Урок литературного чтения К. Паустовский Кот- ворюга
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Урок с применением технологии проблемного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл paustovskiy_kot_voryuga.rar1.44 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе

Учитель: Юдаева Наталья Анатольевна

Тема урока К. Г. Паустовский «Кот-ворюга»

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Ожидаемые результаты:

  1. Осознанно воспринимать при чтении содержание произведения, осознавать сущность поведения героев, делать выводы.
  2. Оформлять свою мысль в речевое высказывание.
  3. Коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст.

Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, экран, портрет К. Г. Паустовского, фотовыставка «Мой друг».

Тема урока

Ход урока

Цель урока и задачи урока

УУД

Конкретизация УУД

Задания, направленные на формирование выделенных УУД

Действия учащихся

К. Г. Паустовский «Кот -ворюга»

Эпиграф к уроку:

«Мы в ответе за тех, кого приучили». (Антуан Экзюпери)

1.Организационный момент.

2.Изучение нового материала.

Постановка  проблемного вопроса на уроке.

А чтобы узнать название рассказа, с которым будем знакомиться, отгадайте загадку:

Острые ушки, на лапках подушки,
Усы, как щетинка, дугою спинка,
Днём спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит. (кот)

(на экране появляется первое слово из названия рассказа)

Как вы думаете, про что это произведение?

- Может ли кот быть вором? Почему?

- Хотите ли вы узнать, о каком коте идет речь в рассказе?

- Поставьте цель урока. Закончите предложения:

Узнать… .

Учиться….

Определить….

Развивать….

3.Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения.

 Работа с текстом во время чтения.

Словарная работа.

а )  Первичное чтение

 (Вслух, комбинированное)

б)  Выявление первичного восприятия.

в ) Повторное чтение 

г)  Вопросы после чтения каждой части.

1 часть.

- О каких проделках кота вы прочитали?

- Как он попался?

- Почему кот решился на отчаянный поступок?

2 часть.

- Каким представили  себе дом?

3 часть.

- Почему решили вытаскивать кота?

 - Как это сделали?

 - В каком состоянии был кот?

- Какое неожиданное решение принял Лёнька?

- Как вы думаете, как чувствовал себя кот после ужина?

4 часть.

 – Как изменилось поведение кота?

- Как переименовали «Ворюгу»?

- Почему?

Работа с текстом после чтения.

а ) Групповая работа.

Учащиеся делятся на 4 группы. Каждая группа получает задание, обсуждает его, ищет ответы в тексте и представитель группы отвечает.

( формирование групп и сложность задания проводятся исходя из разного уровня способностей детей )

1 группа  Внешность  кота.

2 группа. Характеристика кота в начале рассказа.

3 группа. Характеристика кота в конце рассказа.

4 группа. (слабоуспевающие )

б)Коллективная работа под руководством учителя.

Определение главной мысли рассказа.

- Вернёмся к проблемному вопросу, который ставили в начале урока.

– Как вы думаете, для чего Константин Паустовский написал этот рассказа? Какую важную мысль мы должны понять, познакомившись с рассказом?

 ( Добро побеждает зло, важно доброе отношение к животным, ведь это человек доводит их до отчаянного состояния.) 

Прочитайте слова на доске

 Как вы их понимаете?

 «Мы в ответе за тех, кого приручили»

                                             Антуан

де Сент-Экзюпери

 - Я верю, что добрых людей на свете было, есть и будет всегда больше, чем плохих и злых.

Творческая работа

Напишите синквейн о коте:

Примерный ответ

  1. кот-ворюга
  2. грязный, рыжий, шустрый.
  3. бегает, ворует, царапает.
  4. Он одинокий, ему нужна забота
  5. Хороший друг

2 Эмоциональная ( дерево чувств)

4.Рефлексия:

Продолжите  фразу: Сегодня на уроке…

Было интересно…

Я понял, что …

Мне захотелось …

Урок дал мне для жизни …

Трудно было …

Я почувствовал …

Я научился …

5.Постановка домашнего задания.

 

 Цель:создать условия для эффективной работы над произведением К. Паустовского, совершенствованию навыков осознанного и выразительного чтения, дикции, развития и обогащения речи, памяти, логического мышления, эмоциональной сферы, привитие интереса к литературному творчеству.

Задачи:

 1.Развитие воображения и мышления в процессе читательской деятельности, анализа произведения, умения подтверждать свое мнение словами из текста.

2.Воспитывать любовь к животным, интерес к самостоятельной деятельности на уроке.

3. Формировать правильное выразительное чтение, речь детей, обогащать словарный запас, побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.

4. Воспитывать лучшие нравственные качества личности на примере литературных героев.

 1.Предметные. 

1.Умеет воспринимать на слух художественное произведение.

2.Знает понятия «юмор», «юмористический рассказ».

3.Умеет работать с композицией произведения.

2. Личностные:

1.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

2.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах.

Метапредметные:

3. Регулятивные:

1.  Моделировать и оценивать различные ситуации поведения.

2. Формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3.Развивать умение формулировать и удерживать учебную задачу с помощью учителя.

4.Целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

5. Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

4. Познавательные: 

1.  Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме  (общеучебные).

5.Коммуникативные: 1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели функций участников, способов взаимодействия.

 1.Предметные.

1.Умеет определять главную мысль рассказа.

2.Умеет моделировать обложку: определять тему и жанр, указывать авторскую принадлежность и заголовок.

3.Умеет выделять эпизоды.

4.Умеет рассказывать о герое: образ кота: внешний вид, поступки.

5.Умеет рассказывать от имени кота.

2. Личностные:

1. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при групповой работе.

Метапредметные:

3. Регулятивные:

1. Составление плана и последовательности действий.

4.Познавательные: 

1. Осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника и рабочей тетради)  (логические).

2. Работа с текстом произведения: оценка смысла всего текста, отработка выразительного чтения.

5.Коммуникативные: 

1. Уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, понимать позицию партнера, согласовывать свои действия с партнёром.

2. Слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей.

  

Виды деятельности, формы работы:

Индивидуальная – самостоятельное чтение рассказа К. Г. Паустовского

«Кот-ворюга»; беседа.

Работа в парах  – чтение и деление текста на части; словарная работа; выполнение заданий в учебнике.

Фронтальная –  выборочное чтение эпизодов о коте; определение главной мысли.

Коллективная – сравнение произведений К.Г.

 «Заячьи лапы», «Кот-

ворюга»: моделирование обложек (определение сходства и различий: рассказ-повествование, рассказ-описание, юмористический рассказ)

Индивидуальная – работа в тетради.

 1.Воспринимать на слух художественное произведение: слушать чтение учителя, выражать своё первое впечатление.

2.Работать с произведением: моделировать обложку (определять тему и жанр, указывать авторскую принадлежность и заголовок).

3Работать с текстом произведения: читать, выделять эпизоды, выполнять задания в учебнике и тетради.

 Усваивать понятия «юмор», «юмористический рассказ». Работать с композицией произведения.

4.Рассказывать о герое (образ кота: внешний вид, поступки). Творческая работа: подготовить рассказ от имени кота «Моя кошачья жизнь».

5.Отвечают на вопросы учителя

Приходят к выводу после беседы по тексту:

6.Добро побеждает зло – основная мысль, идея рассказа.

Доброта и милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось. Произошло чудесное превращение в преданного, благородного кота.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению "К.Паустовский "Кот-ворюга"

                                                      ...

Литературное чтение. К. Паустовский. Кот-ворюга.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРКМИменно приёмы РКМ способствуют формированию у детей креативности, активности и коммуникативности. Цель технологий – развитие мыслительных навыков, которые необходимы детям...

конспект урока литературного чтения К. Паустовского Кот-ворюга

Конспект урока литературного чтения  К. Паустовского " Кот-Ворюга" для 3 класса по программе Занкова....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ по теме «Кот-ворюга»

Цель: помочь учащимся понять сложность взаимоотношений человека с животными....

Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский. Растрёпанный воробей. Ознакомительное чтение" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)

Тип урока: урок открытия нового знания.Цель урока: создание условий для знакомства с текстом произведения К. Паустовского «Растрёпанный воробей», развития навыка чтения и навыка анализа те...

Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский “Растрепанный воробей”. Ознакомительное чтение" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"

Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе знакомства с произведением К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей».Задачи у...

Презентация к уроку по литературному чтению. К.Паустовский "Кот ворюга". 3 класс

Презентация к уроку по литературному чтению. К.Паустовский "Кот ворюга". 3 класс...