конспект урока литературного чтения К. Паустовского Кот-ворюга
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Конспект урока литературного чтения К. Паустовского " Кот-Ворюга" для 3 класса по программе Занкова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kot_voryuga.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
К.Г. Паустовского» Кот – ворюга».
Цели урока:
1) познакомить с произведением; обучать приёмам работы над художественным произведением так, чтобы видеть детали, «мелочи»; продолжать формирование навыка работы в группах;
2) развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности учащихся;
3) воспитывать доброту, отзывчивость, умение сопереживать, прививать любовь ко всему живому.
Оборудование: тексты рассказа «Кот-ворюга», чистый лист бумаги, проектор, компьютер, экран.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Проверка домашней работы.
Краткий пересказ рассказа « Стальное колечко»
3. Мотивационный этап.
- Сейчас у нас урок литературного чтения и начнём мы его с загадки:
(слайд 1, 2)
Красив он и строен, длинноус и мохнат.
Он любит мышей, ненавидит собак.
Так вы отгадайте скорей, о ком говорится в загадке моей. (кот)
- По каким признакам вы отгадали, что это КОТ? А кто увидел отгадку в самом тексте?
4.Вступительная часть урока
- Это известный русский писатель К.Г.Паустовский.
Сообщение учащихся о К.Г.Паустовском с помощью презентации на экране. (слайд 3 - 4)
Ученик. Родился Паустовский в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло на Украине – сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. С 6-го класса гимназии он уже репетиторствовал. После окончания гимназии учился в университете, сначала в Киевском, потом в Московском. Не закончив учёбу, пошёл работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. Желание все знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных занятий вылилось у Паустовского в мечту о профессии, которая была связана с кипучей жизнью. Мечта реализовывалась в писательстве.
Ученик. (На экране обложки произведений К.Г.Паустовского) (слайд 5)
К писательству привела Паустовского еще его одна черта –любовь к чтению. Как детский писатель Паустовский начал выступать с 1930 года.печатался во многих периодических изданиях для детей. Хотя он не считал творчество для детей своим призванием, однако написал для них много рассказов и сказок.
Паустовский много путешествовал, бывал в разных странах. В предвоенные годы открыл для себя мещерские места и городок Тарусу, где провёл много лет, создав там свои наиболее известные произведения. (На экране мещерские места, виды г. Тарусу) (слайд 6 - 7)
5.Знакомство с произведением.
1.)Словарная работа (слайд 8 -9)
Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.
Кукан – бечевка, на которую надевают, под жабру в рот, пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду.
Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.
Плотица – небольшая пресноводная рыба
Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.
Шиворот – за ворот, за воротник.
Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.
Бухало – производить сильный и глухой звук.
Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь болезни (Потеря сознания, судороги).
(Правильные ответы и изображения, появляются на экране после вариантов ответа учащихся.)
Прочитайте про себя рассказ и ответьте на вопросы, которые появятся на экране (Слайд 10)
Дети читают.
- О чём этот рассказ?
- От какого слова образовалось слово «ворюга»? (Слайд 11)
- Назовите главных героев рассказа.
Вор-тот, кто крадёт, берёт чужое без разрешения. Ворюга –так говорят презрительно о том, кто совершает кражи.
Ребята могут кратко пересказать сюжет рассказа. Это рассказ о взаимоотношениях людей и кота.
Учитель: Рассказ «Кот-ворюга» написан в этих местах. Он написан от лица рассказчика, горожанина, приехавшего в одиночку в лесную деревушку. (На экране – лесная деревушка)
2.)Работа в группах
Назовите героев рассказа.
(Автор, Кот-ворюга, Рувим, Ленька, Петух и куры)
Дайте каждому из них краткую характеристику. (1 группа готовит рассказ об авторе, 2-я-о коте-ворюге, 3-я-о Рувиме, 4-я- о Леньке, 5-я– о петухе и курах.)
Автор К.Г. Паустовский – писатель. Его любимое занятие-рыбалка. Он очень внимательный: точно передает и описывает всё,что происходит. Автор – добрый человек. Они накормили, пожалели и простили кота.
Кот-ворюга – главный герой рассказа. В начале рассказа он характеризуется как надоевший всем наглый, грязный кот-бродяга и бандит. В конце рассказа кот перестал воровать, стал хозяином и сторожем дома и сада.
Рувим – друг автора произведения. Они вместе рыбачили. Однажды на голову Рувима кот уронил колбасу. Они вместе охотились на кота. Рувим наверное был умным, может быть неуверенным мальчиком, потому что он всё время думал. Например: задумчиво спросил: «Что же нам с ним делать?»,«…Рувим утверждал, что это не совсем удобно…
Дополнительно: Рувим Исаевич Фраерман – писатель и друг Паустовского. Вместе с ним они бродили по лесам и лугам, рыбачили,встречались с местными жителями
Ленька - сын деревенского сапожника. Он славился бесстрашием и ловкостью. Ему поручили вытащить из-под дома кота. Ленька был очень сильным и рассудительным. Он предложил накормить кота.
Куры были жадные. Они объелись червей лежали на солнце и стонали. Они воровали еду у хозяев, пока кот не проучил их. Петух-дурак по имени «Горлач» был предводителем кур. Он так испугался кота, что лежал в припадке, закатив глаза, и тихо стонал.
3.)Выразительное чтение с ответом на вопросы
Учащиеся по одному читают отрывок. Затем те, кто слушал рассказ, задают вопросы по данному отрывку. Опираясь на текст, прочитавшие отвечают на вопросы.
Вопросы могут быть самые разные…
- Отчего люди пришли в отчаяние?
- Как часто кот воровал?
- Каким был кот в начале рассказа?
- Почему его назвали Ворюгой?
- Что воровал кот?
- Почему куры лежали на солнце и стонали?
- Почему герои поклялись поймать кота и вздуть за бандитские проделки?
- Как поймали кота? …..
6. Рефлексия.
- - Сегодня мы познакомились с котом. Как его зовут? (кто-то говорит, что кот-ворюга, а кто-то – Милиционер)
- В рассказе К.Паустовского кот внешне преобразился. А какие еще изменения произошли с котом? (Он перестал воровать и стал помогать людям)
- Кто и как помог коту в этом? (Дети. Они накормили кота, и в благодарность он совершил благородный поступок – прогнал кур со стола, тем самым произошло его перерождение в «милиционера»)
- Можем ли мы сказать, что люди совершили волшебство? (Да, можем.)
- В этом и заключается еще одна из тайн преображения кота. Написав этот рассказ, Паустовский К.Г. хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Какую? (Животных надо любить, ухаживать за ними, кормить и не обижать их. Добрый поступок способен изменить характер, не только доброе слово кошке приятно, но доброе действие по отношению к бродячим животным: накормить голодную кошку, собаку (пусть облезлую, с подпалинами, грязную) – ведь это человек довёл её до такого состояния)
2.)(слайд 12 )
Каждой птице и каждому зверю
нужна людская доброта.
- Как вы понимаете эти слова?
- А какой вывод вы сделали для себя? (Любить животных, не бросать их в беде. Нести ответственность за них.)
3.)(слайд 13)
- Еда и чистая вода должны находиться в двух разных мисках.
- Нужно иметь дома специальное приспособление (дощечка, столбик), чтобы кошка могла точить когти.
- Необходимо вычёсывать шерсть специальной щёточкой, когда кошка начинает линять.
- По улице кошку рекомендуется переносить в специальной просторной клетке, сидя на руках она может испугаться и убежать или начать царапаться.
- Нужно показать кошку ветеринару, если она заболеет, надо делать кошке прививки.
- Кошке необходима ласка и забота, с ней нужно играть.
4.)Тест-игра «Самый внимательный читатель». (слайд 14 - 15)
- А теперь давайте посмотрим, на сколько внимательны вы были во время чтения, проведём тест-игру «Самый внимательный читатель».
- Кот был:
а) серый б) белый в) рыжий
2. Удалось установить, что у кота разорвано ухо:
а) через 2 дня б) через неделю в) через 2 недели
3. Хвост у кота был:
а) пушистый б) облезлый в) грязный
4. Чтобы выследить кота потребовалось:
а) месяц б) 2 месяца в) 2 недели
5. Кот полез с колбасой:
а) на дуб б) на тополь в) на берёзу
- Кот свалился с берёзы:
а) как камень б) как футбольный мяч
7. Будил всех:
а) стук яблок б) стон кота в) ветер
8. Чтобы заманить кота, Лёнька прицепил:
а) окуня б) карася в) плотицу
9. Поесть давали коту:
а) сметану б) жареную свинину в) творожники
10. Кот совершил «благородный и неожиданный» поступок:
а) на следующее утро б) через день в) через 2 дня
5.) А знаете ли вы?
1) Как человек приручил кошку?
Предполагают, что древние египтяне приручили кошек так. Люди выращивали пшеницу, после уборки урожая хранившееся зерно притягивало к себе мышей и крыс, а за ними приходили и степные кошки. Земледельцы понимали, что дикие зверьки помогают им уберечь хлебные запасы, поэтому сначала терпели кошек, а потом стали постепенно их приручать. Отношения между людьми и кошками становились все более тесными, и, в конце концов, вид стал домашним.Из Египта кошка попала в другие части света. Моряки держали кошек на кораблях, где было много крыс и мышей, и нередко киски сбегали с приставшего в чужой гавани корабля и обосновывались на новой земле.
2) Почему кошки так часто умываются?
Дело тут не просто в чистоте – кошки постоянно слизывают с себя не столько приставшую к ним грязь, крошки от еды, сколько собственный запах. Для них это очень важно: кошки и домашние, и дикие, - охотники. Волки, лисы, собаки тоже охотники! Но охотники охотникам – рознь! Тем, кто ищет добычу, идет по следу не особенно важно, как сильно они пахнут, а вот тем, кто сидит в засаде, - леопардам, тиграм и обычным домашним кошкам – это очень важно. Ведь если добыча заранее почует опасность, останешься голодным. Часами мытый-перемытый кот, насторожив уши, ждет у мышиной норы. И обязательно дождется своей минуты.
3) Для чего кошке длинные усы?
Усы, эти длинные волоски, животным просто необходимы. Ими они распознают предметы «на ощупь». Примерно так же, как мы, люди, пальцами. Кошачьи усы – это чувствительные волоски – вибриссы. На латинском «вибрио» значит «дрожание», «колебание». Усы эти необыкновенно чутки: задели, тронули что-то – и животное сразу чувствует: тут ветка, тут дерево, а тут трава.
Итог урока
- Каким вам представляется кот в начале рассказа и в конце рассказа. Они разные? Попробуйте передать это на рисунке.
Домашнее задание: подготовить рассказ от имени кота. (Слайд 16)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения. К.Паустовский "Тёплый хлеб".
Конспект урока с мультимедийным приложением (презентация) по учебнику Л.А. Ефросининой 3 класс. Урок составлен с использованием технологии критического мышления....
конспект урока литературного чтения на тему "К. Г. Паустовский "Кот ворюга"" (3 класс)
материал собержит подробный конспект к уроку по программе "Школа 2100", в уроке используются современные образовательные технологии: поисковый метод, групповая работа, диццеренцированный подход ...
Конспект урока литературного чтения "К. Г. Паустовский "Кот Ворюга"" (УМК Планета знаний 3 класс)
Добрый юмор, способность видеть необыкновенное, чудесное в обыденном, простом живут в душе К. Паустовского."Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы" (К. ...
Урок литературного чтения К. Паустовский Кот- ворюга
Урок с применением технологии проблемного обучения...
Конспект урока литературного чтения К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками" 4 класс.
Урок с применением приёмов технологии критического мышления....
Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"
Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....
Конспект урока литературного чтения "К. Паустовский "Какие бывают доджи"" УМК "Школа России" 3 класс.
Конспект урока литературного чтенияТема: К. Паустовский «Какие бывают дожди» Цели деятельности учителя: ознакомление с содержанием произведения К.Г. Паустовского «Какие бы...