тематическое планирование 4 класс. Литературное чтение
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Литературное чтение. 4 класс
Составлено на основе: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. 4 класс. М.: Просвещение. 2010.
№ п/п | Дата | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | ||
I четверть (27 ч) | |||||
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч) | |||||
1 | Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. Рассматривание иллюстраций и оформление учебника | Прогнозировать содержание раздела. Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника; знать фамилии, имена и отчества писателей, произведения которых читали в 1—3 классах. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника | |||
Летописи, былины, сказания, жития (7 ч) | |||||
2 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Читать отрывки из древнерусских летописей, былины, жития о Сергии Радонежском. Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах. Сравнивать текст летописи с художественным текстом. Сравнивать поэтический и прозаический текст былины. Пересказывать былину от лица её героя. Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст. Сравнивать былины и волшебные сказки. Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки. Составлять рассказ по репродукциям картин известных художников. Описывать скульптурный памятник известному человеку. Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека. Описывать характер человека; высказывать своё отношение. Рассказать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации. Участвовать в проектной деятельности. Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя). Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять к нему внимание. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника | |||
3 | Событие летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников | ||||
4 | Из летописи «И вспомнил Олег коня своего». Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге» | ||||
5 | Поэтический текст былины «Ильины три поездочки». Прозаический текст былины в пересказе И.Корноухова | ||||
6 | Герой былины – защитник Русского государства. Картина В.Васнецова «Богатыри» | ||||
7 | Сергей Радонежский – святой земли Русской. В.Клыков «Памятник Сергию Радонежскому». Житие Сергия Радонежского | ||||
8 | Обобщающий урок-игра «Летописи, былины, сказания, жития». Оценка достижений. Проект «Создание календаря исторических событий» | ||||
Чудесный мир классики (17 ч) | |||||
9 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Наблюдать за развитием событий в сказке. Сравнивать начало и конец сказки. Составлять самостоятельно план. Пересказывать большие по объёму произведения. Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям. Характеризовать героев разных жанров. Сравнивать произведения разных жанров. Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства. Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений. Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике | |||
10 | П.П.Ершов «Конёк-горбунок» | ||||
11 | П.П.Ершов «Конёк-горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. Характеристика героев | ||||
12 | А.С.Пушкин «Няне» | ||||
13 | А.С.Пушкин «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!..» | ||||
14 | А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев | ||||
15 | А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части | ||||
16 | М.Ю.Лермонтов «Дары Терека» | ||||
17 | М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб» | ||||
18 | М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок. Характеристика героев | ||||
19 | Жизнь и творчество Л.Н.Толстого | ||||
20 | Л.Н.Толстой «Детство» | ||||
21 | Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал». Басни | ||||
22 | А.П.Чехов «Мальчики» | ||||
23 | А.П.Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени | ||||
24 | Обобщающий урок – КВН «Чудесный мир классики» | ||||
25 | Оценка достижений | ||||
Поэтическая тетрадь (9 ч) | |||||
26 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания | Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов. Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть. | |||
27 | Ф.И.Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…» | ||||
II четверть (21 ч) | |||||
28 | А.А.Фет «Весенний дождь», «Бабочка» | Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. Наслаждаться поэзией, понимать и любить её. Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения. Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах. Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям. Высказывать своё мнение о герое стихотворных произведений; определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей. Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженные автором. Самостоятельно оценивать своё чтение | |||
29 | Е.А.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!» | ||||
30 | А.Н.Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения. И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями…» | ||||
31 | Н.А.Некрасов «Школьник », «В зимние сумерки нянины сказки…» | ||||
32 | И.А.Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А.Бунина | ||||
33 | Обобщающий урок-игра «Поэтическая тетрадь» | ||||
34 | Оценка достижений | ||||
Литературные сказки (11 ч) | |||||
35 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания . В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать народную и литературную сказки. Определять виды текстов. Знать отличительные особенности литературной сказки. Рассказывать о герое с опорой на текст сказки. Определять главную мысль произведения и смысл заглавия. Делить текст на части. Составлять план сказки с опорой на главные события. Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно. Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы. Составлять рекомендованный список литературы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Составлять рекомендованный список литературы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | |||
36 | В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки, подробный пересказ | ||||
37 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра | ||||
38 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст-описание в содержании художественного произведения. Герои литературного текста | ||||
39 | П.П.Бажов «Серебряное копытце» | ||||
40 | П.П.Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. Герои художественного произведения | ||||
41 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» | ||||
42 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения | ||||
43 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части, выборочный пересказ сказки. Словестное иллюстрирование. | ||||
44 | Обобщающий урок-игра «Крестики-нолики» | ||||
45 | Оценка достижений. Контрольная работа за первое полугодие | ||||
Делу время, потехе час (8 ч) | |||||
46 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени». | Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл пословицы, определяющей тему раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать без ошибок, в темпе разговорной речи. Определять нравственный смысл произведения. Определять жанр произведения. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения | |||
47 | Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения | ||||
48 | В.Ю.Драгунский «Главные реки». | ||||
III четверть (30 ч) | |||||
49 | В.Ю.Драгунский «Что любит Мишка». | Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и главной мыслью произведения. Определять прямое и переносное значение слов. Понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл. Инсценировать произведения, распределяя роли, выбирать режиссёра. Пересказывать текст от лица автора или одного из героев. Узнавать, что произведения могут рассказать о своём авторе. Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя. Готовить сообщение о писателе. | |||
50 | В.В.Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Смысл заголовка | ||||
51 | В.В.Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Инсценирование произведения | ||||
52 | Обобщающий урок «Делу время – потехе час» | ||||
53 | Оценка достижений | ||||
Страна детства (7 ч) | |||||
54 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.С.Житков «Как я ловил человечков». | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Подбирать книги по теме, рассказывать об их содержании. Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалоги. Находить смешные эпизоды из юмористических рассказов; определять отношение автора к героям. Определять, что важное и серьёзное скрывается за усмешкой автора. Анализировать возможные заголовки произведений. Использовать в своей речи средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты). Придумывать музыкальное сопровождение к прозаическому тексту. Составлять план текста. Пересказывать текст на основе плана. Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | |||
55 | Б.С.Житков «Как я ловил человечков». Герой прозведения | ||||
56 | К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». | ||||
57 | К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения | ||||
58 | М.М.Зощенко «Ёлка». | ||||
59 | Обобщающий урок «Страна детства» | ||||
60 | Оценка достижений | ||||
Поэтическая тетрадь (4 ч) | |||||
61 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Я.Брюсов «Опять сон», «Детская». | Прогнозировать содержание раздела. Подбирать любимые стихи к теме. Воспринимать на слух художественное произведение; размышлять над его содержанием. Сравнивать стихотворения разных поэтов. Определять тему, объединяющую разные произведения поэтического творчества. Определять особенности поэтического творчества разных поэтов, выражать своё отношение. Рассказывать об эпизодах из своего детства. Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением | |||
62 | С.А.Есенин «Бабушкины сказки». | ||||
63 | М.И.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства». | ||||
64 | Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов. Оценка достижений | ||||
Природа и мы (11 ч) | |||||
65 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш». | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение; высказывать своё мнение. Читать текст вслух и про себя, понимать смысл прочитанного. произведения. Характеризовать героя произведения на основе поступка. Определять отношение автора к героям на основе текста. Наблюдать, как авторы передают красоту природы с помощью слова. Объяснять нравственный смысл рассказа. Определять тему, которая объединяет рассказы в разделе, формулировать основную мысль темы. Делить текст на части. Пересказывать текст подробно и выборочно. Находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме. Составлять самостоятельно текст для энциклопедического словаря. Читать выразительно диалоги из текста. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | |||
66 | Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе | ||||
67 | А.И.Куприн «Барбос и Жулька» | ||||
68 | А.И.Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения | ||||
69 | М.М.Пришвин «Выскочка» | ||||
70 | М.М.Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка | ||||
71 | Е.И.Чарушин «Кабан» | ||||
72 | В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа | ||||
73 | В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана | ||||
74 | Обобщающий урок-конкурс «Природа и мы» | ||||
75 | Проект «Природа и мы». Оценка достижений | ||||
Поэтическая тетрадь (7 ч) | |||||
76 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. | Прогнозировать содержание раздела. Подобрать сборники стихов к выставке книг. Заучивать стихи наизусть. Воспринимать на слух художественное произведение, читать стихи выразительно. Определять настроение поэта и лирического героя. Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи. Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять. Сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике | |||
77 | Б.Л.Пастернак «Золотая осень». | ||||
78 | С.А.Клычков «Весна в лесу». | ||||
IV четверть (24 ч) | |||||
79 | Д.Б.Кедрин «Бабье лето». | Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять. Сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике | |||
80 | Н.М.Рубцов «Сентябрь». | ||||
81 | С.А.Есенин «Лебедушка» | ||||
82 | Обобщающий урок-конкурс «Поэзии прекрасные страницы». Оценка достижений | ||||
Родина (6 ч) | |||||
83 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, подбирать книги по теме. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков. Понимать особенности поэтического текста. Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения. Предполагать содержание произведения по его названию. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу Писать сценарий поэтического вечера. Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, своё отношение к Родине. Участвовать в проекте: распределять роли, находить нужную информацию, представлять её в соответствии с заданной тематикой. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | |||
84 | И.С.Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте | ||||
85 | С.Д.Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому | ||||
86 | А.В.Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…» | ||||
87 | Обобщающий урок «Родина» | ||||
88 | Проект «Они защищали Родину». Оценка достижений» | ||||
Страна Фантазия (4 ч) | |||||
89 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». | Прогнозировать содержание раздела. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Определять особенности фантастического жанра. Сравнивать и характеризовать героев произведения. Придумывать фантастические истории (с помощью учителя или самостоятельно). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | |||
90 | Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». Герои фантастического рассказа | ||||
91 | К.Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. Сравнение героев рассказов фантастического жанра. | ||||
92 | Путешествие по стране Фантазии. Оценка достижений | ||||
Зарубежная литература (10 ч) | |||||
93 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д.Свифт «Путешествие Гулливера». | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Подготовить к выставке книги зарубежных писателей. Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги выразительно. Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений. Составлять рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывать своё мнение о прочитанном произведении. Характеризовать поступки героев произведения. Пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | |||
94 | Д.Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. Герои приключенческой литературы | ||||
95 | Г.Х.Андерсен «Русалочка». Авторская сказка | ||||
96 | Г.Х.Андерсен «Русалочка». Деление произведения на части. Рассказ о Русалочке | ||||
97 | Г.Х.Андерсен «Русалочка». Характеристика героев | ||||
98 | М.Твен «Приключения Тома Сойера». | ||||
99 | М.Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков | ||||
100 | С.Лагерлёф «Святая ночь». С.Лагерлёф «В Назарете». Святое семейство. Иисус и Иуда | ||||
101 | Контрольная работа за второе полугодие | ||||
102 | Урок-игра «Литературные тайны» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развернутое тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". 3 класс
Развернутое календарно - тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса в соответствии с УМК "Школа России "...
Развернутое тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". 4 класс
Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».- 3-е изд....
календарно-тематическое планирование по литературному чтению (обучение чтению) 1 класс "Школа России" ФГОС
календарно-тематическое планирование по обучению чтению с описанием предметных, личностных и метапредметных УУД...
Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс по системе Л.В. Занкова. Включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент.
Календарно тематическое планирование соответствует требованиямс ФГОС. В планирование включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент....
Календарно- тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой "Литературное чтение" 4 класс
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Голованова "Литературное чтение" 4 класс ФГОС...
Тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса , составленное на основе предметной линии учебников "Литературное чтение"Л. Климанова, Бойкина 1 -4
Наименование учебного предмета Литературное чтение Класс 3 Срок реализации программы, учебный год 201...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...