Рабочая программа по чтению 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Куяново»
муниципального района Краснокамский район
Республики Башкортостан
Рассмотрено на заседании МО Руководитель МО учителей начальных классов _________ Г.В. Тимиргазина Протокол № 1 от 26.08.2016г. | Согласовано Заместитель директора по УВР ___________ Р.Г. Миназетдинова 29.08.2016г. | Утверждаю Директор МБОУ СОШ с. Куяново _____________ И.Н. Хайдарова Приказ № 172 от 29.08.2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
для 1-4 классов
(уровень общеобразовательный)
на 2016 -2018 год
Хайретдиновой Ляйсан Тагировны,
учителя начальных классов
Составлена в соответствии с программой «Литературное чтение» – концепция «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н. Ф.Виноградова (авторы Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова)
2016г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с программой «Литературное чтение» – концепция «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н. Ф. Виноградова (авторы Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова.М.: Вентана-Граф, 2011), примерной программой начального общего образования по литературному чтению, созданной на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования начальной школы.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» направлена на достижение младшими школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать нравственную оценку поступкам героев и обосновывать ее;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересную литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
1-й класс
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
- осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки);
- читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию;
- правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие); моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о
- Родине, о детях, о природе, о животных);
Ученик получит возможность научиться:
- понимать нравственное содержание прочитанного произведения;
- высказывать суждения о произведении и поступках героев;
- узнавать изученные произведения по отрывкам из них;
- оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
- определять и называть жанры и темы изучаемых произведений;
- использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок,
- фамилия автора, название произведения);
- различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу;
- сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок.
Ученик получит возможность научиться:
- сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц;
- находить в текс те произведения сравнения, обращения;
- находить в тексте и читать диалоги героев;
- определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
- читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;
- моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельнымэпизодам;
- придумывать истории с героями изученных произведений;
- пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.
Ученик получит возможность научиться:
- иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;
- инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах;
- создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы).
- Раздел «Чтение: работа с информацией»
- Ученик научится:
- получать информацию о героях, произведении или книге;
- работать с несложными таблицами, схемами, моделями;
- дополнять таблицы, схемы, модели;
- сравнивать произведения по таблице.
Ученик получит возможность научиться:
- находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема);
- дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель;
- находить в тексте информацию о героях произведений.
2- й класс
Личностные результаты:
- Принятие следующих базовых ценностей: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья»
- Уважительное отношение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
- Освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
- Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
- Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты:
В области регулятивных УУД::
• Использование знаково-символических средств представления информации.
• Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
• Определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя.
• Проговаривание последовательности действий на уроке.
• Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
В области познавательных УУД:
• Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять тексты на основе простейших речевых моделях (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать текст. Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» во 2-м классе являются формирование следующих умений.
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
• читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55-60 слов в минуту);
• читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
• читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
• отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
• определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;
• понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, соотносить поступки героев произведения с нравственными нормами;
• находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;
• пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;
• группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности.
Ученик получит возможность научиться:
• понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, высказывать свое мнение о поступках героев, ориентируясь общепринятые моральные ценности;
• пользоваться умением читать молча (про себя произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);
• пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения в зависимости от цели чтения;
• читать доступные периодические издания (детские журналы) и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
• различать стихотворный и прозаический тексты;
• определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок, выделяя существенный признак;
• различать пословицы и загадки по темам;
- использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения).
Ученик получит возможность научиться:
- осознавать нравственные и этические ценности произведения;
- выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
- находить в тексте произведения сравнения, эпитеты, образные выражения.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
- понимать особенности образов героев произведения и читать по ролям;
- инсценировать небольшие произведения (Сказки, басни) или отдельные эпизоды;
- моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;
- рассказывать сказки с присказками;
- создавать истории о героях произведений или придумывать продолжение истории.
Ученик получит возможность научиться:
- делать иллюстрации к изученным произведениям;
- иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
- выполнять проекты индивидуально и в группе по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;
- инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в литературных конкурсах и играх.
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
- находить в тексте информацию (конкретные сведения и факты) о героях произведений;
- определять тему и главную мысль текста;
- работать с таблицами и схемами, использовать информацию из таблиц и моделей для характеристики произведения, книги, героев;
- дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
- находить информацию о книге в ее аппарате;
- сравнивать произведения по моделям: дополнять, исправлять, уточнять;
- высказывать оценочные суждения о прочитанном тексте.
3-й класс
Личностные результаты:
1) становление гуманистических и демократических ценностных ориентациимногонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками! в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование
представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
- осознавать значимость чтения для расширения своего читательского кругозора;
- понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанныхпроизведений, определять их главную мысль;
- читать вслух целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы, в темпе,соответствующем возможностям третьеклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 60-75 слов в минуту);
- читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя и самостоятельно;
- читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
- читать наизусть заранее подготовленные произведения; пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения пособственному желанию и в зависимости от цели чтения;
- практически различать художественные, научно-популярные и справочные тексты, сравнивать по принципу сходство/различия;
- отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
- правильно называть произведение и книгу, объяснять заглавие произведения и его соответствие содержанию;
- понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;
- пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану, различая краткий и подробный пересказ;
- классифицировать изученные произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки;
- различать типы книг: книга-произведение и книга-сборник; книги-сборники по темам и жанрам.
Ученик получит возможность научиться:
- понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступкам героев, высказывать свое мнение о произведении;
- понимать авторскую точку зрения, аргументировано соглашаться или не соглашаться с авторской позицией;
- работать с книгами разного типа (книгами-произведениями, книгами-сборниками), находить нужный элемент структуры книги (содержание, предисловие, тему, автора, словарь);
- уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для выбора книги по теме, жанру или авторской принадлежности.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
- различать стихотворный и прозаический тексты, называть стихотворные и прозаические жанры;
- определять особенности жанров произведений (сказок, рассказов, стихотворений, загадок), выделяя 2-3 существенных признака;
- подбирать синонимы к словам из текста произведения и осознавать контекстное и прямое значение слов;
- находить в текстах произведений эпитеты, сравнения и обращения, пословицы;
- находить средства выразительности, использовать в речи названия жанров и литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, сказки о животных, бытовые и волшебные, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения, сравнение, эпитет).
Ученик получит возможность научиться:
- подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекстное значения слов;
- употреблять в речи изученные литературоведческие понятия при анализе произведений; находить и читать диалоги и монологи героев.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
- понимать особенности образов героев произведения, выбирать роль и читать реплики героев в соответствии с образом, созданным автором произведения;
- инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
- моделировать «живые картины» к изученным произведениям; создавать истории с героями произведений на основе интерпретации художественного произведения.
Ученик получит возможность научиться:
- иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведения;
- выполнять различные творческие проекты коллективно или в группах по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных», «Животные – герои литературных произведений»;
- творчески пересказывать произведение от лица героя;
- создавать по образцу небольшие произведения (истории, комиксы)
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
- определять и формулировать главную мысль текста;
- находить в тексте произведения информацию о героях произведений, в
структурных элементах книги – сведения об авторе, жанре;
- работать с таблицами и схемами, использовать информацию таблицы для характеристики произведения, книги, героев;
- делить текст на составные части, составлять план текста;
- понимать информацию, представленную разными способами: в таблицах, схемах, моделях;
- дополнять, исправлять, уточнять ее; сопоставлять и обобщать информацию, содержащуюся в разных частях текста.
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
- находить информацию о книге, об авторе, пользуясь структурными элементами книги;
- целенаправленно находить информацию о предметах, явлениях природы в текстах научно-популярных произведений и справочниках;
- сравнивать полученную из текста информацию с информацией готовых таблиц и схем.
4-й класс
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
2) воспитание художественно- эстетического вкуса, эстетических потребностей, чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
3) развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
4) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
5) осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
6) восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
7) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции народов мира;
8) готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
- Метапредметные результаты:
- 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- 2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- 4) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации» составления текстов в устной и письменной формах;
- 5) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- 6) готовность слушать собеседника и вести диалог признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Предметные результаты:
- 1) овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- 2) осознание значимости чтения для личного развития;
- 3) формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений и понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
- 4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т, е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий:
- 5) умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- 6) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками;
- 7) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов:
- 8) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;
- 9) умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;
- 10) умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
К концу обучения в 4 классе ученик достигнет следующих результатов и научится:
- понимать и оценивать духовные ценности, которые несет в себе художественная литература;
- объяснить понятия: «честность», «отзывчивость», «ответственность», «добро», «зло»;
- понимать значение отечественной и зарубежной литературы как части культуры, сохраняющей и передающей нравственные ценности, традиции, этические нормы общения;
- осознавать себя гражданином России, понимать ценность многонациональной литературы своей страны и мира;
- проявлять доброжелательность и отзывчивость к другим людям, уважительное отношение к литературе других народов;
- работать с произведениями, книгами, проектами по темам и разделам индивидуально, в парах и группах, пользуясь коммуникативными универсальными умениями (умением слушать одноклассников и учителя, дискутировать с ними, грамотно выражая свою позицию и при этом уважая мнение и позицию собеседников);
- пользоваться регулятивными универсальными учебными действиями в организации своей работы с литературными произведениями (понимать учебную задачу, составлять алгоритм учебных действий, выполнять учебные действия, контролировать свои действия, оценивать результат работы).
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
- проявлять интерес к чтению, использовать чтение как универсальное умение для работы с любым произведением и любым источником информации, для обогащения читательского опыта;
- воспринимать умение читать как инструмент для своего интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития, способ приобретения знаний и опыта;
- пользоваться чтением для решения учебных задач и удовлетворение читательского интереса, поиска нужной информации на межпредметном уровне;
- читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимать и осознавать прочитанное (читать вслух не менее 80 слов в минуту, а молча - не менее 100 слов в соответствии с индивидуальными возможностями);
- читать выразительно подготовленные или изученные произведения из круга чтения, определяя задачу чтения в соответствии с орфоэпическими нормами;
- пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым (выборочным)), осознавать и объяснять выбор вида и формы чтения для той или иной работы;
- различать художественную, научно – популярную, учебную и справочную литературу;
- ориентироваться в содержании художественного произведения, прослушанного и прочитанного;
- самостоятельно определять тему, жанр, авторскую принадлежность и главную мысль;
- выделять сюжетную линию: устанавливать причинно – следственную связь в развитии событий и их последовательность, отвечать на вопросы, задавать вопросы и дополнять ответы одноклассников по сюжету произведения;
- работать с учебным, научно – популярным и справочным текстами: понимать смысл, определять тему и выделять микро-темы (подтемы), отвечать на вопросы и задавать вопросы по тексту, дополнять ответы и подтверждать их цитатами из текста;
- понимать и объяснять поступки героев, высказать свое мнение о них, соотносить с нравственными нормами и определять авторскую позицию;
- пересказывать содержание произведения подробно, кратко или выборочно, устно или письменно;
- выразительно декламировать подготовленные стихотворные произведения;
- составлять по образцу краткую аннотацию и отзыв на литературное произведение или книгу;
- пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно находить нужную книгу в библиотеке.
Ученик получит возможность научиться:
- воспринимать художественную литературу как вид искусства;
- определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к произведениям, героям и их поступкам;
- отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения художественного произведения;
- сравнивать художественные и научно – популярные произведения, выделять две – три отличительные особенности;
- формулировать свою мысль в форме монологического высказывания небольшого объема (повествование, рассуждение, описание) с опорой на авторский текст;
- работать с детскими периодическими изданиями (журналы и газеты): находить нужную информацию, знакомиться с современной детской литературой.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
- различать тексты произведений: стихотворный и прозаический, учебный, художественный и научно – популярный, соотносить типы текста с жанром;
- сопоставлять жанры произведений фольклора (сказка, былина, песня, пословица, загадка) по структуре;
- использовать в речи литературоведческие понятия: произведение, тема и главная мысль произведения, диалог, монолог, герой произведения, автор произведения, жанр произведения, автор – герой произведения, автор – рассказчик, главный и второстепенный герои, положительные и отрицательные герои произведения;
- практически находить в тексте произведения средства выразительности – эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры и объяснить их роль;
- подбирать к словам синонимы и антонимы, ориентируясь на их контекстное значение.
Ученик получит возможность научиться:
- сравнивать и характеризовать тексты, используя литературоведческие понятия (прозаическая и стихотворная форма, фольклорное и авторское произведение);
- находить в тексте диалоги и монологи героев произведений, описания (пейзажи и портреты героев), повествования и рассуждения;
- различать понятия «произведение», «книга», «периодические издания» (газеты, журналы), использовать их для решения учебных задач.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
- читать по ролям литературное произведение, инсценировать произведение, моделировать «живые картины» к эпизодам произведения или элементам сюжета (вступление, кульминация, заключение);
- создавать по аналогии произведения разных жанров (загадки, сказки, рассказы, былины);
- выполнять индивидуально, в парах или группах тематические проекты (собирать информацию, оформлять материал по проекту в виде рукописных книг, книг – самоделок; представлять результаты работы на конкурсах, предметных неделях, библиотечных уроках, школьных праздниках;
- писать небольшие сочинения на заданную тему по иллюстрациям или репродукциям картин к произведению; отзывы о произведениях, о героях произведений.
Ученик получит возможность научиться:
- творчески пересказывать текст произведения от имени героя, от лица автора, от своего имени;
- сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам; пересказывать текст с зачитыванием отдельных эпизодов, читать произведение
- с рассказыванием и чтением наизусть отдельных эпизодов; создавать собственные тексты (повествование – по аналогии; рассуждение –развернутый ответ на вопрос; описание – характеристика героя или пейзаж).
Раздел « «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
- находить и выделять главную и второстепенную информацию в тексте произведения;
- прогнозировать содержание книги, исходя из названия (фамилия автора и заголовок) и анализа ее структуры (оглавление (содержание), аннотация, титульный лист);
- работать с моделями, таблицами, схемами: сравнивать, дополнять, составлять
- использовать моделирование для решения учебных задач;
- использовать информацию из текстов произведений для описания пейзажей, портретов героев;
- пользоваться разными источниками информации, печатными и электронными справочниками (словари, энциклопедии), соответствующими возрасту, сравнивать информацию из разных источников.
Ученик получит возможность научиться:
- находить явную и скрытую (контекстуальную) информацию в тексте произведения;
- находить необходимую информацию о книгах, авторах книг и произведений в справочниках и энциклопедиях, в том числе электронных;
- собирать информацию для выполнения проектов по темам и разделам, обобщать, развивая эрудицию и читательский кругозор;
- сопоставлять информации, полученную из нескольких источников, выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
- Содержание учебного предмета.
Программа учебного предмета « Литературное чтение» на уровне начального общего образования предполагает изучение следующих разделов:
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
1 класс - 66 часов
Мир сказок (15 ч.)
Русские народные сказки, сказки А. Пушкина, С. Маршака, К. Чуковского, В. Бианки, В. Сутеева, Е. Чарушина. Сказки Ш. Перро, бр. Гримм, Х.К. Андерсена, Дж. Харриса.
Учимся уму-разуму (18 ч.)
Стихи, рассказы, сказки Л. Пантелеева, Е. Ильиной, Е. Благининой, Е. Пермяка, В. Железникова, Н. Носова, В. Драгунского, А. Барто, Б. Житкова, В. Осеевой, Я. Акима, И.Бутмин, Е.Пермяк.
Мир родной природы (14 ч.)
Произведения устного народного творчества; стихи Н. Некрасова, С. Есенина, А. Блока, Е. Трутневой, А. Барто; рассказы и сказки М. Пришвина, Г. Скребицкого, М. Михайлова, В. Белова, Г.Цыферов, С.Чѐрный, И.Соколов-Микитов, И.Шевчук, Л.Толстой, В.Бианки, Э.Машковская.
О наших друзьях-животных (11 ч.)
Стихи, рассказы, сказки: М.Михайлов, В.Сутеев, А.Блок, Е.Чарушин, А.Барто, Н.Сладков, С.Михалков, И.Мазнин, Ю.Коваль, Дж.Родари.
О тебе, моя Родина (7 ч.)
Пословицы о Родине, стихи и рассказы: С. Дрожжин, Е. Серова, С. Романовский, А.Плещеев.
2 класс – 102 часа
« О нашей Родине» (5ч.)
Стихотворения о Родине Ф.Савинова, И.Никитина, А.Прокофьева, Н.Рубцова, рассказы о Родине С.Романовского.
«Народная мудрость» (5ч.)
Песни, былины, малые жанры фольклора.
«О детях и для детей» (14ч.)
Разножанровые произведения о детях и для детей А.Барто, Б.Заходера, С.Баруздина, А.Рубинова, Е.Пермяка, С.Михалкова, Н.Носова, П.Воронько, Г.Сапгира, скороговорки, народные сказки, басни И.Крылова и Л Толстого, литературные сказки В.Сутеева, В Осеевой, Л.Пантелеева, В.Катаева, рассказы М.Зощенко, Я.Акима,А.Митта, В Берестова, в Беспалькова.
«Произведения о родной природе» (16ч.)
Народные и литературные сказки братьев Гримм, Х.-К.Андерсена, Б.Заходера.
«Произведения о зимней природе»( 14ч.)
Произведения о зиме З.Александровой, К Ушинского, С.Иванова, С.Есенина, И.Соколова-Микитова, Э.Шима, М.Пришвина, Е Пермяка, И.Сурикова, В.Даля, Н.Некрасова, В.Одоевского, Г.Скребицкого, И.Белякова, русские и зарубежные народные сказки.
«Здравствуй, праздник новогодний!» (4ч.)
Произведения о новогоднем празднике С.Михалкова, Х.-К.Андерсена, А.Гайдара, С.Маршака, С.Городецкого.
«О братьях наших меньших» (16ч.)
Произведения о животных В.Жуковского, ККоровина, К.Ушинского, Е.Благининой, М.Пришвина, Н.Рубцова, П.Комарова, Е.Чарушина, В.Бианки. М.Дудина, К.Паустовского, народные и авторские сказки Д.Мамина-Сибиряка, Р.Киплинга.
«Лис Миккель и другие» (зарубежные сказки) (11ч.)
Сказки народов мира.
«Семья и я» (9ч.)
Фольклорные произведения о семье, произведения о семье Л.Толстого, М.Лермонтова, Е.Пермяка, С.Аксакова, В.Осеевой, А.Майкова, И.Панькина, А.Плещеева, Л. Воронковой, Ю.Коринца, С.Михалкова, В.Солоухина, Б.ЗаходераС.Баруздина, К.Курашкевича.
«Там чудеса…» (волшебные сказки) (8ч.)
Народные сказки, сказки А.Пушкина, Ш. Перро, Л.Кэрролл.
3 класс – 102 часа
«Устное народное творчество» (12ч.)
Сказки народов России, былины, малые жанры фольклора.
«Басни» (2ч.)
Басни Эзопа и И.Крылова.
«Произведения А.С.Пушкина» (6ч.)
«Улукоморья дуб зеленый…», отрывки из поэмы «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», стихотворения «Вот вечер, тучи нагоняя…», «Зимний вечер», «Няне»
«Стихи русских поэтов» (4ч.)
Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою зимою…»; А.Майков «Осень»; А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поет, глаза прищуря…»; И.Бунин «Листопад».
«Произведения Л.Н.Толстого» (6ч.)
Сказки «Два брата», «Ореховая ветка», «Работник Емельян и пустой барабан»; басня «Белка и Волк»; рассказы «Лебеди», «Зайцы», «Лев и собачка», «Прыжок»; былина «Как боролся русский богатырь».
«Произведения Н.А.Некрасова» (6ч.)
Стихотворения «Крестьянские дети», «Мужичок с ноготок», «Славная осень…», «Зеленый Шум», «Мороз-воевода»; отрывок из поэмы «Саша».
«Произведения А.П.Чехова (3ч.)
«Степь» (отрывок), «Белолобый», «Ванька» (дополнительно:Л.Андреев «Кусака»).
«Сказки зарубежных писателей» (3ч.)
Ш.Перро «Подарки феи».
Ц.Топелиус «Солнечный луч в ноябре», «Зимняя сказка». Х.-К.Андерсен «Снеговик».
Братья Гримм «Умная дочь крестьянская».
«Стихи русских поэтов» (5ч.)
Стихи о детях, о Родине, о родной природе:
И.Никитин «Русь», «Утро», «Помню я: бывало, няня…». И.Суриков «Детство».
С.Дрожжин «Привет», «Зимний день». Ф.Глинка «Москва».
«Произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка (6ч.)
Рассказы о животных: «Приѐмыш», «Умнее всех», «Постойко». (Дополнительно:В.Астафьев «Стрижонок Скрип».)
«Произведения А.И.Куприна (6ч.)
«Синяя звезда», «Барбос и Жулька», «Собачье счастье».
«Стихи С.А.Есенина» (5ч.)
Стихи о Родине, о природе, для детей: «Я покинул родимый дом», «Нивы сжаты, рощи голы…», «Берѐза», «Сыплет черѐмуха снегом…», «Бабушкины сказки».
(Дополнительно:И.Тургенев «Деревня».)
«Произведения К.Г.Паустовского» (6ч.)
Сказка «Стальное колечко», рассказы «Кот-ворюга», «Какие бывают дожди?», «Заячьи лапы», «Тѐплый хлеб».
(Дополнительно:И.С.Тургенев «Воробей».)
«Произведения С.Я.Маршака» (3ч.)
Стихи «Урок родного языка», «Ландыш». Пьеса-сказка «Кошкин дом».
«Произведения Л.Пантелеева» (5ч.)
«Честное слово», «Камилл и учитель», «Фенька», «Новенькая». (Дополнительно:В.Осеева «Бабка».)
«Произведения А.П.Гайдара» (4ч.)
«Горячий камень», «Тимур и его команда».
«Произведения М.М.Пришвина» (5ч.)
«Моя Родина», «Двойной след», «Выскочка», «Жаркий час».
«Произведения зарубежных писателей» (13ч.)
Дж. Лондон «Бурый волк». Э.Сетон-Томпсон «»Чинк».
(Дополнительно:Дж.Чиарди «Джон ДжейПленти и кузнечик Дэн».)
4 класс – 102 часа
«Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни» (8ч.)
Малые жанры фольклора.
Сказка «Иван-царевич и Серый волк». (Дополнительно:«Марья Моревна».) Былина «ВолхВсеславович». (Дополнительно:«ВольгаСвятославич».) «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком». Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчении».
«Басни. Русские баснописцы» (5ч.)
И.Крылов «Стрекоза и Муравей», «Крестьянин в беде»., «Мартышка и очки», «Квартет», «Осѐл и Соловей».
И.Хемницер «Стрекоза», «Друзья». Л.Н.Толстой «Стрекоза и муравьи». А.Измайлов «Кукушка», «Лестница». И.Дмитриев «Муха», «Петух, кот и мышонок».
«Произведения В.А.Жуковского» (5ч.)
Стихотворения «Песня», «Ночь», «Вечер», «Загадки». Сказка «Спящая царевна», «Сказка о царе Берендее…».
«Произведения А.С.Пушкина» (4ч.)
Стихотворения «Осень», «И.И.Пущину», «Зимняя дорога». «Сказка о золотом петушке».
«Песнь о вещем Олеге».
«Произведения М.Ю.Лермонтова» (3ч.)
Стихотворения «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус», «Горные вершины», «Утѐс», «Казачья колыбельная песня».
«Произведения П.П.Ершова» (3ч.)
Сказка «Конѐк-Горбунок». Стихотворение «Кто он?»
«Произведения В.М.Гаршина» (3ч.)
Сказки «Лягушка-путешественница», «Сказка о жабе и розе».
«Произведения русских писателей о детях» (3ч.)
Н. Гарин-Михайловский «Старый колодезь» (глава из повести «Детство Тѐмы». К.Станюкович «Максимка».
Д.Мамин-Сибиряк «Вертел».
«Произведения зарубежных писателей» (8ч.)
В.Гюго «Козетта» (отдельные главы).
М.Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки), «Приключения Гекльберри Финна» (1-2 главы).
Х.-К.Андерсен. Сказки «Дикие лебеди», «Девочка со спичками»; стихотворение «Дети года».
«В мире книг» (6ч.)
Библейское предание «Суд Соломона». Древнегреческие мифы «Арион», «Дедал и Икар». Славянский миф «Ярило-Солнце».
Древнеиндийские мифы «Творение», «Создание ночи». Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И».
«Деятельность Ярослава. Похвала книгам», «Наставления Ярослава Мудрого», «Повесть о Константине и Мефодии», «Повесть о Никите Кожемяке», «Поучение Владимира Мономаха детям» (отрывки из «Повести временных лет»).
«О князе Владимире» (отрывок из жития).
«Произведения Л.Н.Толстого» (9ч.)
«Воспоминания Л.Н.Толстого»,. Рассказы «Акула», «Черепаха», «Русак». Сказка «Два брата».
Басня «Мужик и водяной». Былина «Святогор-богатырь».
«Стихи А.А.Блока» (2ч.)
«Россия», «Рождество», «На поле Куликовом».
«Стихи К.Д.Бальмонта» (6ч.)
«Россия», «К зиме», «Снежинка», «Камыши», «У чудищ», «Как я пишу стихи», «Русский язык», «Золотая рыбка».
«Произведения А.И.Куприна» (4ч.)
«Скворцы», «Четверо нищих», очерк «Сказки Пушкина», «Воспоминания об А.П.Чехове». (Дополнительно:Э.Сетон-Томпсон «Виннипегский волк»; В Песков « В гостях у Сетон-Томпсона».)
«Стихи А.И.Бунина» (2ч.)
Гаснет вечер, даль синеет…», «Детство», «Листопад» (отрывок).
«Произведения С.Я.Маршака» (7ч.)
Стихотворения «Словарь», «Загадки», «Зелѐная застава».
Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» (избранные картины); «Сказка про козла». Перевод стихотворения Р.Бѐрнса «В горах моѐ сердце».
Повесть в стихах «Ледяной остров».
«Стихи Н.А.Заболоцкого» (2ч.)
«Детство», «Лебедь в зоопарке», «Весна в лесу».
«Произведения о детях войны» (4ч.)
В.П.Катаев «Сын полка» (отдельные главы). К Симонов «Сын артиллериста».
«Стихи Н.М.Рубцова» (3ч.)
«Тихая моя родина», «Ласточка».
(Дополнительно: А Платонов. Сказка-быль «Любовь к Родине, или Путешествие воробья»; «Неизвестный цветок».
«Произведения С.В.Михалкова» (2ч.)
«Школа», «Хижина дяди Тома», «Как бы мы жили без книг?» (Дополнительно:Г.Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома».)
Басни «»Зеркало».
(Дополнительно:«Любитель книг», «Чужая беда».)
«Юмористические произведения» (2ч.)
Н.Носов «Федина задача». И.Гамазкова «Страдания».
В.Драгунский «Тайное становится явным». М.Горький «Пепе».
«Очерки» (4ч.)
И Соколов-микитов «Родина». М.Шолохов «Любимая мать-отчизна». А.Куприн «Сказки пушкина».
Н.Шер «Картины-сказки». М.Горький «О сказках», «О сказках». Р.Сеф «О стихах Джона Чиарди». Ю.Яковлев «Право на жизнь».
«Путешествия. Приключения. Фантастика» (7ч.)
Н Вагнер «Фея Фантаста», «Берѐза», «Сказка», «Руф иРуфина». (Дополнительно:Х.-К.Андерсен «Ель».)
Дж.Свифт «Гулливер в стране лилипутов» (отдельные главы).
- Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы:
Рабочая программа по классам | ||||
1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | |
Обучение грамоте | 46 | |||
Добукварный период | 8 | |||
Букварный период | 29 | |||
Послебукварный период | 9 | |||
Литературное чтение 1-4 классы | 20 | 102 | 102 | 102 |
Вводный урок | 1 | |||
Вводный урок по курсу литературного чтения | 1 | 1 | 1 | |
Мир сказок | 15 | 4 | ||
Учимся уму-разуму | 18 | |||
Мир родной природы | 14 | |||
О наших друзьях-животных | 11 | |||
О тебе, моя Родина | 7 | |||
О нашей Родине | 3 | |||
Народная мудрость | 4 | |||
О детях и для детей | 10 | |||
Уж небо осенью дышало | 3 | |||
Снежок порхает, кружится… | 12 | |||
Здравствуй, праздник новогодний! | 7 | |||
О братьях наших меньших | 10 | |||
Зарубежные сказки | 11 | |||
Семья и я | 11 | |||
Весна, весна красная… | 21 | |||
Там чудеса | 6 | |||
Устное народное творчество | 10 | |||
Басни | 2 | |||
Произведения А.С.Пушкина | 8 | 4 | ||
Стихи русских поэтов | 4 | |||
Произведения Л.Н.Толстого | 9 | 9 | ||
Произведения Н.А.Некрасова | 6 | |||
Произведения А.П.Чехова | 5 | |||
Сказки зарубежных писателей | 4 | |||
Стихи русских поэтов | 5 | |||
Произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка | 5 | |||
Произведения А.И.Куприна | 5 | 4 | ||
Стихи С.А.Есенина | 5 | |||
Произведения К.Г.Паустовского | 10 | |||
Произведения С.Я.Маршака | 3 | 7 | ||
Произведения Л.Пантелеева | 4 | |||
Произведения А.П.Гайдара | 5 | |||
Произведения М.М.Пришвина | 6 | |||
Произведения зарубежных писателей | 6 | 8 | ||
Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни | 8 | |||
Басни. Русские баснописцы | 5 | |||
Произведения В.А.Жуковского | 5 | |||
Произведения М.Ю.Лермонтова | 3 | |||
Произведения П.П.Ершова | 3 | |||
Произведения В.М.Гаршина | 3 | |||
Произведения русских писателей о детях | 3 | |||
В мире книг | 6 | |||
Стихи А.А.Блока | 2 | |||
Стихи К.Д.Бальмонта | 6 | |||
Стихи А.И.Бунина | 2 | |||
Стихи Н.А.Заболоцкого | 2 | |||
Произведения о детях войны | 4 | |||
Стихи Н.М.Рубцова | 3 | |||
Произведения С.В.Михалкова | 2 | |||
Юмористические произведения | 2 | |||
Очерки | 4 | |||
Путешествия. Приключения. Фантастика | 7 | |||
Итого: | 66 | 102 | 102 | 102 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа для 2 класса по программе ПНШ литературное чтение
Программа разработана на основе авторской программы по литературному чтению Н.А.Чураковой, О.В.Мпалаховский "Программы по учебным предметам".Программа составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО...
Рабочая программа по чтению 3 класс, составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение»
Рабочая программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;
Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения; приобщение ребенка к лите...
Рабочая программа по: чтению. Класс: 3
Рабочая программа по: чтению. Класс: 3...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...