Литературное чтение. К. Паустовский. Кот-ворюга.
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРКМ
Именно приёмы РКМ способствуют формированию у детей креативности, активности и коммуникативности.
Цель технологий – развитие мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни. Это умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 210.5 КБ |
![]() | 13.55 КБ |
![]() | 842.22 КБ |
![]() | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Литературное чтение.
Класс: 3
Тема: К. Паустовский. Кот-ворюга.
Тип урока: Объяснение нового материала.
Цели урока:
1. Продолжить работу над формированием навыка сознательного, правильного, беглого и
выразительного чтения, развитию речи. Познакомить детей с повадками, с поведением,
особенностями характера кошки, выросшей на воле; Разбудить интерес, симпатию к этим
удивительно разным по своему характеру животным.
2. Способствовать развитию критического мышления, умению анализировать, сравнивать,
высказывать своё мнение, делать выводы.
3. Содействовать воспитанию бережного отношения к обитателям родной природы;
воспитывать чувства ответственности за всё живое на земле.
Ход урока.
Этапы урока | Программный материал | Идеи модулей курса |
«Кувшин счастья» Ребята, поднимите руки верх, образно представьте, что вы держите над головой огромный кувшин, этот кувшин наполнен счастьем, добром, позитивом, хорошим настроением, а сейчас вылейте его на себя. Соберитесь с мыслями, настройтесь на хороший и плодотворный урок. | Атмосфера сотрудничества, мотивация. | |
Слайд Портрет К. Паустовского . — Какие ассоциации возникают, глядя на портрет этого человека? Константин Георгиевич Паустовский – русский советский писатель. Работал водителем трамвая, санитаром, учителем, журналистом. Страсть Паустовского к путешествиям привела к созданию книг. Многие его произведения переведены на немецкий, французский и английский языки . Рассмотрите выставку книг. Что вы об этих книгах можете сказать? Какие качества ценит автор и воспевает в своих произведениях? Любимая тема писателя – тема природы. И часто главными героями в них становятся животные.
Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом К.Г. Паустовского -Вспомните, что такое рассказ? (Это жанр литературы, в котором описан один эпизод, одно событие из жизни героя).
| Критическое мышление «Мозговая атака ». Паустовский ИКТ | |
-Откройте свои учебники. Прочитайте заглавие рассказа. -Как автор называет героя? (ворюга) -Что означает слово ворюга? (тот, кто ворует что-либо) -Подберите однокоренные слова. (воровать, вор, воришка, ворище, ворюга) -Какой оттенок у слова «ворюга»? (грубый, чувствуется отрицательное отношение автора к герою Почему автор назвал так свое произведение? Паустовский выражает своё отношение к герою. Важная черта характера героя заявлена уже в самом названии. - Каким вы представляете себе кота-ворюгу. | «Корзина мыслей» | |
Послушайте рассказ К.Г. Паустовского «Кот-ворюга». -Подумайте, соответствуют ли наши предположения содержанию рассказа. (Комбинированное чтение: читает учитель и ученики) Чтение рассказа с остановкам
– Как вы думаете, что сделают с котом? – Почему герои отказались наказывать кота, а просто решили дать ему поесть? (Вид кота вызвал чувства жалости, сострадания.) – Как вы думаете, есть ли надежда на то, что кот исправится? Что показалось удивительным? необычным? смешным? Оправдались ли наши читательские предположения? | «Чтение с остановками» «Корзина мыслей» | |
Словарная работа | - Перед тем, как познакомимся с произведение, проведём словарную работу В тексте нам встретятся слова. Давайте научимся их правильно произносить и понимать. Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности. Тесовая (крыша) – сделанная из тонких деревянных досок хвойных пород. Босяцкие (выходки) – поступки невоспитанного человека. Кукан – веревка, на которую надевают пойманную рыбу. Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место. Плотица – небольшая пресноводная рыба плотва. Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть. Шиворот – за ворот, за воротник. Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного. Бухало – производить сильный и глухой звук. | ИКТ |
Ромашка
Простые вопросы. Какие изменения произошли в поведении кота и как его назвали ребята? Милиционер. Уточняющие вопросы. Почему именно милиционером назвали кота? (Кот был: благородный, довольный, уверенный, весёлый, важный, ласковый, мирный, кот- хозяин, кот – защитник). Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Почему именно за котом шла охота? Творческие вопросы. Что было бы, если бы кота не поймали? Продолжал воровать? Оценочные вопросы. Хорошо ли, что мальчика отказались наказать кота? А что могло бы произойти, если его наказали? Изменился бы кот? Практические вопросы. Как бы ты поступил на месте кота? | Критическое мышление приём «Ромашка» | |
- Кто увидел и рассказал эту историю? (рассказчик и автор - одно лицо) Автор участник всех событий и рассказывает, что наблюдал. Он любит природу, проводит всё своё свободное время на рыбалке. У рассказчика есть друзья Рувим и Лёнька .И ребятам важен рыбный улов. Но в их беззаботную жизнь врывается кот, и не просто кот, а кот — ворюга. Главной задачей рассказчика и его друзей становится поймать кота и наказать его («вздуть») - Какой момент является завязкой? (Кот украл со стола кусок ливерной колбасы. Если бы Ворюга не украл эту колбасу, может быть его и не поймали. Но так как он её украл, то начали развиваться дальнейшие действия.) - Кульминационный момент в рассказе. У героев встала цель, во что бы то ни стало его поймать. Развиваются действия- сначала они его пытаются с берёзы снять, потом вытащить из под дома. Наконец-то кот попался- это кульминационный момент В рассказе Паустовского есть описание старого заброшенного дома. Между описанием дома и описанием главного героя — кота — есть связь. Писатель использует сравнение заброшенный дом — никому не нужный кот. Именно под этим старым домом ищет спасения Ворюга. Олицетворение в изображении дома подчеркивает важную мысль автора о взаимосвязи человека с природой и всем окружающим миром. - В чём заключается развязка в этом произведении? Кот начал совершать благородные поступки. Кота переименовали из Ворюги в Милиционера. | Пирамида Фрайтага Завязка —событие Кульминация — высшая точка развития конфликта, Развязка — разрешение конфликта, радости | |
Работаем по исследованию текста. Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.
Проведем работу по исследованию текста и дадим характеристику кота по данному описанию. | Исследование текста в группах «Фишбоун» ИКТ | |
| ||
Социальный ролик https://www.youtube.com/watch?v=HFEWJsUi4uM https://www.youtube.com/watch?v=9CHD7e5Enco | ИКТ | |
Составление «Синквейна» 1 строка – одно имя существительное; 2 строка – два прилагательных 3 строка – три глагола 4 строка – предложение 5 строка – синоним к 1строке. мальчики: Кот – в начале рассказа (до переломного момента). | Критическое мышление приём «Синквейн» | |
Рефлексия. (Осознание) | «Корзина мыслей» - Какая проблема поставлена в рассказе? - В рассказе поставлена проблема - борьбы добра и зла. - Зло можно остановить только добром. - Добро не только останавливает зло, но и порождает ответное добро (кот стал совершать благородные поступки, тем самым благодарить хозяев). В рассказе показана действенная сила добра. Продолжить фразы: -Быть добрым- это значит… -Быть добрым легко….. -Быть добрым тяжело…. главная идея творчества писателя — человек должен бережно и трепетно относиться к земле, на которой живет. Паустовский призывает нас внимательно всматриваться в окружающий нас мир. Животное в нем действует как животное, само по себе, и вместе с человеком; каждый имеет свой характер. | Критическое мышление «Корзина мыслей» |
Домашнее задание | -Написать письмо 1 группа – коту-ворюге, 2 группа – ребятам из рассказа, 3 группа – автору, 4 группа – всем людям. -Какой совет вы бы хотели им дать? | Критическое мышление «Свободное письмо |
.
.
Предварительный просмотр:
Внешний вид кота в начале рассказа |
Действия и поступки кота в начале рассказа |
Внешний вид кота в конце рассказа |
Действия и поступки кота в конце рассказа |
Кот Ворюга
Какие изменения произошли в поведении кота и как его назвали ребята? |
Почему именно милиционером назвали кота? |
Почему именно за котом шла охота? |
Что было бы, если бы кота не поймали?
Продолжал воровать? |
Хорошо ли, что мальчика отказались наказать кота? А что могло бы произойти, если его наказали? Изменился бы кот? |
Как бы ты поступил на месте кота? |
Простые вопросы |
Уточняющие вопросы |
Объясняющие вопросы |
Творческие вопросы |
Оценочные вопросы |
Практические вопросы |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ворюга Вор Воришка Что общего у всех слов? Вор Вор
Человек должен любить животных и заботиться о них. «Собака бывает кусачей только от жизни собачьей». «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил». Экзюпери Выбери главную мысль
Составление « Синквейна » 1 строка – одно имя существительное; 2 строка – два прилагательных 3 строка – три глагола 4 строка – предложение 5 строка – синоним к 1строке . Паустовский. Благородный, добрый. Оживляет ,сравнивает, описывает. Великолепный знаток русской речи. Писатель.
Предварительный просмотр:
Урок-путешествие. Литературное чтение. 3 класс. Система развивающего обучения Занкова.
Тема урока. К. Паустовский. Кот-ворюга.
Тип урока. Объяснение нового материала.
Использовала технологию: РКМ (американские педагоги).
Именно приёмы РКМ способствуют формированию у детей креативности, активности и коммуникативности.
Цель технологий – развитие мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни. Это умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений.
Цели и задачи :
Познакомить с понятиями «рассказ», с сюжетом рассказа – последовательным развитием основных событий; учить работать с текстом произведения, самостоятельно читать, проанализировать, как события, происходящие с героем, влияют на его характер и дальнейшую жизнь.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
7. Самостоятельно находить ответы на вопросы.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе личного опыта.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в группе.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
1.Формированием навыка сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию речи. Познакомить детей с повадками, с поведением, особенностями характера кошки, выросшей на воле; Разбудить интерес, симпатию к этим удивительно разным по своему характеру животным.
2. Способствовать развитию критического мышления, умению анализировать, сравнивать, высказывать своё мнение, делать выводы.
3. Содействовать воспитанию бережного отношения к обитателям родной природы; воспитывать чувства ответственности за всё живое на земле.
Этап и приёмы | Самоанализ урока |
Стадия вызова | Задача стояла в том, чтобы активизировать, заинтересовать детей. Мотивировать их на дальнейшую работу и «вызвать» уже имеющиеся знания. Применила приёмы «Мозговая атак», «Корзина мыслей». |
Стадия осмысления | На фазе осмысления дети работали с информацией – читали тексты, смотрели видео, слайды презентации. Применила приём «Чтение с остановками», «Ромашка» |
Рефлексия | Приём» Фишбоун», «Синквейн» - позволил описать кота, способствовал развитию творческих способностей. Провела самоанализ – «Козина идей» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения К. Паустовский Кот- ворюга
Урок с применением технологии проблемного обучения...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/18/picture-433482-1579356329.jpg)
конспект урока литературного чтения К. Паустовского Кот-ворюга
Конспект урока литературного чтения К. Паустовского " Кот-Ворюга" для 3 класса по программе Занкова....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/27/picture-1192459-1574861629.jpg)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ по теме «Кот-ворюга»
Цель: помочь учащимся понять сложность взаимоотношений человека с животными....
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/01/picture-1375034-1643715128.jpg)
Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский. Растрёпанный воробей. Ознакомительное чтение" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)
Тип урока: урок открытия нового знания.Цель урока: создание условий для знакомства с текстом произведения К. Паустовского «Растрёпанный воробей», развития навыка чтения и навыка анализа те...
Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский “Растрепанный воробей”. Ознакомительное чтение" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"
Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе знакомства с произведением К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей».Задачи у...
![](/sites/default/files/pictures/2024/09/15/picture-1200583-1726397527.jpg)
Презентация к уроку по литературному чтению. К.Паустовский "Кот ворюга". 3 класс
Презентация к уроку по литературному чтению. К.Паустовский "Кот ворюга". 3 класс...