В. Даль « Девочка – Снегурочка»
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Балашова Екатерина Алексеевна

Технологическая карта урока

 

1.      Класс: 3

2.      Дата:13.03.2014

3.      Предмет: Литературное чтение

4.      Тема: В. Даль « Девочка – Снегурочка»

5.      Программа: Перспектива

6.      Место и роль урока в изучаемой теме: урок закрепления

7.      Цель урока: создать условия для формирования наглядного представления о особенностях литературной сказки

8.Задачи

·         Образовательные: способствовать умению сравнивать и видеть различия литературной сказки от народной

·         Развивающие: Способствовать развитию монологической и диалогической речи, интереса к предмету

9.      Воспитательные:  воспитывать чувство товарищества, усидчивость, трудолюбие

·         Дидактические средства: листы А3, карточки, конверты с ответами

·         для учителя – конспект

10.  для обучающегося –учебник

11.  термины: научно-познавательный и художественный тексты

Ход урока

Название этапа,

цель

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма

работы

Результат

1.

1. Орг. момент

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель настраивает учеников на активную работу, проверят готовность к уроку.

 

 

 

 

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво, 
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.

Слушают внимательно,

Настраиваются на урок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

Словесный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 (Р) волевая саморегуляция

2.

Подготовительный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Ребята, как вы уже заметили, сегодня у нас не простой урок.

 -А урок « Проект Сказка», которую вы сделаете в течение урока самостоятельно в группах.

-Ребята, как я вас распределила, так вы и рассаживаетесь.

-Для каждой группы будет дано определенное задание, которое будете выполнять вместе.

-Вам предстоит выбрать с учителем в вашей группе представителя, которой будет выступать, и защищать вашу страничку.

- Работа будет проходить в такой форме: В течение определенного времени, вы работаете в группах, выполняете задания, по окончании времени один человек из группы защищает вашу проделанную вместе работу и каждый получает в конце урока отметку.

-Поэтому, слушаем внимательно мои указания, активно работаем, если что-то не понятно спрашиваем и правильно выполняем задания.

- Но прежде чем приступим к работе.

Ответьте на следующие вопросы:

- На прошлом уроке вы говорили, что сказка « Девочка Снегурочка»

Сказка эта народная или авторская ?

 

Молодцы ребята!

-А теперь слушайте внимательно. И четко выполняйте мои указания.

 

Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают дети

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

(К) адекватно использовать речь и средства для решения различных задач

3.

Организационный

 

- Ребята, у нас всего 4 группы. Каждая группа имеет свое задание.

1 группа  отвечает за особенности построения сказок

2 группа – главные герои сказок

3 группа – второстепенные герои сказок

4 группа – сюжеты ( эпизоды действий)

Каждая группа будет заниматься исследований содержания произведением  

« Снегурочка» и « Девочка Снегурочка»

-Текст «Снегурочки»у каждой группы лежит на парте.

Ваша задача: работать с текстом « Снегурочка» и « Девочка снегурочка»

-Вам нужно сравнить эти две сказки.

-У вас на группу лежит большой лист, где вы будете вклеивать свои правильные ответы.

-Ответы находятся в конвертах, вам нужно выбрать правильный ответ, и вклеить в таблицу, соответствующему вашему заданию.

- Но сначала вы ищете ответы на предложенное задание, после того как все нашли, вы объединяете свои ответы и вклеиваете их к соответствующей колонке.

- После защищаем ваши работы и подводим итоги.

Я хочу вам пожелать удачи! Приступаем к работе.

 

 

 

фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

-ориентироваться в учебнике (П)

 (П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение

 

4

Операционный этап

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель следит за работой учащихся

 

 

 

 

Ребята, завершаем работу. Из каждой группы выходит один человек и становится возле своего листа и презентует свою работу.

 

- Ребята, наша задача: внимательно слушать и где есть ошибки исправлять.

- 1 группа работала над особенностью построения этих сказок.

- Ребята, назовите мне зачин( начало сказки)  этих сказок

- Назовите концовку

 

 

 

 

 

 

 

-  Назовите песенные вставки

 

 

 

 

 

 

- Назовите троекратные повторы

 

 

 

 

 

Вывод

 

 

 

Молодцы ребята, теперь приступаем к анализу 2 группы.

- Назовите главных героев?

- Опишите внешность главных героинь?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Опишите характер героинь, какие они?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Опишите отношение героиней к другим героям

 

 

Вывод

 

 

 

 

 

 

Молодцы ребята! Теперь приступаем к анализу 3 группы:

 

- Назовите второстепенных героев

 

 

 

 

- Как помогали помощники героиням?

 

 

 

 

 

 

Вывод

 

 

Молодцы ребята!

- Приступаем к анализу 4 группы:

- Какие были превращения в сказках?

 

 

 

 

 

- Назовите эпизод уход героинь из дома?

 

 

Вывод

 

Молодцы ребята!

Сегодня мы с вами проделали большую работу. Я считаю, что большинство справилось с заданиями.

Ребята, скажите, пожалуйста, по каким критериям вы сможете отличить народную сказку от литературной?

 

Общий вывод:

Сказка « Девочка Снегурочка» авторская т.к. имеет свои особенности, отличающие от народной, но основана на народной сказке, т.к. имеет много общего с ней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся работают в группах и выполняют данное задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жили – были, Жил- был

 

Жучку простили, молоком напоили;( Снегурочка вернулась домой) Вот и сказке Снегурочка конец, а кто слушал - молодец!( Снегурочка превратилась в облако)

 

Спи, наша Снегурочка,

Сдобная кокурочка,

Из внешнего снегу скатана;

- Весна-красна! На чем пришла, на чем приехала?..
- На сошечке, на бороночке!

 

 В Девочке Снегурочке -встреча с медведем, волком, лисой; Я, девочка Снегурочка, из вешнего снега скатана, вешним снегом подрумянена…, отсутствуют

 

 

 

Снегурочка; Снегурочка,

 

Девочка Снегурочка – «беленькая как снежок, кругленькая как комок, вешним солнышком пригрета и нарумянена»

Снегурочка – « беленькая как снег; глазки, как незабудочки, светло русая коса до пояса, одного румянца нет вовсе, словно живой кровинки не было в теле»

Девочка Снегурочка – « умная, разумная, такие только в сказках живут, а взаправду не бывают»

Снегурочка – « утешная и приятная, смышленая: все примечает и перенимает, все разумеет, обо всем говорит, и таким сладким голосом, что заслушаешься; и такая она добрая, послушная и ко всем приветливая»

 

Девочка Снегурочка – « милосердная: пожалела Жучку; с опаской относится к окружающим: испугалась волка и медведя, на уговоры лесы не подалась»

Снегурочка – « с опаской относится к окружающим: дичится подружек и прячется от солнца в тень»

 

 

 

 

 

В Девочке Снегурочки – дед, баба, Жучка, девушки, волк, медведь, лиса;

В Снегурочке – дед, баба, девушки

 

Жучка повела домой Снегурочку; отсутствуют помощники в Снегурочке

 

 

 

 

В Девочке Снегурочке – « Снегурочка появилась из талой воды в горшочке»

В Снегурочке « Снегурочка появилась, вылепленная из снега и ожила

 

 

В лес с подружками

 

 

 

 

 

 

По особенностям построения сказки ( троекратные повторы), по героям – помощников и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

-ориентироваться в учебнике (П)

(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

-отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике (П)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Подведение итогов урока

 

 

 

Обобщающий вопрос учителя

Обговаривает, какая группа более успешно справилась, а какой группе стоит еще поработать и над чем.

 

- Оцените свою работу, успешно справились с заданием?

- На что стоит обратить внимание?

 

 

 

Урок окочен. Спасибо за хорошую и активную работу.

 

Внимательно выслушивают анализ учителя о проделанной работе

 

 

Сравнивали в группах 2 сказки

 

Да, нет

Говорят о своих трудностях

Фронтальная

(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

рефлексия способов и условий действия (П);

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

– самооценка на основе критерия успешности (Л);

– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3._v._dal_devochka_-_snegurochka.docx32.2 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

  1. Класс: 3
  2. Дата:13.03.2014
  3. Предмет: Литературное чтение
  4. Тема: В. Даль « Девочка – Снегурочка»
  5. Программа: Перспектива
  6. Место и роль урока в изучаемой теме: урок закрепления
  7. Цель урока: создать условия для формирования наглядного представления о особенностях литературной сказки
  8. Задачи
  • Образовательные: способствовать умению сравнивать и видеть различия литературной сказки от народной
  • Развивающие: Способствовать развитию монологической и диалогической речи, интереса к предмету
  1. Воспитательные:  воспитывать чувство товарищества, усидчивость, трудолюбие
  • Дидактические средства: листы А3, карточки, конверты с ответами
  • для учителя – конспект
  1. для обучающегося –учебник
  2. термины: научно-познавательный и художественный тексты

Ход урока

Название этапа,

цель

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма

работы

Результат

1.

1. Орг. момент

Учитель настраивает учеников на активную работу, проверят готовность к уроку.

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво, 
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.

Слушают внимательно,

Настраиваются на урок

Фронтальная

Словесный

 (Р) волевая саморегуляция

2.

Подготовительный

-Ребята, как вы уже заметили, сегодня у нас не простой урок.

 -А урок « Проект Сказка», которую вы сделаете в течение урока самостоятельно в группах.

-Ребята, как я вас распределила, так вы и рассаживаетесь.

-Для каждой группы будет дано определенное задание, которое будете выполнять вместе.

-Вам предстоит выбрать с учителем в вашей группе представителя, которой будет выступать, и защищать вашу страничку.

- Работа будет проходить в такой форме: В течение определенного времени, вы работаете в группах, выполняете задания, по окончании времени один человек из группы защищает вашу проделанную вместе работу и каждый получает в конце урока отметку.

-Поэтому, слушаем внимательно мои указания, активно работаем, если что-то не понятно спрашиваем и правильно выполняем задания.

- Но прежде чем приступим к работе.

Ответьте на следующие вопросы:

- На прошлом уроке вы говорили, что сказка « Девочка Снегурочка»

Сказка эта народная или авторская ?

Молодцы ребята!

-А теперь слушайте внимательно. И четко выполняйте мои указания.

Слушают учителя

Отвечают дети

Фронтальная

фронтальная

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

(К) адекватно использовать речь и средства для решения различных задач

3.

Организационный

- Ребята, у нас всего 4 группы. Каждая группа имеет свое задание.

1 группа  отвечает за особенности построения сказок

2 группа – главные герои сказок

3 группа – второстепенные герои сказок

4 группа – сюжеты ( эпизоды действий)

Каждая группа будет заниматься исследований содержания произведением  

« Снегурочка» и « Девочка Снегурочка»

-Текст «Снегурочки»у каждой группы лежит на парте.

Ваша задача: работать с текстом « Снегурочка» и « Девочка снегурочка»

-Вам нужно сравнить эти две сказки.

-У вас на группу лежит большой лист, где вы будете вклеивать свои правильные ответы.

-Ответы находятся в конвертах, вам нужно выбрать правильный ответ, и вклеить в таблицу, соответствующему вашему заданию.

- Но сначала вы ищете ответы на предложенное задание, после того как все нашли, вы объединяете свои ответы и вклеиваете их к соответствующей колонке.

- После защищаем ваши работы и подводим итоги.

Я хочу вам пожелать удачи! Приступаем к работе.

фронтальная

 (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

-ориентироваться в учебнике (П)

 (П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение

4

Операционный этап

Учитель следит за работой учащихся

Ребята, завершаем работу. Из каждой группы выходит один человек и становится возле своего листа и презентует свою работу.

- Ребята, наша задача: внимательно слушать и где есть ошибки исправлять.

- 1 группа работала над особенностью построения этих сказок.

- Ребята, назовите мне зачин( начало сказки)  этих сказок

- Назовите концовку

-  Назовите песенные вставки

- Назовите троекратные повторы

Вывод

Молодцы ребята, теперь приступаем к анализу 2 группы.

- Назовите главных героев?

- Опишите внешность главных героинь?

- Опишите характер героинь, какие они?

- Опишите отношение героиней к другим героям

Вывод

Молодцы ребята! Теперь приступаем к анализу 3 группы:

- Назовите второстепенных героев

- Как помогали помощники героиням?

Вывод

Молодцы ребята!

- Приступаем к анализу 4 группы:

- Какие были превращения в сказках?

- Назовите эпизод уход героинь из дома?

Вывод

Молодцы ребята!

Сегодня мы с вами проделали большую работу. Я считаю, что большинство справилось с заданиями.

Ребята, скажите, пожалуйста, по каким критериям вы сможете отличить народную сказку от литературной?

Общий вывод:

Сказка « Девочка Снегурочка» авторская т.к. имеет свои особенности, отличающие от народной, но основана на народной сказке, т.к. имеет много общего с ней.

Учащиеся работают в группах и выполняют данное задание

Жили – были, Жил- был

Жучку простили, молоком напоили;( Снегурочка вернулась домой) Вот и сказке Снегурочка конец, а кто слушал - молодец!( Снегурочка превратилась в облако)

Спи, наша Снегурочка,

Сдобная кокурочка,

Из внешнего снегу скатана;

- Весна-красна! На чем пришла, на чем приехала?..
- На сошечке, на бороночке!

 В Девочке Снегурочке -встреча с медведем, волком, лисой; Я, девочка Снегурочка, из вешнего снега скатана, вешним снегом подрумянена…, отсутствуют

Снегурочка; Снегурочка,

Девочка Снегурочка – «беленькая как снежок, кругленькая как комок, вешним солнышком пригрета и нарумянена»

Снегурочка – « беленькая как снег; глазки, как незабудочки, светло русая коса до пояса, одного румянца нет вовсе, словно живой кровинки не было в теле»

Девочка Снегурочка – « умная, разумная, такие только в сказках живут, а взаправду не бывают»

Снегурочка – « утешная и приятная, смышленая: все примечает и перенимает, все разумеет, обо всем говорит, и таким сладким голосом, что заслушаешься; и такая она добрая, послушная и ко всем приветливая»

Девочка Снегурочка – « милосердная: пожалела Жучку; с опаской относится к окружающим: испугалась волка и медведя, на уговоры лесы не подалась»

Снегурочка – « с опаской относится к окружающим: дичится подружек и прячется от солнца в тень»

В Девочке Снегурочки – дед, баба, Жучка, девушки, волк, медведь, лиса;

В Снегурочке – дед, баба, девушки

Жучка повела домой Снегурочку; отсутствуют помощники в Снегурочке

В Девочке Снегурочке – « Снегурочка появилась из талой воды в горшочке»

В Снегурочке « Снегурочка появилась, вылепленная из снега и ожила

В лес с подружками

По особенностям построения сказки ( троекратные повторы), по героям – помощников и т.д.

Групповая

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

 (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

-ориентироваться в учебнике (П)

(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

-отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике (П)

6

Подведение итогов урока

Обобщающий вопрос учителя

Обговаривает, какая группа более успешно справилась, а какой группе стоит еще поработать и над чем.

- Оцените свою работу, успешно справились с заданием?

- На что стоит обратить внимание?

Урок окочен. Спасибо за хорошую и активную работу.

Внимательно выслушивают анализ учителя о проделанной работе

Сравнивали в группах 2 сказки

Да, нет

Говорят о своих трудностях

Фронтальная

(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

рефлексия способов и условий действия (П);

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

– самооценка на основе критерия успешности (Л);

– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);


        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мурзаханова Н.Ф. презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Сказки народные и литературные В.И. Даль Девочка Снегурочка и русская народная сказка

Мурзаханова Н.Ф. Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: "Сказки народные и литературные В.И. Даль" Девочка Снегурочка" и русская народная сказка." УМК "Школа 21 в"...

Сказки народные и литературные. В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"

Муниципальное  бюджетное  образовательное учреждение «Средняя  общеобразовательная  школа №2»Шелеховского района  Иркутской области...

Урок литературного чтения во 2-м классе . Тема . Сравнение сказок В.И. Даля. "Девочка Снегурочка" и русской народной сказки "Снегурочка"..

Урок построен на основе деятельностного метода обучения. Учащиеся самостоятельно формулировали тему и ставили цели урока. Работали в парах, по картинкам восстанавливали последовательность событий в ру...

"Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"

Тема"Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"...

Презентация "Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"

Презентация к уроку "Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"...

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные":  В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI....

Сравнительный анализ РНС "Снегурочка" и сказки В.Даля "Девочка Снегурочка".

Литературное чтение. УМК "Начальная школа 21 века"....