Рабочая программа по литературному чтению 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"
учебно-методический материал по чтению (2 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie.docx | 128.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Учебно – методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования. /Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» -М. : Вентана – Граф, 2011. Программа рассчитана на 136 часов, 4 часа в неделю. Исходя из задач конкретного образовательного учреждения – МБОУ « СОШ № 4», с учетом его вида, можно выделить следующие приоритеты:образование в школе – это гуманитарное образование, отвечающее быстрому развитию науки и позволяющее личности овладеть первоначальными умениями интегрироваться в систему мировых и национальных культур, интеллектуальное и нравственное развитие личности.
Цель программы «Литературное чтение» - помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.
Задача курса:учить читать вслух целыми словами, правильно воспринимать содержание и форму читаемого произведения и книги, различать доступные им жанры, знать имена детских писателей, авторов книг и отдельных произведений.Основные принципы отбора материала:
- учет возрастных психологических возрастных особенностей детей младшего школьного возраста;
- интеграция - установление устойчивых связей между разными учебными предметами;
- дифференциация обучения: разноуровневость предлагаемых заданий; педагогическая поддержка как «сильным», так и неуспевающим учащимся;
- учет психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей;
- тематический и жанрово-тематический отбор произведений с включением некоторых представлений о читаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворений и прозаической речи), об этих авторах.
Методы и приемы обучения:
-выделение и сравнение отдельных эпизодов произведения;
-реконструкция эпизодов картины сюжета, описание героев и т.п.;
-комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения;
-практическая работа: подчеркивание, пометы, перегруппировка текста;
-устная речь: составление высказываний, описание, сравнительная характеристика, пересказ, отзыв о книге. Программа предусматривает проведение комбинированных уроков, уроков слушания, обобщающих уроков, уроков чтения, уроков обучающего чтения, уроков творчества, библиотечных уроков, уроков-утренников, контрольных уроков.Проводятся уроки обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.Уроки слушания включены в учебник под рубрикой «Послушай». Вводится аналитическое чтение, рассматривается форма произведения: определяется жанр, выделяются слова, необходимые для описания событий, героев.
Планируемые результаты освоения курса литературного чтения
Личностные результаты
-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Метапредметные результаты
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
Предметные результаты
-осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
-понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
Планируемые результаты обучения литературному чтению
К концу обучения во 2 классе ученик должен знать и уметь:
-отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
-определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;
-понимать и объяснять нравственно-этические правила поведения героев произведения и обогащать свой нравственный опыт;
-находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;
-читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное;
-читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
-читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
-пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;
-группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности.
-понимать нравственные ценности и этику отношений в произведении, высказывать свое мнение о поступках героев;
Учебно- тематический план
№ п/п | Тематический блок (тема учебного занятия) | Количество часов | Использование ИКТ | Использование проектной деятельности | Использование исследовательской деятельности |
1 | О нашей Родине | 5 ч | + | + | |
2 | Народная мудрость (устное народное творчество) | 5 ч | + | + | |
3 | О детях и для детей | 20 ч | + | ||
4 | « Уж небо осенью дышало…» | 6 ч | + | + | |
5 | « Снежок порхает, кружится…»Произведения о зимней природе. | 19 ч | + | ||
6 | Здравствуй, праздник новогодний ! | 9 ч | + | + | |
7 | Произведения о животных | 15 ч | + | + | + |
8 | Зарубежные сказки | 11 ч | |||
9 | Семья и я | 14 ч | |||
10 | «Весна, весна красная…» Произведения о родной природе | 24 ч | + | + | |
11 | Волшебные сказки | 8 ч | + | ||
Итого | 136 ч | 20 % |
Основное содержание тематического плана
Тематический блок, тема учебного занятия | Количество часов |
1 О нашей Родине Произведения о РодинеФ.Савинова, И. Никитина, С. Романовского, С. Прокофьева. | 5 ч |
2 Народная мудрость (устное народное творчество) Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В.Даль – собиратель пословиц русского народа. Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Потешки и прибаутки – малые жанры устного народного творчества. Считалки и небылицы.загадки. Сказки. Произведения фольклора русского народа и народов других стран | 5 ч |
3 О детях и для детей Произведения о жизни детей разных народов и стран, их дружбе и товариществе, об их отношении к людям | 20 ч |
4 « Уж небо осенью дышало…» Произведения писателей –классиков. Картины осенней природы. Осенние загадки. Лирические стихотворения | 6 ч |
5 « Снежок порхает, кружится…»Произведения о зимней природе. Картины природы. Средства художественной выразительности. Эпитет. Сравнение. Олицетворение. Зимние загадки. Лирические стихотворения. Русская народная сказка. Веселые стихи о зиме. | 19 ч |
6 Здравствуй, праздник новогодний ! Произведения о зиме, о Новогоднем празднике | 9 ч |
7 Произведения о животных Произведения о животных: А.Шибаев, Б.Заходер, И.Пивоварова. Научно-популярные тексты Н.Сладкова. Рассказы о животных М.Пришвина, Е.Чарушина, Б.Житкова, В.Бианки. | 15 ч |
8 Зарубежные сказки Английские, норвежские народные сказки. Сравнение русских и зарубежных произведений. | 11 ч |
9 Семья и я Произведения о детях и для детей, колыбельные песни, пословицы. | 14 ч |
10 «Весна, весна красная…» Произведения о родной природе Произведения русских писателей –классиков. Картины весенней природы. Весенние загадки. Лирические стихотворения | 24 ч |
11 Волшебные сказки Приключенческая детская книга, народные и авторские сказки | 8 ч |
Итого | 136 ч |
Информационно-методическое обеспечение
Литература для учителя
- Сборник программ к комплекту учебников "Начальная школа XXI века".- 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2009. – 176 с.
- Ефросинина Л.А. Литературное чтение: методическое пособие : 2 класс/ Л.А. Ефросинина. – 3 –е изд., доп. М.: Вентана – Граф, 2009. – 240 с.
- Оморокова М.Н. Учимся читать выразительно: 1 -4 классы. Тетрадь- пособие.– М.: Вентана – Граф, 2009. – 70 с.: ил. (Начальная школа XXI века)
- Ефросинина Л.А. Книгочей. Справочник по литературному чтению для младших школьников.1-4 классы. Учебное пособие. – М.: Вентана – Граф, 2009. – 176 с.
- Ефросинина Л.А. Литатурное чтение в начальной школе. Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тесты для проверки навыков чтения, диагностические задания. 1-4 классы. /Пособие для учителя : в 2-х ч. – М.: Вентана – Граф, 2009. – 176 с.
- Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Кочурова Е.Э. и др. Проверочные тестовые работы по чтению/ Дидактические материалы– М.: Вентана – Граф, 2009.
- Мисаренко Г. Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. – М.: Дом педагогики, 2005
- Ушакова О. Д. Великие писатели: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2004
Литература для учащихся
- Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1, Ч.2/( авт.- сост.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова).- 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2009. – 160 с.: ил. (Начальная школа XXI века)
- Литературное чтение: 2 класс: Рабочая тетрадь: в 2ч. Ч.1, Ч.2/( авт.- сост.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова).- 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2009. – 70 с.: ил. (Начальная школа XXI века)
- Литературное чтение: 2 класс: учебная хрестоматия: в 2ч. Ч.1, Ч.2/( авт.- сост.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова).- 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2009. – 160 с.: ил. (Начальная школа XXI века)
- Оморокова М.Н. Учимся читать выразительно: 1 -4 классы. Тетрадь- пособие.– М.: Вентана – Граф, 2009. – 70 с.: ил. (Начальная школа XXI века)
Электронные образовательные ресурсы:
- Электронное приложение к учебнику «Литературное чтение»
- Электронное интерактивное приложение « Повторение и контроль знаний»
- Электронный образовательный ресурс. Литературное чтение . М.: Вентана- Граф, 2011 г.
Календарно – тематический план
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс
Рабочая программа составлена с учётом ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс
Рабочая прграмма политературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс...
Рабочая программа по литературному чтению УМК " Начальная школа XXI века " 2 класс
Данная программа входит в УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Виноградовой Н.Ф. и рекомендована для использования Министерством образования и науки РФ....
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века"
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Основной образовательной программы начальн...
Рабочая программа по литературному чтению1 класс УМК "Школа 21 века"
Рабочая программа по ФГОС....
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа XXI века" - 3 класс
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа разработана на основе авторской программы Л.А.Ефрос...
рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальнач школа XXI века" 1-4 классы
рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальнач школа XXI века" 1-4 классы...