ЗВУКИ [р], [р’], БУКВЫ Р, р
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему
Урок по обучению грамоте по программе "Перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_33.docx | 34.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 33
ЗВУКИ [р], [р’], БУКВЫ Р, р
Цели: познакомить учащихся с условным обозначением звонких твердого и мягкого звуков [р], [р’] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; учить читать слова по слогам и орфоэпически; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; формировать умение воспринимать на слух и образно представлять стихотворный текст и корректировать его содержание; воспитывать культуру учебного труда.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Фонетическая зарядка.
Едет мотоцикл … (д-р-р-р).
Ставни скрипят … (ск-р-р-р).
Кони храпят … (хр-р-р-р).
Вороны кричат … (кар-р-р-р).
Собаки рычат … (р-р-р-р-р).
– С какими звуками будем работать на уроке? Азбука с. 32-33, цель
– Сегодня мы познакомимся с буквами Р, р и узнаем, какие звуки они обозначают.
- Составим план работы:
1. Слушаем и произносим звуки (ухо, губы и скобки)
III. «Чтение» одноуровневых моделей слов.
– Рассмотрите картинки в верхнем ряду в учебнике. Что нарисовано на первой картинке? Что нарисовано на второй картинке?
Учащиеся читают, используя картинки и одноуровневые схемы, слова: «хор» – «хорь».
– Произнесите в каждом слове последний звук. Дайте характеристику этим звукам. Сравните данные звуки. (В слове «хор» – звонкий твердый согласный звук [р], а в слове «хорь» – звонкий мягкий согласный звук – [р’].)
– Объясните, что обозначают слова «хор», «хорь».
– Каким условным обозначением в одноуровневой модели слова показывают звонкий твердый согласный звук?
– Каким условным обозначением показывают звонкий мягкий согласный звук?
– Рассмотрите картинки во втором ряду в учебнике. Что нарисовано на первой картинке? Что нарисовано на второй картинке?
Учащиеся читают, используя картинки и одноуровневые схемы, слова: «рысь» – «рис».
– Произнесите в каждом слове первый звук. Дайте характеристику этим звукам. Сравните данные звуки. (В слове «рысь» – звонкий твердый согласный звук [р], а в слове «рис» – звонкий мягкий согласный звук [р’].)
– Объясните, что обозначают слова «рысь», «рис».
Хор – коллектив певцов, совместно исполняющих вокальное произведение.
В школе выступал народной хор. .
Хорь – хищный пушистый зверек, а также его мех. В нашей стране живут два вида хорьков: черный и степной. Один – темного цвета, другой – светлый. Когда-то хорьков считали потребителями кур и проклинали при каждом удобном случае. И всегда старались убить. Но мало кто знал, что курица – случайная добыча хорьков, а главная их пища – грызуны: черный уничтожает по 10–15 мышей в сутки, а степной хорек – активный потребитель сусликов.
Хорь живет в степи. .
Рысь – хищное животное семейства кошачьих с густым мехом и острым зрением.
– Отгадайте загадку.
Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь!
(Рысь.)
Рысь – типичный лесной житель, причем житель глухих хвойных лесов. Тем не менее, ее можно встретить и в других лесах. Когда-то этот зверь был широко распространен по всей Европе. А одна из разновидностей рыси – испанская – уцелела лишь в одном месте на Земле – на юге Испании. Считают, что там этих животных осталось не более двух–трех сотен. Но точная цифра неизвестна.
Рыси, как и все кошки, – хищники. Рысь благодаря длинным ногам хорошо бегает по снегу. Добычу свою разыскивает (рыщет по лесу: недаром же она – рысь!). Рысь как хищник-«санитар» имеет большое значение.
Рис – злак с белыми продолговатыми зернами, идущими в пищу.
Мама сварила кашу из риса.
Бабушка приготовила пирог с рисом. .
– Сколько букв в каждом слове? Сколько звуков?
– Какие гласные обозначают мягкость предыдущего согласного?
– Какие гласные показывают, что предыдущий согласный произносится твердо?
Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Кто здесь изображен? (Крот.)
– Прочитайте слово «крот» по слогам и орфоэпически.
– Что делал крот? (Рыл.)
– Прочитайте второе слово по слогам и орфоэпически.
– Сколько слогов в каждом слове?
– Назовите ударные звуки.
– Соотнесите звуковую форму слова с буквенной. (Буква «о» в слове «крот» указывает, что предшествующая буква «р» обозначает твердый звук [р], и в слове «рыл» буква «ы» указывает на твердый звук [р].)
2. Обозначаем звук буквой.
IV. Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью малой печатной буквы в квадратных скобках и правилом соотношения буквы «эр» и двух звуков [р], [р’].
Буква «эр» обозначает два согласных звука: твердый звонкий [р] и мягкий звонкий [р’].
Физкультминутка
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
ВОРОНЫ
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны:
Кар-кар-кар!
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали:
Кар-кар-кар!
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают:
Кар-кар-кар.
3. Конструируем букву
V. Конструирование большой и малой букв Р, р.
Учитель просит детей рассмотреть образцы печатных букв «Р», «p».
– Из каких элементов-шаблонов они состоят?
Далее учитель раздает учащимся в конвертах необходимые шаблоны и просит сконструировать из них буквы «Р», «р».
Один из учащихся выполняет задание на магнитной доске.
4. Читаем слоги, слова.
VII. Чтение слогов по заданным схемам и столбиков слов с использованием двух приемов: чтение по слогам и орфоэпическое чтение (с. 33).
– Рассмотрите схемы слогов. Какие звуки обозначены «кружком»? (Безударные гласные.)
– Что объединяет все слоги? (В данных слогах есть звуки [р], [р’].)
– На какие две группы можно разделить все слоги? (Слоги, которые начинаются с гласного звука. Слоги, которые начинаются с согласного звука.)
VIII. Упражнение в чтении слов (с. 33).
После чтения учащиеся составляют схемы-модели к прочитанным словам. Указывают количество слогов, ударный слог, отмечают изученные звуки и буквы.
Рулон – материал (бумага, клеенка и т. п.), свернутый в трубку.
Эмир – титул лица, принадлежащего к царствующей династии в Восточной Азии.
- Физкультминутка
5. Играем
IX. Игры на развитие внимания.
1. Игра «Дом».
– Давайте представим, что мы художники, и будем рисовать картину, на которой изображен домик за городом в деревне. Стены уже готовы, остается подрисовать детали – части дома, в названиях которых должны быть звуки [р, р’]. Произносить слово нужно так, чтобы эти звуки прозвучали отчетливо. Если слово удачное, тот, кто его подобрал, кладет перед собой счетную палочку, чтобы в конце можно было легко подсчитать очки и определить победителя. Итак, начнем!
– Какие части дома имеют в своем названии звуки [р; р’]? (Крыша, труба, дверь, дверная ручка, рама, крыльцо, порог, чердак, чердачное окно.)
Учитель может сам на доске пририсовывать к уже имеющимся стенам называемые части дома, могут это делать и дети, возможна и мысленная дорисовка.
– А из какого материала будет построен наш дом? (Из дерева или кирпича.)
– А если нарисуем кирпичный, то в какой цвет покрасим его? (В серый или красный (оранжевый или розовый), а уголки дома или орнамент на боковой стене можно сделать коричневого цвета.)
– Какая мебель и другие предметы, необходимые для жизни людей, могли бы находиться внутри дома, в комнатах? (Сервант, диван-кровать, телевизор, радиоприемник, проигрыватель, картина, торшер.)
– А что нарисуем мы около дома? (Деревья и кустарники: рябину, крыжовник, сирень, смородину.)
– В каком из этих слов звук [р] твердый, а в каком [р’] мягкий?
– Какие бы цветы вы посадили около дома, чтобы в их названии слышался звук [р]? (Розы, ромашки, настурцию, астры.)
2. Игра «Слоговой аукцион».
– Придумайте слова со слогом «ре». (Репа, ремонт, решение, редис, решето, репей.)
– Придумайте слова со слогом «кар». (Карман, картина, карлик, картуз, картон.)
3. Игра «Веселые звуки».
Буква «Л», придя на сквер,
Повстречала букву «Р».
Говорит: «Давай сыграем,
Ну, хоть в рифмы, например».
Л сказала: «Желтый лис…»
Р сказала: «… варит (рис)».
Л сказала: «Ли́́су уголь…»
Р сказала: «… возит … (угорь)».
Л сказала: «Просят ламу…»
Р сказала: «… вставить … (раму)».
Л сказала: «Я из ложи…»
Р сказала: «… корчу … (рожи)».
Л сказала: «Очень жалко,
Что исчез наш колобок».
Р сказала: «Очень … (жарко) –
Он забрался в … (коробок)».
Л сказала: «Сбиться с лада…»
Р сказала: «… ты не … (рада)!»
Л сказала: «Дай иглу!»
Р сказала: «Кончай … (игру)!»
X. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Какие звуки обозначает буква «р»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».
Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...
Согласные звуки[м],[м*].Буквы М,м.Написание строчной "м".Чтение и письмо с изученной буквой."Москва...Как много в этом звуке"Обучение грамоте, письмо и москвоведение (интегративно)
Познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м"], буквами М,м;научить писать строчную бкву м; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать вы...
Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"
Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...
Учебно- методический комплект на тему:"«Звуки [м] [м’], буквы М, м. Буква и- как показатель мягкости предшествующих согласных звуков»" 1 класс.
конспект+презентация+ наглядности на доску...
Звуки С-Сь .Буква" С". Звук Ш . Буква " Ш " .
Уточнение произношения звуков С , Сь , Ш. Соотнесение звука с буквой . Сравнительная характеристика звуков ....
Технологическая карта урока обучения грамоте, тема: «Звуки [м], [м\']. Буквы М, м. Знакомство с парными (по твердости-мягкости) согласными звуками [м], [м\'] и буквами М и м, обозначающими эти звуки на письме», 1 класс, УМК «Планета знаний».
Технологическая карта. Обучение грамоте (чтение). 1 класс....
Урок литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе. Тема Закрепление по теме «Звуки [г], [г,]. Буквы Г, г. Звуки [к], [к,]. Буквы К, к».
Конспект открытого урока в 1 классе по УМК "Планета Знаний"...