Рабочая программа кружка "Литературный калейдоскоп" 4класс
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Рабочая программа кружка "Литературный калейдоскоп" 4класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnyy_kaleydoskop1.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
- формирование активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;
- формирование познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей;
- расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;
- обогащение нравственно-эстетического опыта учащегося.
Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников - задача уроков классного, а особенно внеклассного чтения. Эти уроки способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг.
Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.
Данная программа предназначена для учащихся начальной школы. Новизна программы внеклассных мероприятий по литературному чтению "Литературная гостиная" состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.
Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привитие интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия с детьми целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников - характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная.
Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми. Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной литературы, гениальных творений композиторов и живописцев. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность - вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.
Усвоение систематического, точно очерченного программой круга знаний, умений и навыков, необходимых учащимися младших классов для проявления читательской самостоятельности, а также формирования мотивов обращения к детским книгам и потребности в самостоятельном чтении предполагают наличие в распоряжении учителя специального учебного материала.
Отбор детской литературы для чтения и форм проведения мероприятий производился по следующим критериям:
- все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей школьного младшего возраста;
- все используемые произведения изучались на уроках литературного чтения, внеклассного чтения и в процессе организации самостоятельного чтения;
- мероприятие должно вызывать положительный эмоциональный настрой и проводиться в интересной для учащихся форме;
- к данному мероприятию готовится заранее не только учитель, но и учащиеся, а иногда и родители.
Прогнозируемый результат реализации программы.
1. Оптимальное повышение техники чтения.
2. Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.
3. Умение работать с книгой.
4. Умение работать с текстом.
5. Заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных способностей у своих детей.
Диагностические средства.
Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:
1.Проверка техники чтения.
2. Проверка читательского кругозора.
Проверка читательского кругозора.
Проверка читательского кругозора учащихся, как правило, обнаруживает знание авторов, жанров и тем детского чтения во всем их многообразии.
Проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью следующих вопросов и заданий:
1. Что мы узнаем о книге с ее обложки?
2. Что мы узнаем о книге с титульного листа?
3. Назови писателей - авторов сказок
4. Скажи, каких поэтов ты знаешь.
5. Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.
6. О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)
7. Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.
8. Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.
9. Чем отличаются стихи от прозы?
10. О чем вы любите читать?
11. Что отличает произведения народного творчества и литературы?
12. Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения
13. Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время?
Проверка техники чтения проводится в соответствии с программой по предмету на уроках чтения.
Учебно-тематический план.
(38 часов, 1 раз в неделю)
№ | Тема | Кол-во часов | Вид занятий | Содержание | Дата |
1 | Самые интересные книги, прочитанные летом. | 1 | Посещение библиотеки. | Обзор новых книг для чтения во 2 классе. | |
2 | Конкурс рисунков по прочитанным книгам. | 2 | Организация и проведение конкурса. | Выставка рисунков. | |
3 | Конкурсная программа "Путешествие в море книг" | 1 | Организация и проведение программы | Подготовка по группам. Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы. | |
4 | Малые фольклорные жанры: народные песни, потешки, загадки | 2 | Игры, хороводы | Чтение, заучивание наизусть, игры, хороводы | |
5 | Литературная игра-викторина «Лукоморье» по сказкам А.С. Пушкина | 2 | Литературная игра- викторина | Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы. | |
6 | Русские народные сказки | 3 | Литературные игры- викторины | Игры, разгадывание кроссвордов | |
7 | Из чего состоит книга | 2 | Беседа, практическая работа | Элементы книги:корешок, страницы, переплет, оглавление. Ремонт книг | |
8 | Е. Пермяк и С. Маршак | 4 | Устный журнал. | Рассказ о творчестве Е,Пермяка, С.Маршака. Чтение книг | |
9 | Я рисую книжку | 3 | Детское творчество | Изготовление книжки-малышки | |
10 | Сказки народов мира | 3 | Литературная игра- викторина | Игры, разгадывание кроссвордов | |
11 | Сказки В.Г. Сутеева | 2 | Устный журнал | Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы | |
12 | Литературная игра «Что? Где? Когда?» по сказкам Андерсена | 2 | Литературная игра- викторина | Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы | |
13 | Сказки зарубежных писателей | 2 | Викторина по сказкам Ш.Перро. конкурс рисунков | Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы | |
14 | Сказки братьев Гримм | 1 | Устный журнал | Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы | |
15 | Зарубежный фольклор | 1 | Беседа, чтение | Английские песенки в переводе Чуковского и Маршака, чешские и латышские песенки в переводе Маршака | |
16 | Сказки Э. Успенского | 2 | Устный журнал | Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы | |
17 | Стихи и сказки Б.Заходера | 1 | Беседа | Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы | |
18 | По произведениям С. Михалкова | 1 | Викторина | Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы | |
19 | «Папа, мама, я – читающая семья» | 1 | Устный журнал | Праздник для родителей и детей: - конкурс на самую читающую семью, - конкурс на лучшее чтение стихов, - любимые книги родителей в детстве «Дайте до детства обратный билет» | |
20 | Конкурс семейных плакатов и рисунков «Вместе весело шагать» | 1 | Выставка рисунков и плакатов | ||
21 | Летнее чтение | 1 | Беседа | Рекомендательный список произведений для летнего чтения | |
Итого | 38 |
|
Используемая литература.
1. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. - Под ред. Н.Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1998
2. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006
3. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994
4. Вербицкая М. В., Волошина О. И. Тесты. Чтение в начальной школе. – Москва, Дрофа, 1999
5. Гостимская Е.С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. – Москва, «5 за знания», 2006
6. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва, 2001
7. Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
8. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
9. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
10. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
11. Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
12. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006
13. Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.
14. Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.
15. Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская Энциклопедия», «Рандеву АМ», 2000.
16. Кто есть кто: Новейший справочник школьника – М.: СЛОВО, Эксмо, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...