Урок внеклассного чтения В Сутеев "Под грибом"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Предназначен для проведения внеклассного чтения по теме: В Сутеев "Под грибом"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_suteev_pod_gribom.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения в 1 классе
Класс: 1В
УМК: Начальная школа ХХI века
Учебный предмет: Литературное чтение
Тема урока: В.Сутеев «Под грибом»
Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:
Предметные:
создать условия для формирования навыка правильного, осознанного чтения сказки В. Сутеева «Под грибом», активизации учащихся и вовлечения их в процесс анализа художественного текста.
Метапредметные
Личностные:
формирование мотивационной основы учебной деятельности; нравственно- этическое оценивание поступков героев, формирование готовности оказать помощь.
Регулятивные: формировать умение планировать действия в соответ- ствии с поставленной задачей; способствовать развитию критического мышления через формирование умений прогнозировать; оценивать процесс и результат деятельности.
Познавательные: овладевать логическими действиями сравнения, анализа; овладевать навыком смыслового чтения текста в соответствии с заданием; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (ответы на вопросы) о содержании произведения, о героях и их поступках, высказывать своё отношение к произведению.
Коммуникативные: умение слушать собеседника, умение полно и точно выражать свои мысли; договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию.
Тип урока: Урок внеклассного чтения
Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО:
Печатные пособия:
портрет писателя В. Сутеева; книги В. Сутеева «Ёлка», Палочка - выручалочка, Дядя Миша», «Мешок яблок»; книги детских писателей с иллюстрациями Сутеева; конверты; карточки с заданиями для групповой работы; рисунки солнышек для рефлексии.
Технические средства:
настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;
магнитофон; компьютер; мультимедийный проектор, экспозиционный экран.
Экранно-звуковые пособия: мультимедийная презентация, аудиозапись шума
дождя.
Структура (план) урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Сообщение темы и постановка цели урока.
- Усвоение новых знаний и проверка понимания изученного: знакомство с текстом произведения, анализ содержания.
- Рефлексия.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Ребята! Готовы ли вы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья
Мы хороший дружный класс.
Всё получится у нас!
Покажите мне, какое у вас настроение?
(Дети на парте выкладывают «солнышко» или «тучку».
2. Актуализация знаний.
- Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие в мир сказки. Путешествуя, мы с вами будем учиться правильно и красиво читать, отвечать на вопросы и рассуждать.
- попробуем, ненадолго, превратиться в героев нашей сказки.
Рассказ об авторе.
- Сказку, в которую мы сегодня попадем, написал Владимир Григорьевич Сутеев. Родился он в Москве, в семье врача. Отец был одарённым человеком, его увлечение искусством передалось и сыну.
С 14 лет мальчик подрабатывал в школе.
А профессиональную деятельность начинал как художник-мультипликатор. На студии «Союзмультфильм» Сутеев написал около 40 сценариев («Муха-цокотуха», «Волшебный магазин», «Кораблик», «Кто сказал мяу?», «Петя и Красная Шапочка» и др.).
Владимир Сутеев написал множество сказок для самых маленьких читателей, которые отличаются живостью, остроумием, простотой и доступностью. Почти каждое предложение сопровождается яркой иллюстрацией.
Сутеев сам иллюстрировал и свои произведения, и произведения других авторов. Художник и писатель, режиссёр и постановщик мультфильмов – это всё совместил в одном лице Владимир Григорьевич Сутеев. Этот человек обладал одной уникальной способностью: он одинаково владел правой и левой рукой, причём, одновременно одной рукой мог писать, а другой – рисовать.
- Посмотрите на портрет писателя. Как вы думаете, сказки о чем или о ком он писал?
- Наше предположение мы проверим немного позже.
3. Сообщение темы и постановка цели урока.
Подготовка к восприятию текста
- А сейчас я приглашаю вас в путешествие по летнему лесу. (Звучит музыка дождя, гремит гром)
- Представьте, что мы идём по лесу, а теперь остановимся на полянке, устроимся поудобнее и послушаем историю, которую подсмотрел в лесу, а потом написал для нас сказку В.Г. Сутеев.
- Вы должны слушать внимательно, потому что в тексте сказки есть вопрос, на который нужно будет ответить.
4. Усвоение новых знаний и проверка понимания изученного: знакомство с текстом произведения, анализ содержания.
Чтение сказки с остановками.
Под звуки дождя учитель читает первый эпизод.
Как-то застал Муравья сильный дождь. Куда спрятаться? Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой.
Сидит под грибом - дождь пережидает. А дождь идёт всё сильнее и сильнее...
1-я остановка.
Учитель. Предположите, как будут развиваться события дальше.
Дети высказывают свои предположения.
Ползёт к грибу мокрая Бабочка:
- Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я - лететь не
могу!
- Куда же я пущу тебя? - говорит муравей. - Я один тут кое-как
уместился.
- Ничего! В тесноте, да не в обиде.
Пустил Муравей Бабочку под грибок.
А дождь ещё сильнее идёт...
2-я остановка.
Учитель. Оправдались ли ваши предположения?
Ответы детей.
Учитель. Друзья мои, а что может дальше произойти?
Предположения высказывают дети.
Чтение произведения дальше
Бежит мимо Мышка:
- Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.
- Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.
- Потеснитесь немножко!
Потеснились - пустили Мышку под грибок.
А дождь всё льёт и не перестаёт...
3-я остановка.
Учитель. Как же поступили животные? Что заставило наших героев поступить именно так? Как вы считаете, если ещё кто-то попросится под грибок, найдётся ли для него место?
Чтение произведения дальше
Мимо гриба Воробей скачет и плачет:
- Намокли перышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок
обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!
- Тут места нет.
- Подвиньтесь, пожалуйста!
- Ладно.
Подвинулись - нашлось Воробью место.
4-я остановка.
Учитель. Сравните ваши предположения с авторским текстом. Как могли животные поступить? Какие качества заставили их поступить именно так?
Какое волшебное слово употребил Воробей?
Дети. Пожалуйста.
Учитель. Как дальше будут разворачиваться события?
Чтение произведения
А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.
- Спрячьте, - кричит, - спасите! За мной Лиса гонится!..
- Жалко Зайца, - говорит Муравей. - Давайте ещё потеснимся.
Только спрятали Зайца - Лиса прибежала.
- Зайца не видели? - спрашивает.
- Не видели.
Подошла Лиса поближе, понюхала:
- Не тут ли он спрятался?
- Где ему тут спрятаться!
Махнула Лиса хвостом и ушла.
5-я остановка.
Учитель. Что угрожало Зайцу? Как называют тех, кто помогает в беде? Какие чувства вызвал у вас этот отрывок? Что было дальше? Предположения детей.
Чтение произведения
К тому времени дождик прошёл - солнышко выглянуло. Вылезли все
из-под гриба - радуются.
Муравей задумался и говорит:
- Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь
всем пятерым место нашлось!
- Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! - засмеялся кто-то.
Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:
- Эх, вы! Гриб-то...
Не досказала и ускакала. Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.
А вы догадались?
Учитель. Ребята, а вы догадались, почему всем хватило места под грибом? Может, гриб был волшебный?
Дети. Прошёл грибной дождь, гриб вырос.
Учитель. Так о ком сказка? Оправдались наши предположения? (да)
Учитель. Как можно охарактеризовать животных, укрывшихся под грибом?
Дети. Они были дружные.
Учитель. Так ли заканчивается сказка у Сутеева, как вы предполагали?
Ответы детей.
Учитель. Какую похожую сказку вы знаете?
Дети. Рукавичка, теремок.
Физминутка
Учитель. И мы с вами давайте пойдём по лесу погуляем, грибы пособираем. Как будете грибочки собирать?
Ответы детей.
Гриша шёл, шёл, шёл.
Белый гриб нашёл.
Раз - грибок,
Два – грибок,
Три – грибок,
Положил их в кузовок.
Работа над иллюстрациями
- Ребята, художник нарисовал иллюстрации к сказке. Рассмотрите их.
Дети. Все иллюстрации перепутаны.
- Что нам нужно сделать? (расставить все по местам)
Работа в парах (2 чел у доски)
- Вот молодцы. Теперь все правильно? (Художник не нарисовал иллюстрацию, на которой должен был изобразить Зайца, когда тот прибежал к грибу)
- Давайте добавим эту картинку и немного почитаем.
- Но сначала проведем речевую разминку.
(на слайдах)
Чтение отрывков сказки детьми.
- Посмотрите на экран. К какому эпизоду сказки относится иллюстрация?
- Найдите у себя такую иллюстрацию и прочтите отрывок.
Работа с пословицами
- Прочтите пословицу.
В тесноте, да не в обиде.
- Когда так говорят и почему?
Учитель. Чему можно порадоваться в сказке? (Добру, взаимовыручке, дружелюбию, желанию помочь).
- Какова главная мысль сказки?
- Рябята, а что всегда побеждает в сказке?
- Так значит какими нужно быть детьми?
- Рефлексия.
Учитель. Вы должны выбрать слова, с помощью которых можно описать сказку. Составим синквейн.
На карточках написаны слова, которые дети должны выбрать для описания сказки:страшная, добрая, интересная, злая, поучительная, учит, пугает, наставляет, заставляет, уважает, размышляет, думает, объясняет
1-я строка Сказка
2-я строка добрая, интересная
3-я строка учит, наставляет, объясняет
4-я строка Побуждает делать добрые поступки
5-я строка урок
Ответы групп.
Учитель. Что на уроке вам показалось интересным? Что вызвало затруднения? Вспомните, что ожидали, что хотели узнать в начале урока, чего достигли? Выразите ваше отношение к уроку, показав тучки или солнышки.
- Спасибо, а дома вы выполните творческое задание: раскрасите эпизод из сказки и расскажите, о чем в нем говорится.
Спасибо за работу на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока внеклассного чтения во 2 классе на тему: Чтение стихотворений А. Барто и рассказов Л. Толстого о том, что в шутку сказано, да всерьез задумано.
Урок знакомит детей с широким кругом произведений писателей, доступных для самостоятельного чтения; учит осознанно выбирать для себя книги и читать их, задумываясь, размышляя над прочитанным; развивае...
Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс по системе Л.В. Занкова. Включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент.
Календарно тематическое планирование соответствует требованиямс ФГОС. В планирование включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент....
"Литературные чтения" .Урок внеклассного чтения по произведениям курского писателя Евгения Ивановича Носова.
Аннотация урокаПо охвату аудитории: обучающиеся 2, 4 классовФорма урока: литературные чтенияПо содержанию: свободная (творчество писателя не ограничено одной темой).По форме общения : диалоговая (прео...
Урок внеклассного чтения "Чтение былин о русских богатырях"
Конспект урока, используемая литература....
Урок внеклассного чтения в рамках обобщающего урока литературного чтения по разделу «Я и мои друзья»
Тип урока: урок обобщения изученного материала Оборудование и материалы урока:для учащихсяучебники литературного чтения,книга В. Катаева «Цветик-семицветик»рабочие листы с заданиямико...
Презентация к уроку литературного чтения В Набоков " Грибы"
Презентация к уроку литературного чтения В Набоков " Грибы"...
УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ, 2 КЛАСС. Тема урока: «Уроки доброты. В. Осеева. Рассказы о дружбе».
Урок внеклассного чтения общеметодологической направленности с использованием технологии сотрудничества. Цель урока - формирование представления о дружбе как важнейшей нравственной ценности....