ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ по теме «Кот-ворюга»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Цель: помочь учащимся понять сложность взаимоотношений человека с животными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_lit_chteniya_kot-voryuga_3_klass.docx | 32.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
по теме «Кот-ворюга»
Учитель: Илькова Наталья Валерьевна.
Класс: 3 «В»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: помочь учащимся понять сложность взаимоотношений человека с животными.
Задачи:
Учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову; определять основную мысль, давать характеристику действиям и поступкам героев.
2. Развивать навык слушания, анализа текста по вопросам, навык работы в группе, творческие способности детей, умение аргументировать свою точку зрения, расширять словарный запас.
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту, прививать интерес к литературе.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Планируемые результаты:
Предметные:
- воспринимать на слух художественное произведение, выражать первое впечатление;
- уметь работать с текстом: читать, выделять эпизоды, отвечать на вопросы;
- работать с композицией произведения.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
- Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
- Коммуникативные УУД.
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
– учиться работать в паре.
- Познавательные УУД.
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя текст и информацию, полученную на уроке;
– делать выводы о результатах совместной работы.
Формы работы: фронтальная, самостоятельная, парная.
Методы работы: наглядный, беседа, подводящий диалог, поисковый метод (работа с информацией), работа с текстом.
Ресурсы: рассказ К.Г.Паустовского «Кот – ворюга»;
компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Паустовский», видеоклип «О доброте», песня о доброте, песня для физминутки «Кошка беспризорная».
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1. Организационный | Включить обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | 1 слайд. Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. -Ребята, закройте глаза, поднимите руки вверх, образно представьте, что вы держите над головой огромный огненный шар, этот шар наполнен счастьем, добром, позитивом, хорошим настроением. А сейчас вылейте его на себя. Соберитесь с мыслями, настройтесь на хороший и плодотворный урок. 1.2 -Пожелайте друг другу удачи, похлопайте в ладоши. 1.3 -Подумайте, что вам пригодится для успешной работы. 1.4 -Прочитайте хором эпиграф на доске. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Выполняют задания тренинга. Хлопают в ладоши и высказывают пожелания друг другу. Комментируют, что им пригодится для успешной работы на уроке. Читают хором эпиграф «С малой удачи начинается большой успех». | Регулятивные: -нацеливать на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: - формировать умение слушать и слышать. |
2. Актуализация знаний. Постановка учебной проблемы и формулирование темы и задач урока. Подготовка к восприятию нового материала. | Проводить анализ, учить слушать и понимать речь других. | 2.1 2 Слайд. -Ребята! Сегодня наш урок посвящается важному, нужному качеству человека. Попробуйте определить, что это за качество, просмотрев видеоклип. 3 слайд. -А что такое доброта ? Приём «Корзина мыслей». Задание учителя: «Назовите как можно больше слов, выражений, связанных с этим понятием. Условие – не повторять то, что уже было сказано другими». Все предложения учащихся кратко записываются учителем в «Корзине мыслей» на доске (без комментариев), даже если они ошибочны. -Посмотрите, пожалуйста на портрет этого человека. Можете о нём сказать, что он добрый? -А кем он может быть по профессии? - Кто узнал этого писателя? Рассказ о писателе.
Посмотрите на обложки книг К.Г.Паустовского. Узнаёте их? Кто читал эти произведения? Давайте вспомним, о чём они? - Да, книги К.Г. Паустовского очень добрые, наполнены любовью к миру и людям. Автор считал, что «В каждом сердце есть струна. Она обязательно отзовется даже на слабый призыв прекрасного». -А кто догадался, о какой струне пойдёт сегодня речь на уроке? - Конечно, о доброте. 2.3 «Жужжащее» чтение. Прочитайте текст о котах, используя элементы приёма «Инсерт». Поставьте «+»(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым. -О каком животном идёт речь в тесте? -Что интересного отметили, что вас удивило? - Как вы думаете, почему наш урок начали с текста о котах? - Посмотрите на следующий слайд. Кого вы видите? Что общего у всех картинок? - А кто нашёл отличие? А все ли кошки здесь одинаковые? Сегодня на уроке мы познакомимся с новым для нас произведением Паустовского «Кот-ворюга» - Предположите о чём будет это произведение? -А кто такой вор? - Есть ли разница между словами вор и ворюга? -А какой оттенок имеет слово ворюга? Где можно узнать точное значение слов? Кот – ворюга и качество человека, которое вы отгадали в начале урока «доброта». Как можно их связать? -Определите задачи нашего урока. | Смотрят видеоклип о доброте, определяют качество человека «Доброта». Называют слова и выражения, связанные с понятием «доброта» Дети высказывают свои предположения. Слушают рассказ учителя. Отвечают на вопросы учителя. Читают текст о котах, используя элементы приёма «Инсерт», отвечают на вопросы учителя. Делают вывод: «Произведение, которое будем читать тоже о коте». Отвечают на вопросы учителя. -Одни коты самодовольные, спокойные, ухоженные, а другие голодные, уличные, брошенные. Высказывают свои предположения, объясняют значения слов, используя толковый словарь. (Вор-тот, кто крадёт, берёт чужое без разрешения. Ворюга –так говорят презрительно о том, кто совершает кражи.) Определяют задачи урока:
| Познавательные: - постановка и решение проблемы; - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, - построение логической цепи рассуждений; - выдвижение гипотез и их обоснование. Регулятивные: - целеполагание, - прогнозирование. Коммуникативные: - построение понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога; - участие в коллективном обсуждении. |
3. Объяснение нового знания. Работа с текстом. | Способствовать формированию читательской компетенции. Воспитывать доброту, отзывчивость, милосердие. | 1 часть (читает учитель), используя приём «Чтение с остановками», учит аргументировать свою точку зрения. Вопросы после прочтения 1 части: -Итак, перед вами действительно дерзкий преступник. Это не обычный деревенский кот, живущий в каждой избе, а кот-ворюга, добывающий пропитание не подачками, а разбоем. -Но есть ли у кота «смягчающие вину обстоятельства»? - Волнуетесь ли вы за кота, за его дальнейшую судьбу? -Оцените по 5-ти бальной системе своё волнение. 3.2 Прочитайте самостоятельно 2 часть. (Распечатана для каждого ученика на листе) Анализ текста. -Какие звуки вы услышали? -Какие запахи почувствовали? - Есть ли связь между описанием дома и главным героем? 3.3 Физкультминутка. 3 часть (читают учитель и дети), используя приём «Чтение с остановками». -Кот пойман, наказан, но автор пишет ещё одну часть. Как вы думаете, о чём она? Изменится ли кот или снова будет воровать? 4 часть (читает учитель), используя приём «Чтение с остановками». - Как же превратился кот Ворюга в кота Милиционера? Заполним таблицу. -Так что же произошло? Почему так неузнаваемо изменился кот? В чём секрет столь чудесного перевоплощения ворюги и бандита в благородного кота? -А что могло произойти, если бы его наказали, изменился бы кот? -Какую проблему поднимает автор в рассказе? - Паустовский хочет, чтобы мы поняли, что нередко то, чего нельзя достичь путём зла, наказания, жестокости – легко достигается при помощи доброты. 3.7 15 слайд. Работа в парах. Выделим главную мысль рассказа К.Паустовского «Кот- ворюга ». Выберите формулировку, которая подходит к рассказу. Приложение 6. - В роли кота - ворюги может оказаться любой человек. У каждого человека может быть какая-то плохая черта характера. Исправить его можно не только наказанием, плохим отношением, а сочувствием, добрым отношением. 3.8. 16 слайд. Корзина мыслей. Продолжите мысль: «Быть добрым – это значит… «Почистить» корзину с ассоциациями к слову «доброта», удалив из неё всё не относящееся к теме урока. | Следят по тексту, отвечают на вопросы во время остановок. Отвечают на вопросы. -Кот никому не нужный, бездомный, вынужден вести бродячий образ жизни. Отвечают на вопросы, строят монологические высказывания. Читают 2 часть, отвечают на вопросы. - О коте вспоминали, когда он «досаждал», а о доме, когда нужно было переночевать. Заброшенный дом и никому ненужный кот. Выполняют движения под музыку совместно с учителем под песню «Кошка беспризорная». Следят по тексту за чтением учителя, читают отрывок 3 части, анализируют и обсуждают героев, их поступки. Строят монологические высказывания. Следят по тексту за чтением учителя, отвечают на вопросы. Совместная работа с учителем по заполнению таблицы «Превращение кота Ворюги в кота Милиционера» Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения. Работа в парах: рассуждают, выявляют авторскую позицию. Анализируют и делают вывод «Быть добрым – это значит…» «Убирают» из корзины слова, не относящиеся к уроку. | Познавательные: -выделять особенности художественного текста, эмоции, чувства героев произведения и автора, воздействие на читателя, поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; -характеризовать героев, используя схемы, опоры, высказывать суждения о поступках героев, поиск и выделение необходимой информации; построение логической цепи рассуждений; Регулятивные: - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей -определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; Коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; -строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками; -участвовать в диалоге с учителем и одноклассниками о произведении, книге. Личностные: -содействовать воспитанию бережного отношения к животным и чувства ответственности за всё живое на Земле; -учить определять нравственную проблему, поставленную автором в рассказе. |
4. Рефлексия. | Осуществлять самоконтроль. Обеспечивать позитивный настрой на получение знаний | Учитель акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. - Какие задачи ставили на уроке? - Всё ли получилось? - Где можно применить новые знания? Заполните лист самооценки своих достижений по литературному чтению.
Д/з. На выбор: 1. Составить синквейн о коте. 2. Нарисовать рисунок и подготовить рассказ о коте. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Заполняют лист самооценки своих достижений. Называют основные позиции изученного материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему). | Регулятивные: 1)осуществлять контроль деятельности; 2)оценивать уровень владения учебным материалом; 3)анализировать эмоциональное состояние, полученное от деятельности. Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Личностные: проявлять интерес к изучению темы; оценивать собственную учебную деятельность. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения по теме: "Согласные звуки [с], [с’], буква с."
Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по теме: "Согласные звуки [c], [c\'], буква с"....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА литературного чтения по теме «Произведение Б.И.Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».
На уроке использованы различные виды работ. Урок проводится в рамках ФГОС и соответствует умственному развитию младших школьников....
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Картины русской природы в стихотворении Н.Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы"
ТЕМА УРОКА: «КАРТИНЫ РУССКОЙ ПРИРОДЫ В СТИХОТВОРЕНИИ Н. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ»Цель урока для учителя: развивать речь обучающихся на примере анализа поэтического произведения, развивать чувс...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского "Играющие собаки"
Публикация включает в себя технологическую карту урока литературного чтения по теме "Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского "Играющие собаки" и презентацию к уроку.УМК системы развив...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «В. Драгунский«Всё тайное становится явным». (УМК "Школа России" 2 класс) (урок общеметодологической направленности)
Тип урока: «общеметодологической направленности»Цель урока: обобщение и проверка знаний, обучающихся по рассказу В. Драгунского «Тайное становится явным»Задачи урокаДидактическ...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Урок – конкурс по произведениям изученных авторов» (УМК «Школа России» 3 класс)
Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: формирования читательской компетенции в процессе работы над произведениями изученных авторов; формирование навыка осознанного и выразите...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Сергей Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» (4 класс, УМК «Литературное чтение»)
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения авторских сказок Сергея Козлова «Ёжикина радость» и «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды».Планируем...