Тема: Л. Толстой " Акула". Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка.
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Перова Лидия Николаевна

Урок способствует   совершенствованию художественно-эстетической деятельности учащихся посредством анализа художественного произведения; формирует умения учащихся строить умозаключения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon akula_1_dekabrya.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Л. Толстой " Акула". Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка.

Цель: развитие читательских умений.

Задачи:

1. продолжить изучать  произведение Л. Н. Толстого «Акула»;

2. обучать выразительному чтению для более глубокой и тонкой передачи

мыслей и чувств, заложенных автором в произведении;

3. создавать условия для совершенствования художественно-эстетической

деятельности учащихся посредством анализа художественного произведения;

4. формировать умения строить умозаключения;

5. воспитывать культуру общения, общечеловеческие ценности.

Формирование УУД:

Познавательные УУД: формировать умение анализировать, синтезировать. Оценивать прочитанное с целью подготовки пересказа.

Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуации, строить монологическое доказательное высказывание.

Личностные УУД: эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание к ним.

Регулятивные УДД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию.

Оборудование: учебник, мультимедийный проектор (презентация)

Оборудование: учебник, компьютер, экран, мультимедийный проектор (презентация),  таблицы, индивидуальные задания на листах

Ход урока

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

- Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке. Улыбнитесь друг другу, садитесь и приступим к работе.

IV. Введение в тему.

1. Актуализация знаний.

- О каком писателе эти слова – вы поймёте, послушав информацию  о нём.

  • Его книги, уже более 180 лет читают люди во всём мире.
  • Его с удовольствием слушали как родные внуки, так и крестьянские дети.
  • Открыл школу для крестьянских детей, сам преподавал в ней и решил написать учебную книжку для самых маленьких. Назвал он её «Азбука».
  • О каком писателе идёт речь?
  •  3. Метод «Чтение с пометами».

-Все ли знаете об этом писателе?

При чтении биографии карандашом выставлять пометки на полях.

V уже знал

+ - узнал новое

? – хочу узнать

а) Самостоятельное чтение автобиографии (у каждого печатные листы) с пометами.

б) Проверка.

-Что узнали нового?

2. Переход к новому материалу.

Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством этого великого писателя. Я уверена, что произведение, которое будем сегодня изучать, вас многому научит.

3. Подготовка к восприятию.

а) Что вы знаете об акулах? 

 -Давайте посмотрим и послушаем материал об акулах.

-Думаю, что многие узнали об акулах что-то новое и интересное.

б) Действие рассказа происходит у берегов Африки.

Африка, второй по величине после Евразии материк. Его площадь 29,2 млн. км квадратных. По Африке протекает самая длинная река в мире – Нил. В Африке есть самая большая пустыня – Сахара. Африка - это теплый материк.

V. Продолжение работы над текстом.

3. Медленное вдумчивое повторное чтение

- Сейчас мы ещё раз прочитаем текст, чтобы мы могли перейти к его анализу.

Чтение текста учащимися.

4. Постановка вопросов к произведению (для уточнения понимания текста).

Я вам предлагаю подумать над следующими проблемными вопросами.

-Какие чувства в читателе вызывает этот рассказ? (тревогу, беспокойство, страх, отчаяние, радость)

-Какие моменты в рассказе самые волнующие?

-Кто является главным героем рассказа?

-Подумайте, кто из героев участвует почти во всех эпизодах?

-Как артиллерист отнесся к забавам своего сына?

-Как он ведет себя в момент опасности?

-Почему, когда все пытались спасти мальчиков, отец одного из них стоял и ничего не предпринимал? (его сковал страх и отчаяние за детей, мальчики были на волоске от смерти) .

-И так, какие чувства он переживает на протяжении всего рассказа?

(сначала радость, потом тревогу, страх, потом облегчение)

-Какие качества старого артиллериста проявились в данном рассказе?

Слайд 12. Выберите из перечисленных качеств:

• Решительность

• Храбрость

• Мужественность

• Опытность

• Находчивость

• Смелость

• Любовь к сыну

• Мастерство

(решительность, мастерство, храбрость, любовь к сыну)

- Так кто же на самом деле главный герой рассказа? (артиллерист)

-Каковы могли быть последствия выстрела?

-Как вы думаете, легко ли было отцу принять такое решение? (нет, но когда он понял, что дети находятся на волоске от смерти, то сильные отцовские чувства, смелость, ответственность придали ему уверенности и решительности)

-Ребята, мы часто с вами говорим об ответственности. Как порой бывает трудно выбрать правильное решение, от которого может быть зависит и жизнь человека.

5. Физминутка.

6.Выполнение задания.

- Главным героем, конечно, является артиллерист, отец одного из мальчиков. Испытывая страх за детей, он в то же время проявил находчивость, принимая быстрое решение, хотя рисковал жизнью мальчиков.
-Возьмите в руки простые карандаши, проследите по тексту его действия и состояние. Работа в группа

Учащиеся восстанавливают подтекст «Переживания артиллериста» и рисуют модель, отражающую его состояние:
Радость страх отчаяние успокоение.
7. Работа над сюжетом произведения.

-Давайте ещё раз восстановим последовательность событий в рассказе. (работа в парах – на карточках)

• Появление акулы.

• Купание в море.

• Остановка корабля.

• Спасение мальчиков.

• Стрельба из пушки.

Слайд 13. Проверка.

• Остановка корабля.

• Купание в море.

• Появление акулы.

• Стрельба из пушки.

• Спасение мальчиков.

8. Проверка работы

-Как вы думаете, почему рассказ назван «Акула»? (Потому что на её появлении основан сюжет рассказа)

-Что же такое сюжет?

Слайд 14. (элементы сюжета)

-Прочитайте значение каждого слова.

• Завязка – эпизод, с которого начинается развитие действия.

• Кульминация - самый важный, напряженный момент в произведении.

• Развязка - эпизод, завершающий развитие действия.

-Какова завязка сюжета (с чего всё начиналось? (Мальчики купались в открытом море и кто-то крикнул: «Акула! »)

-Как дальше развивались события (Матросы на лодке поплыли спасать мальчиков, но акула была близко около мальчиков, они её заметили, завизжали и поплыли в разные стороны, артиллерист побежал к пушке)

-Какой момент стал самым напряженным, кульминационным? (Выстрел из пушки)

-Какова развязка сюжета?

-Сейчас вы попробуете сами определить, о каком элементе сюжета идет речь в вашем отрывке.

Работа в группах по определению элементов сюжета. (Каждая группа получает отрывок текста- задача- определить, к какому элементу сюжета относится эта часть)

а). Раздался выстрел, мы увидели, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками.

б). По волнам колыхалось жёлтое брюхо мертвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.

- Итак, ребята, никогда не нужно теряться в различных ситуациях. Всегда старайтесь найти правильное решение, как это сделал отец одного из мальчиков.

9. Тестовая проверочная работа.

-А сейчас я проверю, какими вы были внимательными.

1. Автор рассказа «Акула»

а) Л. Н. Толстой б) Е. И. Чарушин в) А. С. Пушкин

2. Определи жанр произведения «Акула»

а) сказка б) стихотворение в) рассказ

3. Отметь имя и отчество Толстого

а) Алексей Константинович

б) Алексей Николаевич

в) Лев Николаевич

4. Старый артиллерист побежал:

а) в каюту б) на палубу в) к пушке

5. Корабль стоял у берегов

а) Америки б) Африки в) Индии

6. Главный герой рассказа «Акула»

а) мальчик б) матрос в) артиллерист

7. Самый напряженный момент в произведении называется

а) завязка б) развязка в) кульминация

Проверка тестовой работы. Слайд 15.

(а, в, в, в, б, в, в)

-У кого всё правильно – встаньте.

-Я очень рада, что вы прекрасно справились с этим заданием.

V I. Подведение итогов урока.

- Как вы относитесь к поступку артиллериста?
- Что его побудило совершить этот поступок
(Любовь к сыну)

Слайд 16.
Пришло время подвести итог:

С какой целью написал Толстой свой рассказ?

Какой смысл в нём заложен?

Этот рассказ помог понять вам сложность описанной ситуации, пригласил к размышлению.
Народная мудрость гласит: «Любовь побеждает все!» . 

- Вы согласны?

VII. Рефлексия.

V III. Домашнее задание.

- На слайде  три варианта домашнего задания. Прочитайте и выберите один вариант, который вам по силам.
1) Перескажи текст. Во время пересказа постарайся голосом, интонацией показать свое отношение к героям (кому ты сочувствуешь, за кого переживаешь; когда радуешься или огорчаешься).


Работа в парах

Работа в парах

Восстановить последовательность событий в рассказе

Восстановить последовательность событий в рассказе

Появление акулы.

Появление акулы.

 Купание в море.

 Купание в море.

Остановка корабля.

Остановка корабля.

Спасение мальчиков.

Спасение мальчиков.

 Стрельба из пушки.

 Стрельба из пушки.

Работа в парах

Работа в парах

Восстановить последовательность событий в рассказе

Восстановить последовательность событий в рассказе

Появление акулы.

Появление акулы.

 Купание в море.

 Купание в море.

Остановка корабля.

Остановка корабля.

Спасение мальчиков.

Спасение мальчиков.

 Стрельба из пушки.

 Стрельба из пушки.

Работа в парах

Работа в парах

Восстановить последовательность событий в рассказе

Восстановить последовательность событий в рассказе

Появление акулы.

Появление акулы.

 Купание в море.

 Купание в море.

Остановка корабля.

Остановка корабля.

Спасение мальчиков.

Спасение мальчиков.

 Стрельба из пушки.

 Стрельба из пушки.

Работа в парах

Работа в парах

Восстановить последовательность событий в рассказе

Восстановить последовательность событий в рассказе

Появление акулы.

Появление акулы.

 Купание в море.

 Купание в море.

Остановка корабля.

Остановка корабля.

Спасение мальчиков.

Спасение мальчиков.

 Стрельба из пушки.

 Стрельба из пушки.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Л.Н. Толстой. Акула. Урок литературного чтения с использованием мультимедийных средств и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.

Урок литературного чтения построены с использованием мультимедийных средств и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.Одна из технологий – развитие критического мышления. Кр...

Система упражнений по формированию изобразительно-выразительных средств языка

Система упражнений по формированию изобразительно-выразительных средств языка  Программы, учебники и методические рекомендации для 3 класса способствуют обогащению словаря и речевой ку...

Урок развития речи 4 класс. Тема: "Выразительные средства языка" Обощение

Цель урока :-закреплять знания выразительных средств языка- учить выделять и употреблять их в речи;- развивать воображение детей, духовность;- воспитывать уважение к себе и людям....

Проверочная работа по теме "Выразительные средства языка" (тропы, эпитеты, олицетворения)

Проверочная работа для диагностики усвоения темы "изобразительно-выразительные средства поэтической речи". На материале стихотворения Майкова ученикам предложено выявить и определить фигуры речи....

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Использование в речи фразеологизмов как выразительных средств языка»

Данный конспект может помочь учителю начальных классов построить интересный урок по теме "Фразеологизмы", так как игровая форма проведения и наглядный материал, используемые в ходе образоват...