Технология продуктивного обучения на уроках литературного чтения
план-конспект урока по чтению на тему
Как использовать технологию продуктивного обучения на уроках литературного чтения для полноценного анализа литературного произведения и составления цитатного плана произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
продуктивное чтение | 262.25 КБ |
Предварительный просмотр:
«Не всякий кто читает, в чтении силу знает»
Цель:
продолжить работу над овладением учащимися технологией продуктивного чтения на основе совместной с педагогом деятельности, в процессе освоения которой учащиеся освоят первый и второй этапы работы с текстом.
Задачи:
- продолжить знакомство учащихся с этапами авторской технологии продуктивного чтения;
- формировать умение читать тексты с использованием первых двух этапов работы с текстом;
- совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
Оборудование:
- презентация (проектор, компьютер, интерактивная доска)
- напечатанные составные части схемы «Технология продуктивного чтения»
- на зленых листах Анкета «Как выбрать книгу»
- кроссворд на голубых листах
- книги для анализа
- конверты с заданиями по группам, листы цв. картона, клей
- «ромашки» - для раскрашивания
- цветные карандаши
Титульный 1 слайд: картинка – дети читают, тема занятия.
Ход занятия:
- Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.
- Что такое эпиграф?
Слайд 2. ЭПИГРАФ - изречение (или цитата), предпосланное произведению
(или его части, главе)
и сосредоточивающее мысль на его идее.
С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»
- Эпиграфом к сегодняшнему нашему занятию я выбрала слова С. Михалкова:
Слайд 3: фото С. Михалкова + слова эпиграфа.
Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
- К чему призывает нас в этих строчках С. Михалков?
(читать всю жизнь, набираться ума)
- А что нужно для того, чтобы «читать всю жизнь»? уметь это делать
- А разве вы не умеете читать? Умеем
- Тогда зачем нам эти наши занятия? Чтобы научиться правильно читать
Слайд 4: Чтобы научиться ПРАВИЛЬНО читать
- У нас сегодня много гостей. Расскажите им, чем мы занимаемся на этих занятиях(осваиваем технологию продуктивного чтения – на доску)
- А зачем нам надо ее знать?
Слайд 4: (дописать) надо знать технологию продуктивного чтения
- Работа над технологией.
- Понятие продуктивного чтения.
1. Давайте вспомним, что такое продуктивное чтение.
(- продуктивное - от слова ПРОДУКТ)
- Что может быть продуктом чтения?
(продукт чтения – это результат)
- А какой результат может быть у чтения?
(прочитал текст – и все понял)
- Понимание – это действительно результат продуктивного чтения. Но не только это. Понимание невозможно без другого результата чтения.
Второй результат продуктивного чтения вам напомнит кроссворд.
Слайд 5: кроссворд.
Возьмите голубые листы и разгадайте кроссворд. МУЗЫКА
1.Создатель какого-то произведения (автор)
2. Место, где собираются и хранятся книги для общественного пользования (библиотека)
3. Литературные произведения, описывающие вымышленные, сверъестественные события (их любит читать Митя) (фантастика)
4. Человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения (писатель)
5. То ж, что и оглавление (содержание)
6. Одна сторона листа бумаги в книге, тетради (страница)
7. Краткое иносказательное нравоучительное стихотворение или рассказ (басня)
8. Поясняющий рисунок в книге (иллюстрация)
9. Произведение печати в виде переплетенных листов бумаги с каким-либо текстом(книга)
10. Вводная статья к книге (введение)
(Каждая группа поочереди называет ответы кроссворда,
учитель вписывает ответы)
ОЦЕНИТЬ РАБОТУ ГРУПП ПО РАЗГАДЫВАНИЮ КРОССВОРДА
- Что же является вторым результатом чтения? (восприятие)
Слайд 6:
Восприятие – это включение человека в чтение.
А что значит включиться в чтение?
Дети отвечают – учитель крепит варианты ответов в схему:
Читаем – и представляем картины, героев.
Читаем – и ставим себя на место героев,
Читаем – и переживаем,
Читаем - участвуем в действии.
Читаем – задумываемся над содержанием,
Читаем – предполагаем конец истории,
Читаем - и реагируем на прочитанное: смеемся, грустим,
Читаем - удивляемся, радуемся – испытываем эмоции.
ВЫВОД:
При этом неважно, как мы читаем: вслух, про себя, читаем сами или слушаем чтение другого. То есть настоящий читатель воспринимает текст через эмоции, воображение и содержание.
- Работа над понятием технология.
- Как вы думаете, легко ли при чтении одновременно читать, картины представлять и задумываться над содержанием прочитанного?
- А что из относящегося к восприятию у вас уже получается?
Да, непросто делать три дела сразу – читать, воспринимать и понимать прочитанное. Кому-то талант так читать дается от природы, ему и учиться не надо. Но таких людей немного. Большинство людей должны этому научиться.
Как вы думаете, что нам поможет освоить это трудное дело.
(технология продуктивного чтения)
Что такое продуктивное чтение мы разобрались. Теперь поговорим о технологии.
Слайд 7: портрет Саши + высказывания
- Что об этом говорил Саша, герой нашего учебника (стр. 26)
« «Технология связана с компьютером. Я же говорил, что бумажные книги – это вчерашний день»»
- А как считаете вы? (бумажные и электронные книги)
- Что такое технология? (последовательность этапов работы)
- Первый этап технологии.
Слайд 8: картинки со стр. 27
- Рисунки (на стр. 27) на доске определяют этапы технологии чтения. Рассмотрите их. Все ли здесь правильно? Один рисунок лишний – убрать его с доски.
Слайд 9.
Сколько шагов будет у нашей технологии?
Найдите рисунок, который раскрывает первый секрет нашей технологии. Что вы на нем видите?
Как он называется? Поочередно вывешивать на доску – дополнять схему.
чтение до чтения,
- Что это значит? Как по-другому можно назвать этот этап?
(просмотровое или ознакомительное чтение)
- В конверте с листочками возьмите анкеты в которых, есть предположения как читатели выбирают книгу. Рассмотрите их и выберите те, которые вам близки.
Слайд 10:
А. Читаю только то, что задают в школе.
Б. Всегда внимательно рассматриваю книгу до чтения, потому что мне нравится, когда много картинок.
В. Выбираю по принципу: толстая книга или тонкая.
Г. Для меня важно, знаком ли мне автор.
Д. Выбираю только определенные книги (сказки, приключения, фантастику, стихи…).
Е. Для меня важна тема. Люблю читать про … (про детей, про животных, про историю …).
Ж. Читаю то, что велели родители.
З. Что угодно, только не стихи.
Давайте их обсудим. Объясните свой выбор (дети объясняют свой выбор, не повторяясь)Убрать анкеты в конверт.
- Практическая работа. Слайд 11. Картинка «Чтение до чтения»
На ваших столах лежат книги. Я предлагаю вам рассмотреть их, предположить, о чем эта книга и понять, интересна ли она для вас. Объяснить свое мнение. Договоритесь, кто от вашей группы будет говорить.
Оценить работу групп.
Слайд 12. Физминутка.
- Второй этап технологии.
- Книгу выбирать научились. Я надеюсь, теперь при выборе книги вы будете действовать как настоящие читатели, а не только обращать внимание на то, толстая книга или нет, и есть ли в ней иллюстрации.
Слайд 13. Картинки со стр. 27.
- Какая картинка показывает второй секрет технологии? Щелчок - цифра
- Как он называется?
Чтение во время чтения,
- Верно. Давайте вспомним, какой главный результат продуктивного чтения. Глубокоевосприятие и понимание текста.
И этот результат зависит от того, КАК мы читаем.
- Что значит КАК? Что не так на этой картинке? Телевизор.
Слайд 14. Картинки стр.30
- Никто себя не узнал? Как читать нельзя?
- Но говоря о чтении, мы имеем в виду не то, где и в какой позе кто читает.
- Что значит читать?
Читать – значит воспринимать и понимать.
Слайд 15: Как надо читать, чтобы воспринимать и понимать текст?
- А что же нужно делать, чтобы воспринимать и понимать текст, в процессе самого чтения?
- Давайте поможем мальчику на большом конверте найти правильный ответ. Достаньте все то, что лежит в конверте. Выберите правильные фразы и наклейте их на лист, чтобы легче было оценить вашу работу.
I конверт:
- Видеть незнакомые слова и уточнять их смысл
- Обращать внимание на знаки препинания
- Стараться не ставить себя на место героя
- Не реагировать на прочитанное
- Не задумываться над содержанием
II конверт:
- Обращать внимание на вопросы в тексте
- Догадываться, что произойдет дальше
- Не представлять то, о чем читаешь
- Не переживать за героев
- Не уточнять смысл незнакомых слов
III конверт:
- Представлять то, о чем читаешь
- Чувствовать, переживать за героев
- Не обращать внимания на знаки препинания
- Не уточнять смысл незнакомых слов
- Не задумываться над содержанием
IV конверт:
- представлять картины, героев.
- задумываться над содержанием,
- Стараться не ставить себя на место героя
- Не уточнять смысл незнакомых слов
- Не предполагать конец истории
V конверт:
- предполагать конец истории,
- реагировать на прочитанное: смеяться, грустить, удивляться, радоваться
- Не представлять то, о чем читаешь
- Не задумываться над содержанием
- Не обращать внимания на знаки препинания
Проверка: листы с наклеенными ответами закрепить на доску в схему.
Ответили ли мы на вопрос – на слайде? Проговорить.
Оценить работу групп.
- Слайд 16: Высказывание Н. М. Карамзина. Работа с высказыванием.
На доске написано высказывание писателя и историка Николая Михайловича Карамзина. В его словах спрятались три главных слова, без которых не бывает продуктивного чтения. Найдите эти слова.
«Всякое приятное чтение имеет влияние на разум,
без которого ни сердце не чувствует,
ни воображение не представляет»
- Первое слово – «разум». То есть когда читаешь, ты думаешь.
- Второе слово – «чувствуешь». Читаешь и чувствуешь.
- Третье слово – «воображение». Читаешь и представляешь.
- Слайд 17. Роль эмоций при чтении.
Многие писатели высказывались о том, как надо читать. Мне очень хочется, чтобы вы обратили внимание на слова С. Я. Маршака, которые подсказывают, как надо читать.
«Оттого, что автор заставляет нас на протяжении всего романа так много ЧУВСТВОВАТЬ, ДУМАТЬ и ВООБРАЖАТЬ, мы не пропускаем в тексте ни одного слова, мы жадно ловим каждое движение действующих лиц…»
- Вы поняли, почему я выделила некоторые слова?
- Эти действия помогают нам лучше понимать прочитанный текст, позволяют испытывать эмоции.
Что такое эмоции? Слайд 18.
Эмоции – это временное внешнее проявление чувств,
например, радости, страха, любви.
Это переживания человека в ответ на приятные или
неприятные воздействия окружающего мира.
- Каждый настоящий читатель во время чтения испытывает разные эмоции. Этому должны научиться и мы. Готовясь к сегодняшнему занятию, Лера, Алина и Арсений выучили стихи. Давайте мы их послушаем и попробуем определить, какие эмоции они испытывают, когда рассказывают эти стихи.
На контрольной
Не решается задачка - хоть убей!
Думай, думай, голова поскорей!
Думай, думай, голова, дам тебе конфетку,
В день рожденья подарю Новую беретку.
Думай, думай - в кои веки прошу!
С мылом вымою тебя! Расчешу!
Мы ж с тобою Не чужие друг дружке.
Выручай! А то как дам по макушке!
(М. Бородицкая)
Пятёрка
Открыла тетрадку, Портфель на снегу.
И глаз от пятёрки отнять не могу!
Красивая! С точкой. Морковки красней.
Тетрадка такая нарядная с ней!
(Л. Фадеева)
Бедный дракон
Скучал дракон и плакал.
И очень он грустил.
Ну хоть бы кто сегодня Дракона навестил!
Наполнены слёзами Все шесть печальных глаз —
Ведь он же трёхголовый В отличие от нас!
Спасибо ребята. Вы хорошо показали свои эмоции. А сейчас я предлагаю всем вспомнить разные чувства и эмоции, который может испытывать человек и постараться выразить их через цвет. Многие считают, что зависть – черного цвета, грусть – серого, радость – солнечного. А как думаете вы?
Возьмите конверт, на котором изображена ромашка, достаньте листочки ромашки, на которых написаны название разных чувств. Раскрасьте по лепестку, стараясь передать цветом ту эмоцию, название которой написано на лепестке. Затем соберите ромашку – приклеите лепесточки к серединке.
Слайд 19:
I ромашка: радость, опасность, гнев, настороженность
II ромашка: жалость, боль, страх, спокойствие
III ромашка: любовь, ужас, ненависть, печаль
IV ромашка: веселье, зависть, грусть, одиночество
V ромашка: тревога, восхищение, удивление, скука
Ромашки вывесить на доску.
- вот какие разноцветные эмоции у нас получились. Оценить работу групп.
Эмоции, чувства – главное при чтении стихов. Попробуем передать эмоции при чтении стихов (стихотворения «А что у вас?») С. Михалкова.
Слайд 19. С. Михалков «А что у вас?»
- Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
2.Толя пел, Борис молчал,
Николай ногой качал.
3.Дело было вечером,
Делать было нечего.
4. Галка села на заборе,
Кот забрался на чердак.
5. Тут сказал ребятам Боря
Просто так:
6. - А у меня в кармане гвоздь! А у вас?
7. - А у нас сегодня гость! А у вас?
8. - А у нас сегодня кошка
Родила вчера котят.
Котята выросли немножко,
А есть из блюдца не хотят!
9. - А у нас в квартире газ! А у вас?
10. - А у нас водопровод! Вот!
11. - А из нашего окна
Площадь Красная видна!
А из вашего окошка
Только улица немножко.
12. - Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульвар,
Нам купили синий-синий
Презеленый красный шар!
13. - А у нас огонь погас - Это раз!
Грузовик привез дрова - Это два!
14. А в-четвертых - наша мама
Отправляется в полет,
Потому что наша мама
Называется - пилот!
15. С лесенки ответил Вова:
16. - Мама - летчик? Что ж такого?
17. Вот у Коли, например,
Мама - милиционер!
А у Толи и у Веры
Обе мамы - инженеры!
18. А у Левы мама - повар!
Мама-летчик? Что ж такого!
19. - Всех важней,- сказала Ната,-
Мама - вагоновожатый,
Потому что до Зацепы
Водит мама два прицепа.
20. И спросила Нина тихо:
21. - Разве плохо быть портнихой?
Кто трусы ребятам шьет?
Ну, конечно, не пилот!
22. Летчик водит самолеты -
Это очень хорошо!
23. Повар делает компоты -
Это тоже хорошо.
24. Доктор лечит нас от кори,
Есть учительница в школе.
25. Мамы разные нужны,
Мамы разные важны.
26. Дело было вечером,
Спорить было нечего.
- Рефлексия. Слайд 20.
Вот такие у нас получились эмоции. А сейчас давайте посчитаем жетоны, посмотрим, какая группа у нас сегодня наиболее удачно трудилась.
Подвести итог работы групп.
Работу над оставшимися этапами технологии мы продолжим на следующем нашем занятии «Буду настоящим читателем».
Разгадайте кроссворд и
назовите второй результат продуктивного чтения
1 | ||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||||||||
10 |
1.Создатель какого-то произведения
2. Место, где собираются и хранятся книги для общественного пользования
3. Литературные произведения, описывающие вымышленные, сверъестественные события (их любит читать Митя)
4. Человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения
5. То ж, что и оглавление
6. Одна сторона листа бумаги в книге, тетради
7. Краткое иносказательное нравоучительное стихотворение или рассказ
8. Поясняющий рисунок в книге
9. Произведение печати в виде переплетенных листов бумаги с каким-либо текстом
10. Вводная статья к книге
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Использование элементов технологии проблемного обучения на уроках литературного чтения."
Использование элементов технологии проблемного обучения, основанных на создании проблемных ситуаций....
Личностно-ориентированное обучение на уроках литературного чтения
Министерство образования Республики БашкортостанОтдел образованияАдминистрация муниципального районаБелорецкий районс. ИнзерМуниципальное общеобразовательное бюджетное учреждениеСредняя общеобра...
Личностно-ориентированное обучение на уроках литературного чтения
Министерство образования Республики БашкортостанОтдел образованияАдминистрация муниципального районаБелорецкий районс. ИнзерМуниципальное общеобразовательное бюджетное учреждениеСредняя общеобра...
Организация продуктивной деятельности на уроке литературного чтения в 3 классе
Конспект урока литературного чтения в 3 классепо теме "Чехов А.П."Ванька" по УМК "Начальная школа XXIвека".Урок изуччающего чтения с использованием технологии проблемного диалога....
Использование технологии проблемного обучения на уроках литературного чтения в начальной школе.
Методическая разработка....
Самоанализ учителя начальных классов Чугуновой С.В. по использованию технологии продуктивного обучения на уроках литературного чтения
Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения...
Статья «Использование информационно-коммуникационных технологий и технологии критического мышления на уроках литературного чтения в режиме дистанционного обучения»
Я считаю, что в настоящее время инновационные технологии занимают очень важное место в профессиональной деятельности учителя. Необходимость применения средств...