Урок по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Габибова Людмила Владимировна

Тема «Буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук  [ж] »

1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uz_po_obucheniyu_gramote.docx26.08 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

Тема «Буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук  [ж] »

1 класс

Разработала: Габибова Людмила Владимировна

г. Радужный

                

Тема: «Буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук [ж]».

Тип урока: закрепление знаний.

Цели урока:

Обучающие: закрепить знания учащихся о букве Ж и звуке [ж], который обозначается этой буквой; формировать навыки сознательного, правильного чтения;

Развивающие: развивать связную речь, фонематический слух, логическое мышление, внимание, память, сообразительность;  расширять кругозор детей. Воспитательные: воспитывать навыки самостоятельности, инициативности, ответственности,  умение работать в коллективе.

 

Оборудование: учебник для 1 класса «Русская азбука» авторы В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин и др., карточки с буквами,  цветовые сигналы, предметные картинки. 

Ход урока:

1. Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Станем буквы изучать

И научимся читать.

- Какое самое главное правило на уроке? (Внимательно слушать учителя и товарищей.)

- Сегодня на уроке вам предстоит показать, чему вы научились на уроках чтения.

2. Актуализация опорных знаний.

- Что такое речь?

- Какая бывает речь?

- Из чего состоит наша речь?

- Из чего состоят предложения?

- Из чего состоят слова?

- Из чего состоят слоги?

- Какие бывают звуки?

- Расскажите, что вы знаете о гласных, о согласных звуках.

- Согласные звуки могут быть... (твердые и мягкие)

- Как обозначают звуки на письме?

- Обратите внимание на доску.

На доске:

ж

        а         у        о        е        и

ш

- Что записано? (Буквы)

- Что предлагаете сделать? (разделить на группе)

- На какие две группы можно разделить буквы? (Согласные и гласные)

- Что общего у букв ж и ш? (обозначают твердые согласные звуки, после этих букв не пишется буква ы!)

- В чем отличие? (Буква ж обозначает звонкий звук [ж], а буква ш – глухой согласный звук [ш])

- Что можно составить из букв? (Слоги)

- Прочитайте слоги.

жа        жу        жо        же        жи

ша        шу        шо        ше        ши

- Какие буквы гласных звуков стоят после ж и ш?

- А какие буквы гласных звуков вы не увидели после ж и ш?

- Расскажите все, что вы знаете о букве ж. (Буква ж обозначает согласный, звонкий, всегда твердый, шипящий звук)

- Итак, ребята, мы продолжаем работать с буквами Ж, ж и звуком [ж].

-Прочитайте тему урока.

Буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук [ж].

3. Закрепление знаний.

1.Задание.

Работа со словами

- Что можно составить из слогов? (Слова)

- Соберите слова.

жи                        жок

дру                        вот

му                        ведь

лыж                        жик

мед                        ник

- Прочитайте слова.

- Предлагаю произвести звуко-буквенный анализ слов:

1 в. – мужик

2 в. – медведь

Двое обучающихся работают у доски. Сверка с доской.

- Кто справился с заданием без ошибок?

- Кому было трудно?

- В чем заключалась трудность?

- Как называется сказка, в которой главными действующими лицами являются мужик и медведь? (Мужик и медведь)

2.Задание. 

Работа по учебнику.

- Откройте учебник на стр. 28

- Послушайте внимательно русскую народную сказку.

- Прочитаем вместе «цепочкой».

- Как поступил мужик с медведем? (Перехитрил его)

- Правильно ли он поступил?

- Какое чувство вы испытывали к медведю?

- Чем закончилась эта сказка?

- Чему учит нас сказка?

- Найдите и назовите слова, в которых встретился изученный на уроке звук [ж] и буква Ж, ж.

- Какое правило мы встретили в слове мужик? (ЖИ и ШИ пиши с буквой и)

Физминутка.

Первоклашки дружно встали,
И зверятами все стали.
Потоптались как слонята,
Повертелись как лисята,
Поскакали как зайчата.
Как жирафы потянулись
И друг другу улыбнулись.
Вперевалочку, как мишки
Дружно сели все за книжки.

3.Задание. 

Работа в ППС

- Предлагаю поработать в парах постоянного состава.

- Возьмите карточку.

- Прочитайте задание: дописать слоги жи и ши, чтобы получились слова.

у …(ши), (жи)                                мы … (ши)

но … (жи)                                        кры … (ши)

лы … (жи)                                         чи … (жи)

- Контрольная пара отвечает у доски.

- Кто согласен с ребятами?

- Что объединяет данные слова? (Во всех словах встретилось правило: ЖИ и ШИ пиши с буквой и)

- Предлагаю запомнить стихотворение

Лыжи, мыши и ужи,

Шины, ёжики, чижи

ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ

С буквой И всегда пиши.

- Повторите стихотворение.

- Приведите свои примеры слов на данное правило.

- Будьте внимательны и не допускайте ошибок при написании слов.

- Молодцы!

4.Задание. 

- А теперь предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко»

Вяжет мама длинный шарф

Потому что сын … (жираф).

Лейся дождь веселей

Мы с тобою … (дружим)

Весело нам бегать

Босиком по … (лужам).

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе … (живот).

И … (бежит) Айболит к бегемотикам

И хлопает их по … (животикам).

- Что объединяет слова, которые вы назвали? (Во всех словах встретился звук [ж])

-  В каких словах встретилось правило? (Жираф, дружим, живот, бежит, животикам)

- Какое из отгаданных слов подходит к данной схеме? (Жираф, живот)

'

- Как можно изменить схему, чтобы она соответствовала словам дружим, бежим? (Добавить в начало схемы обозначение твердого согласного звука)

5.Задание. 

Предлагаю игру «Собери слово»

- Ваша задача – собрать из букв слово.

Р У Л Ж А Н

- Объясните смысл слова.

- Составьте предложение со словом журнал.

- Какой первый звук слышится в слове?

- Какой буквой на письме обозначим?

6.Задание. 

- Предлагаю поработать в группах.

Задание: найдите слова в слове ЖАВОРОНОК

Жар, вор, ворона, окно, кожа, ворон, нора, кран, рак, рок, корона, вар и др.

4. Рефлексия.

- Какое настроение у вас  в конце урока? Покажите сигналом

5. Итог урока.
- Кто скажет, какую букву, и звук мы закрепляли?
- Расскажите об этом звуке, что вы знаете?

(Он согласный, звонкий, всегда твердый, шипящий).

- Что нового узнали на уроке?

Вот уроку и конец,
А кто работал – молодец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)

В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...