Конспект урока по литературному чтению в 3 классе Н.Носов Карасик перспектива
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Елена Бондар

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе Н.Носов Карасик  Перспектива

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯШКОЛА № 1» Г. НУРЛАТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе по УМК "Перспектива"

Н.Носов "Карасик". Смысл поступка героев

учитель начальных классов I квалификационной категории Бондар Елена Юрьевна

01.01.2016

Тема

Н.Носов "Карасик". Смысл поступка героев.

Цели

Актуализация знаний учащихся о творчестве Н.Носова, историй его героев, анализ текста.

Задачи:

  1. Продолжить  знакомство с творчеством Н. Н. Носова.
  2. Способствовать развитию навыков беглого чтения. Прививать любовь и заинтересованность к изучению детской художественной литературы. Учить детей задумываться о прочитанном; сопереживать героям рассказа; оценивать их поступки и поведение; учить понимать главную мысль произведения;
  3. Воспитывать культуру отношений между сверстниками. Воспитывать доброе отношение ко всему живому, честность, правдивость.
  4. Здоровьесберегающие: следить за сменой видов деятельности;

своевременно выполнять гимнастику, с целью снятия физического и зрительного утомления и избегания переутомления

УУД

Формировать УУД:

- Личностные: Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД:  Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Планируемые результаты

Предметные:

Работать с текстом (определять основную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь), соотносить иллюстрацию с текстом.

Личностные:

Осмыслять нравственные ценности: любовь к животным, родители, уважение к старшим, правила взаимоотношений в обществе.

Метапредметные:

Формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала. (Регулятивные УУД).

Планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке. (Коммуникативные УУД).

Находить необходимую информацию в книге, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника (Познавательные УУД).

Оборудование: 

мультимедийная установка, презентация,  карточки с заданиями для детей, художественные книги, учебники

Основные понятия

Художественный рассказ

Формы работы:

фронтальная, индивидуальная, групповая

Межпредметные связи

Изобразительная деятельность, окружающий мир, русский язык

План урока

  1. Организационный момент  - 1 мин
  2. Постановка цели урока -  3 мин
  3. Актуализация знаний – 10 мин
  4. Работа по теме урока:

чтение текста – 12 мин

  1. Физминутка - 2 мин
  2. Продолжение работы по теме урока – 19 мин
  3. Итог урока – 3 мин.
  4. Рефлексия – 2 мин.

Этапы урока

Содержание

Организационный

Начинаем урок литературного чтения.

Тихо сядут мальчики и еще тише девочки.

- Ребята! Мы с вами продолжаем работать над разделом «Люби все живое» и знакомиться с творчеством русских писателей.

Постановка учебной проблемы

Некоторые ученики приготовили инсценировки отрывков из произведений. Вы послушайте и отгадайте названия.

1. "Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.

- Ай! Ой! – закричали ребята.»                  «Живая шляпа»

2. « - Мишка, - говорю, - что это? Почему каша лезет?»                                   «Мишкина каша»

3.«Котька пришёл домой радостный:

- Мама, я тебе огурцов принёс!»                                       «Огурцы» 

4. Вдруг меня кто-то как схватит за ногу! Я как закричу! Выскочил из-под стола, а Валя за мной!

— Что ты? — спрашивает.

— Меня, — говорю, — кто-то схватил за ногу. Может быть, серый волк?                           Затейники

5. У Бобки были замечательные штаны: зеленые, вернее сказать, защитного цвета. Бобка их очень любил и всегда хвастался:

- Смотрите, ребята, какие у меня штаны. Солдатские!                                                 Заплатка

6. Ты знаешь, что такое рифма?

- Рифма? Нет, не знаю.

- Рифма - это когда два слова оканчиваются одинаково, - объяснил Цветик. - Например: утка - шутка, коржик - моржик. Понял?

- Понял.

- Ну, скажи рифму на слово "палка".

- Селедка, - ответил Незнайка.                  Приключения Незнайки и его друзей

7.─ А я один раз купался в море, ─ говорит Мишутка, ─ и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову ─ и откусила.
─ Врешь!
─ Нет, правда!
─ Почему же ты не умер?
─ А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.                    Фантазёры

─ Спасибо, молодцы.

─  Что объединяет эти произведения? ( Один автор).

─  Кто автор этих произведений? ( Н.Носов).

─  Назовите полное имя писателя.

Мы с вами прочитали много произведений Носова и написали по ним отзывы.

Ещё можно почитать такие книги. (Выставка книг.)

– Как вы думаете, чему будет посвящён сегодняшний урок? Предположите тему урока. (Будем читать и разбирать произведение Н.Носова)

– Чтобы составить план урока, вспомните, по какому алгоритму мы работаем над новым произведением.

     План урока. (Вывешиваю на доску пункты плана)

1. Биография автора.

2. Чтение произведения.

3. Беседа по содержанию.

Актуализация знаний

К биографии Н.Н.Носова мы обращались много раз.

- Что вы помните об этом авторе?

1 слайд

- Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 года в городе Киеве, в семье эстрадного артиста. Детство его прошло в Украине.  Николай был вторым сыном в семье. Кроме него, в семье был старший брат Пётр и младшие брат и сестра. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Родители даже думали, что мальчик тоже хочет стать актёром. В школьные годы он хотел стать музыкантом и долго мечтал, чтобы ему купили скрипку. После покупки скрипки Николай понял, что учиться музыке нелегко, и скрипка была заброшена. Детство и школьные годы Николая Носова пришлись на тяжелейший период в российской истории: Первую Мировую и Гражданскую войну. К счастью, никто не умер. Мальчик сильно болел. Николай вспоминал, что когда он выздоровел (он болел дольше всех), его мать плакала от радости, потому что все остались живы. «Так я узнал, что плакать можно не только от горя». Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией, электротехникой и даже радиолюбительством. Чтобы прокормить семью, потерявшую стабильный заработок из-за Великой Октябрьской революции, Николай с 14 лет был вынужден работать: был газетным торговцем, землекопом, косарём и т. п. После он работал чернорабочим на бетонном заводе. Затем снимал учебные фильмы, занимался мультипликацией. А вот писать он стал в 30 лет, сын подрастал и требовал все новых и новых сказок. Вот Носов и стал сочинять забавные рассказы. Первые его рассказы появились в журнале «Мурзилка», затем на страницах журнала «Костер» и в газете «Пионерская правда»

2 слайд Совсем недавно было бы день рождения Николая Николаевича 23 ноября исполнилось бы 108 лет.

Получение нового знания

- Итак, с каким произведением мы познакомимся сегодня? Откройте стр. 128 учебника.

Дополните тему урока.

- Как вы думаете, о чем нам говорит название произведения?

Слайд 3

- Что вы знаете о карасях? Где мы можем найти эту информацию?

Слайд 4

Я приготовила словарь           . И вот что в нём говорится о карасях.

      Карась — рыбы из семейства карповых, водится в пресных водоемах и озерах. В наших водоёмах водятся два вида карасей — серебряный (белый) и золотой (красный). Кстати, именно из красного карася японцы в своё время вывели аквариумную золотую рыбку.

- В каких случаях мы говорим карась, а в каких - карасик?

- Как можно проверить наше предположение о том, что этот рассказ о рыбке?

- В тексте вам могут встретиться следующие непонятные слова. Попробуем объяснить их значение

Подготовка к восприятию произведения.

Слайд 4   Словарная работа.

Лексическая работа:

  • Отдушина под домом – служит  для проветривания пространства под домом.
  • Бранить –  ругать
  • Юркнул – быстрым движением скрыться куда-нибудь
  • Шмыгнул – быстро проскользнуть куда-либо, незаметно уйти, скрыться; юркнуть.
  • Плюхнулся – упасть с шумом (обычно во что-либо жидкое)
  • Схватила за шиворот – схватить  за ворот, за воротник или за загривок
  • Свернулся калачиком – лежать формой, напоминая калач

Орфографическая работа:

- нарочно [нарошно]

- скучно [скушно];

Первичное восприятие текста.

- Чтение рассказа учителем и учениками по ролям, в группах.

- Вам понравился рассказ? Какое настроение у вас после прочтения рассказа?

Физкультминутка

- Как плавал карасик, покажите. - Как он резвился в аквариуме, нырял.

- А как ему стало в банке, покажите (тесно, негде развернуться)

Анализ произведения

-Какая главная мысль произведения?

-Какие чувства вас наполняли, когда вы читали это произведение.

-К какому жанру мы отнесем этот вид текста?

-Назовите героев рассказа.

-Как попал карасик к Виталику?

-Найдите в тексте описание карасика.

-Как относился к рыбке Виталик сначала?

-Что изменилось потом?

-Как называют такое качество человека?

-Сразу ли согласился Виталик на обмен?

-Как характеризует это героя?

-А почему Виталик боялся сразу признаться маме о поступке.

-За кого больше переживал Виталик?

-Почему мама подумала, что карасика съел Мурзик?

- Опишите. Какие чувства испытывал Виталик за обедом. Почему?

- Как Виталик относился к Мурзику?

- И все-таки он сознался. Почему?

- Легко ли было ему сделать это.

- Почему?

- Что изменилось после его признания?

- А можно ли было избежать неприятностей?

- А какой поступок совершил Сережа?

- Рассмотрите иллюстрацию на стр. 129. Какой момент на ней изображен? Почему именно этот момент?

- Какие иллюстрации сделали бы вы?

Рефлексия учебной деятельности

  • Что вы подчерпнули для себя из этого урока?
  • Будет ли для вас уроком похожая история?
  • Какие полезные уроки вы извлекли из этого рассказа?
  • Начните свой рассказ словами:
  • Если бы у меня был(а)…
  • Я понял, что за плохой поступок

– Почему рассказ называется «Карасик»?

– Кому из героев рассказа ты сопереживал больше всего? Почему?
– Как вы думаете, каким человеком вырастет Виталик?

Анализ индивидуальной деятельности на уроке.

- Ребята, попробуйте сами оценить свою работу на этом уроке.

Приготовьте сигнальные карточки и покажите цветом ваше мнение.

Зеленая карточка:     Я работал активно, отвечал правильно.

Желтая карточка:      Я мог бы работать лучше.

Красная карточка:    У меня есть небольшие трудности.

Дети анализируют свою деятельность.

Самооценивание обучающихся деятельности на уроке.

Урок подходит к завершению. И, чтобы оценить ваши знания, проведём небольшой тест,  проверим как вы поняли это произведение. Прямо в карточках рядом с вопросом напишите «да», если согласны и «нет», если не согласны.

 Тест по содержанию.

1. Мама подарила Виталику аквариум с золотистым карасиком?

2. Кот Мурзик любил смотреть на рыбку?

3. Виталик легко признался маме, что променял карасика на свисток?

4. За обедом Виталик сидел и ел с аппетитом?

5. На душе было как-то нехорошо, потому что он обманул маму?

Сверьте с эталоном. Если ответ правильный, рядом поставьте +.

Кто получил 5 плюсов поставьте себе «пятёрку»;4 + -- «четвёрку»

Поднимите руки, кто поставил себе «5», «4».Хорошо.

Домашнее задание 

  1. Напишите сочинение - размышление «Что же лучше — рыбка или свисток»?
  2. Нарисовать иллюстрацию к рассказу и подготовить подробный пересказ того момента, который изображён на рисунке.

Подведение итогов урока

Урок хотелось бы закончить словами Антуан Сент-Экзюпери 

 «Мы навсегда в ответе за всех,  кого приручили»  

 Благодарю вас всех, ребята, за урок, за активное участие, прекрасные ответы, юных актеров за великолепное воплощение в образы пушкинских героев, присутствующих гостей за добрую, милую улыбку и поддержку.

 Урок окончен! Всем спасибо!

  

Используемая литература:

  1. Климанова, Горецкий, Виноградская: Литературное чтение. 3 класс. Учебник. В 2-х частях. Часть 1. ФГОС
  2. Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс к УМК Л.Ф. Климановой и др. («Перспектива»)

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Николай Николаевич Носов

Слайд 3

Н.Носов « Карасик »

Слайд 4

Карась

Слайд 5

Словарная работа о тдушина под домом бранить юркнул шмыгнул плюхнулся схватила за шиворот свернулся калачиком - нарочно [ нарошно ] - скучно [ скушно ];

Слайд 6

Тест по содержанию Мама подарила Виталику аквариум с золотистым карасиком ? 2. Кот Мурзик любил смотреть на рыбку? 3. Виталик легко признался маме, что променял карасика на свисток? 4. За обедом Виталик сидел и ел с аппетитом ? 5. На душе было нехорошо, потому что он обманул маму?

Слайд 7

Тест по содержанию Мама подарила Виталику аквариум с золотистым карасиком ? нет 2. Кот Мурзик любил смотреть на рыбку? да 3. Виталик легко признался маме, что променял карасика на свисток? нет 4. За обедом Виталик сидел и ел с аппетитом ? нет 5. На душе было нехорошо, потому что он обманул маму? да

Слайд 8

Оцените свою работу: Зеленая карточка: Я работал активно, отвечал правильно Жёлтая карточка: Я мог бы работать лучше Красная карточка: У меня есть небольшие трудности

Слайд 9

http://www.russ.ru/pole/Geroj-ne-nashego-vremeni http://tutryba.ru/ryby/kostnye/luchepyorye/novopyorye/kostistye/kostnopuzyrnye/karpoobraznye/karpovye/karasi / http://www.okushok.ru/drugie_publikatsii/110-12-interesnyh-faktov-o-karasyah.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению на тему: Н.Носов «На горке» (УМК Школа России) 2 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему:  Н.Носов «На горке» (УМК Школа России) 2 класс...

Конспект урока по литературному чтению на тему: Н.Носов «Живая шляпа» (УМК "Школа России") 2 класс

Конспект урока по литературному чтению  на тему: Н.Носов «Живая шляпа» (УМК "Школа России") 2 класс...

Конспект урока по литературному чтению, тема: Н. Н. Носов «Федина задача» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством писателя Н.Н. Носова и с рассказом «Федина задача».Планируемые результатыПредметные:- знать биографию писателя- умет...

Конспект урока по литературному чтению, тема: Н. Н. Носов «Телефон» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством писателя Н.Н. Носова и с рассказом «Телефон».Планируемые результатыПредметные:- знать биографию писателя- уметь чита...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Н. Носов "Федина задача" 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о жизни и творчестве Н.Носова и о его рассказе «Федина задача»Планируемые результаты:Предметные:- знать  биографию и инт...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс Носов "Затейники"

Конспект урока составлен в соответствиями требований ФГОС. Во время урока запланированы разнообразные виды работ: чтение по цепочке, ролевое чтение, составление плана....