Урок литературного чтения «Х.К.Андерсен «Гадкий утёнок»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Пономарева Ольга Николаевна

Цель урока

Раскрыть идейно-образное содержание сказки, в ходе разговора выяснить понятие внутренней и внешней красоты человека; выявить нравственные уроки произведения.       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_gadkiy_utyonok.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ЮГО–ВОСТОЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Герасимовка муниципального района Алексеевский Самарской области

Окружной конкурс методических материалов «Толерантный мир»

Номинация: учебно – методическая разработка урока

Урок литературного чтения «Х.К.Андерсен «Гадкий утёнок»

Автор Пономарева Ольга Николаевна,

учитель начальных классов

2015 г

Пояснительная записка.

Сказки – любимый жанр детей. Нехитрая история о гадком утёнке была написана давно. Далеко от России,  датским писателем, но она до сих пор трогает нас. Почему? Что в ней такого, что даже у взрослых сжимается сердце.  Эта сказка о тяжёлой жизни малыша –утёнка, которого не приняло общество – птичий двор,  из – за того, что он был не таким как все. И именно через сказку мне хотелось бы затронуть очень глобальную проблему современного общества - проблему «особого ребенка», которая  заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. А так же проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников. Наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями. Проблемы усугубляет тот факт, что взрослые иногда сами интолерантно относятся к таким детям, называя их «неполноценными», «ущербными», «отсталыми». В связи с этим, одной из центральных задач по отношению к детям с особыми потребностями является формирование толерантности, т.е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения. А также воспитать у сверстников терпимое и уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Урок литературного чтения .

 Тема: Х.К. Андерсен. «Гадкий утенок»

Возраст: 3 класс

Цель урока 

Раскрыть идейно-образное содержание сказки, в ходе разговора выяснить понятие внутренней и внешней красоты человека; выявить нравственные уроки произведения.            

Задачи:

Образовательные:

1.1 Ознакомление учащихся с произведением Х.К.Андерсена «Гадкий утёнок»

Развивающие:

2.1. Развитие устной речи учащихся, навыка выразительного беглого чтения.

 2.2. Способствовать нравственному восприятию текста.

Воспитательные:

3.1. Воспитание чувства любви ко всему, что окружает человека.

 3.2. Учить проявлению чувств доброты, сострадания, радости к окружающим и к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Оборудование:

Раздаточный материал:  два конверта с вопросами, карточки с пословицами для работы в микрогруппах, словарь Ожегова, вырезанные  из бумаги листья, нарисованный на бумаге и вырезанный ствол дерева.

Формы: парная, групповая,  фронтальная.

Методы:

Словесный – рассказ, беседа.

 

Тип урока: комбинированный

1. Организационный момент.

Друзья мои, я очень рада

Приветствовать сегодня вас.

И для меня уже награда –

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый из вас гений,

Но без труда талант не впрок

Высказывайте свои мнения,

И вместе проведем урок.

В мире много сказок

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло

Пусть добро навеки

Побеждает зло.

2. Объявление темы урока

- Отгадайте загадку.

1. Удивительный ребёнок!

Только вышел из пелёнок,

Может плавать и нырять,

Как его родная мать. (Утенок)

Тема урока: Произведение Х.К.Андерсена «Гадкий утёнок»

Как вы понимаете слово «гадкий»? (некрасивый, страшный, отвратительный, неприятный)

Давайте обратимся к словарю Ожегова.

Гадкий - Очень плохой, мерзкий; вызывающий отвращение.

- Сказку "Гадкий утёнок" можно считать автобиографической, ведь Х.К. Андерсен родился в бедной семье и знал немало горя, прежде чем прославиться.

Исследователи творчества Андерсена видели в «Гадком утенке» гениальный символ жизни писателя, прославившегося благодаря своему широкому взгляду на мир, умению видеть величие и благородство души под убогой одеждой и внешностью.

3. Беседа по первичному восприятию произведения и анализ прочитанного текста.

– Дома вы прочитали сказку Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок».

Сейчас мы проверим, насколько внимательно вы читали.

Класс делится на 2 группы.
Каждая группа получит конверт с вопросами, на которые нужно будет ответить.  

1 конверт.
1.Как отнеслись к гадкому утенку обитатели птичьего двора? 
(Его толкали, клевали).

2. О чём подумал утёнок, когда встретился на болоте с собакой?(Какой я безобразный, даже собаке противно до меня дотрагиваться»

2 конверт.


1.  Каким был последний вылупившийся птенец?( Не такой как все)

2.Что говорили братья и сёстры гадкому утёнку?(«Чтоб тебя утащила кошка, урод несчастный!»)


– А теперь проверим, как вы ответили на вопросы.

Очень часто людям трудно найти общий язык с другими людьми, потому что они другие, не такие как мы. Как строить отношения с теми, кто не похож на нас?

Давайте проведем маленький эксперимент (приглашаются три участника). Сейчас, я завяжу вам глаза и дам  поочередно дотронуться до одного и того же  предмета, очень хорошо знакомого вам. А затем вы решите вместе, что это за предмет! Все остальные, пожалуйста,  не подсказывайте. Завязываются глаза детям и они дотрагиваются  до яблока: 1-й только до кожуры яблока одним пальцем, 2-й только до мякоти яблока одним пальцем, а 3-й  до стопочки  яблока одним пальцем. Дети трогают предмет, водят по нему пальцем в течение 30-ти секунд, затем предмет убирается в коробку и им развязывают глаза.

Что это за предмет, обсудите втроём и придите к одному выводу.

Показываю яблоко.

- Какие шаги приближали вас к принятию общего решения? (умение прислушиваться друг к другу, умение идти на компромисс, сотрудничество, взаимоуважение, доверие друг к другу, доброжелательность …)

- Какие шаги отдаляли вас друг от друга и от общего решения? (неумение слушать внимательно других, торопливость, эгоизм, недоверие, сомнения, самоуверенность …)

Посмотрите, каждый из вас анализировал данную проблему по-своему, но вы смогли найти общее решение, хотя предмет был неоднозначный.

- Все вы смогли проявить очень хорошее качество личности – толерантность в общении. (На доске написано определение толерантности).

- Часто ли люди бывают, терпимы друг к другу в современной жизни?

(Ответы учащихся)

Если человек отличается от нас по внешности, по убеждению, по мировоззрению, по физическим возможностям или национальности, языку, вере, какие отрицательные чувства он может вызывать у нас?

(Ответы учащихся, которые необходимо записать на доске)

- раздражение,

- равнодушие,

- агрессивность,

- удивление,

- презрение,

- высокомерие.

Если же мы проявляем терпимость, доброжелательность и внимание к другим людям, эти негативные чувства могут превратиться в положительные.

Давайте попробуем вместе это сделать.

Перед вами  листочки дерева, на которых вы можете написать те качества, которые вам помогают общаться с особенными людьми. На доске ствол дерева толерантности. Дети пишут на листочках качества толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями, зачитываю и  приклеивают листочки к дереву.,

- умение владеть собой,

- чуткость,

- доброжелательность,

- доверие,

- великодушие,

-бескорыстие

Сегодня вместе мы вырастили свое дерево толерантности, которое будет напоминать нам,  какие качества помогают людям позитивно общаться.

6. Рефлексия.

К какому выводу мы пришли, сформулируйте его.

(Каждый человек индивидуален  и прекрасен по – своему. Все мы разные – но мы живём на одной планете и должны относиться друг к другу с пониманием. Если мы будем проявлять  друг к другу терпимость, чуткость, доброжелательность, нам легко будет найти общий язык с теми, кто не похож на нас.)

7. Домашнее задание.

Нарисуйте иллюстрацию к сказке и составьте синквейн.

Список использованной литературы

1. С.В, Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Литературное чтение: 3 класс:в М.: Вентана-Граф, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "Г.Х.Андерсен. Снежная королева"

Данная разработка   объединяет несколько уроков, в течение которых идёт работа над произведением  Г.Х.Андерсена "Снежная королева". Здесь собран дополнительный материал для учителя (био...

Урок литературного чтения Г.Х.Андерсен «Снежная королева»

Целью урока является на основе прочитанного выделять черты характера героев, анализировать их поступки , развивать устную речь учащихся, их творческие способности....

Конспект урока литературного чтения "Х. К. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик"" (3 класс УМК Планета знаний)

Материал содержит три конспекта, т.к. на изучение этого произведения отводится три часа....

Технологическая карта урока по литературному чтению в 3 классе "Гадкий утёнок" Г.-Х. Андерсен

Технологическая карта урока литературное чтение 3 класс УМК "Школа России"...

Конспект урока литературного чтения "Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок"(УМК "Школа России" 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕТема: «Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Цели деятельности учителя: Сформировать у учащихся отношение к персонажам прочитанного произведения через...

Технологическая карта урока литературного чтения "Г.Х. Андерсен. "Гадкий утенок"" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для формирования читательской компетентности в процессе изучения произведения Г.Х.  Андерсена «Гадкий утенок...

Технологическая карта урока литературного чтения Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с рассказом.Планируемые результаты:Предметные:1. Знать: познакомиться с произведением Г.-Х. Андерсена «Гадкий утёнок&r...