Занятие по внеклассному чтению, 3 класс
план-конспект занятия по чтению (3 класс) по теме

Симонян Елена Робертовна

Тема: Сказка Ханса Кристиана Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».

Цель: вспомнить, какие виды сказок известны детям;

познакомить учащихся со сказками Ханса Кристиана Андерсена на примере сказки «Стойкий оловянный солдатик»;

развивать творчество, фантазию, воображение;

воспитывать чувство сопереживания, преданности, верности, дружбы, умение ценить прекрасное.

Оборудование: портрет Ханса Кристиана Андерсена, тексты сказок (у каждого ученика), рекомендательная литература (произведения Андерсена): «Снежная королева», «Гадкий утёнок», «Старый дом», «Русалочка», «Огниво», «Новое платье короля», «Принцесса на горошине», «Дюймовочка», презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по внеклассному чтению, 3 класс

Тема: Сказка Ханса Кристиана Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».

Цель: вспомнить, какие виды сказок известны детям;

познакомить учащихся со сказками Ханса Кристиана Андерсена на примере сказки «Стойкий оловянный солдатик»;

развивать творчество, фантазию, воображение;

воспитывать чувство сопереживания, преданности, верности, дружбы, умение ценить прекрасное.

Оборудование: портрет Ханса Кристиана Андерсена, тексты сказок (у каждого ученика), рекомендательная литература (произведения Андерсена): «Снежная королева», «Гадкий утёнок», «Старый дом», «Русалочка», «Огниво», «Новое платье короля», «Принцесса на горошине», «Дюймовочка», презентация.

I. Сообщение темы и цели занятия

-Ребята, скажите, с произведением какого автора мы познакомимся сегодня?

-Какое произведение будем читать?

II. Подготовка детей к восприятию сказки

  1. Вспоминаем, какие виды сказок известны учащимся (народные и авторские).

 Ученики дают определения разным видам сказок, вспоминают прочитанные ими народные сказки и называют авторов сказок, с которыми уже знакомы.

  Одним из авторов таких сказок является Ханс Кристиан Андерсен.

  1. Знакомство с краткими биографическими сведениями об авторе

Биографию рассказывает заранее подготовленный ученик, он же с помощью вопросов выясняет, что запомнили дети из всего услышанного.

  1. Словарная работа

Перед тем, как читать сказку, проводится словарная работа. Слова высвечиваются на экране, ребята, опираясь на личный опыт, пытаются пояснить увиденное. Учитель дополняет ответы детей.

Батист- тонкая, полупрозрачная льняная или хлопчатобумажная ткань.

Табакерка - коробочка для хранения табака.

Тролль- сверхъестественное существо, обычно враждебное людям.

Пошлина- налог, сбор.

  1. Комментирование заголовка текста

Объясняется каждый термин в названии сказки.

-Почему солдатик, а не солдат? (Так как игрушка).

-Что значит оловянный? (В давние времена среди детей была распространена игра в оловянных солдатиков, их отливали из олова в специальных формочках).

-Подберите синонимы к слову стойкий. (Упорный,  выдержанный, мужественный, несгибаемый).

III. Первичное чтение сказки (комбинированное: дети - учитель)

Перед чтением учитель нацеливает детей на проблемный вопрос:

-Почему солдатик назван стойким?

По ходу чтения учащиеся делают в книге пометы карандашом, выделяют те места, где  показана стойкость солдатика.

IV. Различные виды работы над текстом

  1. Беседа по содержанию

-Откуда появился оловянный солдатик?

-Какая из игрушек больше всего ему понравилась?

-Какие испытания выпали на долю оловянного солдатика?

  1. Выборочное чтение

-Найти описание I, II, III, IV картинок.

  1. Словесное рисование (иллюстрирование)

Дети рассказывают, какими они представляют солдатика, танцовщицу, тролля. С помощью слов ребята пытаются нарисовать героев произведения, затем смотрят, как их изобразил художник в книге.

Также по заданию учителя дети, проявляя творчество и фантазию, рисуют фразами- красками разного рода иллюстрации к сказке, такие, какие хотят сами.

V. Обобщающая беседа

  1. Характеристика героев

На экране появляются слова, которые обозначают черты характера героев сказки, среди главных действующих лиц есть существа мужского рода (тролль, солдатик) и женского рода (танцовщица).

Учитель просит детей поставить слова в том роде, какого рода герой, меняя, если нужно, окончания слов.  Учащиеся делятся на 3 группы по количеству героев. Каждая группа выписывает на листочек прилагательные, относящиеся к своему персонажу.

Список слов: преданный, хитрый, красивый, лукавый, смешливый, грациозный, храбрый, верный, застенчивый, прелестный, изящный.

Осуществляется проверка. Вызывается по одному представителю от группы.

  1. Обсуждение с учащимися проблемных вопросов

-Почему солдатик назван стойким?

-Какие качества характера солдатика вам нравятся в людях?

-Кто из ваших друзей обладает такими же качествами?

-Какие особенности произведения относят его к жанру сказки?

  1. Работа над выявлением главной мысли

Учитель читает последний абзац и просит учеников задуматься над главной мыслью произведения.

 VI.  Итог

-Какое чувство вызывает сказка?

VII. Список рекомендательной литературы

VIII. Домашнее задание

Сделать рисунки к сказке или написать сочинение о понравившемся герое.

Список использованной литературы:

  1. Детская энциклопедия «Что такое. Кто такой». – М.: Издательство «Педагогика», 1975
  2. Евгеньева А.П., Разумникова Г.А. Словарь русского языка. – М.: Издательство «Русский язык», 1981

Симонян Елена Робертовна,

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»

г.Кунгура Пермского края,

 учитель начальных классов высшей категории


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по внеклассному чтению по творчеству В.П. Катаева

В данном файле можно найти конспект занятия по внеклассному чтению по теме " В.П. Катаев. "Цветик - семицветик", а также приложения, необходимые для проведения занятия по данному конспекту (сценарию)...

Использование новых методик и технологий на занятиях по внеклассному чтению.

Использование новых методик и технологий на занятиях по внеклассному чтению....

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного внеклассного занятия (математика, внеклассное чтение).

Тема: Решение задач на движение. Рассказ В. Шульжика «О путешествиях и путешественниках». Музыка: «Сахалин край дождей и ветров»....

Разработка занятия по внеклассному чтению

Разработка занятия по внеклассному чтению для учащихся 1-2 учащихся...

Занятие по внеклассному чтению в 5 клаасе "В.Осеева. "Волшебное слово"

Занятие разработано для детей с нарушением слуха. В структуре занятятия использовались разнообразные приемы и методы....

Занятие по внеклассному чтению для 2 класса: «В мире сказок»

Занятие по внеклассному чтению для 2 класса: «В мире сказок». Направленное  на  продолжение знакомства учащихся с русскими народными сказками. Задачами которогот являе...