Открытый урок по литературному чтению Тема: Читательская конференция «По страницам детских журналов»
план-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему

Амирова Анаханум Фазильевна

Цель: обобщить знания детей по разделу, разсирить читательский кругозор учащихся с помощью детских журналов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературному чтению

Тема: Читательская конференция «По страницам детских журналов»

04.05.2017год

Учитель начальных классов:

Амирова Анаханум Фазильевна

Цели: обобщить знания детей по разделу; расширить читательский кругозор учащихся подробным знакомством с детскими изданиями периодической печати; прививать любовь и интерес к чтению, к книгам и журналам; развивать творческие способности, речь, память, мышление; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся ; учить действовать сообща.

Планируемые результаты: учащиеся будут отвечать на поставленные вопросы по теме раздела; работать самостоятельно в группе; оценивать свои достижения.

Оборудование: выставка детских журналов, портреты писателей; карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Прочитайте стихотворение Душана Родовича в переводе Л. Яхнина. Какой это совет – вредный или хороший?

Друзья

Если плачет кто-то рядом,
Если слезы льются градом,
Подойдите вы к нему
И спросите: “Почему?”
Это, дети, сделать надо – 
Плохо плакать одному.

- А как вы утешаете плачущего? Или спокойно проходите мимо?

- Прочитайте с разной интонацией: с веселой, с грустной, с сердитой, с беспокойством, с лаской.

- Прочитайте шепотом, громко, с ускорением, с замедлением.

- Прочитайте выразительно.

III. Введение в новую тему

- А прочла это стихотворение я в детском журнале “Веселые картинки”.

- А вот еще послушайте стихотворение, которое написала Лена Лаврентьева, девочка вашего возраста. Эти стихи напечатал журнал “Мурзилка”:

Жил да был воробей
По прозванью Ротозей.
И зимой и летом он 
Обожал считать ворон.

- А вот о том, в каких еще детских журналах вы можете прочесть интересный для вас рассказ или посмотреть комиксы, вам расскажут ваши товарищи. Творческая группа разведчиком сегодня все разведала и нам об этом поведает.

«Мурзилка»

В первом номере “Мурзилки” от 1924 года авторский коллектив провозгласил, что новое периодическое издание будет отражать “ребячье житие-бытье и природу”, показывать, “как ребята должны работать сообща, чтобы им было весело от работы”. Авторы, стоящие у истоков нового “Мурзилки” - А.Федоров-Давыдов, А.Л.Алтаев и другие – работали в русле дореволюционной журналистики для детей, содержание их материалов было уже иным: в них подробно освещалась жизнь ребят нового города и новой деревни. Со временем журнал стал получать обширную корреспонденцию от своих читателей. Для публикации детских писем было создано специальное приложение “Мурзилкина газета” (1927-1928г.), работали такие постоянные журнальные рубрики, как “Мурзилкин клуб”, “Мурзилкина почта”. Однако “Мурзилка” 20-Х годов унаследовал от своего предшественника только одно лишь имя. Щеголеватый “господин” старого образца вряд ли мог вызвать симпатии читателей тех лет. Поэтому создатели нового “Мурзилки” - художник М.Моор, писатели А.Алтаев, А.Федоров-Давыдов, К.Чуковский – остановили свой выбор на обыкновенном черноухом щенке, который спешил на помощь всем, кто попал в беду.

Мурзилка, к образу которого привыкли современные подписчики, появился позже, в 30-е годы. Нарисовал это желтое пушистое существо в красном берете талантливый художник детской книги Аминадив Каневский. Вслед за ним Мурзилку рисовали многие другие художники, но в целом они сохраняли образ, найденный А.Каневским.

В разные годы в журнале работали К.Чуковский, C.Маршак, М.Пришвин, К.Паустовский, В.Берестов, Ю.Коринец. Иллюстрировали “Мурзилку” Е.Чарушин, В.Лебедев, Т. Маврина, В.Конашевич, Е.Рачев, В.Чижов.

C:\Documents and Settings\Охрана\Мои документы\Мои рисунки\IMG_1815-20-06-17-12-05.JPG

«Тошка и компания»

Это “веселый журнал о животных” для детей 5-8 лет. В нем много фотографий, иллюстраций. Короткие тексты. В издании много загадок, логических заданий, ребусов. Есть самоделка и даже постер с фотографией какого-нибудь животного, который ребенок может повесить в детской. Публикуются в “Тошке” рисунки, которые присылают в своих письмах читатели.

Выходит журнал в издательском центре “Эгмонт Россия”.

“Вини-Пух”

Это развивающий журнал, где главный герой диснеевский Вини-Пух и его друзья. Выходит он под лозунгом “Твой журнал о природе”, но абсолютно не похож на аналогичные издания. Здесь яркие иллюстрации, фотографии животных и очень мало текста. В основном маленьким читателям предлагают развивающие задания на сообразительность, ребусы, головоломки, любопытные вопросы, с помощью которых малыш может проверить свою эрудицию. Также в журнале есть странички-раскраски и странички- самоделки. Все обращения к детям происходят непосредственно от лица мультяшных героев журнала, а это соответствует возрастным особенностям детского восприятия информации.

Если вы заметили, в основном все детские издания и передачи ведет какой-то один или несколько постоянных персонажей. Они становятся добрыми друзьями читателей, которым дети верят и к советам которых прислушиваются.

C:\Documents and Settings\Охрана\Мои документы\Мои рисунки\IMG_1814-20-06-17-12-05.JPG

“Журнал сказок”

В каждом его номере, стоить отметить, достаточно красочном, публикуется всего одна сказка. Интересная и, главное, поучительная. Издатели тщательно подбирают материал. В основном это проверенные временем и полезные для сердца и разума сказки народов мира. А после того как малыш ее прочтет, он непременно захочет вырезать и склеить из предложенных схем какую-то сценку или предмет, о котором шла речь в сказке.

“Простоквашино”

Выходит при участии автора замечательных детских книг Эдуарда Успенского. Каждый номер открывает новая история из жизни Дяди Федора и его друзей. Кроме того, в журнале много познавательных материалов, сопровождающихся комментариями героев из Простоквашино, рисунками и фотографиями. А также комиксы, игры, конкурсы, викторины.

“Муравейник”

В нем помещены рассказы и истории из жизни животных, написанные профессиональными писателями и журналистами. Довольно серьезное познавательное издание, которое может даже выступать в качестве дополнительной учебной литературы школьникам. Тексты сопровождаются красочными фотографиями.

IV. Физминутка

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем. Поморгаем
И работать продолжаем.

V. Презентации детских журналов “Миша”, “Мурзилка”, “Внучок”, “Читайка”

- Три творческие группы получили задание отправиться в путешествие по страницам детских познавательных журналов “Миша”, “Мурзилка”, “Внучок” и рассказать о том, что им больше всего понравилось.

- Итак, журнал “Мурзилка”.

“Мурзилка”.

Представляем вашему вниманию Детский развивающий журнал “Мурзилка”. Как вы уже слышали, первый номер этого журнала вышел в 1924 году. Но и сейчас каждый номер – это событие для читающих его детей.

Вы спросите почему? Да потому, что в каждом номере много интересного на любой вкус.

Вот, например, №5 за 2005 год. Весь номер посвящен Дню Победы в Великой Отечественной войне.

В журнале можем прочитать стихи уже знакомые нам А.Смирнова “Кто был на войне” и рассказ А.Митяева “Мешок овсянки” о том, как в войну собаки помогали спасать раненых, вытаскивали их с поля боя под обстрелом вражеских пулеметов.

Галерея искусств Мурзилки представлена плакатами времен войны. Именно эти плакаты висели на улицах, в метро, на проходных заводов и напоминали всем людям о том, что Родина в опасности, а враг может скрываться под маской добропорядочного гражданина.

Любая война, как известно, вмешивается в мирную жизнь страны, изменяя привычный ход событий. Люди вынуждены отправляться в эвакуацию, спасаясь от бесчинств захватчиков. Работа заводов и фабрик по выпуску мирной продукции приостанавливается. Казалось бы, и “Мурзилка” должен был замереть на время, переждать суровые дни. Но нет, именно в эти дни журнал считал необходимым поддерживать своих читателей – ведь у многих родные и близкие находились на фронте. Все четыре военных года “Мурзилка” верно служил своим читателям, радовал не только стихами, рассказами, сказками, но и оповещал ход военных событий, рассказывал, как пионеры и школьники помогают родине вооружать Красную Армию. Например, 1943 году ими было собрано 181,657,428 рублей на вооружение армии и множество подарков, продовольствия для бойцов и партизан.

Вот некоторые материалы из “Мурзилки” военных лет.

“ Пионеры дружины Кутуковской школы Спасского района внесли 25 тысяч рублей и 125 пудов зерна, которые они заработали в колхозе”.

“Учащиеся трех школ Муравлянского района Рязанской области внесли на строительство танков 300 тысяч рублей.

“Ученики Сухаревской школы Московской области заработали в колхозе на постройку танковой колонны “Пионер” 15 тысяч рублей”.

В журнале помещены рассказы об исторических сражениях, например, о Курском сражении.

Приложения в журнале содержат головоломки, кроссворды, а приложение к журналу предлагает своим читателям игры, японский кроссворд, игрушки-самоделки.

VI. Итог конференции

- А какие журналы читаете и любите вы?

- О каких узнали только сегодня и вам захотелось их прочитать?

VII. Домашнее задание

Читать журналы, которые вам понравились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по литературному чтению Тема: С.А.Есенин «Пороша»

Тема: С.А.Есенин «Пороша»Цель: учить детей выразительному чтению стихотворения; воспитывать в них чувство прекрасного; укреплять любовь к родному краю, к природе....

технологическая карта урока по литературному чтению, тема «Читательская конференция по книге Н.Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома», 3Б класс

Читательская конференция по книге Н.Н. Носова "Витя Малеев вшколе и дома". Урок в форме технологической карты....

проверочная работа по литературному чтению в 3 классе "По страницам детских журналов"

Тест составлен к программе по литературному чтению по УМК "Школа России", подойдет для тестирования по другим УМК...

урок литературного чтения во 2 классе "По страницам детских журналов"

Техологическая карта урока про программе ПНШ,  2 класс....

Открытый урок по литературному чтению. Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья»

Конспект открытого урока по литературному чтению. На уроке дети составляют проекты по разделу "Я и мои друзья".  В ходе урока у учащихся формируются информационные, коммуникативные, кре...