Конспект урока по литературному чтению в 3 классе Н.Носов Карасик перспектива
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе Н.Носов Карасик Перспектива
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯШКОЛА № 1» Г. НУРЛАТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН |
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе по УМК "Перспектива" |
Н.Носов "Карасик". Смысл поступка героев |
учитель начальных классов I квалификационной категории Бондар Елена Юрьевна |
01.01.2016 |
Тема | Н.Носов "Карасик". Смысл поступка героев. |
Цели | Актуализация знаний учащихся о творчестве Н.Носова, историй его героев, анализ текста. |
Задачи: |
своевременно выполнять гимнастику, с целью снятия физического и зрительного утомления и избегания переутомления |
УУД | Формировать УУД: - Личностные: Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. - Коммуникативные УУД: Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. |
Планируемые результаты | Предметные: Работать с текстом (определять основную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь), соотносить иллюстрацию с текстом. Личностные: Осмыслять нравственные ценности: любовь к животным, родители, уважение к старшим, правила взаимоотношений в обществе. Метапредметные: Формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала. (Регулятивные УУД). Планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке. (Коммуникативные УУД). Находить необходимую информацию в книге, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника (Познавательные УУД). |
Оборудование: | мультимедийная установка, презентация, карточки с заданиями для детей, художественные книги, учебники |
Основные понятия | Художественный рассказ |
Формы работы: | фронтальная, индивидуальная, групповая |
Межпредметные связи | Изобразительная деятельность, окружающий мир, русский язык |
План урока |
чтение текста – 12 мин
|
Этапы урока | Содержание |
Организационный | Начинаем урок литературного чтения. Тихо сядут мальчики и еще тише девочки. - Ребята! Мы с вами продолжаем работать над разделом «Люби все живое» и знакомиться с творчеством русских писателей. |
Постановка учебной проблемы | Некоторые ученики приготовили инсценировки отрывков из произведений. Вы послушайте и отгадайте названия. 1. "Тут шляпа повернулась и поползла к дивану. - Ай! Ой! – закричали ребята.» «Живая шляпа» 2. « - Мишка, - говорю, - что это? Почему каша лезет?» «Мишкина каша» 3.«Котька пришёл домой радостный: - Мама, я тебе огурцов принёс!» «Огурцы» 4. Вдруг меня кто-то как схватит за ногу! Я как закричу! Выскочил из-под стола, а Валя за мной! — Что ты? — спрашивает. — Меня, — говорю, — кто-то схватил за ногу. Может быть, серый волк? Затейники 5. У Бобки были замечательные штаны: зеленые, вернее сказать, защитного цвета. Бобка их очень любил и всегда хвастался: - Смотрите, ребята, какие у меня штаны. Солдатские! Заплатка 6. Ты знаешь, что такое рифма? - Рифма? Нет, не знаю. - Рифма - это когда два слова оканчиваются одинаково, - объяснил Цветик. - Например: утка - шутка, коржик - моржик. Понял? - Понял. - Ну, скажи рифму на слово "палка". - Селедка, - ответил Незнайка. Приключения Незнайки и его друзей 7.─ А я один раз купался в море, ─ говорит Мишутка, ─ и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову ─ и откусила. ─ Спасибо, молодцы. ─ Что объединяет эти произведения? ( Один автор). ─ Кто автор этих произведений? ( Н.Носов). ─ Назовите полное имя писателя. Мы с вами прочитали много произведений Носова и написали по ним отзывы. Ещё можно почитать такие книги. (Выставка книг.) – Как вы думаете, чему будет посвящён сегодняшний урок? Предположите тему урока. (Будем читать и разбирать произведение Н.Носова) – Чтобы составить план урока, вспомните, по какому алгоритму мы работаем над новым произведением. План урока. (Вывешиваю на доску пункты плана) 1. Биография автора. 2. Чтение произведения. 3. Беседа по содержанию. |
Актуализация знаний | К биографии Н.Н.Носова мы обращались много раз. - Что вы помните об этом авторе? 1 слайд - Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 года в городе Киеве, в семье эстрадного артиста. Детство его прошло в Украине. Николай был вторым сыном в семье. Кроме него, в семье был старший брат Пётр и младшие брат и сестра. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Родители даже думали, что мальчик тоже хочет стать актёром. В школьные годы он хотел стать музыкантом и долго мечтал, чтобы ему купили скрипку. После покупки скрипки Николай понял, что учиться музыке нелегко, и скрипка была заброшена. Детство и школьные годы Николая Носова пришлись на тяжелейший период в российской истории: Первую Мировую и Гражданскую войну. К счастью, никто не умер. Мальчик сильно болел. Николай вспоминал, что когда он выздоровел (он болел дольше всех), его мать плакала от радости, потому что все остались живы. «Так я узнал, что плакать можно не только от горя». Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией, электротехникой и даже радиолюбительством. Чтобы прокормить семью, потерявшую стабильный заработок из-за Великой Октябрьской революции, Николай с 14 лет был вынужден работать: был газетным торговцем, землекопом, косарём и т. п. После он работал чернорабочим на бетонном заводе. Затем снимал учебные фильмы, занимался мультипликацией. А вот писать он стал в 30 лет, сын подрастал и требовал все новых и новых сказок. Вот Носов и стал сочинять забавные рассказы. Первые его рассказы появились в журнале «Мурзилка», затем на страницах журнала «Костер» и в газете «Пионерская правда» 2 слайд Совсем недавно было бы день рождения Николая Николаевича 23 ноября исполнилось бы 108 лет. |
Получение нового знания | - Итак, с каким произведением мы познакомимся сегодня? Откройте стр. 128 учебника. Дополните тему урока. - Как вы думаете, о чем нам говорит название произведения? Слайд 3 - Что вы знаете о карасях? Где мы можем найти эту информацию? Слайд 4 Я приготовила словарь . И вот что в нём говорится о карасях. Карась — рыбы из семейства карповых, водится в пресных водоемах и озерах. В наших водоёмах водятся два вида карасей — серебряный (белый) и золотой (красный). Кстати, именно из красного карася японцы в своё время вывели аквариумную золотую рыбку. - В каких случаях мы говорим карась, а в каких - карасик? - Как можно проверить наше предположение о том, что этот рассказ о рыбке? - В тексте вам могут встретиться следующие непонятные слова. Попробуем объяснить их значение |
Подготовка к восприятию произведения. | Слайд 4 Словарная работа. Лексическая работа:
Орфографическая работа: - нарочно [нарошно] - скучно [скушно]; |
Первичное восприятие текста. | - Чтение рассказа учителем и учениками по ролям, в группах. - Вам понравился рассказ? Какое настроение у вас после прочтения рассказа? |
Физкультминутка | - Как плавал карасик, покажите. - Как он резвился в аквариуме, нырял. - А как ему стало в банке, покажите (тесно, негде развернуться) |
Анализ произведения | -Какая главная мысль произведения? -Какие чувства вас наполняли, когда вы читали это произведение. -К какому жанру мы отнесем этот вид текста? -Назовите героев рассказа. -Как попал карасик к Виталику? -Найдите в тексте описание карасика. -Как относился к рыбке Виталик сначала? -Что изменилось потом? -Как называют такое качество человека? -Сразу ли согласился Виталик на обмен? -Как характеризует это героя? -А почему Виталик боялся сразу признаться маме о поступке. -За кого больше переживал Виталик? -Почему мама подумала, что карасика съел Мурзик? - Опишите. Какие чувства испытывал Виталик за обедом. Почему? - Как Виталик относился к Мурзику? - И все-таки он сознался. Почему? - Легко ли было ему сделать это. - Почему? - Что изменилось после его признания? - А можно ли было избежать неприятностей? - А какой поступок совершил Сережа? - Рассмотрите иллюстрацию на стр. 129. Какой момент на ней изображен? Почему именно этот момент? - Какие иллюстрации сделали бы вы? |
Рефлексия учебной деятельности |
– Почему рассказ называется «Карасик»? – Кому из героев рассказа ты сопереживал больше всего? Почему? |
Анализ индивидуальной деятельности на уроке. | - Ребята, попробуйте сами оценить свою работу на этом уроке. Приготовьте сигнальные карточки и покажите цветом ваше мнение. Зеленая карточка: Я работал активно, отвечал правильно. Желтая карточка: Я мог бы работать лучше. Красная карточка: У меня есть небольшие трудности. Дети анализируют свою деятельность. |
Самооценивание обучающихся деятельности на уроке. | Урок подходит к завершению. И, чтобы оценить ваши знания, проведём небольшой тест, проверим как вы поняли это произведение. Прямо в карточках рядом с вопросом напишите «да», если согласны и «нет», если не согласны. Тест по содержанию. 1. Мама подарила Виталику аквариум с золотистым карасиком? 2. Кот Мурзик любил смотреть на рыбку? 3. Виталик легко признался маме, что променял карасика на свисток? 4. За обедом Виталик сидел и ел с аппетитом? 5. На душе было как-то нехорошо, потому что он обманул маму? Сверьте с эталоном. Если ответ правильный, рядом поставьте +. Кто получил 5 плюсов поставьте себе «пятёрку»;4 + -- «четвёрку» Поднимите руки, кто поставил себе «5», «4».Хорошо. |
Домашнее задание |
|
Подведение итогов урока | Урок хотелось бы закончить словами Антуан Сент-Экзюпери «Мы навсегда в ответе за всех, кого приручили» Благодарю вас всех, ребята, за урок, за активное участие, прекрасные ответы, юных актеров за великолепное воплощение в образы пушкинских героев, присутствующих гостей за добрую, милую улыбку и поддержку. Урок окончен! Всем спасибо! |
Используемая литература:
- Климанова, Горецкий, Виноградская: Литературное чтение. 3 класс. Учебник. В 2-х частях. Часть 1. ФГОС
- Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс к УМК Л.Ф. Климановой и др. («Перспектива»)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Н.Носов « Карасик »
Карась
Словарная работа о тдушина под домом бранить юркнул шмыгнул плюхнулся схватила за шиворот свернулся калачиком - нарочно [ нарошно ] - скучно [ скушно ];
Тест по содержанию Мама подарила Виталику аквариум с золотистым карасиком ? 2. Кот Мурзик любил смотреть на рыбку? 3. Виталик легко признался маме, что променял карасика на свисток? 4. За обедом Виталик сидел и ел с аппетитом ? 5. На душе было нехорошо, потому что он обманул маму?
Тест по содержанию Мама подарила Виталику аквариум с золотистым карасиком ? нет 2. Кот Мурзик любил смотреть на рыбку? да 3. Виталик легко признался маме, что променял карасика на свисток? нет 4. За обедом Виталик сидел и ел с аппетитом ? нет 5. На душе было нехорошо, потому что он обманул маму? да
Оцените свою работу: Зеленая карточка: Я работал активно, отвечал правильно Жёлтая карточка: Я мог бы работать лучше Красная карточка: У меня есть небольшие трудности
http://www.russ.ru/pole/Geroj-ne-nashego-vremeni http://tutryba.ru/ryby/kostnye/luchepyorye/novopyorye/kostistye/kostnopuzyrnye/karpoobraznye/karpovye/karasi / http://www.okushok.ru/drugie_publikatsii/110-12-interesnyh-faktov-o-karasyah.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению на тему: Н.Носов «На горке» (УМК Школа России) 2 класс
Конспект урока по литературному чтению на тему: Н.Носов «На горке» (УМК Школа России) 2 класс...
Конспект урока по литературному чтению на тему: Н.Носов «Живая шляпа» (УМК "Школа России") 2 класс
Конспект урока по литературному чтению на тему: Н.Носов «Живая шляпа» (УМК "Школа России") 2 класс...
Конспект урока по литературному чтению. 2 класс. Тема : Н.Н.Носов "Затейники"
Тема: Н. Н. Носов «Затейники»....
Конспект урока по литературному чтению, тема: Н. Н. Носов «Федина задача» (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством писателя Н.Н. Носова и с рассказом «Федина задача».Планируемые результатыПредметные:- знать биографию писателя- умет...
Конспект урока по литературному чтению, тема: Н. Н. Носов «Телефон» (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством писателя Н.Н. Носова и с рассказом «Телефон».Планируемые результатыПредметные:- знать биографию писателя- уметь чита...
Конспект урока по литературному чтению на тему "Н. Носов "Федина задача" 3 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о жизни и творчестве Н.Носова и о его рассказе «Федина задача»Планируемые результаты:Предметные:- знать биографию и инт...
Конспект урока по литературному чтению 2 класс Носов "Затейники"
Конспект урока составлен в соответствиями требований ФГОС. Во время урока запланированы разнообразные виды работ: чтение по цепочке, ролевое чтение, составление плана....