привлекательной для ребенка деятельности.
Исходя из этого, показателями читательского интереса младших школьников являются:
- положительное отношение к самой читательской деятельности ("люблю читать");
- заинтересованность конкретными книгами ("хочу эти книги");
- увлечение самим процессом чтения ("не могу оторваться от книги");
- стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой ("хочу, чтобы другие об этой книге узнали").
"Нет наслаждения книгой, — говорил С. Соловейчик, — нет чтения, нет читателя. Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге — это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, — вот чтение".
Любование, смакование, восторг, изумление, волнение в своей совокупности и составляют феномен, называемый читательским интересом.
Современный читатель…
Каков он? Какие качества его отличают? Какая первая книга должна попасть в руки начинающему читателю, чтобы ему всю жизнь хотелось пройти вместе с книгами, их авторами? Где лежит та грань, которая отделяет того, кто не хочет читать, от другого, который не может ни дня прожить без книги? Почему не каждый ребёнок мечтает стать настоящим читателем?
Эти вопросы, безусловно, встают перед педагогом и хочется не только найти ответ на них, но и повернуть ситуацию, связанную с формированием читательской культуры ребёнка в диаметрально противоположную сторону, сложившуюся в современных условиях.
Понятие грамотности претерпело ряд изменений и воспринимается иначе, чем 10 лет назад: это не только умение читать, писать, считать, но и владеть основами работы с компьютером и умение работать с информацией. Однако и сегодня в основе грамотности лежит читательская деятельность, от умения и навыков чтения зависит, насколько успешно читатель сможет жить в информационном обществе.
Многие педагоги, да и родители тоже недовольны тем, что дети не любят читать. Заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. А ведь каждая книга должна прийти к ребёнку в определённом возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!
Уметь читать в широком смысле этого слова- значит «… извлечь из мёртвой буквы живой смысл, -говорил великий педагог К. Д. Ушинский,- Читать- это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное- вот в чём главное».
Никому любовь к книге не давалась с рождения. Так не бывает, чтобы ребёнок, придя в школу, овладев техникой чтения, полюбил книгу настолько, что она бы вошла в его жизнь, а самостоятельное чтение стало бы интересным.
На данный момент для чтения детей характерно:
-постепенное снижение интереса к печатному слову, падение престижа чтения;
-сокращение чтения в свободное время;
-изменение характера чтения;
-преобладание «делового» чтения над «свободным»;
-возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе.
Педагоги всерьёз озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети и не интересуются, какими книгами они увлекаются. Родители в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды.
При таком положении школа, а не сам ребёнок, определяет необходимость чтения и его репертуар. Ученик идёт в библиотеку, чтобы выполнить задание учителя. Общение с книгой дома или в библиотеке он воспринимает как продолжение урока за рамками класса. Это так называемое «изучающее чтение» по мотивации – вынужденное чтение. Принудительное чтение отрицательно сказывается на его качестве.
Отсюда спрос на книги с готовыми домашними заданиями и сочинениями, на свёрнутую энциклопедическую информацию, на скачивание рефератов из компьютера. Если мотив идёт не от личности школьника, то результат чтения её не касается.
Итак, я выделяю следующие причины снижения интереса к чтению:
-усиление влияния средств массовой информации - чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером;
-резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло;
-изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс (резко сокращается чтение взрослого человека ребёнку, тем самым нарушается систематическое и полноценное общение с разнообразными книгами в первые годы обучения. Характерны высказывания мам, пап, бабушек: «Ты теперь большой, читай сам.»);
-отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.
Начиная работу в этом направлении, мною было проведено исследование, которое включало:
1.Анкетирование родителей 1 класса.
2.Диагностика с учащимися.
3. Анализ посещений библиотеки учащимися.
4.Наличие домашней библиотеки.
Анализ анкет показал, что только 53 % родителей интересуется, что читают их дети; 27% читают вместе с детьми; а 20% родителей не интересует, что их дети читают. В результате диагностики выяснила, что 92% учащихся хотят читать книги; 8%- хотят, чтобы им читали; 30%- читают уже сами; 52% - читают родители или старшие братья и сестры; 18%- не умеют читать и им никто не читает дома, только в школе слушают чтение учителя.
В результате исследования выяснила, что регулярно посещают школьную библиотеку только 30% учащимися, изредка -12%,а домашняя библиотека имеется у 80% , но 8 % из них не любят читать. В итоге данной работы были выделены проблемы и намечены пути их решения.
Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана, прежде всего, в семье.
Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет нам обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению. Я использую следующие формы работы с родителями:
- коллективная (родительское собрание, беседа, дискуссия, лекция, круглый стол, литературный праздник);
- групповая (тематическая консультация);
- индивидуальная (консультация).
Уроки внеклассного чтения предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного развития.
Я практикую следующие формы внеклассных занятий:
- дискуссия;
- коллективное чтение;
- беседа;
- состязание чтецов;
- реклама книги;
- литературный праздник;
- литературная игра;
- литературная гостиная;
- театральный фестиваль;
- библиотечный час;
- час "тихого чтения".
Центральным звеном в моей работе по развитию читательского интереса младших школьников является организация литературных игр и литературных праздников.
Литературные игры — игры, построенные на словесном материале.
Взяв за основу это определение, я разделила литературные игры следующим образом:
- игры и упражнения по развитию речи;
- литературные головоломки, игры со словами (кроссворды, чайнворды и т. д.);
- литературные викторины;
- "стилизованные" игры ("Брейн-ринг", "Поле чудес", "Крестики-нолики", "Умники и умницы", "Сильное звено", "Пойми меня", "Счастливый случай", "Литературный покер" и т. д.).
Литературные игры интересны и полезны младшим школьникам.
В основе литературных игр лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, постановка и разгадывание каверзных вопросов по прочитанным произведениям (викторины, кроссворды), отгадывание имен литературных героев, фамилий авторов, названий книг и произведений по серии вопросов (шарады), воспроизведение героев и книг по описанию и т. д.
В определенный срок (месяц или больше — в зависимости от объема читаемого материала) предлагаю детям самостоятельно прочесть то или иное литературное произведение (в 1 классе читают родители).
По окончании этого срока провожу литературные игры. Я заметила, что ребятам очень нравится принимать участие в таких мероприятиях, и они с нетерпением ждут того дня, когда будут подводиться итоги прочитанного.
С огромным желанием пробуют они свои силы в составлении игровых заданий для одноклассников (викторины, кроссворды, игры со словами, создание иллюстраций и т. д.).
В процессе литературных игр подобного рода развиваются интеллектуальные, моральные, волевые качества личности играющих, проявляется и совершенствуется кругозор, активизируются задатки и способности детей.
Каждый ученик в классе имеет свое "дерево достижений". Все успехи детей отражены на "деревьях достижений". Победителям литературных игр, активным участникам творческих заданий вручаются ордена. "Дерево" растет вместе с ребенком от класса к классу.
Мною подобран материал для бесед с младшими школьниками и их родителями, разработаны конспекты литературных игр и праздников для начальной школы.
Используя накопленный собственный опыт, прибегая к помощи старших (учителей, библиотекарей, родителей), ребята стали проявлять свои творческие способности (создают собственные иллюстрации к литературным произведениям, сочиняют стихи, пишут сказки, рассказы). Любовь к чтению не может возникнуть без наличия у ребенка возможности свободно определять свое отношение к нему, включающее заинтересованность содержанием чтения, личностью автора. Свободное чтение предоставляет ребенку возможность для самовыражения своих читательских интересов. Поэтому родителям рекомендую:
- Завести читательский дневник, где запись автора произведения, название, рисунок и изредка проверка родителями чтения количества слов незнакомого текста.
- Проверять понимание- ребенок отвечает на вопросы, придумывает название текста, выделяет главную мысль, пересказывает.
Рекомендую читать ежедневно не менее 20-30 минут.
Стихи собственного сочинения вносим в классную «творческую копилку». Эти детские произведения участвовали в школьном конкурсе стихотворений, где заняли 1и 3 места.
Повышению читательского интереса способствуют регулярные посещения школьной и сельской библиотек. Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только люди творческие, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором.
В своей практике я использую следующие формы работы с учреждениями культуры:
- библиотечные часы, проводимые на базе школьной и сельской библиотек (Путешествие по городу « Книгограду», по сказкам А.С.Пушкина и др);
- посещение тематических выставок книг;
- конкурсы: «Твои таланты»;
- КВН «Мы летим в космос».
Когда учитель и библиотекарь - единомышленники и работают вместе, это даёт ощутимые результаты.
В конце каждого учебного года выявляются интеллектуальные лидеры и активные читатели года.
Беседы, знакомство с новинками детской литературы, практические занятия по выбору книг, периодических изданий, внедрению информационных технологий воспитывают настоящего читателя. Совместными усилиями мы показываем детям, насколько интереснее и богаче станет жизнь, если подружиться с книгой.
Итак, умение читать позволяет ученикам успешно усваивать другие предметы, помогает находить дополнительный материал к урокам в справочниках, энциклопедиях, пользуясь услугами библиотек. Ведь важнейшим стимулом интереса к учению выступает фактор значимости приобретенных знаний и умений, решаемых задач, совершаемого действия.
Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть — задача взрослых (будь то родитель, писатель, издатель, учитель, библиотекарь, воспитатель), задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи страны.
Действительно, знаний всегда будет недостаточно и, чем больше человек узнает, тем больше появляется у него вопросов. Об этом говорится в притче: «Гуляя в тенистой роще, древнегреческий мудрец беседовал со своим учеником. «Скажи мне,- спросил юноша, - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом, имел великих учителей. Неужели для тебя существуют хоть какие-то не ясные вопросы?». В раздумье мудрец очертил посохом перед собой два круга: маленький и большой. «Твои знания – это маленький круг, а мои - большой. Но все, что осталось вне этих кругов, - неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью. И впредь - чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование читательской самостоятельности младших школьников
В работе дается теоретическое обоснование проблемы формирования читательской самостоятельности младших школьников. Раскрывается роль чтения-общения в становлении личности ребенка-читателя, психологиче...
Формирование читательской самостоятельности младших школьников
Описание приемов и результатов работы по формированию читательской самостоятельности младших школьников...
Формирование читательской самостоятельности младших школьников на уроках и внеурочной деятельности
В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.Основным источнико...
Формирование читательской самостоятельности младших школьников через реализацию курса "Литературное чтение"
Формирование читательской самостоятельности младших школьников через реализацию курса "Литературное чтение"...
Экспериментальная работа на тему: «РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ И ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ СТАНОВЛЕНИЯ ДУХОВНОГО МИРА ШКОЛЬНИКА»
Программа направлена на формирование у младших школьников основ краеведческой культуры, что способствует формированию любви к Родине, патриотизма, вызывает чувство гордости за свою Родину...
Формирование читательской самостоятельности младших школьников
Формирование читательской самостоятельности младших школьников...
Применение технологии «Мой читательский дневник» как средство формирования читательской самостоятельности младших школьников
Актуальность работы заключается в увеличении людей, способных творчески мыслить, обладающих гибкостью ума, а также умеющих делать правильный выбор. Кроме этого учитывая, что наш филиал считается малок...