Рабочая программа по литературному чтению 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"
учебно-методический материал по чтению (2 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 128.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Учебно – методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования. /Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» -М. : Вентана – Граф, 2011. Программа рассчитана на 136 часов, 4 часа в неделю. Исходя из задач конкретного образовательного учреждения – МБОУ « СОШ № 4», с учетом его вида, можно выделить следующие приоритеты:образование в школе – это гуманитарное образование, отвечающее быстрому развитию науки и позволяющее личности овладеть первоначальными умениями интегрироваться в систему мировых и национальных культур, интеллектуальное и нравственное развитие личности.
Цель программы «Литературное чтение» - помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.
Задача курса:учить читать вслух целыми словами, правильно воспринимать содержание и форму читаемого произведения и книги, различать доступные им жанры, знать имена детских писателей, авторов книг и отдельных произведений.Основные принципы отбора материала:
- учет возрастных психологических возрастных особенностей детей младшего школьного возраста;
- интеграция - установление устойчивых связей между разными учебными предметами;
- дифференциация обучения: разноуровневость предлагаемых заданий; педагогическая поддержка как «сильным», так и неуспевающим учащимся;
- учет психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей;
- тематический и жанрово-тематический отбор произведений с включением некоторых представлений о читаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворений и прозаической речи), об этих авторах.
Методы и приемы обучения:
-выделение и сравнение отдельных эпизодов произведения;
-реконструкция эпизодов картины сюжета, описание героев и т.п.;
-комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения;
-практическая работа: подчеркивание, пометы, перегруппировка текста;
-устная речь: составление высказываний, описание, сравнительная характеристика, пересказ, отзыв о книге. Программа предусматривает проведение комбинированных уроков, уроков слушания, обобщающих уроков, уроков чтения, уроков обучающего чтения, уроков творчества, библиотечных уроков, уроков-утренников, контрольных уроков.Проводятся уроки обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.Уроки слушания включены в учебник под рубрикой «Послушай». Вводится аналитическое чтение, рассматривается форма произведения: определяется жанр, выделяются слова, необходимые для описания событий, героев.
Планируемые результаты освоения курса литературного чтения
Личностные результаты
-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Метапредметные результаты
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
Предметные результаты
-осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
-понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
Планируемые результаты обучения литературному чтению
К концу обучения во 2 классе ученик должен знать и уметь:
-отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
-определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;
-понимать и объяснять нравственно-этические правила поведения героев произведения и обогащать свой нравственный опыт;
-находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;
-читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное;
-читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
-читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
-пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;
-группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности.
-понимать нравственные ценности и этику отношений в произведении, высказывать свое мнение о поступках героев;
Учебно- тематический план
№ п/п | Тематический блок (тема учебного занятия) | Количество часов | Использование ИКТ | Использование проектной деятельности | Использование исследовательской деятельности |
1 | О нашей Родине | 5 ч | + | + | |
2 | Народная мудрость (устное народное творчество) | 5 ч | + | + | |
3 | О детях и для детей | 20 ч | + | ||
4 | « Уж небо осенью дышало…» | 6 ч | + | + | |
5 | « Снежок порхает, кружится…»Произведения о зимней природе. | 19 ч | + | ||
6 | Здравствуй, праздник новогодний ! | 9 ч | + | + | |
7 | Произведения о животных | 15 ч | + | + | + |
8 | Зарубежные сказки | 11 ч | |||
9 | Семья и я | 14 ч | |||
10 | «Весна, весна красная…» Произведения о родной природе | 24 ч | + | + | |
11 | Волшебные сказки | 8 ч | + | ||
Итого | 136 ч | 20 % |
Основное содержание тематического плана
Тематический блок, тема учебного занятия | Количество часов |
1 О нашей Родине Произведения о РодинеФ.Савинова, И. Никитина, С. Романовского, С. Прокофьева. | 5 ч |
2 Народная мудрость (устное народное творчество) Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В.Даль – собиратель пословиц русского народа. Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Потешки и прибаутки – малые жанры устного народного творчества. Считалки и небылицы.загадки. Сказки. Произведения фольклора русского народа и народов других стран | 5 ч |
3 О детях и для детей Произведения о жизни детей разных народов и стран, их дружбе и товариществе, об их отношении к людям | 20 ч |
4 « Уж небо осенью дышало…» Произведения писателей –классиков. Картины осенней природы. Осенние загадки. Лирические стихотворения | 6 ч |
5 « Снежок порхает, кружится…»Произведения о зимней природе. Картины природы. Средства художественной выразительности. Эпитет. Сравнение. Олицетворение. Зимние загадки. Лирические стихотворения. Русская народная сказка. Веселые стихи о зиме. | 19 ч |
6 Здравствуй, праздник новогодний ! Произведения о зиме, о Новогоднем празднике | 9 ч |
7 Произведения о животных Произведения о животных: А.Шибаев, Б.Заходер, И.Пивоварова. Научно-популярные тексты Н.Сладкова. Рассказы о животных М.Пришвина, Е.Чарушина, Б.Житкова, В.Бианки. | 15 ч |
8 Зарубежные сказки Английские, норвежские народные сказки. Сравнение русских и зарубежных произведений. | 11 ч |
9 Семья и я Произведения о детях и для детей, колыбельные песни, пословицы. | 14 ч |
10 «Весна, весна красная…» Произведения о родной природе Произведения русских писателей –классиков. Картины весенней природы. Весенние загадки. Лирические стихотворения | 24 ч |
11 Волшебные сказки Приключенческая детская книга, народные и авторские сказки | 8 ч |
Итого | 136 ч |
Информационно-методическое обеспечение
Литература для учителя
- Сборник программ к комплекту учебников "Начальная школа XXI века".- 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2009. – 176 с.
- Ефросинина Л.А. Литературное чтение: методическое пособие : 2 класс/ Л.А. Ефросинина. – 3 –е изд., доп. М.: Вентана – Граф, 2009. – 240 с.
- Оморокова М.Н. Учимся читать выразительно: 1 -4 классы. Тетрадь- пособие.– М.: Вентана – Граф, 2009. – 70 с.: ил. (Начальная школа XXI века)
- Ефросинина Л.А. Книгочей. Справочник по литературному чтению для младших школьников.1-4 классы. Учебное пособие. – М.: Вентана – Граф, 2009. – 176 с.
- Ефросинина Л.А. Литатурное чтение в начальной школе. Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тесты для проверки навыков чтения, диагностические задания. 1-4 классы. /Пособие для учителя : в 2-х ч. – М.: Вентана – Граф, 2009. – 176 с.
- Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Кочурова Е.Э. и др. Проверочные тестовые работы по чтению/ Дидактические материалы– М.: Вентана – Граф, 2009.
- Мисаренко Г. Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. – М.: Дом педагогики, 2005
- Ушакова О. Д. Великие писатели: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2004
Литература для учащихся
- Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1, Ч.2/( авт.- сост.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова).- 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2009. – 160 с.: ил. (Начальная школа XXI века)
- Литературное чтение: 2 класс: Рабочая тетрадь: в 2ч. Ч.1, Ч.2/( авт.- сост.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова).- 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2009. – 70 с.: ил. (Начальная школа XXI века)
- Литературное чтение: 2 класс: учебная хрестоматия: в 2ч. Ч.1, Ч.2/( авт.- сост.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова).- 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2009. – 160 с.: ил. (Начальная школа XXI века)
- Оморокова М.Н. Учимся читать выразительно: 1 -4 классы. Тетрадь- пособие.– М.: Вентана – Граф, 2009. – 70 с.: ил. (Начальная школа XXI века)
Электронные образовательные ресурсы:
- Электронное приложение к учебнику «Литературное чтение»
- Электронное интерактивное приложение « Повторение и контроль знаний»
- Электронный образовательный ресурс. Литературное чтение . М.: Вентана- Граф, 2011 г.
Календарно – тематический план
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/27/picture-27626.jpg)
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс
Рабочая программа составлена с учётом ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс
Рабочая прграмма политературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/08/picture-751836-1454925805.jpg)
Рабочая программа по литературному чтению УМК " Начальная школа XXI века " 2 класс
Данная программа входит в УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Виноградовой Н.Ф. и рекомендована для использования Министерством образования и науки РФ....
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века"
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Основной образовательной программы начальн...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа XXI века" - 3 класс
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа разработана на основе авторской программы Л.А.Ефрос...
![](/sites/ap.nsportal.ru/files/pictures/2023/01/31/picture-142131-1675189470.jpg)
рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальнач школа XXI века" 1-4 классы
рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальнач школа XXI века" 1-4 классы...