Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по УМК "Школа России"
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему

Иванова Лилия Егоровна

 

Планируемые результаты изучения предмета

Название

раздела

Предметные результаты

Метапредметные

результаты

Личностные результаты

ученик научится

ученик получит возможность научиться

Виды речевой деятельности

- понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение);

 

- читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора;

 

-ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить

сходные элементы в книге художественной;

 

-просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых;

 

-осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок,

мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;

 

-распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике ал

горитма;

 

-соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков.

 

-читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

-понимать смысл традиций и праздников русского народа,

сохранять традиции семьи и школы, осуществлять подготовку к праздникам; составлять высказывания о самых

ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках

с друзьями;

-употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;

-наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие

чувства при этом испытывает;

-рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и

«некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;

-пользоваться элементарными приёмами анализа текста

с помощью учителя;

-осуществлять переход от событийного восприятия про-

изведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

-задавать вопросы по прочитанному произведению, на-

ходить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

-делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

-осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное,

изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

- находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках

-при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях;

-пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;

-составлять краткую аннотацию (автор, название, тема

книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

- сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала урока в процессе его изучения;

-формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;

-читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);

-коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы; коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;

- контролировать выполнение действий в соответствии с планом;

-оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем; оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;

-выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе

или паре.

- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/

неудовлетворённость своей работой на уроке, аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;

- осознавать смысл и назначение позитивных установок на

успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

- формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре),принимать её, сохранять на протяжении всего урока, перио-

дически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

-читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);

-составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой

(парой) план изучения темы урока;

-выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре)

критерии оценивания результатов;

-оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбран105

ным формам оценивания);

-определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно , связывать с целевой установкой урока;

-фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлеторенность своей работой на уроке;

-анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы ;

- фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;

-предлагать варианты устранения причин неудач на уроке; осознавать смысл и назначение позитивных установок

на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

-пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи

информации; отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои

собственные вопросы;

-понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью

родителей, справочных материалов;

-сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку;

-сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией

картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;

-создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;

-понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова; проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

-соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;

-определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей тетради;

- понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого,фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем

(при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.).

Обучающий получит возможность научиться:

-определять информацию на основе различных художественных объектов, например литературного произведения,

иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы итд.;

-анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль

произведения; сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

-находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;

-самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;

- понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы; понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;

- проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен,

в процессе чтения по ролям, при инсцировании и выполнении проектных заданий;

-предлагать вариант решения нравственной проблемы,исходя из своих нравственных установок и ценностей;

-определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений,

выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

-создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;

-сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;

-соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией

картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты

музыкальных произведений.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

-вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;

- создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме; оформлять 1-2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

- прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запои-

нать их, приводить свои;

- не конфликтовать, использовать вежливые слова; в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;

-употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и

выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;

-оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства ,высказывая свою точку зрения;

-принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и

ролей в совместной деятельности;

-определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения

сверстников по выработанным критериям; оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;

-находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии

для детей, через Интернет;

 

Обучающий получит возможность научиться:

-высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять ак

тивность и стремление высказываться, задавать вопросы;

-понимать цель своего высказывания;

-пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;

-участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;

-создавать 3-4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

-проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы

примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;

-объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;

отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;

-опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;формулировать цель работы группы, принимать и сохранять

её на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;

-определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать

достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям; определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;

-руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;

l объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить

примеры похожих ситуаций из литературных произведений;

-находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику ;

- готовить небольшую презентацию , обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);

l озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.

 

Обучающийся научится:

-на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

-с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире.

Обучающийся получит возможность научиться:

-понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых

текстах, в том числе пословицах и поговорках;

-с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях

о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих

рассказах восхищение и уважение к ним;

-самостоятельно находить произведения о своей Родине,

с интересом читать; создавать собственные высказывания

и произведения о Родине.

 

 

 

 

Литературоведческая пропедевтика

-различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;

 

-находить различия между научно-познавательным и художественным текстом;

 

приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий;

 

-использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки),

особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.

 

-понимать особенности стихотворения: расположение

строк, рифму, ритм;

-определять героев басни, характеризовать их, понимать

мораль и разъяснять её своими словами;

-находить в произведении средства художественной вы-

разительности;

-понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательство этому в тексте.

Творческая деятельность

(только для художественных текстов)

-пересказывать текст подробно на основе коллективно состав

ленного плана или опорных слов с помощью учи теля;

 

-составлять собственные высказывания на основе произведений , высказывая собственное отношение к прочитанному.

-сочинять свои произведения малых жанров устного на-

родного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

-творчески пересказывать содержание произведения от

автора, от лица героя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного предмета

Название раздела

Краткое содержание

Количество

часов

Виды речевой деятельности

Аудирование (слушание). Дальнейшее развитие навыков слушания на основе целенаправленного восприятия элементов формы и содержания литературного произведения. Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержании) услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания.

Чтение вслух. Чтение про себя. Постепенный переход к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Развитие навыков чтения на основе эмоциональной передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру текстов). Определение вида чтения (ознакомительное, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.

Говорение (культура речевого общения). Письмо (культура письменной речи). Дальнейшее формирование навыков свободного высказывания в устной форме. Осознание диалога как вида речи. Умение в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художествен-ному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Монолог как форма речевого высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения) в рассказе (описание, повествование). Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ на заданную тему. Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, системы героев). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы) в мини-сочинениях (описание), рассказе на заданную тему

 

В течение года

Виды читательской деятельности

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Привлечение иллюстративно-изобразительных материалов.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей научно-популярных текстов. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании).

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Характеристика героя произведения. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Описание места действия. Понимание содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.

Самостоятельное воспроизведение текста: последовательное воспроизведение эпизода, рассказ по иллюстрациям, пересказ. Освоение разных видов пересказа художественного текста. Краткий пересказ (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста: деление текста на части, озаглавливание каждой части и всего текста, пересказ эпизода; определение главной мысли каждой части и всего текста.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал). Типы книг: книга-произведение, книга-сборник, периодическое издание, справочные издания (энциклопедии, словари). Выбор книг на основе рекомендательного списка, открытого доступа к книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Литература вокруг нас. Разнообразие книг. Домашняя библиотека. Публичные библиотеки. Практическое ознакомление. Как найти нужное. Знакомство со словарями и справочниками, детскими журналами и другими периодическими изданиями. Любимая книга. Любимый писатель.

 

34ч

Литературоведческая пропедевтика

Литература - вид искусства. Литература в ряду других видов искусства: живопись, музыка, скульптура, архитектура, театр, кино. Отличие искусства от науки. Отличие литературы от других видов искусства. Общность разных видов искусства.

Отличие художественного текста от научного (наличие сюжета, развития действия, выражение авторского отношения к описываемым событиям, использование художественных приемов для создания образа в художественном тексте).

Как создается литература. Кто такой писатель. Зачем пишет писатель. О чем и как говорит литература. Представление о теме литературного произведения. Выражение словом красоты мира, разнообразия чувств, опыта человека.

Изображение окружающего мира. Пейзаж в литературе. Изображение животного мира. Сочинение устных и письменных зарисовок на тему мира природы. Природа и человек. Образ человека, характер человека. Событие как предмет внимания писателя. Чувства, переживания и их изображение. Авторский взгляд, новый аспект видения, понятие о точке зрения автора. Художественный вымысел и его смысл.

Как читает читатель. Всегда ли читатель правильно понимает прочитанное. Как глубже и точнее понять, что хотел выразить писатель. Собственное изображение словом. Зарисовки с натуры, изображение реальности. Фантазия на основе реальности.

Устное народное творчество

Малые жанры устного народного творчества: колыбельная, потешка, прибаутка, небылица, считалка, скороговорка, пословица, поговорка. Педагогическое мастерство народа, мудрость, смекалка, юмор. Выразительные средства малых жанров фольклора. Наблюдение за ритмом. Загадка. Практическое освоение приема сравнения, олицетворения, метафоры (без термина) на примере загадки. Сочинение потешек, прибауток, небылиц, считалок, загадок, скороговорок, частушек.

Сказка о животных. Герои-животные, характерные для русских народных сказок. Традиционные характеры героев-животных.

Волшебная сказка. Особенности сказочного жанра. Характерные герои сказок. Выразительные средства в описании положительных и отрицательных персонажей: постоянные эпитеты, особенности описания внешности, речи. Нравственные ценности в народной сказке. За что вознаграждается герой, а за что наказывается. Два мира волшебной сказки. Волшебные помощники, волшебные предметы, чудеса. Магия числа и цвета. Некоторые черты древнего восприятия мира, которые отразились в волшебной сказке (возможность превращения человека в животное, растение, явление природы).

Традиционная композиция сказок. Особенности построения волшебной сказки. Единые законы разворачивания сюжета в волшебных сказках. Типичность завязки, кульминации, развязки. Стиль повествования. «Бродячие сюжеты» в сказках народов мира.

Бытовая сказка. Герои бытовой сказки - люди и животные. Сюжеты древних бытовых сказок (конфликт или дружба между человеком и животным).

Авторская литература

Литература и фольклор. Использование авторской поэзией жанровых и композиционных особенностей народной поэзии. Волшебная авторская сказка и ее связь с народной сказкой. Сказка в стихах. Использование сюжетов народных сказок. Использование композиционных особенностей народной сказки (троекратные повторы, цепочка событий), особого ритма, характерного для народного творчества (повтор речевых конструкций и слов), сюжетных линий, характерных для народных волшебных сказок. Дна мира: земной и волшебный; волшебный помощник, волшебный цвет и волшебное число. Неповторимая красота авторского языка.

Волшебная сказочная повесть. Сосуществование двух жанров: волшебной сказки и рассказа. Авторское отношение к происходящему, внимание к внутреннему миру героя, современные нравственные проблемы.

Художественная, научно-популярная, научная литература. Жанры художественной литературы. Поэзия и проза. Выразительные средства поэзии и прозы. Средства выражения авторского отношения в художественной литературе. Заглавие и его смысл. Герои произведения, их имена и портреты. Характеры героев, выраженные через их поступки и речь.

Наблюдение роли композиции. Практическое знакомство с простейшими видами тропов: сравнение, эпитет, гипербола, литота, антитеза, олицетворение. Наблюдение за неточными рифмами. Наблюдение за ритмом как чередованием ударных и безударных слогов.

Жанр рассказа. Жанровые особенности рассказа: жизненность изображаемых событий, достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем, возможность вымысла. Нравственная коллизия, определяющая смысл рассказа.

Роль названия и композиции рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе: способы выражения отношения к героям.

Поэзия. Представление о поэтическом восприятии мира как о восприятии, помогающем обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений.

Способность поэзии выражать разнообразные чувства и эмоции. Способность поэзии выражать самые важные переживания: красоты окружающего мира, дружбы, взаимопонимания, любви. Способность поэзии создавать фантастические и юмористические образы. Поэтическое мировосприятие, выраженное в прозе.

Практическое освоение художественных приемов: сравнение, эпитет (определение), гипербола (преувеличение), литота, контраст, олицетворение, звукопись.

 

68ч

Творческая деятельность

(на основе художественных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта

В течение года

Круг детского чтения

реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которого обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы : учёт эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми, читательских предпочтений младших школьников .

Малые жанры фольклора; малые жанры авторской литературы

Русские и зарубежные народные и авторские сказки

Классики русской литературы

Современные русские и зарубежные писатели и поэты

 

 

Итого

 

102ч

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Планируемые результаты изучения предмета

Название

раздела

Предметные результаты

Метапредметные

результаты

Личностные результаты

ученик научится

ученик получит возможность научиться

Виды речевой деятельности

- понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение);

- читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора;

-ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить

сходные элементы в книге художественной;

-просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых;

-осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок,

мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;

-распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике ал

горитма;

-соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков.

-читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

-понимать смысл традиций и праздников русского народа,

сохранять традиции семьи и школы, осуществлять подготовку к праздникам; составлять высказывания о самых

ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках

с друзьями;

-употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;

-наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие

чувства при этом испытывает;

-рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и

«некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;

-пользоваться элементарными приёмами анализа текста

с помощью учителя;

-осуществлять переход от событийного восприятия про-

изведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

-задавать вопросы по прочитанному произведению, на-

ходить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

-делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

-осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное,

изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

- находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках

-при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях;

-пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;

-составлять краткую аннотацию (автор, название, тема

книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

- сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала урока в процессе его изучения;

-формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;

-читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);

-коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы; коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;

- контролировать выполнение действий в соответствии с планом;

-оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем; оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;

-выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе

или паре.

- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/

неудовлетворённость своей работой на уроке, аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;

- осознавать смысл и назначение позитивных установок на

успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

- формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре),принимать её, сохранять на протяжении всего урока, перио-

дически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

-читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);

-составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой

(парой) план изучения темы урока;

-выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре)

критерии оценивания результатов;

-оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбран105

ным формам оценивания);

-определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно , связывать с целевой установкой урока;

-фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлеторенность своей работой на уроке;

-анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы ;

- фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;

-предлагать варианты устранения причин неудач на уроке; осознавать смысл и назначение позитивных установок

на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

-пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи

информации; отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои

собственные вопросы;

-понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью

родителей, справочных материалов;

-сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку;

-сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией

картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;

-создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;

-понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова; проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

-соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;

-определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей тетради;

- понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого,фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем

(при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.).

Обучающий получит возможность научиться:

-определять информацию на основе различных художественных объектов, например литературного произведения,

иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы итд.;

-анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль

произведения; сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

-находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;

-самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;

- понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы; понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;

- проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен,

в процессе чтения по ролям, при инсцировании и выполнении проектных заданий;

-предлагать вариант решения нравственной проблемы,исходя из своих нравственных установок и ценностей;

-определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений,

выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

-создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;

-сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;

-соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией

картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты

музыкальных произведений.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

-вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;

- создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме; оформлять 1-2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

- прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запои-

нать их, приводить свои;

- не конфликтовать, использовать вежливые слова; в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;

-употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и

выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;

-оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства ,высказывая свою точку зрения;

-принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и

ролей в совместной деятельности;

-определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения

сверстников по выработанным критериям; оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;

-находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии

для детей, через Интернет;

Обучающий получит возможность научиться:

-высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять ак

тивность и стремление высказываться, задавать вопросы;

-понимать цель своего высказывания;

-пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;

-участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;

-создавать 3-4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

-проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы

примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;

-объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;

отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;

-опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;формулировать цель работы группы, принимать и сохранять

её на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;

-определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать

достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям; определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;

-руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;

l объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить

примеры похожих ситуаций из литературных произведений;

-находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику ;

- готовить небольшую презентацию , обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);

l озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.

Обучающийся научится:

-на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

-с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире.

Обучающийся получит возможность научиться:

-понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых

текстах, в том числе пословицах и поговорках;

-с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях

о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих

рассказах восхищение и уважение к ним;

-самостоятельно находить произведения о своей Родине,

с интересом читать; создавать собственные высказывания

и произведения о Родине.

Литературоведческая пропедевтика

-различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;

-находить различия между научно-познавательным и художественным текстом;

приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий;

-использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки),

особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.

-понимать особенности стихотворения: расположение

строк, рифму, ритм;

-определять героев басни, характеризовать их, понимать

мораль и разъяснять её своими словами;

-находить в произведении средства художественной вы-

разительности;

-понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательство этому в тексте.

Творческая деятельность

(только для художественных текстов)

-пересказывать текст подробно на основе коллективно состав

ленного плана или опорных слов с помощью учи теля;

-составлять собственные высказывания на основе произведений , высказывая собственное отношение к прочитанному.

-сочинять свои произведения малых жанров устного на-

родного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

-творчески пересказывать содержание произведения от

автора, от лица героя.

Содержание учебного предмета

Название раздела

Краткое содержание

Количество

часов

Виды речевой деятельности

Аудирование (слушание). Дальнейшее развитие навыков слушания на основе целенаправленного восприятия элементов формы и содержания литературного произведения. Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержании) услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания.

Чтение вслух. Чтение про себя. Постепенный переход к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Развитие навыков чтения на основе эмоциональной передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру текстов). Определение вида чтения (ознакомительное, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.

Говорение (культура речевого общения). Письмо (культура письменной речи). Дальнейшее формирование навыков свободного высказывания в устной форме. Осознание диалога как вида речи. Умение в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художествен-ному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Монолог как форма речевого высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения) в рассказе (описание, повествование). Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ на заданную тему. Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, системы героев). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы) в мини-сочинениях (описание), рассказе на заданную тему

В течение года

Виды читательской деятельности

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Привлечение иллюстративно-изобразительных материалов.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей научно-популярных текстов. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании).

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Характеристика героя произведения. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Описание места действия. Понимание содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.

Самостоятельное воспроизведение текста: последовательное воспроизведение эпизода, рассказ по иллюстрациям, пересказ. Освоение разных видов пересказа художественного текста. Краткий пересказ (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста: деление текста на части, озаглавливание каждой части и всего текста, пересказ эпизода; определение главной мысли каждой части и всего текста.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал). Типы книг: книга-произведение, книга-сборник, периодическое издание, справочные издания (энциклопедии, словари). Выбор книг на основе рекомендательного списка, открытого доступа к книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Литература вокруг нас. Разнообразие книг. Домашняя библиотека. Публичные библиотеки. Практическое ознакомление. Как найти нужное. Знакомство со словарями и справочниками, детскими журналами и другими периодическими изданиями. Любимая книга. Любимый писатель.

34ч

Литературоведческая пропедевтика

Литература - вид искусства. Литература в ряду других видов искусства: живопись, музыка, скульптура, архитектура, театр, кино. Отличие искусства от науки. Отличие литературы от других видов искусства. Общность разных видов искусства.

Отличие художественного текста от научного (наличие сюжета, развития действия, выражение авторского отношения к описываемым событиям, использование художественных приемов для создания образа в художественном тексте).

Как создается литература. Кто такой писатель. Зачем пишет писатель. О чем и как говорит литература. Представление о теме литературного произведения. Выражение словом красоты мира, разнообразия чувств, опыта человека.

Изображение окружающего мира. Пейзаж в литературе. Изображение животного мира. Сочинение устных и письменных зарисовок на тему мира природы. Природа и человек. Образ человека, характер человека. Событие как предмет внимания писателя. Чувства, переживания и их изображение. Авторский взгляд, новый аспект видения, понятие о точке зрения автора. Художественный вымысел и его смысл.

Как читает читатель. Всегда ли читатель правильно понимает прочитанное. Как глубже и точнее понять, что хотел выразить писатель. Собственное изображение словом. Зарисовки с натуры, изображение реальности. Фантазия на основе реальности.

Устное народное творчество

Малые жанры устного народного творчества: колыбельная, потешка, прибаутка, небылица, считалка, скороговорка, пословица, поговорка. Педагогическое мастерство народа, мудрость, смекалка, юмор. Выразительные средства малых жанров фольклора. Наблюдение за ритмом. Загадка. Практическое освоение приема сравнения, олицетворения, метафоры (без термина) на примере загадки. Сочинение потешек, прибауток, небылиц, считалок, загадок, скороговорок, частушек.

Сказка о животных. Герои-животные, характерные для русских народных сказок. Традиционные характеры героев-животных.

Волшебная сказка. Особенности сказочного жанра. Характерные герои сказок. Выразительные средства в описании положительных и отрицательных персонажей: постоянные эпитеты, особенности описания внешности, речи. Нравственные ценности в народной сказке. За что вознаграждается герой, а за что наказывается. Два мира волшебной сказки. Волшебные помощники, волшебные предметы, чудеса. Магия числа и цвета. Некоторые черты древнего восприятия мира, которые отразились в волшебной сказке (возможность превращения человека в животное, растение, явление природы).

Традиционная композиция сказок. Особенности построения волшебной сказки. Единые законы разворачивания сюжета в волшебных сказках. Типичность завязки, кульминации, развязки. Стиль повествования. «Бродячие сюжеты» в сказках народов мира.

Бытовая сказка. Герои бытовой сказки - люди и животные. Сюжеты древних бытовых сказок (конфликт или дружба между человеком и животным).

Авторская литература

Литература и фольклор. Использование авторской поэзией жанровых и композиционных особенностей народной поэзии. Волшебная авторская сказка и ее связь с народной сказкой. Сказка в стихах. Использование сюжетов народных сказок. Использование композиционных особенностей народной сказки (троекратные повторы, цепочка событий), особого ритма, характерного для народного творчества (повтор речевых конструкций и слов), сюжетных линий, характерных для народных волшебных сказок. Дна мира: земной и волшебный; волшебный помощник, волшебный цвет и волшебное число. Неповторимая красота авторского языка.

Волшебная сказочная повесть. Сосуществование двух жанров: волшебной сказки и рассказа. Авторское отношение к происходящему, внимание к внутреннему миру героя, современные нравственные проблемы.

Художественная, научно-популярная, научная литература. Жанры художественной литературы. Поэзия и проза. Выразительные средства поэзии и прозы. Средства выражения авторского отношения в художественной литературе. Заглавие и его смысл. Герои произведения, их имена и портреты. Характеры героев, выраженные через их поступки и речь.

Наблюдение роли композиции. Практическое знакомство с простейшими видами тропов: сравнение, эпитет, гипербола, литота, антитеза, олицетворение. Наблюдение за неточными рифмами. Наблюдение за ритмом как чередованием ударных и безударных слогов.

Жанр рассказа. Жанровые особенности рассказа: жизненность изображаемых событий, достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем, возможность вымысла. Нравственная коллизия, определяющая смысл рассказа.

Роль названия и композиции рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе: способы выражения отношения к героям.

Поэзия. Представление о поэтическом восприятии мира как о восприятии, помогающем обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений.

Способность поэзии выражать разнообразные чувства и эмоции. Способность поэзии выражать самые важные переживания: красоты окружающего мира, дружбы, взаимопонимания, любви. Способность поэзии создавать фантастические и юмористические образы. Поэтическое мировосприятие, выраженное в прозе.

Практическое освоение художественных приемов: сравнение, эпитет (определение), гипербола (преувеличение), литота, контраст, олицетворение, звукопись.

68ч

Творческая деятельность

(на основе художественных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта

В течение года

Круг детского чтения

реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которого обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы : учёт эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми, читательских предпочтений младших школьников .

Малые жанры фольклора; малые жанры авторской литературы

Русские и зарубежные народные и авторские сказки

Классики русской литературы

Современные русские и зарубежные писатели и поэты

Итого

102ч

Календарно- тематическое планирование по литературному чтению

УМК Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий   Литературное чтение  , 2 класс, Учебник. В 2-х  ч.

М.: Просвещение, 2016

Виды читательской деятельности-ВЧД

Литературоведческая пропедевтика-ЛП  

п./п

в разделе

Изучаемый раздел, тема урока

Кол-во

час

Календарные сроки

Основные виды учебной

деятельности обучающихся

Планируемые сроки

Фактические

сроки

Виды читательской деятельности-1ч                     Литературная пропедевтика –12ч.

Самое великое чудо на свете-2ч.

    1.

1.

ВЧД

Самое  великое чудо  на свете.

1

01.09.

Находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу в библиотеке.

Рассказывать о прочитанной книге по плану, разработанному коллективно.

Составлять список прочитанных книг.

Составлять рекомендательный список по темам (например, о книге)

Участвовать в коллективном проекте «О чём может рассказать школьная библиотека».

Находить нужную информацию о библиотеке в различных источниках информации.

Готовить выступление на заданную тему.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Размышлять над прочитанным.

Находить информацию о старинных книгах из учебника.

Подготовить сообщение о старинных книгах для одноклассников  и учеников 1 класса.

Обсуждать в паре и группе высказываний великих людей о книге и о чтении.

Сравнивать высказывания великих людей о книге и чтении: находить общее и отличия.

    2.

2.

ЛП

Библиотеки. Книги.

1

03.09.

Устное народное  творчество-11ч.

3.

1

ЛП

Русские народные песни, потешки и прибаутки. Считалки и небылицы.

1

07.09.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Читать, выражая настроение произведения.

Читать с выражением, опираясь на ритм произведения.

Объяснять смысл пословиц.

Соотносить пословицы с содержанием книг и жизненным опытом.

Придумывать рассказ по пословице; соотносить содержание рассказа с пословицей.

Находить созвучные окончания слов в песне.

Сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы, опираясь на опыт создания народного творчества.

Находить различия в потешках и прибаутках, сходных по теме.

Находить слова, которые помогают представить героя произведений устного народного творчества.

Анализировать загадки.

Соотносить загадки и отгадки.

Распределять загадки и пословицы по тематическим группам.

Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок.

Называть другие русские народные сказки; перечислять героев сказок.

Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план.

Рассказывать сказку (по иллюстрации, по плану, от лица другого героя сказки).

Соотносить рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисунками.

Придумывать свои собственные сказочные сюжеты.

Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.

Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения.

4.

2

ЛП

Народная мудрость загадок, пословиц и поговорок.

1

08.09.

5.

3

ЛП

Вступление к разделу «Сказки». Ю.Мориц «Сказка по лесу идёт».

1

10.09.

 6.

4

ЛП

 Русская народная сказка. «Петушок и бобовое зёрнышко».

1

14.09.

7.

5

ЛП

Русская народная сказка.

«У страха глаза велики».

1

15.09.

8.

6

ЛП

Русская народная сказка.

 «Лиса и тетерев».        

1

17.09.

9.

7

ЛП

Русская народная сказка.

«Лиса и журавль».

1

21.09.

10.

8

ЛП

Русская народная сказка.

«Каша из топора».

1

22.09.

11.

9

ЛП

Русская народная сказка.

«Гуси-лебеди».

1

24.09.

12.

10

ЛП

Русская народная сказка.

«Гуси-лебеди».Продолжение.

Тест  «Устное народное  творчество»

1

28.09.

13.

11

ЛП

Викторина по сказкам.

Обобщающий урок по разделу

«Устное народное творчество»

1

29.09.

Виды читательской деятельности -1ч,                     Литературная пропедевтика -5ч.

Люблю природу русскую. Осень-6ч.

14.

1 ЛП

Люблю природу русскую. Осень.

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

1

01.10.

Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему; выбирать понравившиеся, объяснять свой выбор.

Различать стихотворный и прозаический текст.

Сравнивать их.

Сравнивать художественный и научно-познавательный текст.

Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.

Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

Придумывать собственные сравнения.

Слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте; сравнивать звуки, описанные в художественном тексте, с музыкальным произведением; подбирать музыкальное сопровождение к стихотворному тексту.

Представлять картины осенней природы.

Составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок.

Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста.

Находить средства художественной выразительности; подбирать свои собственные придуманные слова; создавать с помощью слова собственные картины.

Оценивать свой ответ.

Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.

Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать  свои достижения.

15.

2

ЛП

К. Бальмонт «Поспевает брусника…», А.Плещеев «Осень наступила…»

1

05.10.

16.

3

ЛП

А.Фет «Ласточки пропали…»

«Осенние листья» - тема для поэтов.

1

06.10.

17.

4

ВЧД

Познавательный характер в произведении Б. Берестова «Хитрые грибы», «Грибы».

1

08.10.

18.

5

ЛП

Поэтический образ осени в произведениях

М. Пришвина «Осеннее утро»,

И. Бунина «Сегодня так светло...».

1

12.10.

19.

6

ЛП

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень».

Тест ««Люблю природу русскую. Осень».

1

13.10.

Виды читательской деятельности-8ч         Литературная пропедевтика –4ч.

Русские писатели.-12ч.

20.

1

ВЧД

А. С. Пушкин

 «У лукоморья дуб зеленый» (пролог к поэме «Руслан и Людмила»)

Стихи А.С.Пушкина.

1

15.10.

Находить содержание раздела.

Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события и предметы в сказках. 

Сравнивать авторские и народные произведения.

Отличать басню от стихотворения и рассказа.

Знать особенности басенного текста.

Соотносить пословицы и смысл басенного текста.

Характеризовать героев басни с опорой на текст.

Наблюдать за жизнью слов в художественном  тексте.

Определять в тексте красочные, яркие определения (эпитеты).

Придумывать свои собственные эпитеты; создавать на их основе собственные небольшие тексты-описания; тексты-повествования.

Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения.

Составлять устно текст-описание героя и текст-рассуждение (при сравнении героев) по сказке.

Определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые.

Объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте.

Слушать звуки, переданные в лирическом тексте.

Представлять картины природы.

Воспринимать на слух художественные произведения.

Соотносить пословицы и смысл прозаического текста.

Пересказывать текст подробно, выборочно.

Характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа  их поступков, авторского отношения к ним; собственных впечатлений о герое.

Оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Выбирать книги по авторам и по темам.

Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения.

Участвовать в проекте, распределять роли, находить нужную информацию, представлять эту информацию в группе.

21.

2

ЛП

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки.

1

19.10.

22.

3

ЛП

А. С. Пушкин  «Сказка о рыбаке и рыбке».

1

20.10.

23.

4

ВЧД

А. С. Пушкин  «Сказка о рыбаке и рыбке».Продолжение.

1

22.10.

24.

5

ВЧД

Обобщение по теме «Сказки  А.С.Пушкина».

1

26.10.

25.

6

ЛП

И. А. Крылов  «Лебедь, рак и щука».

1

27.10.

26.

7

ЛП

И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей».

1

29.10.

27.

8

ВЧД

Л. Н. Толстой  «Старый дед и внучек».

1

09.11.

28.

9

ВЧД

Л. Н. Толстой «Филипок».

1

10.11.

29.

10

ВЧД

Л. Н. Толстой «Филипок».Продолжение.

1

12.11.

30.

11

ВЧД

Л. Н. Толстой « Котёнок», «Правда, всего дороже».

1

16.11.

31.

12

ВЧД

Весёлые стихи. Обобщение по разделу «Русские писатели».

Тест «Русские писатели»

1

17.11.

Виды читательской деятельности-1ч                       Литературная пропедевтика –9ч.

О братьях наших меньших-10 ч.

32.

1

ЛП

О братьях наших меньших.

Б.Заходер «Плачет киска в коридоре….».

И.Пивоварова «Жила-была собака…»

1

19.11.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением, выбирать виды деятельности на уроке.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Воспринимать на слух прочитанное.

Сравнивать художественный и научно-популярный тексты.

Сравнивать сказки и рассказы о животных.

Определять последовательность событий.

Составлять план.

Пересказывать подробно по плану произведение.

Видеть красоту природы, изображённую в художественных произведениях.

Определять героев произведения; характеризовать их.

Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам.

Оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Выбирать книги по темам и авторам.

Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения.

33.

2

ЛП

 В.Берестов «Кошкин щенок».

1

23.11.

34.

3

ЛП

М. Пришвин «Ребята и утята»

1

24.11.

35.

4

ЛП

М. Пришвин «Ребята и утята». Продолжение.

1

26.11.

36.

5

ЛП

Е. Чарушин «Страшный рассказ»

1

30.11.

37.

6

ВЧД

Е. Чарушин «Страшный рассказ». Продолжение.

1

01.12.

38.

7

ЛП

Б. Житков «Храбрый утёнок»

1

03.12.

39.

8

ЛП

В.Бианки «Музыкант».

1

07.12.

40.

9

ЛП

В. Бианки «Сова».

1

08.12.

41.

10

ЛП

Обобщение по разделу «О братьях наших меньших».

Тест «О братьях наших меньших».

1

10.12.

Виды читательской деятельности-5ч

Из детских журналов-5ч.

42.

1

ВЧД

Д. Хармс «Игра», «Вы знаете?», «Что это было?»

1

14.12.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов.

Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью. 

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. 

Воспринимать  на слух прочитанное. 

Отличать  журнал от книги.

Ориентироваться в журнале.

Находить интересные и нужные статьи в журнале.

Находить нужную инфо по заданной теме.

Участвовать в работе пары и группы.

Участвовать в проекте «Мой любимый детский журнал»;распределять роли; Находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой.

Создавать собственный журнал устно, описывать его оформление. 

Придумывать необычные вопросы для дет. журнала и ответы к ним.

Рисовать иллюстрации для собственного детского журнала. 

Писать (Составлятьсвои рассказы и стихи для детского журнала.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Оценивать свои достижения.

43.

2

ВЧД

Д. Хармс, С.Маршак «Весёлые чижи»,

1

15.12.

44.

3

ВЧД

 Н. Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог».

1

17.12.

45.

4

ВЧД

Ю. Владимиров «Чудаки», А.Введенский «Учёный Петя», «Лошадка».

1

21.12.

46.

5

ВЧД

Обобщение по разделу «Из детских журналов».

Тест «Из детских журналов».

1

22.12.

Литературная пропедевтика –7ч.

Люблю природу русскую. Зима.-7ч.

47.

1

ЛП

Стихотворения о первом снеге. И. Бунин, К. Бальмонт,

 Я. Аким.

1

24.12.

Прогнозировать содержание раздела. Рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию сборника. 

Соотносить загадки и отгадки. 

Читать выразительно, отражая настроение стихотворения.

Воспринимать на слух художественный текст. Соотносить пословицы с главной мыслью произведения. 

Сравнивать произведения разных поэтов на одну тему.

Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения.

Подбирать музыкальное сопровождение текстом; придумывать свою музыку.

Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.

Чувствовать ритм и мелодику стихотворения. Читать стихи наизусть.

Понимать особенности были и  сказочного текста. 

Сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать слова антонимы для их характеристики.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

48.

2

ЛП

Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…».

1

11.01.

49.

3

ЛП

С. Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза»

1

12.01.

50.

4

ЛП

Русская народная сказка.

«Два Мороза»

1

14.01.

51.

5

ЛП

С. Михалков «Новогодняя быль».

1

18.01.

52.

6

ЛП

А. Барто «Дело было в январе»

1

19.01.

53.

7

ЛП

Обобщающий урок по разделу

«Люблю природу русскую. Зима».

1

21.01.

Виды читательской деятельности-7ч                             Литературная пропедевтика –6ч.

Писатели - детям- 13ч.

54.

1

ЛП

Писатели – детям.

 И. Чуковский «Путаница», «Радость».

      1

25.01.

Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. 

Воспринимать на слух художественный текст. 

Определять смысл произведения. 

Соотносить смысл пословицы с содержанием произведения.

Объяснять  лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря.

Определять особенности юмористического произведения; хар-ть героя используя слова-антонимы.

Находить  слова, которые с помощью звука помогают представить образ героя произведения.

Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно читать  юмористические эпизоды из произведений.

Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана.

Пересказывать  текст подробно на основе картинного плана, высказывать свое мнение.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Читать тексты в паре, организовывать взаимоконтроль, оценивать своё чтение.

55.

2

ЛП

К. И. Чуковский «Федорино горе»

1

26.01.

56.

3

ЛП

К. И. Чуковский «Федорино горе». Продолжение.

1

28.01.

57.

4

ЛП

С. Я. Маршак «Кот  и лодыри».

1

01.02.

58.

5

ЛП

С. В. Михалков «Мой секрет», «Мой щенок», «Сила воли».

1

02.02.

59.

6

ЛП

А. Л. Барто «Веревочка», «Мы не заметили жука».

1

04.02.

60.

7

ВЧД

Л. Барто «В школу», «Вовка – добрая душа».

1

08.02.

61.

8

ВЧД

Н.Носов «Затейники».

1

09.02.

62.

9

ВЧД

Н.Носов «Живая шляпа».

1

11.02.

63.

10

ВЧД

Н.Носов «Живая шляпа».Продолжение.

1

15.02.

64.

11

ВЧД

Н.Носов «На горке».

1

16.02.

65.

12

ВЧД

Н.Носов «На горке». Продолжение.

1

18.02.

66.

13
ВЧД

Обобщение по разделу «Писатели-детям».

Тест «Писатели-детям».

1

22.02.

Виды читательской деятельности-6ч                   Литературная пропедевтика –3ч.

Я и мои друзья-9ч.

67.

1

ЛП

Я и мои друзья.

Стихи о дружбе и обидах.

1

23.02.

Прогнозировать содержание раздела.  Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения в слух, исправляя ошибки при повторном чтении текста. 

Воспринимать на слух художественное произведение.

Определять последовательность событий в произведении. 

Придумывать продолжение рассказа.

Соотносить основную мысль рассказа стихотворения с пословицей.

Объяснять нравственный смысл рассказов.

Объяснять и понимать поступки героев.

Понимать авторское отношение к героям и их поступкам; выразительно  читать по ролям.

Составлять план рассказа пересказывать по плану .

Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.

Планировать возможный вар-т исправления допущенных ошибок.

Составлять короткий рассказ на предложенную тему.

68.

2

ВЧД

Н. Булгаков «Анна, не грусти!».

1

25.02.

69.

3

ВЧД

Ю. Ермолаев «Два пирожных».

1

01.03.

70.

4

ЛП

В. Осеева «Волшебное слово».

1

02.03.

71.

5

ВЧД

В. Осеева «Волшебное слово». Продолжение.

1

04.03.

72.

6

ВЧД

В. Осеева «Хорошее».

1

08.03.

73.

7

ЛП

В. Осеева «Почему?».

1

09.03.

74.

8

ВЧД

В. Осеева «Почему?». Продолжение.

1

11.03.

75.

9

ВЧД

Обобщение по разделу «Я и мои друзья».

Тест «Я и мои друзья».

1

15.03.

Литературная пропедевтика –6ч.

Люблю природу русскую. Весна.-6ч.

76.

1

ЛП

Люблю природу русскую. Весна.

Стихи Ф.Тютчева о весне.

1

16.03.

Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение и загадки с выражением, передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса.

Наблюдать за жизнью слова.

Отгадывать загадки.

Соотносить отгадки с загадками.

Сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок.

Представлять картины весенней природы.

Находить слова в стихотворении, которые помогают представить героев

Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.

Сравнивать стихотворение о весне разных поэтов

Придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению.

Оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант допущенных ошибок.

Контролировать и оценивать свое чтение, оценивать свои достижения

77.

2

ЛП

А. Плещеев «Весна», «Сельская песенка».

А. Блок «На лугу».

1

18.03.

78.

3

ЛП

С. Маршак «Снег уж теперь не тот».

1

29.03.

79.

4

ЛП

И. Бунин «Матери»,

А. Плещеев «В бурю».

1

30.03.

80.

5

ЛП

Е. Благинина « Посидим в тишине»,

Э. Мошковская «Я маму свою обидел..».

1

01.04.

81.

6

ЛП

Обобщение по разделу « Люблю природу русскую. Весна».

1

05.04.

Виды читательской деятельности-1ч                                  Литературная пропедевтика –8ч.

И в шутку и всерьёз-9ч.

82.

1

ЛП

И в шутку и всерьёз.

Б.Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?»

1

06.04.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать виды работ с текстом.

Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя.

Понимать особенности юмористического произведения.

Анализировать заголовок произведения.

Сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, используя слова с противоположным значением.

Восстанавливать последовательность событий на основе событий.

Пересказывать подробно на основе вопросов учебника; выразительно читать отрывки из них.

Инсценировать стихотворение и фрагменты рассказов.

Пересказывать веселые рассказы.

Придумывать собственные веселые истории.

Оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

83.

2

ЛП

Б.Заходер. Песенки Винни-Пуха.

1

08.04.

84.

3

ЛП

Э.Успенский «Чебурашка»,

 Если был бы я девчонкой..».

Стихи Э.Успенского.

1

12.04.

85.

4

ЛП

В. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка».

1

13.04.

86.

5

ЛП

И. Токмакова «Плим», «В чудной стране».

1

15.04.

87.

6

ЛП

Г.Остер «Будем знакомы».

1

19.04.

88.

7

ЛП

В.Драгунский «Тайное становится явным».

1

20.04.

89.

8

ВЧД

В.Драгунский «Тайное становится явным».Продолжение.

1

22.04.

90.

9

ЛП

Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз».

Тест ««И в шутку и всерьёз».

1

26.04.

Виды читательской деятельности-4ч                       Литературная пропедевтика –8ч.

Литература зарубежных стран-12ч.

91.

1

ЛП

Литература зарубежных стран.

1

27.04.

Прогнозировать содержание раздела. Выбирать  книгу для самостоятельного чтения.

Читать вслух с постепенным переходом про себя.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Сравнивать песенки разных народов с русскими песенками, находить общее и различие.

Объяснять значение незнакомых слов.

Определять героев произведения.

Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различие.

Давать характеристику героев произведения.

Придумывать окончание сказок.

Сравнивать сюжеты сказок разных стран.

Составлять план сказки, определять последовательность событий.

Пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, называть волшебные события и предметы в сказке.

Участвовать в проектной деятельности.

Создавать свои собственные проекты.

Инсценировать литературные сказки зарубежных писателей.

Находить книги зарубежных сказочников в школьной и домашней библиотеке; составлять списки книг для чтения летом (с учителем).

Оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения.

92.

2

ЛП

Американская и английская народные песенки.

1

29.04.

93.

3

ЛП

Песенки «Сезон и мотылёк»,

«Знают мамы, знают дети…».

1

03.05.

94.

4

ЛП

Ш.Перро «Кот в сапогах».

1

04.05.

95.

5

ВЧД

Ш.Перро «Кот в сапогах» Продолжение.

1

06.05.

96.

6

ЛП

Итоговая контрольная работа.

1

10.05.

97.

7

ВЧД

Ш.Перро «Красная Шапочка»

1

11.05.

98.

8

ВЧД

Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине».

1

13.05.

99.

9

ЛП

Э.Хогарт «Мафин и паук».

1

17.05.

100.

10

ВЧД

Э.Хогарт «Мафин и паук». Продолжение.

1

18.05.

101.

11

ЛП

Обобщение по разделу.

Тест «Литература зарубежных стран»

1

20.05.

102.

12

ЛП

КВН «Цветик-семицветик».

1

24.05.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л.  Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М. В. ...

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России"

В данном учебном материале представлена рабочая программа и тематическое планирование по предмету "Литературное чтение" 4 класс УМК "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса, УМК "Школа России"....

Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. УМК "Школа России".

Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. УМК "Школа России".(3 часа в неделю)....

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК «Школа России»

При составлении рабочей программы календарно – тематического и поурочного планирования по литературному чтению за основу взята программа для общеобразовательных учреждений (3 класс – 136 часов – 4 час...

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. УМК "Школа России".

Рабочая программа по литературному чтению . 4 класс. Л.Ф.Климанова. УМК "Школа России". (2 часа в неделю): пояснительная записка, общая характеристика предмета, ценностные ориентиры курса, результаты ...